«Мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже XX-XXI веков
|
Введение 2
Глава 1. Япония и влияние на нее политики США 11
1.1. Японо-американские отношения на рубеже 20-21 веков 11
1.2. Современная культурная политика Японии 30
Глава 2. Экономические и политические отношения между Китаем и Японией 36
2.1. Влияние «мягкой силы» на политические отношения между Китаем и
Японией 36
2.2. Экономические связи между Китаем и Японией 55
Глава 3. Японская «мягкая сила» в Африке 66
3.1. Политический аспект африканской политики Японии 66
3.2. Экономическое сотрудничество Японии с Африканскими
государствами 76
3.3. Сотрудничество Японии и Африканского континента в социальной и
гуманитарной сферах 81
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 91
1. Источники 91
2. Литература 95
Глава 1. Япония и влияние на нее политики США 11
1.1. Японо-американские отношения на рубеже 20-21 веков 11
1.2. Современная культурная политика Японии 30
Глава 2. Экономические и политические отношения между Китаем и Японией 36
2.1. Влияние «мягкой силы» на политические отношения между Китаем и
Японией 36
2.2. Экономические связи между Китаем и Японией 55
Глава 3. Японская «мягкая сила» в Африке 66
3.1. Политический аспект африканской политики Японии 66
3.2. Экономическое сотрудничество Японии с Африканскими
государствами 76
3.3. Сотрудничество Японии и Африканского континента в социальной и
гуманитарной сферах 81
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 91
1. Источники 91
2. Литература 95
Мягкая сила» - форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. По словам американского политолога Джозефа Ная, который ввел этот термин, язык и культура страны - это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи .
При историческом и цивилизационном отличии Японии от континентальных государств Европы, Азии и Америки, это государство рассматривает традиционные механизмы проявления «мягкой силы» в качестве значительного средства завоевания лидирующих позиций в мировой политике, экономике и культуре. Кроме того, методы использования «мягкой силы», обогащенные национальными традициями, позволяют говорить о нестандартных решениях государства в этой сфере деятельности. В стремлении достичь своих политических и экономических целей Япония действует путем не прямого жесткого принуждения к сотрудничеству, а пропаганды своих ценностей, создания позитивного имиджа гуманитарной Японии.
Исходя из концепции политики «мягкой силы», действия японских властей направлены на распространение национального языка среди иностранцев и продвижению собственной культуры за границей. Ими выдвигается идея о том, что для создания благоприятного имиджа Японии за рубежом необходимо регулирование национальной культуры со стороны государства.
Если «жёсткая сила» имеет своей целью наказать и запугать противника с помощью оружия, то «мягкая сила» призвана привлечь его на свою сторону или нейтрализовать мирными средствами. В основе «мягкой силы» лежат культура и ценности, идеи, символы, мифы и т.д. В рамках политики «мягкой силы»
МИД Японии проводит на государственном уровне программы по пропаганде японского языка и в последнее время - национальной поп-культуры среди иностранцев, которые проживают на территории Японии и за её пределами.
Актуальность исследования состоит в том, что современная внешняя культурная политика Японии нацелена на создание благоприятного имиджа страны за рубежом, а также на продвижение собственных национальных интересов в мире. Для отражения такой ситуации во внешней политике, когда экономическая или военная мощь перестает быть эффективной в условиях информационной революции, её место занимает более действенная, культурная, мощь, возникло понятие «мягкая сила» («soft power»).
Степень изученности проблемы. Различные аспекты применения политики «мягкой силы» рассматривались на примере различных регионов. Так, за несколько десятилетий развития истории японо-американских отношений, по этой теме было создано большое количество исследований. Современные российские авторы достаточно взвешенно оценивают американояпонские отношения, указывая на их особенности, и находя причину этого в специфике японского менталитета. Следует назвать работы А. Богатурова, С. Вербицкого, А. Воскресенского, А. Левчука, М. Крупянко, В. Молодякова, Э. Молодяковой, О. Парамонова, М. Носова, А. Семина, Д. Стрельцова, Д. Тренина, С. Чугрова.
Особый интерес для нашего исследования вызывают работы А.И. Уткина, в которых он пытается показать историю японо-американских отношений с их зарождения в середине 18 века до наших дней .
За последние десятилетия вышло в свет огромное количество коллективных монографий по Японии, в которых очень подробно затрагивается тема внешней политики Японии, японо-американских отношений. Это,
-5
например, такой сборник как «Япония: полвека обновления» .
