ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ "ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ" В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Образ "потерянного поколения" в немецкой антивоенной прозе 7
1.2 "Возвращение" героев Ремарка в контексте предчувствия социальной
катастрофы 14
1.3 Фронтовая поэзия как пацифистская тенденция немецкого
литературного экспрессионизма 20
ГЛАВА 2. АНТИВОЕННЫЕ МОТИВЫ В НЕМЕЦКОМ КИНОЭКСПРЕССИОНИЗМЕ 24
2.1 Характеристика немецкого киноэкспрессионизма 24
2.2 "Калигаризм" как начало немецкого киноэкспрессионизма 26
2.3 Тираноборческий пафос немецкого киноэкспрессионизма 34
ГЛАВА 3. "ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ"В ЖИВОПИСИ ХХ ВЕКА. 42
3.1 Специфика немецкого экспрессионизма в живописи 42
3.2 Образ "потерянного поколения" в творчестве Отто Дикса 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Период между двумя мировыми войнами стал для Германии суровым испытанием. Последствия проигранной Первой мировой войны и ограничения, наложенные Версальским мирным договором, спровоцировали в Германии крупный экономический и социальный кризис. Массовое обнищание, безработица и гиперинфляция делали жизнь немецкого народа невероятно тяжелой, такой же тяжелой, как и становление и развитие нового демократического государства Веймарской республики на месте Германской империи. Однако одновременно с кризисной ситуацией в экономике и социальной сфере Веймарский период вошел в историю как период небывалого культурного подъема. Именно в эти суровые годы произошел настоящий расцвет творческих сил народа. С утверждением Веймарской республики в Германии произошел ряд важных и сущностных изменений. Период 1924 - 1929 годов в немецкой культуре годов в историографию как "золотые двадцатые". "Поражение в войне немецкого милитаризма и духа прусачества высвободили в немецком народе тягу к творчеству и раскрепощению духовных сил".
Процесс обновления и утраты имперского сознания охватывал не только социальную и политическую сферу, но и культурную жизнь страны. Германия стала центром мирового экспрессионизма как в живописи, так и в кино, делая духовный мир человека и сложную совокупность его чувственных переживаний лейтмотивом авангардного искусства. Расцвет постиг буквально все формы немецкого искусства, эта эпоха ознаменовалась удивительным освобождением духовного потенциала народа на фоне глубокого социального и экономического кризиса. Этот культурный подъем часто относят к периодам с самым высоким уровнем интеллектуального производства. Германия обладала передовой наукой, технологией, литературой, философией и искусством. Через мировую востребованность постоянно воспроизводимых культурных стандартов Веймарская республика смогла получить мировое признание, а также реабилитироваться перед мировым сообществом после Первой мировой войны.
Актуальность моей работы во многом обуславливается той существенной ролью, которую играло коллективное переживание немецкой нацией итогов Первой мировой войны. Также стоит отметить отсутствие в России большого количества исследований, посвященных такому феномену как "потерянное поколение" в немецкой культуре. Анализ образа "потерянного поколения" в немецком искусстве во многом является ключевым аспектом в понимании культуры послевоенной Германии, ведь справедливо будет сказать, что именно война сформировала общественно-политический дискурс Германии 1920-х годов. Война подпитывала и искусства той эпохи. Немецкая литература, живопись, кино, всякое творчество было обусловлено стремлением дать оценку военным событиям и сформировать образ судьбы человека, искалеченного войной.
В немецкой культуре этого периода совершенно особое место занимает образ "потерянного поколения". Центром внимания писателей, художников, режиссеров послевоенной Германии был травматический опыт человека на войне, невозможность социализации "неучтенных жертв войны" в суровый повседневный быт послевоенной Германии. Эти сюжеты нашли отражение в немецкой антивоенной прозе и фронтовой поэзии, на полотнах художников - экспрессионистов, перенесших на картины собственный фронтовой опыт, атмосферой страха и отчаяния пропитаны экспрессионистские фильмы послевоенной Германии. Таким образом, изучение антивоенного искусства "потерянного поколения" является важным аспектом понимания опыта рефлексии над военными событиями в немецкой культуре 1920-х годов.
Объектом данного исследования являются антивоенные мотивы в немецкой прозе, живописи и киноэкспрессионизме. Предметом исследования является образ "потерянного поколения" как пример пацифистского опыта рефлексии над военными событиями в немецкой культуре 1920-х годов. Исходя из этого, можно сформулировать цель моего исследования: изучение образа "потерянного поколения" в немецком антивоенном искусстве 1920-х годов. Исходя из цели работы я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать политические и социально - экономические предпосылки к появлению образа "потерянного поколения" в немецком искусстве.
2) Проанализировать образ "потерянного поколения" в немецкой
антивоенной прозе на примере творчества Э.М. Ремарка, а также в немецкой фронтовой экспрессионистской поэзии.
3) Обозначить связь тематики "потерянного поколения" с пацифистским пафосом немецкого экспрессионизма в кино и живописи.
4) Дать характеристику основных стилистических особенностей немецкого киноэкспрессионизма, а также проследить основные этапы его развития.
