Развитие IT-инфраструктуры в кредитных организациях (название темы выпускной квалификационной работы)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ
В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Сущность IT-инфраструктуры и особенности ее применения
в банковской деятельности 6
1.2. Бизнес-процессы кредитной организации, как основа для построения
IT-инфраструктуры 23
2. ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ 31
2.1. Характеристики IT-инфраструктуры, применяемые в кредитных
организациях 31
2.2. Анализ рынка банковских программных продуктов 38
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 50
3.1. Зарубежный опыт развития IT-Инфраструктуры 50
3.2. Предлагаемые направления развития IT-Инфраструктуры
в кредитных организациях 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ
В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Сущность IT-инфраструктуры и особенности ее применения
в банковской деятельности 6
1.2. Бизнес-процессы кредитной организации, как основа для построения
IT-инфраструктуры 23
2. ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ 31
2.1. Характеристики IT-инфраструктуры, применяемые в кредитных
организациях 31
2.2. Анализ рынка банковских программных продуктов 38
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 50
3.1. Зарубежный опыт развития IT-Инфраструктуры 50
3.2. Предлагаемые направления развития IT-Инфраструктуры
в кредитных организациях 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Не смотря на то, что информационные технологии появились относительно недавно, их развитие происходит на столько высокими темпами, что практически каждые 10 лет обновляются основные технологии. Компьютеры заняли все сферы нашей жизни и стали ее неотъемлемой частью.
В силу специфики деятельности осуществляемой кредитными учреждениями, заключающейся в работе преимущественно с информационными потоками, их автоматизация является неотъемлемым процессом развития финансово-кредитной системы. Актуальность данной темы заключается в следующем:
- рост и развитие банков и других кредитных учреждений возможны только при условии развития IT-инфраструктуры;
- IT-инфраструктура формируется при участии специалистов различных
категорий, в том числе: руководителей различных подразделений,
специалистов в области IT, программистов, системных администраторов;
- развитие IT-инфраструктуры является трудоемким и дорогостоящим процессом, который должен курироваться непосредственно высшим руководством;
- современные IT-инфраструктуры являются сложными комплексными система пронизывающие все бизнес-процессы кредитных учреждений.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является IT-инфраструктура кредитных организаций ее структура и особенности построения. Предметом исследования является автоматизации бизнес-процессов в кредитных учреждениях.
Целью данного исследования является изучение современных систем автоматизации деятельности кредитных организаций, эффективности внедрения систем автоматизации и перспективных направлений развития банковского программного обеспечения.
Автором выделены следующие задачи, которые будут решены в ходе проведения данного исследования:
- определить перечень понятийно-категориального аппарата
касающегося IT-инфраструктуры в кредитных организациях;
- классифицировать элементы IT-инфраструктуры в кредитных организациях по отличительным признакам;
- изучить различия и сходства в построении IT-инфраструктур в кредитных организациях разных типов;
- провести анализ представленных на рынке систем автоматизации банковской деятельности;
- изучить российскую и зарубежную практику внедрения различных автоматизированных систем, и предложить практические рекомендации по совершенствованию IT-инфраструктуры в кредитных организациях.
В результате проведения данного исследования предполагается выявить ключевые факторы успешного построения IT-инфраструктуры.
При исследовании применяются следующие методы:
- изучение профессиональной литературы;
- изучение нормативно-правовых актов;
- изучение информации из открытых источников;
- изучение данных из зарубежных источников;
- анализ и синтез информации из различных источников;
- сравнение;
- классификация.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней классифицируются составные элементы IT-инфраструктуры, и способы их модернизации, влияющие на повышения эффективности всей IT- инфраструктуры.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений:
- в введении представлены цели и задачи исследования, описана актуальность темы исследования;
- в первой главе рассмотрены теоретические аспекты построения IT- инфраструктуры, сущность IT-инфраструктуры и особенности ее применения в банковской деятельности, также рассмотрены бизнес-процессы кредитной организации, как основа для построения IT-инфраструктуры;
- во второй главе приводятся данные об опыте внедрения различных программных продуктов в кредитных учреждениях, характеристика IT-инфраструктуры, применяемой в кредитных организациях, также проведен анализ рынка банковских программных продуктов;
- в третьей главе изучены перспективные направления развития IT- инфраструктуры в кредитных организациях, изучен зарубежный опыт развития IT-инфраструктуры, выделены направления, предлагаемые для развития IT- инфраструктуры;
- в заключении подводятся итоги по проведенной работе, выделяются и обобщаются ключевые выводы, сделанные в ходе проведения исследования.
