Введение 3
Глава I. История развития воспитательного процесса на
территории Германии 7
1.1 Развитие педагогической мысли и воспитательного процесса на территории Германии в эпоху Средних веков 7
1.2. Влияние эпохи Просвещения на развитие воспитательного
процесса на территории Германии 18
1.3. Эволюция идей воспитательного процесса на территории
Германии в XX веке 28
Выводы по главе 1 42
Глава II. Характерные черты и значение современных стратегий воспитания в школах германии 43
2.1. Основные направления и принципы стратегий воспитания
в школах федеральных земель Берлин, Бавария, Северный Рейн- Вестфалия 43
2.2. Механизм реализации современных стратегий воспитания
в школах федеральных землей Берлин, Бавария, Северный Рейн-
Вестфалия 55
Выводы по главе II 62
Заключение 64
Список использованной литературы
Развитие стратегий воспитания с самого начала истории относится к наиболее важным направлениям деятельности школы, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса. Интерес к вопросу воспитания не угасает с течением времени, что доказывает его многоаспектность. Причиной неисчерпаемости данного вопроса является постоянный процесс развития общества, побуждающий к поискам новых и актуальных стратегий воспитания, которые будут успешно реализовываться в условиях современного мира. Более того, изучение развития образования и воспитательных стратегий является важной задачей, потому что образование является необходимым условием для того, чтобы общество продолжало прогрессировать. Современное образование является частью нового общества, и оно зачастую связано с проблемами развития личности и государства.
В связи с оглашением новой «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», можно заметить, что вопрос о современных стратегиях воспитания остается приоритетным для России. Вопрос о стратегиях воспитания остается наиважнейшим не только на территории России, но и в других странах мира, в частности в Германии.
Вопросу развития образования в Германии посвящали свои исследования многие учёные. Стратегии воспитания и историю развития школьного образования в Германии рассматривались в работах таких ученых как Н.А. Семенов, Н.Н. Померанцев, А.Н. Джуринский, В.Н. Клепиков, А.П. Лиферов, Л.И. Писарева, В. М. Полякова, А.А. Валеев, О.В. Ионова, Н.А. Кравец, А.Н. Сбруева. Среди зарубежных авторов, которые рассматривали данный вопрос, необходимо выделить работы таких авторов, как А. Рогенкамп, К. Гретляйн, Р. Хоенен, Х. Мендль, Ф. Рикерс, Е.-К. Хельмрайх, Р. Лахман, М. Шрайнер и другие.
Однако степень изученности и освещенности вопроса о современных стратегиях воспитания в немецкоязычных странах в российской науке незначительна. Во-первых, в научных трудах рассматриваются отдельные периоды развития стратегий воспитания, которые в настоящее время не являются современными и актуальными для образовательной системы Германии. Во-вторых, незначительное количество научных работ охватывают стратегии воспитания в федеральных землях Германии, поэтому данный вопрос требует более глубокого анализа и систематизации.
Вышеупомянутые факты определяют актуальность данной работы. Актуальность подчеркивает и тот факт, что сегодня в мировом обществе происходят изменения представлений о целях образования. Современное общество нуждается в новой личности, которая будет способна ориентироваться в современном окружающем мире. Процессы, происходящие сегодня, обеспечивают новые подходы к созданию стратегий воспитания в школе, которые направлены на саморазвитие, самоорганизацию и развитие самосознания личности. Данный факт повышает интерес к данному вопросу и делает его актуальным. Особый интерес представляет функционирование современных стратегий воспитания в федеральных землях Германии, так как в контексте данных территорий проводились недостаточно широкие исследования.
Объектом исследования являются современные стратегии воспитания в школах таких федеральных земель Г ермании как Берлин, Бавария и Северный Рейн-Вестфалия.
Предметом исследования являются особенности функционирования современных стратегий воспитания в школах таких федеральных земель Германии как Берлин, Бавария и Северный Рейн-Вестфалия.
