Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Власть и право в российской правовой традиции (на примере творчества С. Л. Франка)

Работа №59311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Российская правовая традиция 6
§ 1. Понятие правовой традиции 6
§ 2. Сравнительная характеристика западной и восточной правовой традиции?
§ 3. Место российской правовой традиции в противостоянии Востока и Запада. Ее основные черты 11
§ 1. Представления Франка об общественной структуре 19
§ 2. Власть и право в общественной структуре 24
§ 3. Природа общественного явления. Власть и право как общественные явления 26
§4. Категория «должного» в политико-правовой концепции Франка 32
Глава 3. Власть, право, гражданское общество по учению С. Л. Франка 44
§ 1. Власть и право. Соотношение понятий право и закон 44
§ 2. Гражданское общество и начало служения 54
Глава 4. Социальная основа институтов власти и права по С. Л. Франку 59
§ 1. Социально-ценностная оправданность власти 59
§ 2. Идеи С.Л. Франка о праве и власти в контексте современности 62
Заключение 67
Список использованной литературы 71

Проблема соотношения власти и права на протяжении всей истории занимала умы зарубежных и отечественных мыслителей и до сегодняшнего дня сохранила серьезное теоретическое и практическое значение. Осмысление данного вопроса в рамках российской правовой традиции представляет особый интерес в силу своеобразия представлений о феноменах права и власти в сравнении с традицией европейской.
Правовая традиция, с одной стороны, представляет некоторую объективную силу, которая довлеет над людьми, и в этом смысле изучение институтов власти и права в их пределах позволяет выделить и оценить те особенности и социальные ожидания в отношении этих институтов, которые присущи данному обществу. В то же время традиция не есть косное образование, которое не возможно скорректировать. «Традицию невозможно унаследовать, ее можно завоевать» - сказал поэт Томас Элиот. Традиция - это то, что создается и обновляется каждый день на наших глазах и общими усилиями. Так, представление о том, какое отражение имеют институты власти и права в национальной традиции может помочь гармонично выстроить правовую политику государства, постепенно корректируя существующие недостатки и сохраняя самобытные национальные культурные особенности.
Основой для проведения данного исследования было выбрано творчество С. Л. Франка, а именно - его поздний либерально-консервативный, религиозно ориентированный период. Это связано с тем, что, во-первых, воззрения мыслителя по поводу власти и права во многих аспектах отражали те особенности, которые были в целом присущи российскому правосознанию того времени; во-вторых, теория общественного устройства, предложенная С. Л. Франком, содержит в себе много положений, которые могут быть полезны для раскрытия сущности явлений власти и права на современном этапе научного развития. Например, представления ученого о соотношении начал единства и ценности конкретной личности, а также представления о необходимости социальной легитимации институтов власти права представляются чрезвычайно актуальными и по сей день.
Объектом данного исследования является представление об институтах власти и права, нашедшее свое отражение в творчестве С. Л. Франка и рассмотренное в рамках национальной правовой традиции.
Предметом данного исследования стали особенности российской правовой традиции в ее соотношении с традицией европейской и проявления этих особенностей в сформировавшихся представлениях о власти и праве в российской правовой мысли, в частности во взглядах С. Л. Франка.
Основной целью данной работы стало выявление ключевых черт, характеризующих российское представление о праве и власти, нашедших отражение в творчестве С. Л. Франка. Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:
- обозначить основные особенности российской правовой традиции;
- раскрыть специфику взглядов С. Л. Франка на устройство общества, выявить место, занимаемое институтами власти и права в этом устройстве, а также охарактеризовать процесс формирования этих социальных институтов;
- соотнести взгляды С. Л, Франка на власть и право с воззрениями других отечественных и зарубежных мыслителей;
- проследить воплощение особенностей российской правовой традиции в творчестве С. Л. Франка и других мыслителей, указать на возможность обратного влияния философских представлений о социальных институтах власти и права на правовую действительность;
Теоретической основой исследования послужили труды философов, политологов, юристов: Р Алекси, М. В. Антонова, К. В. Арановского, Х. Арендт, В. А. Бачинина, П. Бергера, Н. А. Бердяева, Г. Дж. Бермана, Е. В. Булыгина, Н. В. Варламовой, Л. Дюмона, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, И. Канта, Г. Кельзена, А. Кожева, Н. М. Коркунова, В. В. Лапаевой, Ю. М. Лотмана, Н. Лумана, А. В. Малько, Н. И. Матузова, Н. Н. Моисеева, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, А. В. Полякова, А. Росса, В. П. Сальникова, А. И. Солженицына, В. С. Соловьева, Е. В. Тимошиной, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Э. Фромма, И. Л. Честнова, Д. Юма.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Российская правовая традиция обладает своеобразием и значительно отличается от традиции европейской. И основное отличие заключается в ее этикоцентристской ориентированности: право здесь выступает в качестве ценности относительной, а в качестве абсолютной предстает, традиционно, веление Правды. Эта особенность находит свое отражение в творчестве С. Л. Франка. В правоцентристской модели именно право выступает в качестве основной социальной ценности, и автономия человеческой личности находится под его надежной защитой. В рамках же модели этикоцентристской отсутствует культ прав человека, а Правда, как ценность абсолютная, носит надындивидуальный, сверхличностный характер, что не всегда хорошо отражается на восприятии прав отдельного человека.