Теоретической основой исследования послужили работы Волковой, Борисовой, Дедовской, Золоторюка, различные статистические данные, публикации в научных журналах, а так же отчетность кредитных организаций и информация на сайтах компаний-разработчиков программных продуктов.
При проведении исследования применялись следующие методы и подходы:
- сравнительный и комплексный анализ;
- классификация;
- индуктивный метод;
- обобщение.
В силу специфики деятельности осуществляемой кредитными учреждениями, заключающейся в работе преимущественно с информационными потоками, их автоматизация является неотъемлемым процессом развития финансово-кредитной системы. Актуальность данной темы заключается в следующем:
- рост и развитие банков и других кредитных учреждений возможны только при условии развития IT-инфраструктуры;
- IT-инфраструктура формируется при участии специалистов различных
категорий, в том числе: руководителей различных подразделений,
специалистов в области IT, программистов, системных администраторов;
- развитие IT-инфраструктуры является трудоемким и дорогостоящим процессом, который должен курироваться непосредственно высшим руководством;
- современные IT-инфраструктуры являются сложными комплексными система пронизывающие все бизнес-процессы кредитных учреждений.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является IT-инфраструктура кредитных организаций ее структура и особенности построения. Предметом исследования является автоматизации бизнес-процессов в кредитных учреждениях.
Целью данного исследования является изучение современных систем автоматизации деятельности кредитных организаций, эффективности внедрения систем автоматизации и перспективных направлений развития банковского программного обеспечения.
Автором выделены следующие задачи, которые будут решены в ходе проведения данного исследования:
- определить перечень понятийно-категориального аппарата
касающегося IT-инфраструктуры в кредитных организациях;
- классифицировать элементы IT-инфраструктуры в кредитных организациях по отличительным признакам;
- изучить различия и сходства в построении IT-инфраструктур в кредитных организациях разных типов;
- провести анализ представленных на рынке систем автоматизации банковской деятельности;
- изучить российскую и зарубежную практику внедрения различных автоматизированных систем, и предложить практические рекомендации по совершенствованию IT-инфраструктуры в кредитных организациях.
В результате проведения данного исследования предполагается выявить ключевые факторы успешного построения IT-инфраструктуры.
При исследовании применяются следующие методы:
- изучение профессиональной литературы;
- изучение нормативно-правовых актов;
- изучение информации из открытых источников;
- изучение данных из зарубежных источников;
- анализ и синтез информации из различных источников;
- сравнение;
- классификация.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней классифицируются составные элементы IT-инфраструктуры, и способы их модернизации, влияющие на повышения эффективности всей IT- инфраструктуры.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений:
- в введении представлены цели и задачи исследования, описана актуальность темы исследования;
- в первой главе рассмотрены теоретические аспекты построения IT- инфраструктуры, сущность IT-инфраструктуры и особенности ее применения в банковской деятельности, также рассмотрены бизнес-процессы кредитной организации, как основа для построения IT-инфраструктуры;
- во второй главе приводятся данные об опыте внедрения различных программных продуктов в кредитных учреждениях, характеристика IT-инфраструктуры, применяемой в кредитных организациях, также проведен анализ рынка банковских программных продуктов;
- в третьей главе изучены перспективные направления развития IT- инфраструктуры в кредитных организациях, изучен зарубежный опыт развития IT-инфраструктуры, выделены направления, предлагаемые для развития IT- инфраструктуры;
- в заключении подводятся итоги по проведенной работе, выделяются и обобщаются ключевые выводы, сделанные в ходе проведения исследования.