2
Уткин А.И. Тихоокеанская ось. - М.: Мол. Гвардия, 1988; Он же. США Япония: вчера, сегодня, завтра. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.
2 Япония: полвека обновления. - М., 1995.
В последние десятилетия большое количество работ по изучаемой теме появляется в Интернет. Современным японо-американским проблемам посвящены, например, специальные сайты, такие как www.japantoday.ru.
С.В. Чугров раскрывает специфику взаимоотношений Японии с окружающим миром, исследует особенности современного японского внешнеполитического менталитета и поведения, формирование новых
4
внешнеполитических приоритетов .
Следует отметить, что при изобилии научных публикаций о союзе Японии и США, их совместных национальных интересах, ни в отечественной, ни в зарубежной науке не существует обобщающего исследования, в котором находил бы отражение весь комплекс японо-американского экономического и военно-политического и культурного взаимодействия в глобальном и региональном измерениях, перспективы развития альянса и условия становления Японии в качестве равноправного партнера.
Научных исследований, которые посвящены японо-китайским отношениям довольно мало, главным образом, по причине отсутствия временной дистанции, дающей возможность обобщения и систематизации фактического и фактографического (историографического) материала, чтобы сделать соответствующие выводы и прогнозы. Интерес исследователей сосредоточен в основном на проблемах региона Восточной Азии в целом, либо на вопросах внутриполитического и внешнеполитического курса каждой из изучаемых стран в отдельности. Из работ, которые посвящены китайскояпонским отношениям рубежа веков, захватывающих и изучаемый период, нужно указать на труды А.В. Семина , Л.Г. Арешидзе и др.
Основной материал по изучению данной темы дают также различные статьи и обзоры как научного, так и публицистического характера, при этом большей частью в зарубежных изданиях, наиболее ценными среди которых являются научные работы, детально разрабатывающих отдельно взятые
7
вопросы двусторонних отношений в историческом плане .
Детально изучаются в отечественной исторической науке и вопросы внешней политики стран Африки. Необходимо назвать следующих африканистов, исследования которых оказали немаловажную помощь в оценке международных связей Африки при написании исследования: А.М. Васильев, Ан.А. Громыко, Т.Л. Дейч, Е.Н. Корендясов, Н.Л. Крылова, Э.Е. Лебедева, Е.А. Тарабрин, В.М. Татаринцев, В.Г. Шубин и другие. Полезными оказались для работы над исследованием также коллективные работы сотрудников Института Африки РАН, которые посвящены проблемам международных отношений и внешней политики стран Африки, в том числе, «Африка и мир в XXI веке»; «Международные проблемы стран Африки»; «Мировые державы в Африке и
о
интересы России»; «Африка в современных международных отношениях» и другие. Нужно отметить, что на протяжении многих лет африканское направление не занимало должного места в международных отношениях Японии, а Япония не входила в число наиболее активных внешних партнеров стран Африки, поэтому в российской японистике и африканистике специальных исследований по этой теме практически не было создано. 6
В целом можно констатировать, что обобщающих исследований по японской «мягкой силе» как фактору внешней политики этого государства еще не создано.
Цель исследования состоит в изучении особенностей и роли «мягкой силы» во внешней политике Японии на рубеже XX - XXI вв.
Задачи исследования:
- изучить особенности «мягкой силы» во внешней политике Японии;
- рассмотреть внешнюю политику Японии и влияние на нее политики США;
- изучить экономические и политические отношения между Китаем и Японией;
- выявить особенности международных отношений Японии и Африки на рубеже XX - XXI вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х гг. по 2010 г. В изучаемый период произошли значительные перемены в самой системе международных отношений, связанные с окончанием «холодной войны», и во взаимодействии по линии Япония - США, КНР, страны Африки. Нижняя граница диктуется окончанием «холодной войны», что логично отразилось на японо-американском альянсе в силу необходимости его адаптации к современной международной жизни. Верхняя граница обусловлена формированием современных внешнеполитических отношений Японии и влиянии на них политики «мягкой силы», которые подвержены постоянным динамичным изменениям.
Географические рамки. В исследовании нами, кроме Японии, рассматриваются американский континент, регион Восточной Азии (КНР) и страны африканского материка.
