Введение 3
Глава I. Очерк в системе жанров телевизионной журналистики
1.1. Очерк: понятие, разновидности, история развития жанра 6
1.2. Проблемный очерк на современном телевидении 15
Глава II. Драматургия проблемного очерка
2.1. Работа автора над сценарием 29
2.2. Современные авторские решения композиционных задач при
производстве проблемного очерка 34
2.3. Работа автора над проектом «Гудбай, Чермоз?» 41
Заключение
Список использованной литературы 49
Список источников 51
Приложение №1 52
Приложение №2 53
Приложение №3 56
Приложение №4 61
Приложение №5
Прошло уже более 120 лет с начала кинематографической эры, но до сих пор не сформировалось единое мнение на то, что такое документалистика: искусство или журналистика; можно ли по аналогии с игровым кино разделять ее на телевизионную и документалистику «большого экрана»; если можно, то как различаются два этих типа в жанровом и драматургическом отношении.
Режиссер В.В. Манский, к примеру, считает, что разница есть: «Документальное кино рассчитано на вдумчивого, умного зрителя. Телевидение требует более упрощенных форм. <...> То, что на телевидении называют документальным кино, им, по сути, не является. Это некий отдельный жанр, лишь использующий схожие приемы».
Мы же согласимся с тем, что ТВ-формат требует отсутствия «длиннот, ассоциативных рядов, чересчур сложных образов»2. Однако и фестивальный, и телевизионный продукт выполняют одну задачу - отобразить действительность, одинаковый набор средств и приемов для ее выполнения, а также схожую форму организации материала, то есть общую жанровую систему - очерковую.
Существующий на современном ТВ проблемный очерк изменяется вместе с эволюцией журналистики. Среди важнейших тенденций, влияющих как на форму, так и на содержание материалов, исследователи выделяют интеграцию жанров, стремление к сенсационности и парадоксальности, сокращение средней продолжительности конечного продукта и другие. Этими изменениями и обусловлена актуальность данной дипломной работы.
Мы предполагаем, что проблемный очерк в чистом виде сегодня крайне редко встречается на телевидении, однако все чаще он выходит в формате проблемного репортажа. То есть жанр проблемного очерка все больше тяготеет к аналитике. Это влияет на его драматургию.
Таким образом, объектом исследования является проблемный очерк. Предметом - современные особенности его композиционно-сюжетной структуры.
Цель дипломной работы заключается в выявлении актуальных композиционно-сюжетных особенностей жанра.
Для достижения цели перед нами были поставлены следующие задачи:
1) На основе анализа теории очеркистики дать определение понятию «очерк», выявить динамику и тенденции развития жанра;
2) Выявить черты проблемного очерка в современных проблемных и специальных репортажах на медицинскую тематику;
3) Определить особенности драматургии и композиционно-сюжетной структуры, характерные для жанра проблемного очерка;
4) На основе изученных материалов создать собственный очерк о проблемах медицины.
Теоретическую базу исследования составляют труды Васильевой Т.В., Осинского В.Г. и Петрова Г.Н., Кузнецова Г.В, Цвика В.Л. и Юровского А.Я., Муратова С.А., Джулай Л.Н., Тертичного А.А., Мальковой Л.Ю, Познина В.Ф. и других авторов.
Эмпирической базой исследования послужили такие работы телевизионной журналистики, как «Специальный корреспондент: БЕЗпомощные» (автор А. Бузаладзе), «Осторожно, мошенники! Мошенники в белых халатах» (производство «ТВ Центр», ведущие П. Русский, О. Лобаков, Е. Баландина), «Смерть от простуды» (автор С. Малоземов), «Диагноз на миллион. Здоровье для избранных» (автор сценария П. Селин). Для сравнения были взяты проблемные очерки так называемого неигрового кино «Оптическая ось» (автор сценария и режиссер М. Разбежкина) и «Кровь» (автор сценария С. Винокуров, режиссер А. Рудницкая), а также зарубежный фильм «Здравозахоронение» (автор М. Мур).