Целью данного исследования является выявление особенностей и специфики современных стратегий воспитания на территории федеральных земель Германии, а именно в Берлине, Баварии и Северном Рейне-Вестфалии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить историю развития воспитания на территории Г ермании;
2) Выявить и описать современные и актуальные направления в воспитании на территории федеральных земель Берлин, Бавария и Северный Рейн-Вестфалия;
3) Описать основные современные стратегии воспитания в федеральных землях Берлин, Бавария и Северный Рейн-Вестфалия;
4) Определить значение современных стратегий воспитания в Берлине, Баварии и Северном Рейне-Вестфалии;
5) Определить цели современных стратегий воспитания в Берлине, Баварии и Северном Рейне-Вестфалии;
6) Выявить сходства и различия современных стратегий воспитания в Берлине, Баварии и Северном Рейне-Вестфалии;
Для решения поставленных задач в работе применяются следующие методы: сравнительный, структурно-функциональный, метод анализа,
обобщения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование расширяет область педагогики, помогает определить современные приоритеты в области воспитания, рассмотреть особенности и характеристики актуальных стратегий воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, его результаты и материалы могут быть использованы в исследовании и учебной работе, посвященной развитию, истории школьного образования на территории Германии и анализу современных стратегий воспитания в Германии.
Научная новизна работы заключается в том, что несмотря на значительные объемы материала, накопленного современной педагогикой, актуальные стратегии воспитания на территории Германии, в частности в конкретных федеральных землях страны, рассмотрены и изучены в недостаточной степени. Кроме того, лишь небольшая часть трудов затрагивает вопрос об истории развития воспитательного процесса на территории Германии, приоритетные направления и актуальные стратегии воспитания комплексе.
Материалом для исследования послужили документы законов о школе федеральных земель Берлин, Бавария и Северный Рейн-Вестфалия, программы по развитию учебно-воспитательного процесса государственного и международного уровня, научные труды таких авторов как В.Н. Клепиков, А.П. Лиферов, Т.Б. Лаврова, А.Н. Джуринский, А.В. Ростова, Н.В. Махиня, Н.П. Князькова, Е.А. Ободова, Л.Н. Данилова, Л.Г. Муртазина.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Данная выпускная квалификационная работа прошла апробацию на V международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения,
инновации» в г. Пенза (15.05.2017). В результате материалы выступления на конференции были опубликованы в сборнике трудов V международной научно-практической конференции.
Вопрос воспитания остается актуальным для каждого исторического периода. На каждом историческом этапе развития возникают новые требования к образованию и воспитанию. Естественным процессом является совместное развитие социума и образовательно-воспитательных принципов. Таким образом, для каждого периода существовала своя доминанта, определенный центр воспитательного процесса.
Ранние идеи в сфере воспитания стали определенной базой для развития современных принципов и стратегий воспитания в немецких школах. Так, еще гуманисты и реформаторы в период Средних веков призывали обращать внимание на личность, ее стремления, способности и потребности.
В эпоху Просвещения укрепилась идея об индивидуальности личности. Ж-Ж. Руссо говорил о развитии ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных способностей, о соединении воспитания и образования, самосовершенствовании ребенка.
XX век является сложным, неоднозначным и нестабильным в отношении развития воспитательного процесса. На фоне всеобщего подъема образовательно-воспитательного процесса возникают идеи фашисткой педагогики, которые негативно повлияли на всю область педагогики. Представители данных взглядов придерживались авторитаризма в воспитании, не допускали плюрализма мнений и устанавливали расово-биологическую теорию воспитания.
В послевоенный период Германия активно начала возвращаться к прошлым принципам и идеалам при помощи мирового сообщества. В результате были внесены изменения в планы и проекты развития немецкого образования, которые содействовали его открытости и модернизации.
Таким образом, процесс изменения целей и задач воспитания продолжается непрерывно в связи с развитием государства и общественной мысли.
