Проведен анализ исполнения бюджета Алтайского края.
Есть приложения (Структура органов Федерального казначейства и Информация об исполнении краевого бюджета на 01.01.2019 г.)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы функционирования казначейской системы 6
1.1 Исторические аспекты развития казначейства в России 6
1.2 Правовое и нормативное регулирование деятельности современного казначейства и его роль в бюджетном процессе 12
1.3 Зарубежный опыт исполнения бюджетов 14
2 Практика исполнения бюджета публично-правового образования (на материалах бюджета Алтайского края) 20
2.1 Характеристика получателей средств краевого бюджета и порядок их обслуживания 20
2.2 Анализ исполнения краевого бюджета УФК по Алтайскому краю 24
2.3 Оценка результатов внутреннего контроля краевого бюджета 28
2.4 Проблемы повышения эффективности казначейского контроля и перспективы развития Федерального казначейства 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Структура органов Федерального казначейства 41
Проблемы дальнейшего развития методологических и организационных вопросов казначейского исполнения бюджетов в Российской Федерации решаются только посредством внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство РФ.
Важным аспектом бюджетной политики РФ на современном этапе является реализация казначейством важных направлений государственной бюджетной реформы. В финансовой системе Российской Федерации казначейству отводится важная роль.
Целью данной работы является исследование системы казначейского исполнения бюджетов в Российской Федерации и разработка направлений совершенствования деятельности Федерального казначейства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности Федерального казначейства.
Предмет исследования – система казначейского исполнения бюджета.
Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исторические аспекты развития казначейства в России;
- определить правовое и нормативное регулирование деятельности современного казначейства и его роль в бюджетном процессе;
- исследовать зарубежный опыт исполнения бюджетов;
- рассмотреть получателей средств краевого бюджета Алтайского края и порядок их обслуживания;
- провести анализ исполнения краевого бюджета УФК по Алтайскому краю;
- провести оценку результатов внутреннего контроля краевого бюджета ;
- выявить проблемы повышения эффективности казначейского контроля и перспективы развития Федерального казначейства.
Основой для написания курсовой работы послужили федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых в данной области, а также периодическая литература.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 пунктов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Исследование показало, что внедрение казначейского метода исполнения федерального бюджета в Российской Федерации, организация и обеспечение исполнения федерального бюджета в Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета характеризуют качественно новый уровень организации исполнения бюджетов.
Казначейство России, являясь федеральным органом исполнительной власти, на которое возложены функции по исполнению федерального бюджета РФ, кассовому обслуживанию, мониторингу и контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета разрабатывает методические подходы, новые методы и механизмы для выполнения своих функций
В функциях ведомства - корректный учет соответствующих операций и отчетность по ним, осуществление текущего и последующего внутреннего государственного финансового контроля, выполнение иных важнейших общегосударственных функций и задач.
Созданная система казначейского исполнения бюджета в РФ позволяет на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.
В рамках данного исследования, на материалах бюджета Алтайского края рассмотрена практика исполнения бюджета публично-правового образования.
Так, анализ показал, что в краевой бюджет Алтайского края на 1 января 2019 года поступило доходов 102 029 млн. рублей или 120 процентов по отношению к соответствующему периоду прошлого года, в том числе налоговых и неналоговых доходов поступило 54 248 млн. рублей, что на 10 процентов больше, чем в соответствующем периоде прошлого года
Расходы составили 93 245 млн. рублей или 112 процентов по отношению к соответствующему периоду прошлого года. В полном объеме профинансированы расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, на осуществление социальных выплат населению и расходы на оплату коммунальных услуг, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям.
Просроченная кредиторская задолженность отсутствует.
В рамках совершенствования механизмов казначейского сопровождения целесообразно:
- реализовать возможность на основании данных заключенного госконтракта (контракта) через личный кабинет клиента в ЕИС автоматически формировать и направлять в орган казначейства документы для открытия лицевого счета;
- предусмотреть электронный документооборот с применением усиленной квалифицированной электронной подписи клиента в разрабатываемом проекте порядка открытия, приостановления открытия (отказа в открытии) лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, а также приостановления операций (отказа в проведении операций) при казначейском сопровождении целевых средств.
Приоритетные задачи по повышению эффективности деятельности Казначейских органов можно условно подразделить на три направления. Во-первых, в части обеспечения исполнения федерального бюджета по расходам. Во-вторых, в части обеспечения исполнения функции прогнозирования средств на Едином Казначейском Счете. В-третьих, в части управления ликвидностью Единого счета федерального бюджета.
В заключении стоит отметить, что создание эффективной системы казначейского контроля позволит добиться гибкого управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повысить оперативность в финансировании государственных программ, уменьшить негативные моменты, связанные с нецелевым использованием государственных средств, а также позволит более экономно использовать бюджетные ресурсы.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
2. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
3. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
4. Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 № 1664 (ред. от 16.02.2019) «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
5. Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (ред. от 28.11.2018) «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».
6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 29.12.2017) «О Федеральном казначействе».
7. Приказ Минфина России от 18.12.2013 № 125н (ред. от 14.11.2018) «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2014 № 31262) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
8. Алексеев, В.Н. Финансовая инфраструктура России: проблемы развития в условиях глобализации: монография / В.Н. Алексеев. - М.: «Дашков и К°», 2014. -220 с.
9. Балихина, Н.Э. Финансы и кредит: учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 303 с.
