Введение 3
1. Теоретические основы деятельности банка 5
1.1 Сущность деятельности коммерческого банка 5
1.2 Принципы деятельности точки продаж коммерческого банка 9
1.3 Особенности организации сбытовой деятельности современного
коммерческого банка 16
2. Анализ сбытовой деятельности АО «Татсоцбанк» 24
2.1 Анализ тенденций продаж банковских продуктов в РФ и РТ 24
2.2 Анализ обще-экономической деятельности АО «Татсоцбанк» 30
2.3 Оценка эффективности сбытовой деятельности АО «Татсоцбанк» 36
3. Предложения и рекомендации по совершенствованию сбытовой
деятельности АО «Татсоцбанк» 53
3.1 Мероприятия по совершенствованию клиентской политики и создание
гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп с целью роста продаж банковских продуктов АО «Татсоцбанк» 53
3.2 Рекомендации по оптимизации бизнес-процессов сбытовой деятельности
АО «Татсоцбанк» 62
3.3 Оценка предполагаемого эффекта от реализации предложенных мероприятий по совершенствованию сбытовой деятельности АО «Татсоцбанк» 73
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложения
В связи с ростом конкуренции в банковском бизнесе немаловажную роль играет способность банка удерживать клиента и развивать с ним отношения, осуществляя параллельно кросс-продажи сторонних или сопутствующих банковских продуктов, или, например, развивать клиентский блок, опосредованно работая с контрагентами корпоративных клиентов банка. Конкурентная среда также заставляет банки, искать новые методы и способы продвижения своих продуктов на рынок. В настоящее время горизонты коммерциализации расширились, так что транснациональный характер бизнеса компании никого не удивляет. Появляются новые формы расчетов, финансирования, заимствований, выходят на передний план вопросы налогового и финансового планирования, компенсации издержек. И каждый банк должен адаптировать политику продаж банковских продуктов под новые тенденции рынка, использовать современные технологии их продаж и продвижения. Данные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Основной целью исследования является разработка комплексного подхода коммерческого банка к работе с клиентами. Поставленная цель реализуется в работе в виде решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы деятельности банка и особенности организации его сбытовой деятельности;
- провести анализ сбытовой деятельности АО «Татсоцбанк»;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию сбытовой деятельности АО «Татсоцбанк».
Объектом исследования выступает АО «Татсоцбанк». Предмет исследования - деятельность банка по работе с физическими и юридическими лицами.
Теоретическую базу работы составили классические и современные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам совершенствования банковского обслуживания клиентов, а также результаты научных исследований, освещающих основные аспекты рассматриваемых проблем.
Практическая база работы формировалась на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Банка России, официальных статистических данных, публикуемых Банком России, Росстатом и другими официальными органами, данных АО «Татсоцбанк», научных публикаций отечественных и зарубежных ученых, аналитических данных, опубликованных в науч¬ной литературе за последние десять лет.
При выполнении исследования использовался системный подход, включавший в себя методы эмпирического анализа, факторный анализ и другие методы статистического анализа данных и методы прогнозирования.
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введение раскрывается актуальность темы дипломной работы, цель и задачи исследования. В первой главе работы рассматриваются основные теоретические аспекты обслуживания клиентов в коммерческих банках. Вторая глава работы посвящена рассмотрению сбытовой деятельности АО «Татсоцбанк». В третьей главе работы проводятся предложения и рекомендации по совершенствованию сбытовой деятельности АО «Татсоцбанк». Эффективность предложенных рекомендаций подтверждается расчетами на примере дополнительного офиса банка в Казани. В заключении делаются основные выводы, полученные по результатам исследования.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Рынок банковских услуг все ближе к стадии насыщения, все меньше становится тех клиентов, которые не пользуются тем или иным банковским продуктом. Соответственно, банковская стратегия взаимодействия с клиентами меняет свой вектор - от завоевания нового клиента к его удержанию. На первый план выходят долгосрочные партнерские отношения, а это требует полной реорганизации модели продаж банковских продуктов.
В развитых странах рынок банковских услуг представляет собой высоко¬конкурентный рынок с неценовой конкуренцией. С развитием современных коммуникационных технологий и изменением роли филиалов и отделений кредитных организаций на данном рынке активно развивают свою деятельность розничные банки, которые создаются в том числе в виде отдельных подразделений универсальных банков. В качестве решения проблемы повышения операционной эффективности банков на рынке банковских услуг в их структуре была реализована специализация деятельности отдельных подразделений на производстве и продажах банковских услуг. Опыт развитых стран является очень важным для России, где рынок банковских услуг сформировался относительно недавно и в последнее время демонстрирует высокие темпы роста во всех его сегментах. Рассмотрим особенность функционирования рынка розничных банковских услуг в России подробнее.