5) На примере творчества Отто Дикса проанализировать образ "потерянного поколения" в немецкой антивоенной живописи.
В своей работе я буду в основном опираться на теоретические труды о немецком экспрессионизме, в частности на такие работы как: "Демонический экран" Лотты Эйснер, "Психологическая история немецкого кино" Зигфрида Кракауэра, "Всеобщая история кино" Жоржа Садуля, "Кино" Жиля Делеза. Также в главе моей работы, посвященной киноэкспрессионизму, я буду ссылаться на таких теоретиков кино как Бэла Балаж и Пол Рота. Ореди теоретических источников экспрессионизма я использую "Энциклопедический словарь экспрессионизма" Гл. ред. П. М. Топер, труд "Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка." Лионеля Ришара. Кроме того, я использую англоязычные и немецкоязычные источники, посвященные биографии Эриха Марии Ремарка и Отто Дикса. В частности сборник интервью Ремарка в период с 1929 по 1966 "Remarque ЕМ.
Ein militanter Pazifist", а также работы Owen C.R."Erich Maria Remarque: A Critical Bio-Bibliography", "Der Fall Remarque. «Im Westen nichts Neues»: Eine Dokumentation", и F. Loffler. "Otto Dix. Leben und Werk. "
В качестве источниковедческой базы данной работы выступает толкование и анализ сюжетов, связанных с образом "потерянного поколения", в романах Эриха Марии Ремарка "На западном фронте без перемен", "Возвращение", "Черный обелиск", экспрессионистских фильмах 1920-х годов, а также в графическом цикле "Война" Отто Дикса.
Культурологический анализ образа "потерянного поколения" в немецкой культуре ХХ века придерживается следующих методологических принципов и подходов: 1) использование методологических принципов герменевтики, текстологического анализа; 2) использование принципов семантического анализа, кампаративистики; 3) биографический метод был использован для соотнесения фронтового прошлого автора с картиной мира в его творчестве; 4) на основе психологического метода были проанализированы мемуары изучаемых авторов.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа разделена на введение, основную часть, включающую в себя 3 главы, заключение и список литературы
Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) появление образа "потерянного поколения" в немецкой культуре вписывается в общий антивоенный контекст искусства Германии 1920-х годов. Переживание военного опыта подпитывало немецкую культуру, явилось отправной точкой пацифистских тенденций в литературе, кино, живописи. Культура Германии этой эпохи была сильно зависима от социально-политической обстановке в стране. Все выдающиеся достижения в сфере искусств были плодом рефлексии народом болезненного опыта прошлого, печальных последствий Первой мировой войны. факторы социального и экономического кризиса вызывали чувства тревоги, разочарования, страха перед завтрашним днем, беспомощности у немецкого народа, упаднические настроения, царившие в обществе, нашли отражение в немецком экспрессионизме и антивоенной прозе начала 1920-х гг.
2) Немецкая антивоенная проза сделала поворот к судьбе человека на войне. В центре внимания Ремарка - простые солдаты, чей быт он изображает с пугающей реалистичностью. Мотив возвращения героев с фронта играет особую роль в прозе Ремарка. Проблематика невозможности возвращения к мирной жизни стоит в центре романа "Возвращение". Нашлось место в творчестве Ремарка и мрачным предчувствиям относительно будущего Германии.
3) В полной мере тематика "потерянного поколения" проявилась в экспрессионистской живописи и киноэкспрессионизме. Художники и режиссеры - экспрессионисты как правило отражали в своем творчестве собственный фронтовой опыт, поскольку художественный язык экспрессионизма, апеллирующий эмоциями безумия, страха, беспомощности, болезненного состояния сознания прекрасно ложился на антивоенный посыл полотен Дикса, или фильма "Кабинет доктора Калигари".
4) Немецкий киноэкспрессионизм начавшийся с фильма "Кабинет доктора Калигари", привнес в немецкое кино революционные и антивоенные сюжеты. Впервые применив ряд важных для становления киноэкспрессионизма визуальных приемов, "Кабинет доктора Калигари" также ввел тираноборческий, пацифистский посыл, который был подхвачен другими видными немецкими режиссерами той эпохи. Условно до 1924 года тираноборческий пафос был сквозной темой немецкого кино, проходящей через картины Ф. В. Мурнау ("Носферату") и Ф. Ланга ("Доктор Мабузе, игрок").
5) Образ "потерянного поколения" наиболее полно проявился в антивоенных работах Отто Дикса. Сочетая в своем творчестве традиции новой вещественности и стилистики экспрессионизма, Дикс показывает ужасы фронта со всей пугающей реалистичностью. В своем знаменитом графическом цикле "Война" для Дикса важен максимальный натурализм в показе ужасов войны, смерть на войне у художника лишена всякого героического ореола, она бессмысленна, и в этой бессмысленности смерти Диксу видится чудовищное преступление.