Методы исследования. Изучаемый предмет предопределил выбор системного подхода в качестве методологической основы исследования. Его использование позволяет нам рассматривать различные альянсы с Японией в качестве целостной системы, атрибуты которой возникают в процессе
осуществления внешнеполитического сотрудничества регионов и стран. Интегрирующим для исследования стал принцип историзма, выступающий как принцип познания явлений в их становлении и развитии. Значительным для исследования стал также историко-генетический подход, который основан на анализе объекта на различных этапах его функционирования и развития, что позволило проследить его эволюцию в рамках рассматриваемого нами периода.
При проведении данного исследования наряду с общенаучными (сравнение, анализ и синтез, моделирование) использовались также методы исторического познания: синхронный, предполагающий изучение объекта в контексте более широкой исторической обстановки, хронологический - как последовательное рассмотрение событий в их временной протяженности.
Объектом данной работы является политика «мягкой силы» в Японии.
Предметом исследования является «мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже ХХ - XXI вв.
Источниковая база исследования. При написании исследования источники были использованы документы исполнительной власти Японии, документы исполнительной власти США, КНР, стран Африки, а также Г олубые книги по дипломатии, которые выпускаются Министерством иностранных дел Японии. Эти ежегодные обзоры отражают официальную позицию японского правительства, содержат основные принципы политики страны в области обеспечения национальной безопасности, а также фактические и статистические данные, которые необходимы для анализа последних тенденций в рассматриваемой сфере. Официальные правительственные источники позволяют получить четкое представление об
.... 9
основных направлениях и ориентирах японской внешней политики .
К другой группе источников относятся документы, которые отражают концептуальные установки Соединенных Штатов: Стратегия национальной безопасности США нового века, Национальная военная стратегия США в XXI веке, а также документы, посвященные рассмотрению вопросов сотрудничества с Японией, специфика которых заключается в том, что они отражают мнение официальных лиц Соединенных Штатов на значимость отношений со страной восходящего солнца. Еще одна группа источников представляет собой документы о двусторонних договорах Японии и США, а также международные договоры, позволяющие проследить динамику японо-американского военнополитического альянса, возможности и ограничения сотрудничества двух стран. Данные документы демонстрируют, насколько значимыми являются для Вашингтона отношения с Японией как с главным союзником в Азии .
События, которые происходят в Восточной Азии в изучаемом периоде, отражаются в СМИ, периодических изданиях, электронных ресурсах . Поэтому в ходе написания работы использовались, прежде всего, первоисточники - документы, договоры, соглашения и официальные заявления государственных должностных лиц, размещенные на официальных интернет-страницах государственных органов КНР, Японии . Динамика китайско-японских
контактов на фоне общей внешнеполитической государственной деятельности обеих стран рассматривалась в издаваемых в России ежегодниках по Японии .
Можно выделить также несколько основных групп использованных в работе источников по внешней политике с Африкой:
- Дипломатические ежегодники МИД Японии и другие официальные
14
документы ;
- выступления японских государственных деятелей ;
- материалы встреч и переговоров на высшем уровне японских и африканских политиков ;
- официальные документы и пресс-релизы африканских организаций, прежде всего - Африканского Союза .
Определенный объем информации о наиболее актуальных событиях был найден в российских и зарубежных средствах массовой информации, как в предназначенных для широкой публики, например, «Japan Times» и «Channel News Asia», так и в специализированных изданиях по африканистике, востоковедению и международным отношениям, таких как «Foreign Affairs», «Азия и Африка сегодня» и других.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые проведен комплексный анализ динамики проявления японской политики «мягкой силы» в основных геополитических регионах мира - США, Азии, Африки. Проведенный анализ трансформации внешнеполитической деятельности Японии позволил сделать прогнозы относительно перспектив развития культурной политики «мягкой силы». Комплексное решение поставленных задач позволило определить значение политических союзов Токио и Вашингтона, Пекина, государств Африки и оценить перспективы их развития и потенциал влияния на ход событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов как для дальнейшего изучения проблематики японской внешней и культурной, гуманитарной политики. Результаты исследования могут быть использованы при написании научных работ, учебных пособий и учебников, а также в учебном процессе при подготовке лекционных курсов и практических занятий по истории международных отношений и регионоведению.
При историческом и цивилизационном отличии Японии от континентальных государств Европы, Азии и Америки, это государство рассматривает традиционные механизмы проявления «мягкой силы» в качестве значительного средства завоевания лидирующих позиций в мировой политике, экономике и культуре. Кроме того, методы использования «мягкой силы», обогащенные национальными традициями, позволяют говорить о нестандартных решениях государства в этой сфере деятельности. В стремлении достичь своих политических и экономических целей Япония действует путем не прямого жесткого принуждения к сотрудничеству, а пропаганды своих ценностей, создания позитивного имиджа гуманитарной Японии.
