Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в ДОО 9
1.1. Сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение» детей в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-
мигрантов в дошкольной образовательной организации 23
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов
дошкольного возраста в образовательных учреждениях разных стран 38
Выводы по первой главе 50
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях ДОО 52
2.1 Диагностика причин неблагоприятного течения социальной адаптации
детей-мигрантов в условиях ДОО 52
2.2 Реализация комплексной программы психолого-педагогического
сопровождения детей-мигрантов в условиях ДОО 69
2.3 Анализ и обсуждение результатов исследования 89
Выводы по второй главе 104
Библиографический список
В последние десятилетия мы наблюдаем изменение геополитической картины мира и активизацию процессов миграции населения в мире и в России. В связи с этим, проблема воспитания и образования детей мигрантов выходит на первый план.
Дети-мигранты находятся в особенно трудных условиях: ребенок- мигрант попадает в среду, отличающуюся от среды своего прежнего местожительства. По уровню своей культуры, он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, которые социально не защищены, он не знает или плохо знает язык нового места жительства, и в процессе интеграции рискует утерять собственный язык и культурные особенности своей личности [56].
Анализ научных работ показал, что исследованиями проблем миграции, адаптации и интеграции мигрантов в новой культурной среде занимались О.В. Воробьева, Б.Г.Жогино, В.А.Ионцев, Н.М.Лебедева, Т.Ф.Маслова, В.М.Моисеенко, В.И.Переведенцев, Л.Л.Рыбаковский, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, Л.А.Шайгерова, Т.Н.Юдина, Ф.Ахерна, Бочнер, Нго Ван Ле и др. Работы ученых О.В.Гукаленко, Н.Д.Зингера, В.Н.Стерликова, Т.В.Поштаревой, Г.У. Солдатовой, Е.Н.Корнеевой, Е.В.Тюрюкановой, Данг Нгуен Ань, Д.Мацумото и др. Эти труды были посвящены вопросам касающиеся личности детей-мигрантов, специфики переживания миграции в детском возрасте. Проблемы сопровождения ребенка в различных трудноразрешимых ситуациях были исследованы в трудах таких авторов, как М.Р.Бутянова, Б.С.Братусь, О.С.Гозман, М.А.Галагузова, И.В.Дубровина, Е.И.Исаева, Е.И.Казакова, Л.Е.Никитин, Р.В.Овчаров, Л.Я.Олифиренко, С.А.Расчетина, Н.Ю.Синягина, Н.Н.Суртаева, А.П.Тряпицына, Н.Е.Шуркова, А.Маслоу, К.Роджерс, Ле Нгок Ча и другие.
Несмотря на большой интерес к вопросам миграции, остается недостаточно разработанным вопрос организации и специфики системы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях дошкольных образовательных организаций.
Потребность в создании системы психолого-педагогического
сопровождения для адаптации детей-мигрантов на этапе дошкольного образования обусловлена, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте эта категория населения составляет большую (и возрастающую) проблемную социальную группу и нуждается в профессиональной помощи и защите.
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребенка в целом. Поведение становится более целенаправленным, осознанным. Формируется ответственность за свое поведение и элементы самоконтроля. Изменяется содержание процесса общения со сверстниками. Теперь поведение регулируется, в большей степени, самим ребенком с опорой на те нормы поведения, которые он усваивает.
Актуальность проблемы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте дети накапливают опыт саморегуляции поведения и навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Активно происходит освоение новых социальных ролей, нормативных ценностей, формируется представление о себе как личности.
Поэтому успешность адаптации детей-мигрантов существенно зависит от социального окружения ребенка, от тех людей, которые объясняют ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. С нашей точки зрения, именно на данном этапе дети-мигранты особенно остро нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и поддержке. Все
вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение детей - мигрантов в дошкольной образовательной организации».
Цель нашего исследования: определение условий психолого
педагогического сопровождения и поддержки детей-мигрантов на социальную адаптацию в условиях ДОО.
Объект исследования: процесс социальной адаптации детей - мигрантов в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей - мигрантов в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов обеспечит создание необходимых условий для эффективной и успешной социальной адаптации в условиях ДОО, если будет осуществляться по трем направлениям:
групповые занятия, семинары и тренинги с работниками ДОО и родителями по приобретению практических навыков управления и регуляции собственных эмоций и эмоций детей-мигрантов для успешной социальной адаптации;
консультирование всех участников образовательного процесса - педагогов, воспитателей, родителей;
разработка и реализация специальной программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях ДОО.