В современных условиях глобализации в Германии формируются новые приоритетные направления воспитательного процесса. По результатам исследования, главным и общим направлением для федеральных земель Берлин, Бавария и Северный Рейн-Вестфалия является интеркультурное (интернациональное) воспитание. Кроме того, актуальным и новым в образовательно-воспитательном процессе становится гендерное и экологическое образование.
По результатам исследования можно сделать вывод, что современные стратегии воспитания ориентированы на развитие и воспитание личности, которая обладает интеркультурной компетенцией, способна равноправно сотрудничать с лицами обоих полов и быть свободной от гендерных стереотипов, следовать культурным и религиозным ценностям, которые включают в себя терпимое, мирное и уважительное отношение к обществу и окружающей среде.
1. Беккер И. Л. Вопросы педагогики / И.Л. Беккер. - М.: Педагогика,
2000. - 136 с.
2. Бим-Бад Б. М. К истории государственной системы народного образования в Германии (до 1933 года) / Б. М. Бим-Бад. - М.: Владос,
2001. - 52 с.
3. Валеев A.A. Историко-культурный опыт педагогики свободы / А.А.Валеев. - Казань: ТГГПУ, 2007. - 229 с.
4. Валеев A.A. Теория и практика свободного воспитания в зарубежной педагогике (XX в.) Текст. /А.А.Валеев. - М.: АРКТИ, 2007. - 318 с.
5. Валеев А. А. Школы свободного воспитания за рубежом: единство в многообразии / А. А. Валеев. // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. -
2006. - №16. - С. 54-58.
6. Данилова Л. Н. Патриотическое воспитание школьников: из
зарубежного опыта / Л. Н. Данилова. // Народное образование. - 2010. - №4. - С. 204-210.
7. Джуринский А.Н. Идейная борьба по вопросам школьного образова ния в Западной Европе и США / А.Н. Джуринский //Педагогика. - 1988. - №12. -С. 113-117.
8. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: «ФОРУМ» - «ИНФРА»,1998. - 268с.
9. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: Владос, 1999. - 431с.
10. Джуринский А.Н. Новые тенденции в воспитании школьной молоде жи стран запада// Педагогика. 1990. №7. С. 118-124.
11. Джуринский А.Н. Межнациональное воспитание в странах Запада / А.Н. Джуринский // Наука и школа. - 2015. - № 4. - С. 77-87.
12. Донецкая О.И. Политическое образование и демократическое воспитание в ФРГ перед лицом новых вызовов / О.И. Донецкая // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 22. - С. 203-208.
13. Завальнюк А. Р. Тенденции развития школьного образования в Германии / А. Р. Завальнюк. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - №1. - С. 27-29.
14. Ковальчук Л. Особенности гендерного образования в школах Германии // Проблемы образования. Киев, 2007. - № 47. - С. 122-125.
15. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
16. Клепиков В. Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности / В.Н. Клепиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 1. - С. 44-49.
17. Клепиков В.Н. Современное воспитание в европейской школе / В.Н. Клепиков //Абрис проблемы . - 2013. - № 3 (88) - С.50-54.
18. Князькова Н.П. Гражданское и религиозное воспитание в системе общего образования в Германии: автореферат. дис. канд. пед. наук: 2011 / Н.П. Князькова. - Москва, 2011. - 28 с.
19. Куприна Е.В. Развитие социального воспитания в вальдорфских школах Германии: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Куприна. - Тула, 2002. - 216 с.
20. Лаврова, Т. Б. Интеркультурное образование в Германии / Т. Б. Лаврова. // Образование и наука. - 2006. - №5. - С. 93-96.
21. Лиферов А. П. Интеграционные тенденции в мировом образовании /
A. П. Лиферов // Педагогика. - 2009. - № 6. - С. 14-17.
22. Махиня Н. В. Особенности гендерного образования в Германии / Н.
