Стратегии вербального и невербального поведения в ситуациях «Ссора» и «Примирение» на материале современной художественной прозы
|
Введение 4
Глава1. Теоретические основы изучения средств вербального и невербального поведения в ситуациях повседневного общения 9
1.1 Диалог как форма устного речевого общения 9
1.2 Коммуникативная ситуация как основа анализа речевого общения....12
1.2.1 Типы ситуаций общения 15
1.3 Речевое воздействие как основная цель коммуникативного поведения 18
1.3.1 Понятия «коммуникативная стратегия» и «тактика» 20
1.4. Ссора и примирение как ситуации коммуникативного общения 26
1.4.1. Основные стратегические линии поведения коммуникантов в
ситуациях ссоры и примирения 27
1.5 Способы выражения интенций в устном общении 30
1.5.1. Речевые способы выражения интенций в устном общении 30
1.5.2. Способы выражения интенции невербальными средствами 33
1.6 Тексты художественной литературы как материал для анализа речевого общения 34
Выводы по первой главе 39
Глава II. Средства реализации речевых и неречевых стратегий в ситуациях «ссора» и «примирение» в повести Л. Петрушевской «Время ночь» 41
2.1 Повесть Л. Петрушевской «Время ночь» как материал для анализа речевого поведения коммуникантов 41
2.2.1 Средства осуществления тактических шагов при двухсторонней ссоре 42
2.2.2 Средства осуществления тактических шагов при односторонней ссоре 59
2.3. Речевое поведение коммуникантов в ситуации примирения 71
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Список использованной научной литературы 79
Список использованных словарей и справочных источников 83
Глава1. Теоретические основы изучения средств вербального и невербального поведения в ситуациях повседневного общения 9
1.1 Диалог как форма устного речевого общения 9
1.2 Коммуникативная ситуация как основа анализа речевого общения....12
1.2.1 Типы ситуаций общения 15
1.3 Речевое воздействие как основная цель коммуникативного поведения 18
1.3.1 Понятия «коммуникативная стратегия» и «тактика» 20
1.4. Ссора и примирение как ситуации коммуникативного общения 26
1.4.1. Основные стратегические линии поведения коммуникантов в
ситуациях ссоры и примирения 27
1.5 Способы выражения интенций в устном общении 30
1.5.1. Речевые способы выражения интенций в устном общении 30
1.5.2. Способы выражения интенции невербальными средствами 33
1.6 Тексты художественной литературы как материал для анализа речевого общения 34
Выводы по первой главе 39
Глава II. Средства реализации речевых и неречевых стратегий в ситуациях «ссора» и «примирение» в повести Л. Петрушевской «Время ночь» 41
2.1 Повесть Л. Петрушевской «Время ночь» как материал для анализа речевого поведения коммуникантов 41
2.2.1 Средства осуществления тактических шагов при двухсторонней ссоре 42
2.2.2 Средства осуществления тактических шагов при односторонней ссоре 59
2.3. Речевое поведение коммуникантов в ситуации примирения 71
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Список использованной научной литературы 79
Список использованных словарей и справочных источников 83
В настоящее время в лингвистике активно развивается направление, связанное с исследованием языка как средства воздействия. Перед учеными стоят вопросы, которые ставит непосредственно опыт жизненных ситуаций. В XXI веке на первый план вышли новые потребности, связанные с изучением речевых процессов, а конкретно, коммуникации; языка в его функциональном аспекте.
Речь - главное средство достижения целей общения, «использование естественно сложившейся в социуме знаковой системы языка» (Мечковская 2000). Исследованием коммуникативных ситуаций и речевого поведения занимались многие учёные, такие, как Т. Г. Винокур, И.И. Гулакова, Л.Р. Дускаева, Н. И. Формановская. Теоретическую базу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные исследованию коммуникативной деятельности и речевого воздействия: А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Петренко, А. Н. Баранов, О. С. Иссерс, Ю. К. Пирогова, Е. Ф. Тарасов, В.И. Карасик, Т.И. Попова, В. 3. Демьянков, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров и др.
Целью любого речевого воздействия является удовлетворение имеющейся у человека потребности (Леонтьев 1982). Желание удовлетворить потребности - побуждающий фактор для вступления субъекта в речевое общение с другими людьми, посредством которого он осуществляет управление их деятельностью.