Исходя из концепции политики «мягкой силы», действия японских властей направлены на распространение национального языка среди иностранцев и продвижению собственной культуры за границей. Ими выдвигается идея о том, что для создания благоприятного имиджа Японии за рубежом необходимо регулирование национальной культуры со стороны государства.
Если «жёсткая сила» имеет своей целью наказать и запугать противника с помощью оружия, то «мягкая сила» призвана привлечь его на свою сторону или нейтрализовать мирными средствами. В основе «мягкой силы» лежат культура и ценности, идеи, символы, мифы и т.д. В рамках политики «мягкой силы»
МИД Японии проводит на государственном уровне программы по пропаганде японского языка и в последнее время - национальной поп-культуры среди иностранцев, которые проживают на территории Японии и за её пределами.
Актуальность исследования состоит в том, что современная внешняя культурная политика Японии нацелена на создание благоприятного имиджа страны за рубежом, а также на продвижение собственных национальных интересов в мире. Для отражения такой ситуации во внешней политике, когда экономическая или военная мощь перестает быть эффективной в условиях информационной революции, её место занимает более действенная, культурная, мощь, возникло понятие «мягкая сила» («soft power»).
Степень изученности проблемы. Различные аспекты применения политики «мягкой силы» рассматривались на примере различных регионов. Так, за несколько десятилетий развития истории японо-американских отношений, по этой теме было создано большое количество исследований. Современные российские авторы достаточно взвешенно оценивают американояпонские отношения, указывая на их особенности, и находя причину этого в специфике японского менталитета. Следует назвать работы А. Богатурова, С. Вербицкого, А. Воскресенского, А. Левчука, М. Крупянко, В. Молодякова, Э. Молодяковой, О. Парамонова, М. Носова, А. Семина, Д. Стрельцова, Д. Тренина, С. Чугрова.
Особый интерес для нашего исследования вызывают работы А.И. Уткина, в которых он пытается показать историю японо-американских отношений с их зарождения в середине 18 века до наших дней .
За последние десятилетия вышло в свет огромное количество коллективных монографий по Японии, в которых очень подробно затрагивается тема внешней политики Японии, японо-американских отношений. Это,
-5
например, такой сборник как «Япония: полвека обновления» .
2
Уткин А.И. Тихоокеанская ось. - М.: Мол. Гвардия, 1988; Он же. США Япония: вчера, сегодня, завтра. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.
2 Япония: полвека обновления. - М., 1995.
В последние десятилетия большое количество работ по изучаемой теме появляется в Интернет. Современным японо-американским проблемам посвящены, например, специальные сайты, такие как www.japantoday.ru.
С.В. Чугров раскрывает специфику взаимоотношений Японии с окружающим миром, исследует особенности современного японского внешнеполитического менталитета и поведения, формирование новых
4
внешнеполитических приоритетов .
Следует отметить, что при изобилии научных публикаций о союзе Японии и США, их совместных национальных интересах, ни в отечественной, ни в зарубежной науке не существует обобщающего исследования, в котором находил бы отражение весь комплекс японо-американского экономического и военно-политического и культурного взаимодействия в глобальном и региональном измерениях, перспективы развития альянса и условия становления Японии в качестве равноправного партнера.
Научных исследований, которые посвящены японо-китайским отношениям довольно мало, главным образом, по причине отсутствия временной дистанции, дающей возможность обобщения и систематизации фактического и фактографического (историографического) материала, чтобы сделать соответствующие выводы и прогнозы. Интерес исследователей сосредоточен в основном на проблемах региона Восточной Азии в целом, либо на вопросах внутриполитического и внешнеполитического курса каждой из изучаемых стран в отдельности. Из работ, которые посвящены китайскояпонским отношениям рубежа веков, захватывающих и изучаемый период, нужно указать на труды А.В. Семина , Л.Г. Арешидзе и др.
Основной материал по изучению данной темы дают также различные статьи и обзоры как научного, так и публицистического характера, при этом большей частью в зарубежных изданиях, наиболее ценными среди которых являются научные работы, детально разрабатывающих отдельно взятые
7
вопросы двусторонних отношений в историческом плане .
