Нестандартные уроки технологии как способ реализации требований ФГОС (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Педагогические характеристики нетрадиционных форм обучения в формировании личности ребёнка 6
1.1 Понятие и сущность нетрадиционных форм обучения 6
1.2 Роль нетрадиционного обучения в образовании 10
1.3 Использование нетрадиционных форм обучения на уроках технологии 14
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проведения нестандартных уроков технологии как способа реализации требований ФГОС 20
2.1 Разработка цикла нестандартных уроков технологии по разделу «Технология обработки материалов» 20
2.2 Анализ разработанных уроков технологии с позиции реализации требований ФГОС 33
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 48
Введение 3
Глава 1 Педагогические характеристики нетрадиционных форм обучения в формировании личности ребёнка 6
1.1 Понятие и сущность нетрадиционных форм обучения 6
1.2 Роль нетрадиционного обучения в образовании 10
1.3 Использование нетрадиционных форм обучения на уроках технологии 14
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проведения нестандартных уроков технологии как способа реализации требований ФГОС 20
2.1 Разработка цикла нестандартных уроков технологии по разделу «Технология обработки материалов» 20
2.2 Анализ разработанных уроков технологии с позиции реализации требований ФГОС 33
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 48
Цель исследования разработка и внедрение в школьную практику нестандартных уроков технологии в рамках реализации требований ФГОС.
Цель работы достигается посредством постановки и решения следующих задач:
- изучить понятие и сущность нетрадиционных форм обучения;
- выявить роль нетрадиционного обучения в образовании;
- охарактеризовать использование нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
- разработать цикл нестандартных уроков технологии по разделу «Технология обработки материалов»;
- провести анализ разработанных уроков с позиций реализации требований ФГОС.
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методы сравнения, систематизации и классификации, которые позволили выделить наиболее продуктивные формы, методы и средства нестандартного обучения технологии, обобщение и анализ педагогического опыта работы учителей технологии, моделирование комплекса нестандартных заданий и уроков технологии.
Гипотеза исследования: реализация требований ФГОС предметной области «Технология» будет более эффективной, если использовать нетрадиционные формы обучения и нестандартные уроки.
Проблемы организации нестандартных уроков давно привлекают внимание учёных-педагогов. Эта тема разрабатывалась в трудах таких учёных, как З. А. Абасов, Д. А. Баялиева, М. В. Гончарова, М. И. Зайнутдинова, И. Н. Нестерова, М. К. Рункова, Г. К. Селевко, Ю. В. Стасевич и др.
Ключевые подходы к выработке содержания и обоснованию методов педагогической деятельности в рамках предметной области «Технология» отражены в трудах П. Н. Андрианова, В. П. Беспалько, В. И. Качнева, B. C. Леднева, Д. А. Тхоржевского и др.
Возможности нестандартных уроков технологии рассматривались в публикациях Н. М. Баткиной, О. И. Марковой, В. А. Невраевой, Е. Ю. Шабалиной, В. А. Юдицкого и др.
Изучение трудов вышеназванных специалистов дало возможность учесть различные аспекты, способствующие решению такой многоаспектной проблемы, как организация нестандартного урока технологии в целях реализации требований ФГОС и определить направление исследования.
Новизна работы состоит в разработке нестандартных заданий и уроков технологии в рамках реализации требований ФГОС.
Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в обосновании применения учителем технологии нестандартных уроков и заданий при обучении технологии в соответствии с ФГОС.
Практическая значимость проведённого исследования обусловлена тем, что предложенная система нестандартных уроков даст возможность повысить эффективность обучения технологии, что будет способствовать лучшей реализации требований ФГОС. Разработки исследования могут быть применены учителями технологии в своей практической деятельности, а также студентами педагогических ВУЗов при проведении курсовых и дипломных исследований, для организации и прохождения педагогической практики.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Цель работы достигается посредством постановки и решения следующих задач:
- изучить понятие и сущность нетрадиционных форм обучения;
- выявить роль нетрадиционного обучения в образовании;
- охарактеризовать использование нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
- разработать цикл нестандартных уроков технологии по разделу «Технология обработки материалов»;
- провести анализ разработанных уроков с позиций реализации требований ФГОС.
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методы сравнения, систематизации и классификации, которые позволили выделить наиболее продуктивные формы, методы и средства нестандартного обучения технологии, обобщение и анализ педагогического опыта работы учителей технологии, моделирование комплекса нестандартных заданий и уроков технологии.
Гипотеза исследования: реализация требований ФГОС предметной области «Технология» будет более эффективной, если использовать нетрадиционные формы обучения и нестандартные уроки.
Проблемы организации нестандартных уроков давно привлекают внимание учёных-педагогов. Эта тема разрабатывалась в трудах таких учёных, как З. А. Абасов, Д. А. Баялиева, М. В. Гончарова, М. И. Зайнутдинова, И. Н. Нестерова, М. К. Рункова, Г. К. Селевко, Ю. В. Стасевич и др.
Ключевые подходы к выработке содержания и обоснованию методов педагогической деятельности в рамках предметной области «Технология» отражены в трудах П. Н. Андрианова, В. П. Беспалько, В. И. Качнева, B. C. Леднева, Д. А. Тхоржевского и др.
Возможности нестандартных уроков технологии рассматривались в публикациях Н. М. Баткиной, О. И. Марковой, В. А. Невраевой, Е. Ю. Шабалиной, В. А. Юдицкого и др.