Однако общение людей достаточно часто носит конфликтный характер. Ссора и примирение - неотъемлемая часть общения людей. Ссора - это, как утверждают психологи, является «зеркалом» - она отражает минусы при общении, дает возможность узнать о отношениях между людьми и их исправить.
К счастью, люди в 21 веке стараются найти мирные выходы из сложных ситуаций межличностных конфликтов. Как правильно выбрать наиболее быстрый и эффективный способ примирения - задача любого человека, оказавшегося в конфликтной ситуации. Это важно для представителей всех стран. У представителей разных наций и в каждой стране мира существуют свои особенности поведения в разных ситуациях.
Одной из возможностей узнать, понять, как ведут себя люди в ситуациях ссоры и примирения, является изучение поведения людей в этих ситуациях при чтении художественной литературы. Художественной произведение дает возможность увидеть ситуацию общения, проанализировать, оценить поведение человека.
Актуальность нашего исследования обусловлена потребностью в определении правильного выбора эффективных моделей общения в трудных ситуациях.
Объектом исследования являются тексты диалогов художественного произведения.
Предметом служат коммуникативные средства речевого поведения собеседников в ситуациях ссоры и примирения.
Гипотеза исследования: стратегии и тактики вербального и невербального поведения в коммуникативных ситуациях «Ссора» и «Примирение», выявленные на основе анализа текстов художественного произведения, могут быть квалифицированы как различные типы и виды соответственно речевым и неречевым средствам, маркирующим их.
Цель исследования - выявление стратегических линий вербального и невербального поведения участников ситуаций «Ссора» и «Примирение» и анализ языковых и неязыковых средств их реализации (функционально-семантический и культурологический аспект).
Задачи исследования:
1) Описать теоретическую базу исследования;
2) Отобрать фрагменты коммуникативных ситуаций «Ссора» и «Примирение» в повести Л. Петрушевской «Время ночь»;
3) Выявить стратегии и тактики вербального и невербального поведения участников ситуаций из отобранных фрагментов;
4) Выявить речевые средства реализации стратегий и тактики из отобранных фрагментов;
5) Квалифицировать и систематизировать;
6) Описать с лингвистической точки зрения принципы, условия и процессы реализации стратегий коммуникативных ситуаций «Ссора» и «Примирение».
В исследовании используются описательный метод, метод контекстуального и ситуативного анализа, описание лексико-тематических групп, а также общенаучные методы обобщения и сопоставления языковых факторов.
Материалом исследования стали тексты диалогов повести Л. Петрушевской «Время ночь», произведения, где, по словам критиков, «обнажается греховная сущность человека» и в то же время «главное в жизни — это любовь» (Ремизова 2007).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринята попытка разработки алгоритма анализа стратегий и тактик речевого поведения людей в двух типичных сложных ситуациях жизни, системно представлены основные коммуникативные стратегии и тактики вербального и невербального поведения и основные речевые средства, служащие их реализации.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в нем систематизирована теоретическая база изучения коммуникативного поведения на основе дилогических текстов художественного произведения, Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при разработке практических рекомендаций по выбору оптимальных стратегий и тактик речевого поведения, при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по лингвистической прагматике, культурологии, социолингвистике, теории речевого поведения.
На защиту выполняется следующие положения.
1. Ссора - типичная конфликтная ситуация, в которой используются различные способы речевого воздействия на сознание и поведение адресата с помощью лингвистических и нелингвистических средств, обусловленного особыми целями говорящего. Основной тип поведения в ситуации ссоры - некооперативный. Примирение - это восстановление отношений. Основной тип поведения в ситуации примирения - кооперативный.
2. Диалогическое общение в ситуации ссоры может иметь тип односторонней и двусторонней ссоры в зависимости от целей собеседников и стратегий их поведения - оба собеседника активно идут на некооперативное поведение при общении или нет. Далее данные типы диалогов можно квалифицировать соответственно стратегии поведения инициатора ссоры и результата общения как: «Призыв к пониманию», «Запрещение - обвинение», «Призыв к кооперации» и т.д. Диалоги в ситуации примирения имеют меньше типов. Это: «Примирение-компромисс» и «Примирение-согласие с мнением».
