ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ 7
1.1. Теоретические подходы к определению женского движения 7
1.2 «Первая волна» развития женского движения в странах Европы и
Соединенных Штатах Америки 15
1.3 «Вторая волна» развития женского движения в странах Европы и
Соединенных Штатах Америки 23
1.4 Современное женское движение: виды, организации и их цели 30
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ ЖЕНСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 38
2.1. Идейные основы женского движения в странах Ближнего Востока 38
2.2. Нормативно-правовая база стран Ближнего Востока в области
женских прав (на примере Египта, Йемена, Ирана, Саудовской Аравии и Туниса) 43
2.3. Деятельность женских общественных движений в странах
Ближнего Востока (на примере Йемена, Египта, Ирана, Саудовской Аравии и Туниса) 54
2.4. Специфика женского движения в странах Ближнего Востока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Гендерные вопросы в настоящее время занимают важное место в процессах формирования политического дискурса, государственных идеологий, правовой политики и конструировании национальной идентичности. В процессах демократизации общественной жизни одним из основных компонентов является предоставление равных прав и свобод мужчинам и женщинам. Если еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 года не было учтено положение женщины в обществе, то принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека закрепила, что каждый человек обладает равными правами и свободами без различия по полу. В настоящее время женщины могут занимать государственные посты, строить политическую карьеру, отставить интересы населения в представительных органах государственной власти. Однако подобная тенденция характерна скорее для светских государств, в которых принятые нормативно-правовые акты, регламентирующие общественную жизнь, играют первостепенную роль перед укоренившимися религиозными традициями и обычаями. В свою очередь, в ближневосточных государствах, где ислам играет важную роль в политической и общественной жизни, имеются психологические барьеры культурного и религиозного характера, препятствующие полноценной интеграции женского населения в процессы производства духовных и материальных благ.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена начавшейся в современном исламском обществе трансформацией идей и взглядов по поводу положения женщин в социуме, которая приводит к формированию и развитию различных женских организаций, стремящихся к расширению прав женского населения. Рост общественной активности, инициативность объединений ярко проявляется в деятельности женских объединений ближневосточных стран. Женщины, как социально-демографическая группа, все чаще проявляют способность остро реагировать на процессы и изменения, происходящие в обществе, стремясь отстаивать при этом не только собственные интересы, но и позиции незащищенных слоев населения, порой и общества в целом. Женское движение, постепенно складывающееся в странах Ближнего Востока, - это неотъемлемая часть политического процесса. Оно представляет собой общественную деятельность женщин, которая вызвана особенностями их политического, экономического и гражданского положения и отражена в деятельности организаций, которые создаются с целью борьбы за улучшение этого положения. Женское движение консолидирует женские общественные объединения и стремится к обеспечению данной социально-демографической группе возможности полноценного участия в общественно-политических процессах и осуществлении влияния при принятии важных политических решений.
Объектом данного исследования является женское движение в государствах Ближнего Востока. Предмет исследования - факторы и тенденции развития женского движения в странах Ближнего Востока.
Целью выпускной квалификационной работы является определение перспектив развития женского движения в государствах Ближнего Востока.
Можно выделить следующие задачи исследования:
— выявить специфику женского движения как социально-политического явления;
— определить основные этапы и особенности развития женского движения в странах Европы и США;
— рассмотреть идейные основы женского движения в государствах Ближнего Востока;
— на основе анализа нормативно-правовой базы, регулирующей положение женщин в государствах Ближнего Востока определить текущие возможности и ограничения для развития женского движения;
— выявить особенности женского общественного движения в странах Ближнего Востока (на примере Египта, Йемена, Ирана, Саудовской Аравии и Туниса);
— определить факторы, способствующие развитию женского общественного движения в странах Ближнего Востока;
— выявить общее и частное в развитии женского общественного движения в странах Ближнего Востока и в европейских странах в ходе сравнительного анализа.