Теоретической основой исследования послужили работы Волковой, Борисовой, Дедовской, Золоторюка, различные статистические данные, публикации в научных журналах, а так же отчетность кредитных организаций и информация на сайтах компаний-разработчиков программных продуктов.
При проведении исследования применялись следующие методы и подходы:
- сравнительный и комплексный анализ;
- классификация;
- индуктивный метод;
- обобщение.
В современном мире объемы информации достигли колоссальных объемов и скорость обработки данных несравнима с показателями тридцати летней давности. Связано это с использованием компьютерных технологий во всех сферах жизни. Более того развитие продолжается и объемы данных увеличиваются в геометрической прогрессии, что требует модернизации IT- инфраструктуры .
Объектом финансово-кредитной деятельности является информация, следовательно, умение собирать, систематизировать и анализировать различные данные является залогом успеха деятельности банков и других кредитных организаций. В связи с этим, направление IT-технологий в кредитных учреждениях является одном из важнейших на сегодняшний день.
В ходе данной работы была изучена структура IT-Инфраструктуры в кредитных учреждениях, рассмотрены ее технические и программные составляющие. Изучена современная модель построения автоматизированной банковской системы. Рассмотрены классификации модулей информационных банковских систем. Проанализирован рынок автоматизированных банковских систем, проведен расчет доходности инвестиций в разные виды проектов по автоматизации. Выявлены мировые тренды развития IT-инфраструктур, определены основные направления в развитии и их экономический эффект.
IT-инфраструктура кредитной организации делится на два основных сегмента:
- техническую инфраструктуру, включающую в себя оборудование и компьютеры;
- программная инфраструктура, включающая основные программы для ведения бухгалтерского учета, различные модули для автоматизации банковских бизнес-процессов, а также вспомогательных программ, обеспечивающих функционирование системы в целом.
Основная система автоматизации банковской деятельности строится модульно. В любой информационной банковской системе имеется ядро, необходимое для ведения бухгалтерского учета по плану счетов. Модули устанавливаются в зависимости от вида деятельности, который необходимо автоматизировать. Сложность внедрения модуля автоматизации заключается в необходимости его синхронизации с ядром системы и другими модулями.
Для успешной автоматизации деятельности в кредитной организации необходимо понимать бизнес-логику каждой операции и процесса. Для этого создаются комплексные бизнес-модели, визуально представляющие бизнес- процессы в банке или иной кредитной организации. Отдельно разрабатываются бизнес -модели, отражающие структуру и состав IT-продуктов используемых в кредитной организации, что позволяет упростить навигацию по программным продукта и их модернизацию.
В ходе рассмотрения способов разработки программного обеспечения для автоматизации банковской деятельности была выявлена тенденция к покупке стороннего программного обеспечения против разработки его собственными силами. Это обусловлено высоким уровнем качества программных продуктов предлагаемых на рынке, и их интегрируемости в уже используемую систему автоматизации.
Благодаря гибкости программного обеспечения, разрабатываемого сторонними разработчиками, их внедрение проходит достаточно просто при участии опытной команды. На практике целые модули внедряются за относительно короткие промежутки времени.
На сегодняшний день на российском рынке представлено достаточно большое количество программных продуктов используемых для автоматизации банковской деятельности. Не смотря на жесткую регламентированность банковской деятельности и схожесть построения структур банков, программные продукты разработанные разными вендорами имею различия, как в технической ее части, так и в прикладной.
В ходе анализа расходов по внедрению системы дистанционного банковского обслуживания в ОАО «Альфа-банк», было проведено сравнение затрат возникающих при приобретении программного-обеспечения у сторонних разработчиков, при разработке системы удаленного управления счетами собственными силами и при открытии филиала. В результате сравнения затрат было выявлено, что затраты на покупку системы дистанционного обслуживания и при ее разработке собственными силами примерно равны, но значительно меньше, чем при расширении филиальной сети на один дополнительный офис.