Детально изучаются в отечественной исторической науке и вопросы внешней политики стран Африки. Необходимо назвать следующих африканистов, исследования которых оказали немаловажную помощь в оценке международных связей Африки при написании исследования: А.М. Васильев, Ан.А. Громыко, Т.Л. Дейч, Е.Н. Корендясов, Н.Л. Крылова, Э.Е. Лебедева, Е.А. Тарабрин, В.М. Татаринцев, В.Г. Шубин и другие. Полезными оказались для работы над исследованием также коллективные работы сотрудников Института Африки РАН, которые посвящены проблемам международных отношений и внешней политики стран Африки, в том числе, «Африка и мир в XXI веке»; «Международные проблемы стран Африки»; «Мировые державы в Африке и
о
интересы России»; «Африка в современных международных отношениях» и другие. Нужно отметить, что на протяжении многих лет африканское направление не занимало должного места в международных отношениях Японии, а Япония не входила в число наиболее активных внешних партнеров стран Африки, поэтому в российской японистике и африканистике специальных исследований по этой теме практически не было создано. 6
В целом можно констатировать, что обобщающих исследований по японской «мягкой силе» как фактору внешней политики этого государства еще не создано.
Цель исследования состоит в изучении особенностей и роли «мягкой силы» во внешней политике Японии на рубеже XX - XXI вв.
Задачи исследования:
- изучить особенности «мягкой силы» во внешней политике Японии;
- рассмотреть внешнюю политику Японии и влияние на нее политики США;
- изучить экономические и политические отношения между Китаем и Японией;
- выявить особенности международных отношений Японии и Африки на рубеже XX - XXI вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х гг. по 2010 г. В изучаемый период произошли значительные перемены в самой системе международных отношений, связанные с окончанием «холодной войны», и во взаимодействии по линии Япония - США, КНР, страны Африки. Нижняя граница диктуется окончанием «холодной войны», что логично отразилось на японо-американском альянсе в силу необходимости его адаптации к современной международной жизни. Верхняя граница обусловлена формированием современных внешнеполитических отношений Японии и влиянии на них политики «мягкой силы», которые подвержены постоянным динамичным изменениям.
Географические рамки. В исследовании нами, кроме Японии, рассматриваются американский континент, регион Восточной Азии (КНР) и страны африканского материка.
Методы исследования. Изучаемый предмет предопределил выбор системного подхода в качестве методологической основы исследования. Его использование позволяет нам рассматривать различные альянсы с Японией в качестве целостной системы, атрибуты которой возникают в процессе
осуществления внешнеполитического сотрудничества регионов и стран. Интегрирующим для исследования стал принцип историзма, выступающий как принцип познания явлений в их становлении и развитии. Значительным для исследования стал также историко-генетический подход, который основан на анализе объекта на различных этапах его функционирования и развития, что позволило проследить его эволюцию в рамках рассматриваемого нами периода.
При проведении данного исследования наряду с общенаучными (сравнение, анализ и синтез, моделирование) использовались также методы исторического познания: синхронный, предполагающий изучение объекта в контексте более широкой исторической обстановки, хронологический - как последовательное рассмотрение событий в их временной протяженности.
Объектом данной работы является политика «мягкой силы» в Японии.
Предметом исследования является «мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже ХХ - XXI вв.
Источниковая база исследования. При написании исследования источники были использованы документы исполнительной власти Японии, документы исполнительной власти США, КНР, стран Африки, а также Г олубые книги по дипломатии, которые выпускаются Министерством иностранных дел Японии. Эти ежегодные обзоры отражают официальную позицию японского правительства, содержат основные принципы политики страны в области обеспечения национальной безопасности, а также фактические и статистические данные, которые необходимы для анализа последних тенденций в рассматриваемой сфере. Официальные правительственные источники позволяют получить четкое представление об
.... 9
основных направлениях и ориентирах японской внешней политики .
К другой группе источников относятся документы, которые отражают концептуальные установки Соединенных Штатов: Стратегия национальной безопасности США нового века, Национальная военная стратегия США в XXI веке, а также документы, посвященные рассмотрению вопросов сотрудничества с Японией, специфика которых заключается в том, что они отражают мнение официальных лиц Соединенных Штатов на значимость отношений со страной восходящего солнца. Еще одна группа источников представляет собой документы о двусторонних договорах Японии и США, а также международные договоры, позволяющие проследить динамику японо-американского военнополитического альянса, возможности и ограничения сотрудничества двух стран. Данные документы демонстрируют, насколько значимыми являются для Вашингтона отношения с Японией как с главным союзником в Азии .