Хронологические рамки данного исследования охватывают преимущественно период с середины XX века по настоящее время.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют системный и структурный анализы, которые позволяют установить структурные связи между элементами исследуемой проблемы, исторический анализ, который дает возможность описывать процессы в их хронологическом развитии, и сравнительный анализ.
Научная литература, в том или иной мере релевантная проблеме исследования, может быть разделена на две группы. Во-первых, это работы, связанные с рассмотрением специфики женских движений в рамках теорий общественных движений. Можно выделить исследования С.Г. Айвазовой, О. А. Ворониной, Е. А. Здравомысловой, О. В. Рябова, А. А. Темкиной, Д. Фримена. Во-вторых, работы, связанные с проблемой женского движения на Ближнем Востоке. Этим вопросом преимущественно занимаются западные исследователи. Среди них можно выделить В. М. Могадама, Х. Могхисси, К. Санжа.
следование предполагает четкую структуру. Первая глава посвящена изучению теоретических подходов к определению женского общественного движения, а также подробному рассмотрению эволюции женского общественного движения в государствах Европы и США. Во второй главе подробно проанализированы идейные аспекты женского общественного движения в ближневосточных государствах, рассмотрено текущее положение женщин в исследуемых странах в рамках существующей нормативно-правовой базы. Помимо этого, во второй главе изучена деятельность женского общественного движения в Египте, Йемене, Иране, Саудовской Аравии и Тунисе, специфические черты его развития в данном регионе. Йемен, Иран и Саудовская Аравия были выбраны для проведения исследования в качестве примеров стран, политические системы которых имеют теократические элементы, на примере Туниса и Египта, в свою очередь, будут рассматриваться особенности женского движения и нормативно-правовой базы, регулирующей положение женщин, специфичные для формально светских государств. В контексте данного исследования будет рассмотрена специфика функционирования женских движений в целом в регионе Большого Ближнего Востока, именно поэтому Тунис, который находится в Северной Африке, включен в исследование.
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена специфика женского движения в государствах Ближнего Востока. На основе анализа нормативно-правовой базы, которая регулирует положение женского населения в Египте, Йемене, Иране, Саудовской Аравии и Тунисе можно сделать вывод, что правовое положение женщин в ближневосточных странах не идентично. Формально закреплено гендерное равенство только в светском Тунисе. В других ближневосточных государствах, законодательство которых было рассмотрено, требуется активная работа женского движения по продвижению своих интересов и налаживание каналов связей с законодательными и исполнительными органами власти для признания женщин полноправными субъектами общественно-политических процессов. Представляется возможным использование тунисского опыта другими странами Ближнего Востока для построения равноправного общества с учетом культурно-исторических традиций рассматриваемых стран, а также конкретики социально-экономической и политической ситуации в каждой отдельно взятой стране.
Анализ деятельности женских общественных объединений и одиночных активистов позволил выделить три организационные модели: либеральную модель, радикальную модель (по аналогии с радикальным направлением женского движения «второй волны» в странах Европы и США) и патриархальную модель. На основе исследования можно сделать вывод, что деятельность женских общественных объединений и одиночных активистов именно в рамках либеральной модели может позволить женскому населению, используя легальные методы воздействия на законодательные органы власти, более эффективно продвигать собственные интересы в политической сфере, так как именно решение правового вопроса на данный момент является основной целью женского движения в ближневосточных странах.
Активная деятельность женского движения в государствах Ближнего Востока демонстрирует постепенный рост женского самосознания, стремление к расширению своих прав и свобод. Попытки женских организаций наладить взаимодействие между собой для того, чтобы более успешно добиваться поставленных целей и лоббировать свои интересы в политической сфере приводят к тому, что постепенно женское движение в ближневосточных странах становится более интегрированным. Происходящие трансформации женского движения характеризуются перспективой региональной интеграции и сетевой кооперации в части совместных действий по продвижению общей проблемной повестки и лоббизму собственных интересов в политической сфере. В данном вопросе можно ориентироваться на деятельность женского движения в странах Европы и США, так как женское движение в этих государствах на сегодняшний день зачастую функционирует вне географических рамок определенной страны.