В ходе анализа затрат на внедрение системы дистанционного банковского обслуживания и их структуры было выявлено, что наибольший удельный вес имеет стоимость приобретения программного продукта у разработчиков, примерно 82,4%. Также была рассчитана рентабельность внедрения системы дистанционного банковского обслуживания. В результате анализа было выявлено, что внедрение системы является высокорентабельным проектом и окупается менее чем за два год эксплуатации.
Также был проведен анализ состояния банковского рынка Республики Татарстан и уровня автоматизации банков, головной офис которых находится в Республике Татарстан. Стоит отметить стабильность банковского рынка в сравнении с общероссийскими показателями. В период с 2014 по 2016 год количество банков не изменилось, в то время как в целом по России их количество уменьшилось на четверть.
С точки зрения автоматизации в татарстанских банках выявлена тенденция на внедрение программ, позволяющих оптимизировать расходы, тем самым повысить эффективность деятельности и улучшить финансовый результат. Это связано с трудной экономической ситуацией на рынке и невозможностью расширения бизнеса интенсивным способом.
В ходе исследования было произведено сравнение российского рынка автоматизации с зарубежными. На данном этапе российские системы автоматизации развиваются достаточно обособленно, обусловлено это различиями в российской систему бухгалтерского учета и международных стандартах финансовой отчетности, применяемой в мире. Тем не менее, уровень развития российских программных продуктов не уступает западным аналогам, а в некоторых ситуациях даже превосходит их. Европейские и американские системы развиты лучше с технической стороны, в связи с более длинным путем развития автоматизации банковской деятельности в кредитных учреждениях. Некоторые российские системы превосходят зарубежные в части использования новейших технологий, таких как идентификация платежа по отпечатку пальца и распознавание счета по фотографии.
Развитие IT-инфраструктуры является необходимым для современных кредитных организаций. Так как использование программных продуктов для автоматизации банковской деятельности значительно повышает эффективность работы. Снижаются трудозатраты, ускоряется процесс обработки информации, снижаются операционные риски, связанные с возможностью совершения ошибки сотрудниками банка, а так же появляется возможность более комплексного и оперативного анализа состояния банка со стороны руководства.
На сегодняшний день, развитая IT-инфраструктура кредитной организации, не просто конкурентное преимущество, а залог успешной деятельности.
Объектом финансово-кредитной деятельности является информация, следовательно, умение собирать, систематизировать и анализировать различные данные является залогом успеха деятельности банков и других кредитных организаций. В связи с этим, направление IT-технологий в кредитных учреждениях является одном из важнейших на сегодняшний день.
В ходе данной работы была изучена структура IT-Инфраструктуры в кредитных учреждениях, рассмотрены ее технические и программные составляющие. Изучена современная модель построения автоматизированной банковской системы. Рассмотрены классификации модулей информационных банковских систем. Проанализирован рынок автоматизированных банковских систем, проведен расчет доходности инвестиций в разные виды проектов по автоматизации. Выявлены мировые тренды развития IT-инфраструктур, определены основные направления в развитии и их экономический эффект.
IT-инфраструктура кредитной организации делится на два основных сегмента:
- техническую инфраструктуру, включающую в себя оборудование и компьютеры;
- программная инфраструктура, включающая основные программы для ведения бухгалтерского учета, различные модули для автоматизации банковских бизнес-процессов, а также вспомогательных программ, обеспечивающих функционирование системы в целом.
Основная система автоматизации банковской деятельности строится модульно. В любой информационной банковской системе имеется ядро, необходимое для ведения бухгалтерского учета по плану счетов. Модули устанавливаются в зависимости от вида деятельности, который необходимо автоматизировать. Сложность внедрения модуля автоматизации заключается в необходимости его синхронизации с ядром системы и другими модулями.
Для успешной автоматизации деятельности в кредитной организации необходимо понимать бизнес-логику каждой операции и процесса. Для этого создаются комплексные бизнес-модели, визуально представляющие бизнес- процессы в банке или иной кредитной организации. Отдельно разрабатываются бизнес -модели, отражающие структуру и состав IT-продуктов используемых в кредитной организации, что позволяет упростить навигацию по программным продукта и их модернизацию.