События, которые происходят в Восточной Азии в изучаемом периоде, отражаются в СМИ, периодических изданиях, электронных ресурсах . Поэтому в ходе написания работы использовались, прежде всего, первоисточники - документы, договоры, соглашения и официальные заявления государственных должностных лиц, размещенные на официальных интернет-страницах государственных органов КНР, Японии . Динамика китайско-японских
контактов на фоне общей внешнеполитической государственной деятельности обеих стран рассматривалась в издаваемых в России ежегодниках по Японии .
Можно выделить также несколько основных групп использованных в работе источников по внешней политике с Африкой:
- Дипломатические ежегодники МИД Японии и другие официальные
14
документы ;
- выступления японских государственных деятелей ;
- материалы встреч и переговоров на высшем уровне японских и африканских политиков ;
- официальные документы и пресс-релизы африканских организаций, прежде всего - Африканского Союза .
Определенный объем информации о наиболее актуальных событиях был найден в российских и зарубежных средствах массовой информации, как в предназначенных для широкой публики, например, «Japan Times» и «Channel News Asia», так и в специализированных изданиях по африканистике, востоковедению и международным отношениям, таких как «Foreign Affairs», «Азия и Африка сегодня» и других.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые проведен комплексный анализ динамики проявления японской политики «мягкой силы» в основных геополитических регионах мира - США, Азии, Африки. Проведенный анализ трансформации внешнеполитической деятельности Японии позволил сделать прогнозы относительно перспектив развития культурной политики «мягкой силы». Комплексное решение поставленных задач позволило определить значение политических союзов Токио и Вашингтона, Пекина, государств Африки и оценить перспективы их развития и потенциал влияния на ход событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов как для дальнейшего изучения проблематики японской внешней и культурной, гуманитарной политики. Результаты исследования могут быть использованы при написании научных работ, учебных пособий и учебников, а также в учебном процессе при подготовке лекционных курсов и практических занятий по истории международных отношений и регионоведению.
В данном исследовании рассматривалась особенность и роль применения Японией «мягкой силы» во внешней политике на рубеже ХХ - XXI веков
Была рассмотрена проблема содержания понятия «мягкой силы» во внешней политике, а также его реальное наполнение. На рубеже ХХ - XXI веков акцент при реализации политики «мягкой силы» Страны восходящего солнца был сделан на продвижении современной популярной культуры. Сегодня эту стратегию реализуют институты «мягкой силы» Японии - Агентство по культуре, действующее в рамках Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники и МИД Японии, Японский фонд, а также японские центры, созданные в конце XX века в развивающихся государствах. При этом главным бенефициаром «мягкой силы» Японии является национальный бизнес. Таким образом, проведение политики японской «мягкой силы» направлено, в первую очередь, на достижение геоэкономических целей. Выигрышный образ Японии в глазах мира, это - успешный опыт модернизации страны, достигшей высочайшего уровня экономического развития, сопоставимого с американским и европейским, без ущерба для самобытной японской культуры. Но самый главный ресурс - это глобальное влияние в мире (и прежде всего в азиатских странах) японской поп-культуры, начиная с комиксов - манга, анимационных фильмов - анимэ, кино, поп-музыки, моды, кухни и т.д. В Токио первыми на Азиатском континенте, правда, с заметным опозданием по сравнению с западными странами, пришли к пониманию и активному использованию «мягкой силы» в качестве мощного инструмента международного влияния. Именно в таком ключе строится внешняя политика Японии. В первую очередь Япония выстраивает отношения с США. Так, формулируя три главных направления внешней политики Японии, на первое место ставится «усиление японо-американского союза», на второе - внимание к отношениям сотрудничества с соседними странами, а на третье - «усиление экономической дипломатии как вклада в возрождение японской экономики».
Союзные отношения с США, поставленные в центр внешней политики как «начало всех начал», резко ограничивают кругозор и сферу политических маневров, прежде всего потому, что этот союз не сбалансирован.