На основе исследования можно выделить следующие сильные стороны женского движения в странах Ближнего Востока, которые стимулируют развитие женского движения, и слабые стороны, которые необходимо преодолеть для более активного развития женского движения:
— сильные стороны: можно проследить реальную политическую активность женских движений, которая проявляется в работе различных неправительственных организаций и деятельности одиночных активистов; преданность определенной системе идей - исламскому феминизму, который является наиболее распространенной основой женских движений; построение партнерских отношений с международными женскими организациями;
— слабые стороны: отсутствие четкой системы коммуникации с элементами институционального механизма; осознания феминистской предыстории, неразвитость демократических институтов, укоренившиеся стереотипы и представления о доминировании мужчин в общественно-политической сфере.
Среди факторов, которые не благоприятствуют становлению и развитию женского движения на Ближнем Востоке можно выделить следующие: отсутствие гражданского общества, экономическая нестабильность, возникающие правовые трудности с созданием сети неправительственных объединений.
Сравнительный анализ женского движения в странах Ближнего Востока и женского движения в государствах Европы и США позволил выделить общее и частное в процессе формирования и развития движения женщин. Несмотря на различные идейные основы и цели женского движения в ближневосточных государствах и странах Европы и США, на опыт развития европейского и американского женского движения можно опираться в будущем при изменении положения женщин в законотворческой сфере, осуществлении социальной политики и выработке стратегий и тактик гендерной политики в странах Ближнего Востока.
Несмотря на возникающие политические, экономические и культурные трудности, необходимо отметить, что женщины в ближневосточных государствах постепенно становятся еще одной влиятельной политической силой, учет точки зрения которой в скором времени станет необходимым условием при принятии важных политических решений. Для того чтобы женское движение развивалось более успешно, необходима государственная поддержка, развитие институтов гражданского общества, социально-политическая и экономическая стабильность, расширение взаимодействия женского ближневосточного движения с представительницами женских движений в других регионах.
1) Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. // Пособие. Москва. 2001. 80 с.
2) Айвазова С. Г.Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории). // М.: РИК Русанова, 1998. С. 125
3) Алаев Л. Б. История Востока, т. VI, Восток в новейшее время (1945-2000). // М.: «Восточная литература» РАН. 2008. С. 325.
4) Али-заде А. А. Шариат//Исламский энциклопедический словарь. М:Ансар2007. С. 78.
5) Батыр К.И. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // СГП. 1980, №2.
6) Бобкова В. А. Политология: Учебник // В. А. Бобкова. И. Н. Браима. Мн.: "Экоперспектива". 2000. С. 210.
7) Бовуар С. де. Второй пол. // М.,Спб.,1997. С. 832.
8) Воронина О. А. Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов. // М. Макс-Пресс. 2008. 768 с.
9) Вульф Н. Миф о красоте: стереотипы против женщин. // Альпина нон-фикшн. 2013. С. 200.
10) Григорьева М.А. Гендерная политика и эмансипация женщин в исламском культурном пространстве: политический контекст и тенденции // Kant. 2011. №2. С. 5.
11) Денисова А. А. Тезаурус терминологии гендерных исследований. // М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. 2003. С. 16.
12) Здравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных движений. // СПб: «Наука». 1993. С. 28.
13) Здравомыслова Е. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России. // Здравомыслова Е. А., Темкина А.А. Общественные науки и современность №6. М. 1999. С. 181.
14) Канашевич Н.М. Политология: логические схемы и опорные конспекты. // Могилев. 1999. С. 83.
15) Коллонтай А. М. К истории движения работниц в России. // Харьков. 1920. С. 32.
16) Королева Т. А. Женское движение: генезис и эволюция. // Вестник Томского государственного университета. №368. 2013. С. 44-50.