3. Реализуя свои стратегии и тактики, человек использует различные речевые и неречевые средства, чтобы достигнуть цели общения. Существует определенный набор лингвистических маркеров намерения коммуникативных тактик и стратегий: стилистические средства, лексические, грамматические. Эмоциональность речи героев в тексте показана при помощи пунктуационных средств и графически - это ярко проявляется в речи героев повести «Время ночь».
4. Вербальные и невербальные средства того или иного типа ссоры или примирения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Художественный текст представляет возможность проанализировать эту взаимосвязь.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении определены актуальность, научная новизна, гипотеза, объект, предмет, цель, задачи, методы, материал, практическая и теоретическая значимость.
Первая глава посвящена рассмотрению основных теоретических вопросов исследования.
Во второй главе представлены и исследованы средства реализации стратегий и тактик в ситуациях ссоры и примирения героев повести Л.Петрушевской «Время ночь», дано описание лингвистических маркеров для реализации этих стратегий и тактик.
В Заключении представлены основные выводы исследования.
Речь - главное средство достижения целей общения, «использование естественно сложившейся в социуме знаковой системы языка» (Мечковская 2000). Исследованием коммуникативных ситуаций и речевого поведения занимались многие учёные, такие, как Т. Г. Винокур, И.И. Гулакова, Л.Р. Дускаева, Н. И. Формановская. Теоретическую базу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные исследованию коммуникативной деятельности и речевого воздействия: А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Петренко, А. Н. Баранов, О. С. Иссерс, Ю. К. Пирогова, Е. Ф. Тарасов, В.И. Карасик, Т.И. Попова, В. 3. Демьянков, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров и др.
Целью любого речевого воздействия является удовлетворение имеющейся у человека потребности (Леонтьев 1982). Желание удовлетворить потребности - побуждающий фактор для вступления субъекта в речевое общение с другими людьми, посредством которого он осуществляет управление их деятельностью.
Однако общение людей достаточно часто носит конфликтный характер. Ссора и примирение - неотъемлемая часть общения людей. Ссора - это, как утверждают психологи, является «зеркалом» - она отражает минусы при общении, дает возможность узнать о отношениях между людьми и их исправить.
К счастью, люди в 21 веке стараются найти мирные выходы из сложных ситуаций межличностных конфликтов. Как правильно выбрать наиболее быстрый и эффективный способ примирения - задача любого человека, оказавшегося в конфликтной ситуации. Это важно для представителей всех стран. У представителей разных наций и в каждой стране мира существуют свои особенности поведения в разных ситуациях.
Одной из возможностей узнать, понять, как ведут себя люди в ситуациях ссоры и примирения, является изучение поведения людей в этих ситуациях при чтении художественной литературы. Художественной произведение дает возможность увидеть ситуацию общения, проанализировать, оценить поведение человека.
Актуальность нашего исследования обусловлена потребностью в определении правильного выбора эффективных моделей общения в трудных ситуациях.
Объектом исследования являются тексты диалогов художественного произведения.
Предметом служат коммуникативные средства речевого поведения собеседников в ситуациях ссоры и примирения.
Гипотеза исследования: стратегии и тактики вербального и невербального поведения в коммуникативных ситуациях «Ссора» и «Примирение», выявленные на основе анализа текстов художественного произведения, могут быть квалифицированы как различные типы и виды соответственно речевым и неречевым средствам, маркирующим их.
Цель исследования - выявление стратегических линий вербального и невербального поведения участников ситуаций «Ссора» и «Примирение» и анализ языковых и неязыковых средств их реализации (функционально-семантический и культурологический аспект).
Задачи исследования:
1) Описать теоретическую базу исследования;
2) Отобрать фрагменты коммуникативных ситуаций «Ссора» и «Примирение» в повести Л. Петрушевской «Время ночь»;
3) Выявить стратегии и тактики вербального и невербального поведения участников ситуаций из отобранных фрагментов;
4) Выявить речевые средства реализации стратегий и тактики из отобранных фрагментов;
5) Квалифицировать и систематизировать;
6) Описать с лингвистической точки зрения принципы, условия и процессы реализации стратегий коммуникативных ситуаций «Ссора» и «Примирение».