Непросто складываются отношения Японии с ее западным соседом Китаем. Территориальные инциденты последнего времени несколько разбалансировали деликатные международные отношения в Северо-Восточной Азии, с Китаем. Все это не внушает оптимизма относительно наступления «эры гармонии» в регионе. Япония возлагает большие надежды на «мягкую силу», прежде всего на влияние массовой культуры и финансирование обменов. Выросло уже целое поколение в Китае, воспитанное на японской поп-культуре. Действие «мягкой силы» должно рассматриваться как психологический итог воздействия всех ее составляющих. Важное значение в экономических отношениях двух стран имеет проникновение в Китай корпоративной культуры ведения бизнеса. Частные каналы начинают играть все более заметную роль в применении Японией «мягкой силы» в отношении КНР. Японский бизнес пока осторожно проникает в Китай, опасаясь вспышек антияпонских настроений. Но идет процесс не только создания заморских дочерних предприятий, не только перенос японских методов управления на китайскую почву. Серьезным вопросом стала передача корпоративной культуры и норм социальной ответственности бизнеса, являющихся одной из привлекательных черт японской «мягкой силы». При всей ограниченности возможностей «мягкой силы», очевидно, ей нет альтернативы, если рассчитывать на улучшение отношений в обозримом будущем. Японские специалисты считают, что терпение и целенаправленная работа помогут сохранить тот фундамент, на котором удастся построить подлинно добрососедские отношения.
Также проблемно выстраиваются взаимоотношения Японии и Африканских стран. На протяжении долгого периода времени отношения Японии с Африкой носили эпизодический характер и не занимали заметного места в ее внешнеполитической деятельности. В последние десятилетия эти отношения развиваются достаточно быстрыми темпами, став важным компонентом международной жизни, из чего следует необходимость их комплексного изучения, как современном этапе, так и в исторической ретроспективе.
Отсчет нынешнего этапа японо-африканских отношений можно вести с проведения в 1993 г. Токийской международной конференции по развитию Африки (ТИКАД - Tokyo International Conference on African
Development/TICAD). С тех пор ТИКАД проводится каждые пять лет. Конференция стала свидетельством выдвижения Африки в число приоритетных направлений внешней политики Японии.
Исходя из представленной в исследовании информации, можно сделать вывод, что ввиду сложившихся обстоятельств, в среднесрочной перспективе можно предположить дальнейшее расширение сферы сотрудничества между Японией и государствами Африки в экономической сфере, а также рост активности Японии в сфере оказания помощи развитию африканским странам.
Большое пространство для японской «мягкой силы» открывает сфера образования. Из наиболее заметных центров, где занимаются развитием научных и культурных связей с Японией и преподают японский язык, можно назвать Центр японских исследований в Преторийском университете ЮАР. При этом Африка - огромный континент, на пространстве которого Япония может реанимировать свой потенциал «мягкого» воздействия, испытывающий деструктивное влияние реформ в военной сфере. Африка в какой-то степени может стать альтернативой АТР, где японская «мягкая сила» сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны Китая и Южной Кореи, а в перспективе - Индии и стран АСЕАН.
Активизируя работу по экономическому направлению в сочетании с инструментами «мягкого» влияния, Токио способен с присущей японцам тактичностью добиться внушительных результатов в завоевании симпатий населения стран Африки. Самое важное, что японское правительство - весьма дальновидно и, по высказыванию Синдзо Абэ, отдает себе отчет в том, что
Африку сегодня нужно воспринимать не как реципиента помощи, но как партнера для роста.
Была рассмотрена проблема содержания понятия «мягкой силы» во внешней политике, а также его реальное наполнение. На рубеже ХХ - XXI веков акцент при реализации политики «мягкой силы» Страны восходящего солнца был сделан на продвижении современной популярной культуры. Сегодня эту стратегию реализуют институты «мягкой силы» Японии - Агентство по культуре, действующее в рамках Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники и МИД Японии, Японский фонд, а также японские центры, созданные в конце XX века в развивающихся государствах. При этом главным бенефициаром «мягкой силы» Японии является национальный бизнес. Таким образом, проведение политики японской «мягкой силы» направлено, в первую очередь, на достижение геоэкономических целей. Выигрышный образ Японии в глазах мира, это - успешный опыт модернизации страны, достигшей высочайшего уровня экономического развития, сопоставимого с американским и европейским, без ущерба для самобытной японской культуры. Но самый главный ресурс - это глобальное влияние в мире (и прежде всего в азиатских странах) японской поп-культуры, начиная с комиксов - манга, анимационных фильмов - анимэ, кино, поп-музыки, моды, кухни и т.д. В Токио первыми на Азиатском континенте, правда, с заметным опозданием по сравнению с западными странами, пришли к пониманию и активному использованию «мягкой силы» в качестве мощного инструмента международного влияния. Именно в таком ключе строится внешняя политика Японии. В первую очередь Япония выстраивает отношения с США. Так, формулируя три главных направления внешней политики Японии, на первое место ставится «усиление японо-американского союза», на второе - внимание к отношениям сотрудничества с соседними странами, а на третье - «усиление экономической дипломатии как вклада в возрождение японской экономики».