17) Коран. Сура №4 «ан-Ниса». // Перевод и комментарии Крачковского И. Ю. М., 1963.
18) Коран. Сура №65 «ат-Талак». // Перевод и комментарии Крачковского И. Ю. М., 1963.
19) Мельникова Т. А. Женское движение в России: традиции и новации. // М., 2000. С. 180.
20) Мор С. Энциклопедия феминизма. // М.: Бюллетень ЖИФ. 1993. С. 24.
21) Новые социальные движения и социокультурные эксперименты. // М. Вып.1. ИНИОН. 1989.
22) Рагозин С.А., Рябинин А.Л. Политическая власть, религия и права женщин в Египте и Тунисе до и после «арабской весны». // М.: Издательский дом: НИУ ВШЭ. 2014. С. 457-463.
23) Рыжкова Е. «Тунис-Египет: конституционные итоги января 2014 года. // Журнал: «Новок восточное обозрение». 2014. С. 3.
24) Рябов О. В. Миф о русской женщине в отечественной и западной историософии. // Филологические науки. №3. 200. 320 с.
25) Смирнов И. В. Роль и положение женщин в Исламской республике Иран. // Сб. статей. М.: Институт Востоковедения РАН, 2006. С. 10-15.
26) Темкина А. А. Женское движение как общественное движение: история и теория. // Истоки женского движения. 2015. С. 5.
27) Феминизм: Восток, Запад, Россия. // Наука. М. 1993. С. 54.
28) Фридан Б. Загадка женственности. // М. Прогресс. 1993. С. 120.
29) Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. // Избранные сочинения. Том 1. 1938. С. 238.
30) Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. // М. 1993. С. 320.
31) Al-Bizri Women in the Arab Spring: new and distinct forms of political participation. // The green political foundation. 2011. P 7.
32) Al-Natour M. The role of women in the Egyptian 25th January Revolution. // Journal of international women’s studies. 2012. P 19.
33) Al-Sakkaf N. Women journalists without chains. 2010.
34) Basha A. Yemen. In Women’s Rights in the Middle East and North Africa: Citizenship and Justice // Oxford: Freedom House, 2005
35) Beardsley E. Women play equal role in revolution in Tunisia. // NPR. 2011. P. 3.
36) Coleman I., 2011. Women and Arab Revolts // The Brown Journal of World Affairs. Vol. 18, №1. 2011 . P. 218.
37) Coleman I. Arab women rising: an uncertain future.// National public radio. 2012. P. 4.
38) Eckel M. Egypt’s leading female voice for change warns that revolution is backsliding. // Christian Science Monitor. 2012. P. 5.
39) Firestone S. The dialectic of sex: the case for feminist revolution. // New York: William Morrow. 1970. P. 120.
40) Freeman J. The Politics of Women's Liberation. A Case Study of an Emerging Social Movement and its Relation to the Policy Process // New York: David McKay Company, Inc, 1975. P. 12.
41) Ghannoushi S. Rebellion: smashing stereotypes of Arab women. // Al Jazeera English. 2013. P. 5.
42) Gray D.H. Tunisia after uprising: Islamist and Secular Quests for Women’s Rights // Mediterranean Politics. Vol. 17. No. 3. 2012. P. 285-302.
43) Guy-Sheftall Beverly. Words of fi re: an anthology of African-American feminist thought. - N. Y: The New Press, 1995. - 312 P. 17
44) Humm M. Feminism. // A Reader. New York. 1992. P. 1-2.
45) Jassat F.Revolutionary Women // New Internationalist. 2012
46) McCarthy J. and M. Zald, Resource Mobilization and Social Movements: A Partial Theory. //American of Journal So ciology. 1977. P. 82.
47) Mervat F. Hatem Economic and political liberation in Egypt and the demise of state feminism. // International journal of Middle East Studies. 1992. P. 251.
48) Michaud A. Arab Spring can’t neglect women. // Newdays. 2011. P. 3.