B. Махиня. // Вектор науки ТГУ. - 2009. - №. - С. 78-81.
23. Меньшиков В. М. Из истории педагогики / В. М. Меньшиков. - М.: Форум, 2000. - 23 с.
24. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори. -М.: Работник просвещения, 1922. -162 с.
25. Муртазина Л. Г. Экологическое образование и воспитание учащейся молодежи в учебных заведениях Германии / Л. Г. Муртазина. // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №2. - С. 62-73.
26. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога / И.В. Никишина. - М.: Учитель, 2007. - 96 с.
27.Ободова Е. А. Цели и задачи нравственного воспитания в Германии / Е. А. Ободова. // Проблемы психологии, философии, педагогики. - 2013. - №4. - С. 23-27.
28.Образование в Пруссии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/
29. Пивовар Ю. О. Немецкая государственная система поддержки одарённой молодёжи: интеркультурный аспект / Ю. О. Пивовар. // Научный вестник. - 2015. - №12. - С. 36-42.
30. Писарева Л.И. Проблемы реформы общеобразовательной школы в ФРГ / Л.И. Писарева // Педагогика и народное образование за рубежом. - 1990. - №11(155). - с.20.
31. Писарева Л.И. Организация педагогической науки в ФРГ / Л.И. Писарева // Педагогика. -1999. - № 4. - С.117-120.
32. Полякова В.А. Теоретические основы педагогических инноваций в зарубежной школе / В. А. Полякова. - М.: Высшая школа, 2007. - 256 с.
33. Ростова А. В. Гендерное воспитание как фактор формирования молодежной культуры / А. В. Ростова. // Вестник ТГУ. - 2010. - №6. - С. 53-56.
34. Рот Ю. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для межкультурного обучения / Ю. Рот. - Калуга: Едиториал, 2001. - 188 с.
35. Советова Е.В. Школа нового поколения / Е.В. Советова. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2012. - 122 с.
36. Тихонова М. Г. Объединенная Германия: образовательная политика / М.Г. Тихонова //Педагогика. - 1994 - № 5. - С. 109-115.
37. Цокур О. Гендерная социализация как главный фактор равенства [Электронный ресурс]//режим доступа: www.osvita.ua/school/upbring/ 330.
38. Bayerisches Gesetz uber das Erziehungs- und Unterrichtswesen (BAYEUG) [Электронный ресурс]//режим доступа:http://www.infoseit en. slpb.de/fileadmin/daten/dokumente/ Schulgesetz.pdf
39. Buttjes D. Interkulturelles Lernen im Englischunterricht in Fachunterricht / D. Butties 1/1991, .2-7.
40. Dadder R. Interkulturelle Orientierung. Analyse ausgewahlter interkultureller Trainingsprogramme. Saarbrucken: Breitenbach 1987.
41. Friderichs G. Integration von Auslander und -Aussiedlerkindern. Frankfurt am Main: Peter Lang 1992.
42. Krenz A. Wie Kinder Werte erfahren. Wertevermittlung und Umgangskultur in der Elementarpadagogik. - Mannheim, 1999. 175 S.
43.Schulgesetz fur das Land Berlin (Schulgesetz - SchulG) [Электронный ресурс]//режим доступа:http://gesetze.berlin.de/jportal/?quelle=jlink&qu ery=SchulG+BE&psml=bsbeprod.psml&max=true&aiz=true
44.Schulgesetz fur das Land Nordrhein-Westfalen (Schulgesetz NRW - SchulG) [Электронный ресурс]//режим доступа:https://www.schulminis terium.nrw.de/docs/Recht/Schulrecht/Schulgesetz/index.html 45. Studienseminar Koblenz [Электронный ресурс]//режим доступа: http://www.studienseminar-koblenz.de/medien/ wahl- 27 27
module_unterlagen/2006/168/1%20Erziehung%20in%20der%20Schule% 20 (PPT).pdf