Союзные отношения с США, поставленные в центр внешней политики как «начало всех начал», резко ограничивают кругозор и сферу политических маневров, прежде всего потому, что этот союз не сбалансирован.
Непросто складываются отношения Японии с ее западным соседом Китаем. Территориальные инциденты последнего времени несколько разбалансировали деликатные международные отношения в Северо-Восточной Азии, с Китаем. Все это не внушает оптимизма относительно наступления «эры гармонии» в регионе. Япония возлагает большие надежды на «мягкую силу», прежде всего на влияние массовой культуры и финансирование обменов. Выросло уже целое поколение в Китае, воспитанное на японской поп-культуре. Действие «мягкой силы» должно рассматриваться как психологический итог воздействия всех ее составляющих. Важное значение в экономических отношениях двух стран имеет проникновение в Китай корпоративной культуры ведения бизнеса. Частные каналы начинают играть все более заметную роль в применении Японией «мягкой силы» в отношении КНР. Японский бизнес пока осторожно проникает в Китай, опасаясь вспышек антияпонских настроений. Но идет процесс не только создания заморских дочерних предприятий, не только перенос японских методов управления на китайскую почву. Серьезным вопросом стала передача корпоративной культуры и норм социальной ответственности бизнеса, являющихся одной из привлекательных черт японской «мягкой силы». При всей ограниченности возможностей «мягкой силы», очевидно, ей нет альтернативы, если рассчитывать на улучшение отношений в обозримом будущем. Японские специалисты считают, что терпение и целенаправленная работа помогут сохранить тот фундамент, на котором удастся построить подлинно добрососедские отношения.
Также проблемно выстраиваются взаимоотношения Японии и Африканских стран. На протяжении долгого периода времени отношения Японии с Африкой носили эпизодический характер и не занимали заметного места в ее внешнеполитической деятельности. В последние десятилетия эти отношения развиваются достаточно быстрыми темпами, став важным компонентом международной жизни, из чего следует необходимость их комплексного изучения, как современном этапе, так и в исторической ретроспективе.
Отсчет нынешнего этапа японо-африканских отношений можно вести с проведения в 1993 г. Токийской международной конференции по развитию Африки (ТИКАД - Tokyo International Conference on African
Development/TICAD). С тех пор ТИКАД проводится каждые пять лет. Конференция стала свидетельством выдвижения Африки в число приоритетных направлений внешней политики Японии.
Исходя из представленной в исследовании информации, можно сделать вывод, что ввиду сложившихся обстоятельств, в среднесрочной перспективе можно предположить дальнейшее расширение сферы сотрудничества между Японией и государствами Африки в экономической сфере, а также рост активности Японии в сфере оказания помощи развитию африканским странам.
Большое пространство для японской «мягкой силы» открывает сфера образования. Из наиболее заметных центров, где занимаются развитием научных и культурных связей с Японией и преподают японский язык, можно назвать Центр японских исследований в Преторийском университете ЮАР. При этом Африка - огромный континент, на пространстве которого Япония может реанимировать свой потенциал «мягкого» воздействия, испытывающий деструктивное влияние реформ в военной сфере. Африка в какой-то степени может стать альтернативой АТР, где японская «мягкая сила» сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны Китая и Южной Кореи, а в перспективе - Индии и стран АСЕАН.
Активизируя работу по экономическому направлению в сочетании с инструментами «мягкого» влияния, Токио способен с присущей японцам тактичностью добиться внушительных результатов в завоевании симпатий населения стран Африки. Самое важное, что японское правительство - весьма дальновидно и, по высказыванию Синдзо Абэ, отдает себе отчет в том, что
Африку сегодня нужно воспринимать не как реципиента помощи, но как партнера для роста.
Подобные работы
- Политика Японии в области обеспечения международной безопасности на рубеже XX — XXI веков
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - «Китайский фактор» в международной политике на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - «Мягкая сила» во внешней политике современной
Франции
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - «МЯГКАЯ СИЛА» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - Экономическое сотрудничество между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Экономическая дипломатия Китая на современном этапе (в Восточной Азии)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Внешняя политика Китая по отношению к странам Юго-Восточной Азии с 1990-х по 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Политика Германии по повышению мирополитического статуса страны на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В XX-XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