Изучение трудов вышеназванных специалистов дало возможность учесть различные аспекты, способствующие решению такой многоаспектной проблемы, как организация нестандартного урока технологии в целях реализации требований ФГОС и определить направление исследования.
Новизна работы состоит в разработке нестандартных заданий и уроков технологии в рамках реализации требований ФГОС.
Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в обосновании применения учителем технологии нестандартных уроков и заданий при обучении технологии в соответствии с ФГОС.
Практическая значимость проведённого исследования обусловлена тем, что предложенная система нестандартных уроков даст возможность повысить эффективность обучения технологии, что будет способствовать лучшей реализации требований ФГОС. Разработки исследования могут быть применены учителями технологии в своей практической деятельности, а также студентами педагогических ВУЗов при проведении курсовых и дипломных исследований, для организации и прохождения педагогической практики.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как нетрадиционные формы уроков технологии мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы обучающихся такие, как внимание, восприятие, мышление, память, воображение.
Анализ научных источников и проведенная опытная работа позволили сформулировать вывод о том, что нетрадиционные формы уроков технологии способствуют гармоничному сочетанию эмоциональному и логическому усвоению изучаемого материала, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания. В результате становится и развивается творчески активная личность, способная к самостоятельному поиску нового учебного материала. Отсюда, применение нетрадиционных форм уроков – это мощный стимул в развитии, разнообразная и сильная мотивация к познаванию нового не только учеников, но и учителя. Поэтому в задачи учителя входит отбирать материал на основе критерий проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из других научных предметов. Дданный процесс сложен, однако именно такая подготовка к уроку становится интересна и самому учителю, который тоже становится творческим лицом.
Проведенное исследование позволило заключить, что нестандартные уроки преодолевают устоявшиеся в течение длительного времени стереотипы, меняют привычные способы общения, делают изучаемый материал более наглядным, что позволяет создать наиболее одобрительные условия для более глубинного, эмоционального восприятия нового материала, усвоения его сути и содержания. Эффективность применения нетрадиционных уроков в технологическом образовании школьников обеспечивается при следующих условиях: учитель должен грамотно сочетать нетрадиционные и традиционные формы работы на уроке; учитель должен систематически включать нестандартные уроки в свою систему; учитель обязан хорошо владеть методикой проведения нетрадиционных уроков; учитель обладать способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока .
Применение нестандартных уроков в процессе реализации на уроках технологии образовательного модуля «Пэчворк» способствовало усилению мотивации к процессу обучения, повысило познавательную активность учащихся. Это доказывают результаты контрольной диагностики (см. Таблицу 1). Теоретический материал урока детьми экспериментальной группы усваивался быстро и прочно, активность и заинтересованность учащихся сохранялась на протяжении всего урока. Применение нетрадиционных форм уроков на уроках технологии в рамках опытной работы позволило значительно расширить поле деятельности учителя, дало возможность существенно разнообразить учебную деятельность, способствовало повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
Перспективой дальнейшей работы по теме исследования является разработка модульно-блочных форм уроков с применением информационных технологий, что может стать в дальнейшем темой для магистерской диссертации.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Анализ научных источников и проведенная опытная работа позволили сформулировать вывод о том, что нетрадиционные формы уроков технологии способствуют гармоничному сочетанию эмоциональному и логическому усвоению изучаемого материала, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания. В результате становится и развивается творчески активная личность, способная к самостоятельному поиску нового учебного материала. Отсюда, применение нетрадиционных форм уроков – это мощный стимул в развитии, разнообразная и сильная мотивация к познаванию нового не только учеников, но и учителя. Поэтому в задачи учителя входит отбирать материал на основе критерий проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из других научных предметов. Дданный процесс сложен, однако именно такая подготовка к уроку становится интересна и самому учителю, который тоже становится творческим лицом.
Проведенное исследование позволило заключить, что нестандартные уроки преодолевают устоявшиеся в течение длительного времени стереотипы, меняют привычные способы общения, делают изучаемый материал более наглядным, что позволяет создать наиболее одобрительные условия для более глубинного, эмоционального восприятия нового материала, усвоения его сути и содержания. Эффективность применения нетрадиционных уроков в технологическом образовании школьников обеспечивается при следующих условиях: учитель должен грамотно сочетать нетрадиционные и традиционные формы работы на уроке; учитель должен систематически включать нестандартные уроки в свою систему; учитель обязан хорошо владеть методикой проведения нетрадиционных уроков; учитель обладать способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока .
Применение нестандартных уроков в процессе реализации на уроках технологии образовательного модуля «Пэчворк» способствовало усилению мотивации к процессу обучения, повысило познавательную активность учащихся. Это доказывают результаты контрольной диагностики (см. Таблицу 1). Теоретический материал урока детьми экспериментальной группы усваивался быстро и прочно, активность и заинтересованность учащихся сохранялась на протяжении всего урока. Применение нетрадиционных форм уроков на уроках технологии в рамках опытной работы позволило значительно расширить поле деятельности учителя, дало возможность существенно разнообразить учебную деятельность, способствовало повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
Перспективой дальнейшей работы по теме исследования является разработка модульно-блочных форм уроков с применением информационных технологий, что может стать в дальнейшем темой для магистерской диссертации.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