49) Moghadam V. M. Modernizing women: Gender and social change in the Middle East. // Lynne Rienner Publishers. 2003. 34 p.
50) Moghissi H. Women and Islam: Womens's movements in Muslim societies. // Routledge. Taylor and francis group. 2005. 485 p.
51) Morris A. Frontiers in Social Movement Theory // New Hawen: Yale Univ. Press. 1992. P. 78.
52) Nazir S. Women rights in the Middle East and North Africa. // Oxford:
53) Radsch C. Unveiling the revolutionaries: cyberactivism and the role of women in the Arab uprisings. // Baker Institute for Public Policy. 2013. P 15.
54) Rice E.A Biography of Lucy Stone 1818-1893. // Harcourt, Brace & World, 1961. P 88.
55) RyanB. Feminism and The Women's Movement. Dynamics of Change in Social Movement, Ideology and Activism // New York: Routledge, 1992. P 93-96.
56) Sanja K. Women's Rights in the Middle East and North Africa: Progress Amid Resistance. // Freedom House. 2010. 590 p.
57) Sharma K. The other half: women and the Arab spring. // The Hindu. 2011.
58) Stier E. The woman at the head of Yemen’s protest movement. // Time magazine. 2012. P 34.
59) Taylor V. Collective Identity in Social Movements Communities. Lesbian Feminist Mobilization, in A. Morris and C. Mueller. eds. Frontiers in Social Movement Theory // New Hawen: Yale Univ. Press. 1992. P. 104-130.
60) Thebian A. The Tunisian online revolution. // Emaj magazine. 2011. P 5.
61) Turner R. Collective Behaviour // Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1957. P 223.
62) Watson K. Winning the case for women in work: Saudi Arabia’s steps to reform. // BBC News. 2011. Режим доступа: http://www.bbc.com/news/business- 20697030
63) Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Men and A Vindication of the Rights of Woman. // Ed. Sylvana Tomaselli. Cambridge:Cambridge UniversityPress, 1995. P 45.
64) Zoepf K.Talk of Women's Rights Divides Saudi Arabia. // The New York Times. 2010. P. 23.
Электронные ресурсы
1) Дунаева Е. В. Роль и место женщин в иранском обществе. // РИА
«Иран». 2011. Режим доступа:
http://www.iran.ru/news/analytics/74164/Rol_i_mesto_zhenshchin_v_iranskom_obsh chestve
2) Конституция Исламской республики Иран. 1979. Режим доступа: http://www.http://www.uchebnik-online.com/131/653.
3) Конституция Республики Египет. // 2014. Режим gocTyna:http://worldconstitutions.ru/?p=1013.
4) Мураталиева Н. Т. Положение женщин в Иране. // «Время Востока». Режим доступа: http://www.easttime.ru/blog/polozhenie-zhenshchin-v-irane
5) Образ женщины под сенью ислама. // Режим доступа: http://www.shianet.ru.
6) Constitution of the Republic of Yemen, 1994. Режим дocтyna:http://www.al-bab.com/yemen/gov/con94.htm.
7) The Global Gender Gap Report // World Economic Forum 2009. Режим доступа: http://www.weforum.org/pdf/gendergap/report2009.
8) United Nations Development Programme. 2013. p. 156. Режим доступа: http://www. hdr.undp.org.
9) Voice benind a revolution. // Sidney Morning Herald. 2012. Режим дocтyna:http:www.smh.com.au
10) World Bank (n.d.) Data: Labor participation rate, female. Режим дocтyna:http://data.worldbank.org/indicator/SL.TLF.CACT.FE.ZS/countries/1W? display=map.
11) Yazdani D. Tawakkul Karman Brings The Arab Spring to Yemen. //
Tutufoundationusa.2 0 1 2 .Режим доступа:
http://www.tutufoundationusa.org/2012/01/tawakkul-karman-brings-the-arab-spring- to-yemen.