В исследовании используются описательный метод, метод контекстуального и ситуативного анализа, описание лексико-тематических групп, а также общенаучные методы обобщения и сопоставления языковых факторов.
Материалом исследования стали тексты диалогов повести Л. Петрушевской «Время ночь», произведения, где, по словам критиков, «обнажается греховная сущность человека» и в то же время «главное в жизни — это любовь» (Ремизова 2007).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринята попытка разработки алгоритма анализа стратегий и тактик речевого поведения людей в двух типичных сложных ситуациях жизни, системно представлены основные коммуникативные стратегии и тактики вербального и невербального поведения и основные речевые средства, служащие их реализации.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в нем систематизирована теоретическая база изучения коммуникативного поведения на основе дилогических текстов художественного произведения, Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при разработке практических рекомендаций по выбору оптимальных стратегий и тактик речевого поведения, при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по лингвистической прагматике, культурологии, социолингвистике, теории речевого поведения.
На защиту выполняется следующие положения.
1. Ссора - типичная конфликтная ситуация, в которой используются различные способы речевого воздействия на сознание и поведение адресата с помощью лингвистических и нелингвистических средств, обусловленного особыми целями говорящего. Основной тип поведения в ситуации ссоры - некооперативный. Примирение - это восстановление отношений. Основной тип поведения в ситуации примирения - кооперативный.
2. Диалогическое общение в ситуации ссоры может иметь тип односторонней и двусторонней ссоры в зависимости от целей собеседников и стратегий их поведения - оба собеседника активно идут на некооперативное поведение при общении или нет. Далее данные типы диалогов можно квалифицировать соответственно стратегии поведения инициатора ссоры и результата общения как: «Призыв к пониманию», «Запрещение - обвинение», «Призыв к кооперации» и т.д. Диалоги в ситуации примирения имеют меньше типов. Это: «Примирение-компромисс» и «Примирение-согласие с мнением».
3. Реализуя свои стратегии и тактики, человек использует различные речевые и неречевые средства, чтобы достигнуть цели общения. Существует определенный набор лингвистических маркеров намерения коммуникативных тактик и стратегий: стилистические средства, лексические, грамматические. Эмоциональность речи героев в тексте показана при помощи пунктуационных средств и графически - это ярко проявляется в речи героев повести «Время ночь».
4. Вербальные и невербальные средства того или иного типа ссоры или примирения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Художественный текст представляет возможность проанализировать эту взаимосвязь.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении определены актуальность, научная новизна, гипотеза, объект, предмет, цель, задачи, методы, материал, практическая и теоретическая значимость.
Первая глава посвящена рассмотрению основных теоретических вопросов исследования.
Во второй главе представлены и исследованы средства реализации стратегий и тактик в ситуациях ссоры и примирения героев повести Л.Петрушевской «Время ночь», дано описание лингвистических маркеров для реализации этих стратегий и тактик.
В Заключении представлены основные выводы исследования.
Диссертационная работа посвящена изучению стратегии вербального и невербального поведения в ситуациях «ссора» и «примирение» на материале современной художественной прозы. В работе анализируются диалоги персонажей повести Л. Петрушевской «Время ночь».
Диалогическая речь художественного текста характеризуется стремлением автора произведения подражать устной речи и воспроизводить ее нормы, т.е. структурные особенности устного речевого высказывания. Любое общение происходит в определенной ситуации. В художественном произведении диалог происходит на фоне определенного контекста, описанного автором с той или иной долей детальности.
В настоящей работе представлены коммуникативные стратегии и тактики говорящих - персонажей повести «Время ночь» в ситуациях ссоры и примирения. Коммуникативная стратегия понимается как особый коммуникативный план поведения участников общения, а коммуникативная тактика определяется как совокупность речевых действий, выполняемых коммуникантами в той или иной последовательности, которые реализуют/не реализуют коммуникативную стратегию.
