Система ведения путевого хозяйства подчинена одной общей задаче – содержанию пути в постоянно исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов с наибольшими допускаемыми скоростями и максимально разрешёнными осевыми нагрузками. Эта задача на отечественных железных дорогах решается за счёт постоянного текущего содержания и периодических капитальных работ, назначаемых в соответствии с «Техническими условиями на работы по ремонту и планово – предупредительной выправке пути», являющимися нормативно – техническим документом путевого хозяйства.
К основным видам капитальных работ по ремонту пути относятся: усиленный капитальный, капитальный, усиленный средний, средний и подъёмочный ремонты пути.
Усиленный капитальный ремонт пути предназначен для ком-плексного обновления верхнего строения пути на путях 1 и 2 классов с по-вышением несущей способности балластной призмы и основной площадки земляного полотна.
Назначение усиленного капитального ремонта при текущем планировании в первую очередь производится при прочих равных условиях на участках, подготавливаемых:
к скоростному движению пассажирских поездов;
к обращению вагонов с повышенной осевой нагрузкой.
При усиленном капитальном ремонте пути выполняются следующие работы:
сплошная замена рельсошпальной решётки;
выправка всех круговых и переходных кривых, улучшение сопряжений кривых, удлинение и устройство прямых вставок между ними в соответствии с проектом;
выправка продольного профиля в соответствии с проектом (с устройством кривых в вертикальной плоскости, сопрягающих смежные элементы профиля);
ликвидация балластных выплесков и пучин, неустойчивых балластных шлейфов;
срезка и планировка обочин земляного полотна, восстановление и ремонт кюветов, лотков, водоотводных канав, дренажных устройств, а также уширение земляного полотна с недостаточной шириной обочин и уположение откосов насыпей до 6 метров в соответствии с типовыми поперечными профилями с обеспечением крутизны откосов 1:1,5;
расчистка русл средних и малых мостов и труб, ремонт защитных и укрепительных сооружений земляного полотна и конусов мостов;
ремонт гидроизоляции железобетонных мостов;
ликвидация негабаритных мест под путепроводами, у пассажирских платформ и других сооружений, расположенных около главных путей;
раздвижка путей на перегонах двухпутных и многопутных линий в соответствии с требованиями габарита;
очистка щебёночного балласта с доведением профиля балластной призмы до размеров, установленных для данного типа верхнего строения пути;
установка на электрифицированных линиях и участках, оборудованных автоблокировкой, типовых изолирующих стыков, стыковых соединителей или тарельчатых пружин;
ремонт имеющихся и установка новых путевых рельсосмазывателей;
замена рельсов и уравнительных приборов на мостах новыми, сплошная смена мостовых брусьев, исправление и приведение мостового настила к установленному типу на всём протяжении моста, подъёмка малых мостов согласно проектной отметке головки рельсов и устройство отводов пути к большим мостам, устройство переходных участков к мостам и тоннелям;
устройство реперной системы контроля положения пути на ремонтируемом участке, перестановка по проекту и ремонт имеющихся, а также пополнение недостающих и замена нестандартных путевых и сигнальных знаков;
ремонт или переустройство настилов переездов и проезжей части дороги на подходах к ним;
восстановление полосы отвода в требуемом объёме в соответствии с предварительно разработанной проектно-сметной документацией.
Организационные и технологические особенности выполнения работ по усиленному капитальному ремонту пути связаны прежде всего со следующими факторами:
отсутствием или наличием у исполнителя машин для глубокой очистки щебня;
необходимостью выполнения работ по понижению существующего уровня продольного уровня.
При разработке принят типовой технологический процесс усиленного капитального ремонта бесстыкового пути с укладкой пенополистирольных плит или геотекстиля с применением путевых машин утверждённого 24 мая 1996 года.
Положение о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации (Постановление расширенного заседания Коллегии Министерства путей сообщения от 14.03.2001 г.)
2.Технические условия на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути (ЦПТ53). – М. ИКЦ «Академкнига», 2004.
3.Современные технологии выполнения капитальных путевых работ Методические указания для курсового и дипломного проектирования В.Б.Захаров, В.Н.Никоноров, В.В.Соловьев; Под редакцией В.В. Соловьева – С-Пб ПГУПС, 2005.
4.Технологический процесс усиленного капитального ремонта бесстыкового пути с укладкой пенопласта на щебеночный балласт (для напрвления Санкт-Петербург – Москва), ЦП МПС, РТП, М. 1996.
5.Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ (ЦП485) МПС России.-М. Транспорт, 1997.
6.Типовая инструкция по охране труда для монтеров пути МПС России.-М. Транспорт, 2000.
7. Оформление текстовых документов Методические указания для курсового и дипломного проектирования. -С-Пб. ПГПУПС, 2002