Представляется, что С. Л. Франк предложил весьма оригинальную концепцию общественного устройства. Не призывая к переустройству общества по европейской модели, он попытался найти справедливый баланс между общественным единством и самостоятельной ценностью каждой отдельно взятой личности. Идея этого баланса заключена, по мнению мыслителя, коренится непосредственно в онтологии общества. Через категории «я», «мы» и «ты» он показывает равнозначность и взаимозависимость общего и индивидуального. Такой подход основан на том, что общество есть не совокупность разрозненных людей, а единство самостоятельных индивидуальностей, имеющих общее начало, одинаково явленное в каждом из них. Важным выводом из подобного подхода является следующее: обнаруживая это начало, индивид обнаруживает в другом равного себе, а подобное открытие уже лишает его возможности использовать другого лишь как средство к достижению собственных целей.
Именно благодаря тому, пусть минимальному доверию, которое возникает между людьми благодаря укорененности «мы», некоего общего начала, в каждом из «я», становится возможным существование и права, и власти, которая понимается не как основанная на насилии, а как воля имеющая в своем основании добровольное подчинение. Представляется, что такое видение общественного устройства вполне может оставаться справедливым не только в рамках религиозного восприятия действительности, предложенного С. Л. Франком, но и за их пределами - в обществе, где в качестве основополагающей ценности.
Эта идея находит отражение и в представлениях С. Л. Франка о сущности естественного права, которое призвано гармонично согласовать и уважение к уникальной человеческой личности, и любовь к ближнему выступает взаимоуважение человека человеком.
Также в своих трудах Франк обосновал идею общественного бытия, как субъективно-объективного явления. Эта идея была достаточно оригинальна для его времени и не теряет актуальности и по сей день. Именно такой подход позволяет объяснить, во-первых, процесс формирования общественного института. А во-вторых, он указывает не только на существование института, в том числе власти и права, как объективной силы, но и позволяет сделать важный вывод о сохраняющейся зависимости этих институтов от их признанности со стороны общества, то есть о необходимости их социальной легитимации.
В трудах Франка осмыслен вопрос соотношения Закона (который - по Франку - воплощение в том числе и права) и Благодати. Представляется, что соотношение этих понятий имеет достаточно высокое значение в российской правовой мысли в целом. Благодать, как внутренняя духовность, нравственная жизнь преодолевает Закон, но не отменяет его. Закон, по Франку, есть дань греховной природе человека, и он онтологически присущ человеческому обществу. На основе этого Франк утверждает необходимость существования Закона, а вместе с ним и права, он подчеркивает ценность правового начала, хотя и сознает его недостаточность в деле Правды. Такой подход, кажется верным и адекватным национальному правосознанию, сложившемуся исторически, хотя и не соответствует идеалам научной рациональности.
И тем не менее, представляется, что в творчестве Франка происходит чрезмерное сущностное сближение институтов власти и права. Право понимается через категорию Закона, который есть властное веление Должного. Такой взгляд на право, как на институт, выражающий исключительно чужую властную волю, в целом, близок российской правовой традиции. Вероятно, такое представление о праве недостаточно. В нем сделан акцент на веления и запреты, но отсутствует мысль об индивиде как свободном самостоятельном деятеле, реализующем свои права в рамках правомочия. Такой подход может привести к формированию тенденции к пассивному подчинению, но не активному созиданию, что и произошло в российской правовой культуре. Также подобный подход ведет к чрезмерному усилению роли государственной власти в общественной жизни и сознании населения, в результате того, что государственная власть начинает сближаться с властью правовой.
Подобное усиление роли государственной власти может привести и к искаженному пониманию идеи служения, содержание которой раскрыто в трудах Франка и других отечественных мыслителей. И право, и власть, и каждый член общества должны, согласно этой идее, подчиняют себя служению Должному, но не любой государственной власти. Так, представляется, что идея служения находит свое обоснование именно в рамках религиозной культуры. Служение же любой идее, созданной человеком, чревато теми опасностями, которые связаны с подчинением человеческой личности сверхчеловеческому началу. В рамках светского общества идея служения может обернуться принуждением и вынужденным, внешним подавлением личности. Представляется, что в таком случае и «вручение себя», идея которого близка российскому правосознанию, оборачивается лишь отказом от позитивной, деятельной свободы.