Итоговый вывод данной работы можно сформулировать следующим образом: традиция пацифистского опыта рефлексии над военными событиями в немецком искусстве имеет богатую историю и проявляется в самых различных формах. Традиция реалистичного изображения ужасов войны нашла отражение как в немецкой антивоенной литературе, так и в живописи 1920-х годов. По сути этот натурализм - это то, что роднит прозу Ремарка и гравюры Дикса, схожее видится и в декларации войны как бессмысленного, лишенного всякой героичности преступления, которое роднит роман Ремарка "На западном фронте без перемен" с циклом гравюр Дикса "Война". Другой аспект этой рефлексии, роднящий литературу "потерянного поколения" уже с кинематографом заключается в мрачных предчувствиях тоталитарного будущего Германии. Романы Ремарка "Возвращение" и "Черный обелиск" пропитаны авторской диагностикой нарастающего в стране психоза, связанного с укреплением в обществе радикально правых, имперских настроений. В кинематографе это то явление, которое Зигфрид Кракауэр назвал движением "от бунта к раболепству". Ярким примером фильма, диагностирующим преобладание тоталитарного поведения в немецком обществе является фильм Фрица Ланга "Доктор Мабузе". В этом фильме Ланг является своеобразным продолжателем той линии мрачных предчувствий, которую мы видели в прозе Ремарка. Я возвращаюсь к цитате Кракауэра, писавшего, что Ланг показал мир "нераскрытых Мабузе", общество глубоко больное тоталитарной идеологией.
Совершенно другое видение тематики "потерянного поколения" можно проследить в деформированной оптике немецкого киноэкспрессионизма. Искусственный и мрачный мир, созданный экспрессионистами на экране является прямой метафорой "потерянного поколения". Находясь в противостоянии с натурализмом, немецкий киноэкспрессионизм ввел традицию своеобразного "бегства от реальности" в немецком искусстве, обозначил тираноборческий мотив и позволил сгенерировать ряд важных для понимания культуры послевоенной Германии метафор, транслируя главный посыл антивоенного искусства: "неограниченная власть - есть высшее зло".
1) Бела Балаш "Видимый человек. Очерк драматургии фильма". М., 1925.
2) Георг Марцинский. Метод экспрессионизма в живописи. Искусство современной Европы. Выпуск 1. Пб., Academia, 1923.
3) Гинзбург Л. Из немецкой поэзии. Век X — XX. М., 1979.
4) Жиль Делез. Кино/ Издательство Ад Маргинем,- Москва, 2004.
5) Жорж Садуль. том 4 // Всеобщая история кино. Том 3 = Histoire generale du cinema. Tome 3. Le cinema devient un art - L'avant-guerre, Denoel, 1950-1975. — Москва: Искусство, 1958.
6) Зигфрид Кракауэр. Психологическая история немецкого кино// издательство "искусство", 1977г.
7) История Германии : учебное пособие : в 3 тт. / Под общ.
ред. Б. Бонвеча, Ю. В. Галактионова I — М.: КДУ, 2008.
8) История немецкой литературы. Новое и новейшее время/ред. Дмитриева Е.Е., Маркина А.В., Павлова Н.С.//М.:РГГУ, 2014
9) Лотта Эйснер "Демонический экран"Rosebud Publishing ; Пост Модерн Текнолоджи (М.), 2010г.
10) На западном фронте без перемен. Возвращение: романы: пер. с нем./Э.М. Ремарк - В. Кондратьева. М.: Худож. лит, 1988
11) Праздник, который всегда с тобой. Э Хемингуэй, М Брук - 1966 - Прогресс.
12) Пронин В.А. История немецкой литературы: Учеб, пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2007. — 384 с.
13) Ришар Лионель. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачёв. — М.: Республика, 2003.
14) Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика / Сост. В. Н. Терехина— М.: ИМЛИ РАН, 2005.
15) Черный обелиск. Э. М. Ремарк - М.: АО “Вита-Центр, 1992
16) Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. П. М. Топер. — М.: ИМЛИ РАН, 2008.
17) Arnold Schonberg .Harmonielehre. Wien 1911; 3. Auflage 1922.
18) Der Fall Remarque. «Im Westen nichts Neues»: Eine Dokumentation. Leipzig, 1992.
19) Expressionismus: eine deutsche Kunstrevolution. D Elger, IF Walther - 1988 - Benedikt Taschen Verlag.
20) Hiller K. Begegnungen mit «Expressionisten» // Expressionismus. Aufzeichnungen und Erinnerungen der Zeitgenossen.
21) Otto Dix. O Conzelmann, O Dix - 1959 - Fackeltrager-Verlag Schmidt- Kuster
22) Otto Dix: Leben und Werk. F Loffler, O Dix - 1982 - openbibart.fr
23) Owen C.R. Erich Maria Remarque: A Critical Bio-Bibliography. Amsterdam, 1984.
24) Raabe P. Die Autoren und Bucher des literarischen Expressionismus. Ein bibliographisches Handbuch. 2. verbess. Aufl. Stuttgart, 1992.
25) Remarque ЕМ. Ein militanter Pazifist. Texte und Interviews 1929-1966. Koln, 1994.
25) The film till now: a survey of world cinema. P Rotha - 1967 - Spring books.