Анализ сбытовой деятельности АО «Татсоцбанк» позволил выделить следующие основные негативные моменты в деятельности банка по обслуживанию клиентов:
1. Нерациональная линейка депозитных продукты;
2. Узкая линейка ипотечных продуктов.
3. Небольшая доля кредитов физическим лицам в кредитном портфеле банка.
4. Низкая скорость обслуживания клиентов в офисах банка.
Учитывая выявленные недостатки в деятельности АО «Татсоцбанк» необходимо порекомендовать банку разработать эффективную политику по обслуживанию клиентов, повысить эффективность работы автоматизированной системы обслуживания клиентов и расширить ассортимент продуктов, учитывая различные сегменты розничного рынка.
В рамках данной работы для АО «Татсоцбанк» предложено следующее:
1. Привлекать новых клиентов за счет сегментирования своих основных клиентов и разработки своих продуктов и услуг с учетом индивидуальных особенностей каждого сегмента. Также предлагается активнее рекламировать услуги и новые продукты банка.
2. Внедрять новые продукты и услуги (вклад «Студенческий», долго-срочный вклад на 3 года, с небольшим первоначальным взносом, с неограниченной возможностью пополнения, предположить и возможность досрочного изъятия, но только до определенной суммы; выплату процентов по размещен-ным долгосрочным вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь; индивидуальный депозит для «ценных клиентов»), что позволит при-влечь новых клиентов и увеличить доходы банка.
3. Стремиться увеличивать процентные доходы за счет расширения линейки кредитных продуктов и политики формирования ставки по ним.
Проведенные расчет показали, что доля участия привлеченных средств в получении прибыли после реализации разработанных мероприятий станет значительной, то есть поведение банка сменится с пассивного на активное, банк будет стремиться к расширению возможностей по привлечению средств и эффективному использованию привлеченных источников в ресурсную базу банка. Общий экономический эффект составит 86,2 млн.руб. Однако на практике данный эффект будет значительно больше.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) [Электронный ресурс]// Консультант Плюс.
2. Гражданский кодекс РФ в 3-х частях. М.: Эксмо, 2014. 912 с.
3. Федеральный Закон N 395-1 «О банках и банковской деятельности» принят 02.12.1990 (действующая редакция от 01.01.2014) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 03.12.2011 N 391-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" // Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
5. Федеральный закон N 218-ФЗ принят 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях» (в ред. 23.07.2013 г.) // Консультант Плюс.
6. Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О
несостоятельности (банкротстве)» (в ред. 12.03.2014) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
7. Федеральный Закон №86-ФЗ принят 10.01.2003 г. «О Центральном Банке Российской Федерации» (в ред. 28.12.2013 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
8. Положение ЦБ №39-П принято 26 июня 1998 г. «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражением указанных операций по счетам бухгалтерского учета» (в ред. 26.11.2007 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
9. Положением ЦБ № 54-П принято 31.08.1998 г. «О порядке
предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (в ред. 27.07.2001 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
10. Положение ЦБ РФ от 26.03.04 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудам и приравненной к ней задолженности» (в ред. Указаний ЦБ РФ 28.12.2007 № 254-П) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
11. Андрюшин С.А. Банковские системы М.: Инфра-М, 2011. 235 с.
12. Антонова А.Н., Чжан Л. К вопросу о доходности вкладов населения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 40.С.72-79.
13. Афанасьева О.Н. Недостатки российской практики рейтинговой оцен¬ки кредитоспособности заемщика и пути их преодоления // Банковские услуги. 2013. № 9. С. 016-021.
14. Аудит кредитных организаций: Учеб. пособие / Под ред. И.Д.Мамоновой, З.Г.Ширинской. М.: Финансы и статистика, 2011.
15. Бабаев Б.Д., Роднина А.Ю. Кругооборот кредитного ресурса: взаимо¬связь политэкономического и институционального аспектов. М.:КНОРУС, 2013.
16. Байрамова М.Б., Халилова М.Х. Формирование системы рейтингования корпоративного заемщика // Современные технологии управления. 2013. № 1 (25). С. 1-6.
17. Балабанов А.И., Боровкова Вик.А., Боровкова Вал.А., Гончарук О.В., Крамарев А.М., Мурашова С.В., Пирогова О.Е. Банки и банковское дело: Учеб¬ник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.
18. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М.: Юрайт, 2014.
19. Банковское дело: учебник /под ред. Е.П. Жарковская. 4-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2010. 643 с.
20. Банковское дело: учебник/под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус,
2012.
21. Банковское дело: учебник /Е.П. Жарковская. 4-е изд., испр. И доп. М.: Омега-Л, 2011.