- определение понятий «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение»;
- определение особенностей процесса психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в дошкольной образовательной организации;
- анализ способов психолого-педагогического сопровождения детей- мигрантов в образовательных учреждениях разных стран;
- подбор и применение диагностического инструментария для выявления и определения у детей-мигрантов социальной адаптации к условиям ДОО;
- проверить опытно-экспериментальным путем реализацию и эффективность специальной программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях ДОО.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы; анализ документов ДОУ; изучение опыта работы дошкольного учреждения; анкетирование, опрос, психолого-педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологической основой работы являются:
- труды по психологии миграции (С.К. Бондырева, А.В. Дмитриев, В.В. Кочетков, В.Н. Петров, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Н.С. Южанина и
др);
- работы по проблемам адаптации детей-мигрантов в российской среде (Д.А. Александров, Е.С. Баразгова, А.Н. Гуляева, М.А. Лобас, И.В. Тихонова, Е.В. Фалунина и др.);
- исследования и рекомендации по психолого-педагогическим условиям успешной адаптации детей-мигрантов (Я.Э. Галоян, М.В. Дюжакова, И.Г. Зарипова, Н.И. Ковалева, Б. Мунхзаяа и др.).
Теоретическая значимость исследования обусловлена дефицитом методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей-мигрантов для их успешной социальной адаптации в условиях ДОО.
Практическая значимость исследования задается наличием в работе большого объема экспериментальных данных, результатов диагностик, а также методических рекомендаций, которые могут быть использованы педагогами и родителями в работе по психолого-педагогического сопровождению детей-мигрантов для их успешной социальной адаптации в условиях ДОО.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 54» Советского района г.Казани и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 112» Советского района г.Казани
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
В последние десятилетия мы наблюдаем изменение геополитической картины мира и активизацию процессов миграции населения в мире и в России. В связи с этим, проблема воспитания и образования детей мигрантов выходит на первый план.
Мы сделали предположение, что психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов обеспечит создание необходимых условий для эффективной и успешной социальной адаптации в условиях ДОО, если будет осуществляться по трем направлениям:
групповые занятия, семинары и тренинги с работниками ДОО и родителями по приобретению практических навыков управления и регуляции собственных эмоций и эмоций детей-мигрантов для успешной социальной адаптации;
консультирование всех участников образовательного процесса - педагогов, воспитателей, родителей;
разработка и реализация специальной программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях ДОО.
Чтобы проверить эту гипотезу, нами было проведено опытно - экспериментальное исследование. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы задачи.
В ходе решения первой задачи, мы выяснили, что в психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме развития личности ребенка, все чаще встречается термин «сопровождение», который используется для обозначения различных процессов, связанных в основном с оказанием помощи человеку в ходе его социализации. Теоретическая и
«педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «педагогическая помощь», «педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение».
В процессе решения второй задачи, мы в своем исследовании под психолого-педагогическим сопровождением воспитательно-образовательного процесса понимаем целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, закономерностей ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения и воспитания, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Решая третью задачу, мы определили, что психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов дошкольного возраста в условиях детского сада может быть реализовано через разработку таких мероприятий, как: адаптивная программа; разработка проекта по психолого-педагогическому сопровождению работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста. Специфика этих мероприятий - в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы с учётом этнической идентичности, языковых и национальных особенностей детей, посещающих ДОО.
Проблема образования ребенка мигранта дошкольного возраста в настоящее время является общемировой педагогической проблемой. В каждой стране дошкольное образование считается очень важным для интеграции детей-мигрантов, особенно для тех, чей родной язык отличается
от языка страны принимающей мигрантов. Для таких детей оказывается, что детский сад является единственным местом, где они имеют возможность изучать местный язык, прежде чем они поступают в школу. Без обучения основам местного языка, дети-мигранты не в состоянии преодолеть школьную программу.
В ходе решения четвертой задачи мы отобрали ряд методик:
1.Опрос родителей детей мигрантов, кающиеся непосредственно ребенка мигранта и его семьи, а именно: возраст; какое учреждение посещает; в городе проживает или в селе; год пребывания в Россию; из какой страны прибыл; национальность ребенка; количество в группе детей- мигрантов; количество детей в семье; семья (полная или неполная); с кем проживает ребенок (если не полная); уровень образования родителей; уровень владения языком ребенка; уровень религиозности семьи; какую религию исповедуют.
2.Опрос педагогов дошкольных образовательных организаций об их осведомленности по поводу технологий работы и профилактических мероприятий с детьми мигрантов.
Э.Опрос педагогов, выявляющий уровень социальной адаптации детей мигрантов к детскому саду. Данный опрос касался наиболее типичных для ребенка-мигранта проявлений по каждой из шкал: эмоциональное состояние ребенка; социальные контакты ребенка со сверстниками; социальные контакты ребенка со взрослыми; сон ребенка; аппетит ребенка.
4. Методика «Лесенка», автор Щур В.Г.
5. Методика «СОМОР». Данная методика является авторской модификацией Н.Я.Семаго методики Р. Жиля.
Анализируя результаты всех диагностик, мы пришли к выводу, что дети-мигранты показавшие низкую самооценку обладают очень высоким уровнем тревожности, неуверенность в своих силах, а также низкий уровень притязаний на успех. Многим таким детям не свойственно умение отстаивать свое мнение, так же нарушены дружеские взаимоотношения между детьми. А главное, что социальная адаптация таких детей к условиям ДОО проходила не просто, они показали уровень - усложненный. Таким образом, на социальную адаптацию влияет уровень тревожности, самооценки, застенчивости, умение налаживать дружеские контакты, неуверенность в своих силах, низкий уровень притязаний на успех и т.п.