Как было отмечено, традиция несет в себе как объективную, так и субъективную составляющую. Соответственно, все те особенности, которые существуют в сфере представлений о власти и праве и, как результат - их воплощение в действительности, хоть и имеют объективную силу, но могут быть подвергнуты последовательной корректировке в рамках действующей правовой политики. Это дает основание надеяться, что концепция общественного устройства, обоснованная С. Л. Франком, в основе которой лежит уважение к человеку и взаимоуважение между людьми, а также представление о власти и о праве, как об институтах, требующих социального признания, может при определенных обстоятельствах воплотиться в российской правовой реальности.



1.1. Алекси Р Понятие и действительность права (ответ юридическому позитивизму) / Р Алекси ; пер. с нем. А. Лаптев, Ф. Кальшойер. ; пред., сост. В. Бергманн. ; науч. ред. Т. Яковлева. - М.: Инфотропик Медиа,2011. - 192 с.
1.2. Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде / К. В. Арановский. - СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 658 с.
1.3. Арендт Х. О насилии / Х. Арендт ; пер. с англ. Г. М. Дашевский. - М. : Новое издательство, 2014. -148 с.
1.4. Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь / В. А. Бачинин, В. П. Сальников. - М. : Лань, 2000. - 400 с.
1.5. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М. : Республика, 1993. - 383 с.
1.6. Бердяев Н. А. Творчество и объективация / Н. А. Бердяев. - Минск. : Экономпресс, 2000. - 301 с.
1.7. Бергер П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман ; пер. с англ. Е. Руткевич. - М. : “Медиум”, 1995. - 323 с.
1.8. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман ; пер. с англ. H.P. Никонова при уч. Н. Н. Деева. — 2-е изд. — М. : Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА- М -НОРМА, 1998. - 624 с.
1.9. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г. Дж. Берман ; пер. с англ. Д. Шабельникова и М. Тименчика. - М. : Ad Marginem, 1999. — 432 с.
1.10. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. —М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
1.11. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса / Б. П.
Вышеславцев ; Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. - М.
Республика, 1994. -368 с.
1.12. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме / Л. Дюмон. - Дубна. : Издательский Центр "Феникс", 1997. -304 с.
1.13. Жувенель Б. де Власть: Естественная история ее возрастания / Б. де Жувенель ; пер. с франц. В. П. Гайдамака и А. В. Матешук. - М.: ИРСЭН, Мысль, 2011. - 546 с.
1.14. Зеньковский В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.
1.15. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин // Собр. соч. в 2 т/ - М.: Издательство «Медиум», 1993. - Т. 1 - 509 с.
1.16. Кант И. К вечному миру / И. Кант ; подг. к изд. Н. Мотрошилова, Б. Тушлинг // Собр. соч. в 4 т. - М.: Издательская фирма АО «Ками», 1994. - Т. 1 - 584 с.
1.17. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант ; пер. с нем. Н. Лосского; прим. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.
1.18. Карсавин, Л. П. Основы политики // Мир Россия — Евразия: Антология. / Л. П, Карсавин ; сост.: Л. И. Новикова, И.Н. Сиземская. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 110-154.
1.19. Кельзен Г. Чистое учение о праве, справедливость и естественное право / Г. Кельзен ; пер. с нем., англ., фр., сост. и вступ. ст. М. В. Антонова. СПб.: Издательский дом «Алеф-пресс», 2015. - 704 с.
1.20. Кожев А. Понятие власти / А. Кожев ; пер. с франц., послесл. А. М. Руткевич. - М.: Праксис, 2007. - 192 с.
1.21. Козлихин И.Ю., Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений. Учебник. / И. Ю. Козлихин., А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун¬та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007. - 856 с.
1.22. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 520 с.
1.23. Лапаева В. В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: Монография. / В. В. Лапаева. - М.: Российская академия правосудия,
2012. - 578 с.
1.24. Луман Н. Власть / Н. Луман; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2001. — 256 с.
1.25. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой / Н. Н. Моисеев. - М.:
Аграф, 1998. - 473 с.
1.26. Неволин К. А. Энциклопедия законоведения / К. А. Неволин ; Подгот.: Д.И. Луковская и др.; С.-Петерб. гос. ун-т. Юрид. и спец. юрид. фак., Журн. "Правоведение". - СПб., 1997. - 399 с.
1.27. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. 608 с.
1.28. Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций / А. В. Поляков. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. Гос. ун-та, 2004. - 864 с.
1.29. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. / А. В. Поляков, Е. В. Тимошина - СПб.: Изд-во юрид. ф-та С.-Петреб. гос. ун-та, 2005. - 472 с.