В зависимости от цели инициатора диалога, от стратегии, выбранной и реализованной коммуникантами, диалог-ссора, по нашему мнению, могут разделить на два вида: одностороннюю ссора и двухстороннюю ссора. Анализ диалогов на основе учета цели инициатора ссоры дает возможность более подробной классификации и квалификации диалогов. В нашем исследовании представлены 9 типов типы двухсторонней ссоры («Призыв к пониманию», «Извращение мысли собеседника», «Игнорирование мнения собеседника», «Оскорбление личности», «Взаимное обвинение», «Запрещение - обвинение», «Призыв к помощи - обвинение», «Дискредитация», «Осуждение») и 6 типов односторонней ссоры («Извращение мысли», «Призыв к кооперации», «Призыв к пониманию», «Недовольство», «Просьба совета», «Отказ от потенциальной просьбы»). Примирение представлено в 2 диалогах - это «Примирение-компромисс» и «Примирение-согласие с мнением».
Определенная стратегия может быть осуществлена при помощи определенного набора коммуникативных тактик. Мы выявили типичные стратегии и тактики, используемые коммуникантами в ситуациях ссоры и примирения, а также выявили лингвистические маркеры реализации намерений. Лингвистические маркеры намерения отличаются большим многообразием; мы определили их в выделенных нами тактиках конфликтных ситуаций общения. При этом вербальные средства убеждения часто подкрепляются невербальными (слова автора о том, что герой плачет или кричит и др.).
Результаты, которые мы получили в ходе исследования особенностей поведения коммуникантов в ситуациях ссоры и примирения, могут составить основу построения новых описаний тактик и стратегий в сложных ситуациях межличностного общения людей, а также возможность их использования в лингводидактических целях.
Диалогическая речь художественного текста характеризуется стремлением автора произведения подражать устной речи и воспроизводить ее нормы, т.е. структурные особенности устного речевого высказывания. Любое общение происходит в определенной ситуации. В художественном произведении диалог происходит на фоне определенного контекста, описанного автором с той или иной долей детальности.
В настоящей работе представлены коммуникативные стратегии и тактики говорящих - персонажей повести «Время ночь» в ситуациях ссоры и примирения. Коммуникативная стратегия понимается как особый коммуникативный план поведения участников общения, а коммуникативная тактика определяется как совокупность речевых действий, выполняемых коммуникантами в той или иной последовательности, которые реализуют/не реализуют коммуникативную стратегию.
В зависимости от цели инициатора диалога, от стратегии, выбранной и реализованной коммуникантами, диалог-ссора, по нашему мнению, могут разделить на два вида: одностороннюю ссора и двухстороннюю ссора. Анализ диалогов на основе учета цели инициатора ссоры дает возможность более подробной классификации и квалификации диалогов. В нашем исследовании представлены 9 типов типы двухсторонней ссоры («Призыв к пониманию», «Извращение мысли собеседника», «Игнорирование мнения собеседника», «Оскорбление личности», «Взаимное обвинение», «Запрещение - обвинение», «Призыв к помощи - обвинение», «Дискредитация», «Осуждение») и 6 типов односторонней ссоры («Извращение мысли», «Призыв к кооперации», «Призыв к пониманию», «Недовольство», «Просьба совета», «Отказ от потенциальной просьбы»). Примирение представлено в 2 диалогах - это «Примирение-компромисс» и «Примирение-согласие с мнением».
Определенная стратегия может быть осуществлена при помощи определенного набора коммуникативных тактик. Мы выявили типичные стратегии и тактики, используемые коммуникантами в ситуациях ссоры и примирения, а также выявили лингвистические маркеры реализации намерений. Лингвистические маркеры намерения отличаются большим многообразием; мы определили их в выделенных нами тактиках конфликтных ситуаций общения. При этом вербальные средства убеждения часто подкрепляются невербальными (слова автора о том, что герой плачет или кричит и др.).
Результаты, которые мы получили в ходе исследования особенностей поведения коммуникантов в ситуациях ссоры и примирения, могут составить основу построения новых описаний тактик и стратегий в сложных ситуациях межличностного общения людей, а также возможность их использования в лингводидактических целях.
Подобные работы
- Стратегии вербального и невербального поведения в ситуациях «Ссора» и «Примирение» на материале современной художественной прозы
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2016 - Семейная ссора как лингвокультурный феномен в русской речевой практике
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