Решая пятую задачу, исходя из результатов первичного исследования мы разработали специальные мероприятия как для родителей и педагогов, так и для самих детей-мигрантов. Программа расписана по месяцам и поделена на несколько разделов: профилактика; просвещение; диагностика; коррекция; консультирование. С каждым ребенком мигрантом занимались отдельно по индивидуальной программе.
Далее, по результатам проведенных диагностик мы сделали вывод, что в контрольной группе хоть и произошли изменения, но они оказались незначительными. А в экспериментальной группе по всем показателям произошла положительная динамика.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что профилактические и коррекционные мероприятия как для педагогов и родителей мигрантов, так и для детей, построенные на основе комплексного подхода к проблеме психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в ДОО, могут быть эффективными средствами для профилактики низкого уровня социальной адаптации, низкой самооценки, застенчивости и тревожности у таких детей. Гипотеза подтвердилась, задачи все решены.
Абаева, Е. В. Психологическая поддержка личности на начальном этапе профессионализации (На этапе вхождения в вузовское пространство): дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Абаева. - Краснодар, 2003. - 153 с.
Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества / Е.А.Александрова // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М.: «Индрик», 2007. -416 с.
Анохина, Т.В. Тьютор - помощь, поддержка, защита / Т.В.Анохин // Директор школы, 1995. - №4. - С. 55-62.
Аракелян, О.В. Педагогический аспект би-(поли-) лингвальной ситуации мигрантов в современном мегаполисе / О.А. Аракелян // Известия Академии педагогических и социальных наук. Выпуск 11. - М.-Воронеж: Изд-во Московский психолого-социальный институт, НПО «МОДЭК», 2007.
- С.624-626.
Асмолов, А.Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования / А.Г. Асмолов // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень №2. - М.: Смысл, 2001.
- С.12-20.
Баярмагнай, М. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду: дисс. ... канд. пед. наук / Баярмагнай М. - Москва, 2008. - 177 с.
Богословский, В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете. Методологические характеристики: Монография / В.И.Богословский. - СПб., 2000. - 376 с
Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. - М.: Аргус, 1994. -210 с.
Габуния, Г.Г. Программа психолого-педагогического сопровождения социокультурной адаптации детей мигрантов «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей мигрантов в иноэтнической среде» / Г.Г. Габуния. - М.: Изд-во МГППУ, 2007. - С.48.
Габуния, Г. Г. Социокультурная адаптация детей мигрантов в иноэтнической среде / Г.Г. Габуния. - М.: Изд-во МГППУ, 2007. -С.63-67.
Галиуллина, З.З. Состояние речевого развития детей-мигрантов в практике ДОУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры /
З.З.Галиуллина // Вектор науки ТГУ, 2011. -№ 3(6). -C.83-86.
Гозман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3/ О.С. Гозман. - М., 1995. - С.58-64.
Гозман, О.С. Новые ценности образования: содержание
гуманистического образования / О.С. Гозман, Р.М. Вайс, Н.Б. Крылова. - М., 1995. - С.36.
Гингель, Е. А. Педагогическое сопровождение адаптации студентов к культурно-образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Гингель. - Омск, 2011. - 225 с.
Григорович, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО / Л.А. Григорович, Т.А. Авдулова, О.В. Гавриченко. - М.: Владос, 2016. -316с.
Гриценко, В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов / В.В. Гриценко // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / под ред. Г.У.Солдатовой. М.: Смысл, 2001.
Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов / В.В. Гриценко , Н.Е. Шустова. - М.: Форум, 2011. - 224 с.
Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в России: автореф. дис...доктора психол. наук / В.В. Гриценко. - М., 2002. - 32с.
Губанова, М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников: дисс. ... доктора пед. наук / М. И. Губанова. - Кемерово, 2004. - 365 с.
Гуляева, А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей мигрантов в иноэтнической среде / А.Н. Гуляева. - М.: Изд-во МГППУ, 2007. -С.41.
Данг Тхи Ким Лиен Социально-педагогическое сопровождение детей- мигрантов в образовательных учреждениях: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Тхи Ким Лиен Данг. - М.,2010. - 23с.
Дмитриева, М.В. ПМК «Социомониторинг» в комплексном исследовании проблемы адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sociomonitoring.ru/smc_sociom/59.
Добро, В.Н. Современное состояние проблемы воспитания детей мигрантов в дошкольной образовательной организации / В.Н. Добро // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2015. - № 46. - С.96-100.
Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект, 2003. - 336 с.
Исакова, Е.К. К определению понятия «педагогическое сопровождение» / Е.К.Исакова, Д.В. Лазаренко // Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm
Казакова, Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно - ориентационный подход): автореф. дисс. .канд. пед. наук / Е.И. Казакова. - СПб., 1995. - 22 с.
Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие / Е.Ю. Клепцова. - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.