22. Банковские операции: учеб. пособие для средн. проф. образования / под ред. Ю.И. Коробова. М.: Магистр, 2012.
23. Гиблова Н.М. Коммерческие банки как основные участники модер¬низационных процессов отечественной экономики // Банковское дело. - 2012. - № 11. - С. 40-43.
24. Зверькова Т.Н., Зверьков А.И. Продукты региональных банков: спрос и предложение // Финансы и кредит, №24, 2012. С.23-28.
25. Костерина Т.М. Банковское дело. М.: Экономика, 2011.
26. Лаврушин, О. И. Банковское дело: современная система кредитова¬ния / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко. 6-е изд., стер. М.: КноРус, 2011.
27. Лаврушин О. И. Банковское дело: учебник. 4-е изд., стер. М.: КНО¬РУС, 2012.
28. Матовников М.Ю. Банковская система России и долгосрочные ре-сурсы //Деньги и кредит. 2013. № 5. С. 11-20.
29. Неретина Е.А., Солдатова Е.В. Клиентоориентированный подход к управлению коммерческим банком // Финансы и кредит, №7, 2012. С.32-40.
30. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели (интернет-версия). №134, декабрь 2014 года.
31. Рахметова, А.М. Механизмы привлечения сбережений в целях их трансформации в инвестиции / А.М. Рахметова // Деньги и кредит. 2012. № 11. С. 74-75.
32. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере креди-тования: монография / под ред. О. И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2012.
33. Роуз П. С. Банковский менеджмент. М.: Дело ЛТД, 2013. С. 178.
34. Трофимов, Д. В. Конкурентоспособность розничных банков // Управление экономическими системами. 2013. № 58.
35. Трофимов, Д. В. Проблемы повышения конкурентоспособности
розничных банков / Д. В. Трофимов // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: материалы X международной научно-практической конференции, Москва, 23-24 декабря 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». М. : Изд-во «Спецкнига»,
2013.
36. Трофимов, Д. В. Самоорганизующиеся системы: управление про-дажами розничных банковских услуг // Российское предпринимательство. - 2012. Ноябрь. № 21 (219). С. 91.
37. Трофимов Д. В. Теоретические и практические основы конкуренто¬способности банков на рынке розничных банковских услуг [Электронный ре¬сурс] // Управление экономическими системами. 2013. № 58. Режим доступа: http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/2461-2013-10-24-11-58-32. - c.61.
38. Хабаров В. И., Попова Н. Ю. Банковский маркетинг. М., 2011.
39. Холландер, Г. Современные тенденции повышения качества обслу¬живания банковских клиентов // Банковское дело. 2012. № 10. С. 50-51.
40. Аналитические данные о тенденции в банковском секторе // ООО «ОРС» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ors.ru/about/proj- ors.asp, свободный.
41. Стипендия в 2013 - 2014 учебном году [Электронный ресурс] Ре-жим доступа: bs-life.ruhttp://bs-life.ru/rabota/zarplata/stipendiya.html, свободный.
42. Портал о банках - banki.ru.
43. Портал «Сравни» - sravni.ru.
44. Прогноз динамики ставок по вкладам в 2014 году [Электронный ре¬сурс]. Режим доступа: http://www.finnews.ru/cur_an.php?idnws=18753, свобод¬ный.
45. Сайт аудиторско-консалтинговой компании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fbk.ru, свободный.
46. Сайт АО «Татсоцбанк» - https://tatsotsbank.ru/
47. Сайт Минфин РФ - http: //www.minfin.ru.
48. Сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/, свободный.
49. Статистическая информация по развитию банковского сектора в России // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - www.gks.ru.
50. Evolving Models of Retail Banking Distribution. Deloitte Development
LLC. 2009. 24 p. [Electronic resource]. URL: http://www.efma.com/
ressources/studies/2009/1-6XYNT_F_study.pdf.
51. Best of Both Worlds. Leveraging Branch Delivery with Online Chan-nels, e Com Advisors. Nov. 2013. 32 p. [Electronic resource]. URL:
http://www.slideshare.net/pmcadam/best-of-both-worldsleveraging-branchdelivery- with-online 11 -account2013 -opening.
52. Eden, J., Long, T. Growing earnings from . micro-improvements // Banking Strategies. 2008. Volume 84. Issue 5. P. 35.
53. World Retail Banking Report 2013. Capgemini. 2014. - 44 p. [Electron¬ic resource]. URL: http://www.capgemini.com/resource-file-
access/resource/pdf/World Retail Banking Report 2013.pdf.
54. World Retail Banking Report 2012. Capgemini. 2013. - 44 p. [Elec-tronic resource]. URL: http://www.capgemini.com/resource-file-
access/resource/pdf/World_Retail_Banking_Report_2012.pdf