10. Вассель, Т.А. Актуальные вопросы развития системы бюджетных платежей / Т.А. Вассель // Финансы. – 2015. - № 3. - С. 32-37.
11. Гвызин, О.Л. Бюджетные платежи в государственном секторе управления – от стратегического плана к практической реализации / О.Л. Гвызин, Е.Н. Кудина // Финансы. – 2014. - № 2. - С. 17-19.
12. Дорофеев, В.Г. Казначейская система исполнения бюджета / В.Г. Дорофеев. – М.: Вышэйшая школа, 2017. – 398 с.
13. Дыхова, А.Л. Финансовая система России и проблемы модернизации экономики / А.Л. Дыхова // Экономика, статистика и информатика. - 2013. - № 6. - С. 37-41.
14. Информация об исполнении краевого бюджета на 01.02.2019 [Электронный ресурс] // Министерство финансов Алтайского края. – Режим доступа: http://fin22.ru/isp/ispbud/o2019/o2019_2924.html. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 02.03.2019).
15. Ицкович, Б.Ф. Бюджетная и казначейская системы Российской Федерации: учебное пособие / Б.Ф. Ицкович, А.Д. Денисов, Л.А. Степанова. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 177 с.
16. Казначейство России: итоги и задачи (о расширенном заседании коллегии Федерального казначейства на тему: Итоги деятельности за 2017 г. и основные направления развития Федерального казначейства на 2018 г. // Финансы. – 2018. - № 3. - С. 3-12.
17. Ковтун, Л.Р. Казначейское дело: учеб. Пособие / Л.Р. Ковтун. – Иркутск : Издво БГУЭП, 2014. – 208 с.
18. Ковтун, Л.Р. Казначейство России: итоги, новые функции, новые задачи / Л.Р. Ковтун // Финансы и кредит. – 2016. – № 3 – С. 8–17.
19. Коряков, А.Г. Элементы модели рынка клининга в Российской Федерации / А.Г. Коряков, С.Г.Басалов, Д.Н. Баранов // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 9. - С. 1083–1092.
20. Костина, В.М. Государственные финансовые ресурсы требуют эффективного управления. Сопровождение и мониторинг [Электронный ресурс] / В.М. Костина // Российская Газета. – Режим доступа: http://altay.roskazna.ru/upload/iblock/a1e/interviu_65.pdf. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 02.03.2019)
21. Костина, В.М. Опыт бюджетного мониторинга / В.М. Костина // Финконтроль. – 2018. - № 4. – C. 25 – 29.
22. Костина, В.М. Роль органов Федерального казначейства в повышении эффективности бюджетных расходов на примере УФК по Алтайскому краю / В.М. Костина // Экономика Алтайского края. – 2018. - №1 (41). – С. 34 – 40.
23. Куницына, С.Ю. Казначейская система обеспечения бюджетного федерализма / С.Ю. Куницына. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – 232 с.
24. Мудрова, Н.В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов / Н.В. Мудрова // Финансы. - 2014. - №3. - С. 25-31.
25. Нестеренко, Т.Г. Бюджет по правилам / Т.Г. Нестеренко // Бюджет. - 2014. - № 8. - С. 12 – 18.
26. О Казначействе России [Электронный ресурс] // Информация официального сайта Федерального казначейства. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/o-kaznachejstve/istoriya/ – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 02.03.2019).
27. Омаров, Ш.М. Повышение эффективности управления Единым казначейским счетом / Ш.М. Омаров // Финансы и кредит. - 2014. - № 24 (600). - С. 30-34.
28. Омаров, Ш.М. Управление временно свободным финансовыми средствами на счетах Федерального казначейства / Ш.М. Омаров // Финансы. – 2014. - № 5. - С. 23-28.
29. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.minfin.ru. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 02.03.2019).
30. Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 02.03.2019).
31. Папело, В.Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / В.Н. Папело, А.Н. Голошевская. - Новосибирск: изд-во СИУ РАНХиГС,2014. - 203 с.
32. Прокофьев, С.Е. Комплексное управление денежными потоками в сфере российских государственных финансов / С.Е. Прокофьев // Финансы. - 2014. - № 9. - С. 9 – 14.
33. Прокофьев, С.Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осуществляемого казначейством России / С.Е. Прокофьев // Финансы и кредит. – 2014. - № 10(634). - С. 2-10.
34. Прокофьев, С.Е. Этапы развития казначейской службы в России / С.Е. Прокофьев // Московский финансовый форум. – 2017. - С. 50 – 54.
35. Саранцев, В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджета / В.Н. Саранцев // TERRA ECONOMICUS. – 2014. - Т. 12. - № 2-2. С. 91–95.
36. Тапсиев, И.С. О кассовом обслуживании исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов / И.С. Тапсиев, С.А. Бабушкина // Финансы. – 2014. - № 9. - С. 24-27.
37. Титова, О.В. Казначейство России: настоящее и будущее / О.В. Титова // Молодой ученый. - 2013. - №2. - С. 187-189.
38. Трифонова, Т.С. Правовой, функциональный контрольный аспект санкционирования в деятельности Федерального казначейства / Т.С. Трифонова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – № 6 (240). – С. 58–66.
39. Финансы: учебник / под ред. Е.В. Маркиной. - М.: КНОРУС, 2014. - 432 с.
40. Шубина, Л.В. Управление ликвидностью Единого казначейского счета и оценки рисков операций по управлению остатками средств на нем / Л.В. Шубина // Финансы. – 2013. - № 8. – С. 23-27.