В ходе рассмотрения способов разработки программного обеспечения для автоматизации банковской деятельности была выявлена тенденция к покупке стороннего программного обеспечения против разработки его собственными силами. Это обусловлено высоким уровнем качества программных продуктов предлагаемых на рынке, и их интегрируемости в уже используемую систему автоматизации.
Благодаря гибкости программного обеспечения, разрабатываемого сторонними разработчиками, их внедрение проходит достаточно просто при участии опытной команды. На практике целые модули внедряются за относительно короткие промежутки времени.
На сегодняшний день на российском рынке представлено достаточно большое количество программных продуктов используемых для автоматизации банковской деятельности. Не смотря на жесткую регламентированность банковской деятельности и схожесть построения структур банков, программные продукты разработанные разными вендорами имею различия, как в технической ее части, так и в прикладной.
В ходе анализа расходов по внедрению системы дистанционного банковского обслуживания в ОАО «Альфа-банк», было проведено сравнение затрат возникающих при приобретении программного-обеспечения у сторонних разработчиков, при разработке системы удаленного управления счетами собственными силами и при открытии филиала. В результате сравнения затрат было выявлено, что затраты на покупку системы дистанционного обслуживания и при ее разработке собственными силами примерно равны, но значительно меньше, чем при расширении филиальной сети на один дополнительный офис.
В ходе анализа затрат на внедрение системы дистанционного банковского обслуживания и их структуры было выявлено, что наибольший удельный вес имеет стоимость приобретения программного продукта у разработчиков, примерно 82,4%. Также была рассчитана рентабельность внедрения системы дистанционного банковского обслуживания. В результате анализа было выявлено, что внедрение системы является высокорентабельным проектом и окупается менее чем за два год эксплуатации.
Также был проведен анализ состояния банковского рынка Республики Татарстан и уровня автоматизации банков, головной офис которых находится в Республике Татарстан. Стоит отметить стабильность банковского рынка в сравнении с общероссийскими показателями. В период с 2014 по 2016 год количество банков не изменилось, в то время как в целом по России их количество уменьшилось на четверть.
С точки зрения автоматизации в татарстанских банках выявлена тенденция на внедрение программ, позволяющих оптимизировать расходы, тем самым повысить эффективность деятельности и улучшить финансовый результат. Это связано с трудной экономической ситуацией на рынке и невозможностью расширения бизнеса интенсивным способом.
В ходе исследования было произведено сравнение российского рынка автоматизации с зарубежными. На данном этапе российские системы автоматизации развиваются достаточно обособленно, обусловлено это различиями в российской систему бухгалтерского учета и международных стандартах финансовой отчетности, применяемой в мире. Тем не менее, уровень развития российских программных продуктов не уступает западным аналогам, а в некоторых ситуациях даже превосходит их. Европейские и американские системы развиты лучше с технической стороны, в связи с более длинным путем развития автоматизации банковской деятельности в кредитных учреждениях. Некоторые российские системы превосходят зарубежные в части использования новейших технологий, таких как идентификация платежа по отпечатку пальца и распознавание счета по фотографии.
Развитие IT-инфраструктуры является необходимым для современных кредитных организаций. Так как использование программных продуктов для автоматизации банковской деятельности значительно повышает эффективность работы. Снижаются трудозатраты, ускоряется процесс обработки информации, снижаются операционные риски, связанные с возможностью совершения ошибки сотрудниками банка, а так же появляется возможность более комплексного и оперативного анализа состояния банка со стороны руководства.
На сегодняшний день, развитая IT-инфраструктура кредитной организации, не просто конкурентное преимущество, а залог успешной деятельности.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СДЕЛОК СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020 - Стратегии кредитных организаций на рынке ценных бумаг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Инновации в банковском бизнесе
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Роль виртуального банкинга в развитии розничного бизнеса коммерческого банка
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование политики продвижения предприятия
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Влияние вступления в Европейский союз на экономику Польши
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ICO КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Финансовые инновации китайских транснациональных компаний в России
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019