1.30. Соловьев В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев; Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. — 656 с.
1.31. Тимошина Е. В. История русской философии права: эпоха средневековья. Учебное пособие по дисциплине «История философии права России» магистерской программы «Теория и история государства и права; история правовых учений» / Е. В. Тимошина. - СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2014. - 70 с.
1.32. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права / Е. Н. Трубецкой. - М.: Издательство «Лунь», 1998. - 224 с.
1.33. Франк С.Л. Духовные основы общества // Избранные труды / С. Л. Франк ; Сост., автор вступ. статьи и комм. С.Б. Роцинский. - М.: РОССПЭН, 2010. - 664 с.
1.34. Франк С.Л. Проблема власти // Избранные труды / C. Л. Франк ; Сост., автор вступ. статьи и комм. С.Б. Роцинский. М.: РОССПЭН, 2010. - 664 с.
1.35. Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии / С. Л. Франк // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510 с.
1.36. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм ; пер. с англ Г. Швейник. -
М.: АСТ, 2015. -288 с.
1.37. Юм Д. Трактат о человеческой природе или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. Собр. соч. В 2 т. Т. 1. / Д. Юм ; пер. с англ. С.И. Церетели, В.С. Швырева и др.; прим. И.С. Нарского. - 2-е, доп. и испр., изд. - М.: Мысль, - 1996.
2. Статьи:
2.1. Антонов М. В. Об основных элементах чистого учения о праве Ганса Кельзена / М. В. Антонов // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 4. - С. 172-195.
2.2. Арапов Н. А. Идея поддержания доверия субъектов права государством и ее связь с конституционным правом России / Н. А. Арапов // Правоведение. 2014. № 2. - С. 157-173.
2.3. Булыгин Е. В. Проблема действительности по Кельзену // Чистое учение о праве, справедливость и естественное право / Е. В. Булыгин ; пер. с нем., англ., фр.; Сост. и вступ. Ст. М. В. Антонова. СПб.: Издательский дом «Алеф-пресс», 2015. 704 с.
2.4. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Социология социального пространства / П. Бурдье ; отв. ред., перевод Н.
A. Шматко. -СПб. : Алетейя, 2007. — 288 с.
2.5. Варламова Н. В. Западная правовая культура: уникальность или универсальность? / Н. В. Варламова // Общественные науки и современность. - 2011. - № 5. С. 93-104.
2.6. Вышеславцев Б. П. Два пути социального движения // Путь. Кн. 1. М., 1992.
2.7. Лотман Ю.М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры / Лотман Ю.М. // Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. Таллинн, 1993. С. 345-355.
2.8. Матузов Н. И. Лекция 27. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теория государства и права. Курс лекций. / под ред. Н. И. Матузова и А.
B. Малько. - М.: Юрист, 1997. 672 с.
2.9. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1 половина XX века) / П. И. Новгородцев ; Сост. И ред. совет М. А. Абрамов, М. М. Федорова. ; Ред. И.И. Блауберг. - М. Прогресс-традиция, 2000. 696 с.
2.10. Павлов В. И. Идея правовой коммуникации и современная антропология права / В. И. Павлов // Правоведение. 2014. № 5. С. 127¬136.
2.11. Росс А. Валиднось и конфликт между правовым позитивизмом и естественным правом / пер. с англ М. В. Антонов // Российский ежегодник теории права. №2. 2009. С. 458-474.
2.12. Соловьев В. С. Из речей в память Достоевского // О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / В. С. Соловьев ; Сост., предисл.: Ю. И. Селеверстов ; Послесл.: Г. Б. Понамарева, В. Я. Курбатова. - М.: Молодая гвардия, 1992. - 270 с.
2.13. Честнов И. Л. Постклассическая модель государственности / И. Л. Честнов // Правоведение. 2016. №?? С. 66.
3. Электронные ресурсы:
3.1 Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков [Электронный ресурс] // Библиотека русско-философской и художественной литературы «ВБХИ». Режим доступа:http://vehi.net/berdyaev/khomyakov/04.html
3.2 Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) [Электронный ресурс] / Б. А. Кистяковский // Библиотека русско-философской и художественной литературы «ВБХИ». - Режим доступа :http:/www.vehi.net/vehi/kistyak.html
3.3 Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона [Электронный ресурс] / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: 1997. Т. 1: XI-XII века. //Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ. Режим доступа: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4868
3.4 Солженицын А. И. Речь для выпускников Гарварда 1978 [Электронный ресурс] / А. И. Солженицын // Антология Самиздата. Режим доступа: http://antology.igrunov.ru/authors/solzh/1121759601.html
3.5 Толстой Л Н. Закон насилия и закон любви [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой Собр. соч. в 90 т. Т. 37. М., 1956 //Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1230. shtml


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