В исследовании были применены следующие методы:
1) Описание и анализ документальных фильмов;
2) Сравнение методов и приемов композиционно-сюжетной структуры, использованных в фильмах;
3) Индукция - обобщение на основе анализа частных случаев.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, включающего в себя авторский проблемный очерк.
В отечественной журналистике принято разделять материалы по жанрам. Однако со временем, когда стал перениматься опыт зарубежных СМИ, когда требования аудитории изменились, традиционная классификация практически потеряла свое прикладное значение, а сами журналистские продукты, в том числе и телевизионные, трансформировались.
Так, сегодня проблемный очерк помимо устоявшихся жанровых признаков, среди которых актуальность и социальная значимость проблематики, повествование, основанное на реальных фактах с упоминанием реальных лиц, акцент на переживаниях героев, использование художественно-выразительных средств, имеет черты, свойственные аналитическим жанрам: апеллирование к статистическим данным, стремление к обобщению, минимум описательности. На современном телевидении проблемный очерк в чистом виде встретить практически невозможно: интеграция аналитики и художественной публицистики привела к тому, что теперь он существует в формате проблемного (специального) репортажа.
Вместе с этим изменилась и композиционно-сюжетная структура проблемного очерка. На основе анализа четырех журналистских материалов, в числе которых «БЕЗпомощные» (автор А. Бузаладзе), «Осторожно, мошенники! Мошенники в белых халатах» (производство «ТВ Центр», ведущие П. Русский, О. Лобаков, Е. Баландина), «Смерть от простуды» (автор С. Малоземов), «Диагноз на миллион. Здоровье для избранных» (автор сценария П. Селин), мы пришли к выводу, что:
• во-первых, так как журналистика стремится к глобальности, максимально широкому охвату и достоверности, публицистические материалы все в меньшей и меньшей степени основываются на переживаниях людей и все больше опираются на экспертную оценку, архивные и статистические данные, результаты всевозможных исследований;
• во-вторых, по той же причине журналистские фильмы часто состоят из множества отдельных историй, которые не всегда удается гармонично связать друг с другом, чтобы получился цельный рассказ;
• в-третьих, для материалов характерна классическая пятиступенчатая модель построения композиции: экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка;
• в-четвертых, чаще всего элементы композиции связываются при помощи закадрового текста, реже через стендапы и дополнительные видеовставки.
Работая над данной выпускной квалификационной работой, мы попытались самостоятельно создать проблемный очерк, учитывая опыт коллег. Так был снят и смонтирован фильм «Гудбай, Чермоз?».
Проект посвящен проблемам медицины в отдельно взятом населенном пункте на севере Пермского края. В основе драматургии лежит конфликт между жителями этого города и условиями, в которых они вынуждены жить: где отсутствует возможность получения нормальных медицинских услуг, а государство и администрация больницы не предпринимают никаких мер.
Композиция материала построена следующим образом:
1) пролог;
2) экспозиция;
3) завязка;
4) перипетии;
5) кризис;
6) кульминация;
7) развязка;
8) эпилог.
Причем эпилог частично повторяет пролог: в начале фильма показана дорога в Чермоз, соответственно, в конце него - обратный путь. То есть композиция закольцована.
За время работы над проектом в рамках реализации концепции «универсальный журналист» автор выступил в роли сценариста, монтажера и даже в качестве режиссера-оператора некоторых фрагментов, а ее результатом стал проблемный очерк, хронометраж которого составляет 12 минут 47 секунд. Этот материал в дальнейшем планируется выпустить на региональном телевидении.
1. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.
3. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2004.
4. Большой толковый словарь русского языка под ред. Кузнецова С.А. СПб., 2000.
5. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.
6. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.
7. Джулай Л.Н. Документальный иллюзион. М., 2005.
8. Документальное кино: второе пришествие [Электронный ресурс] // Портал российского документального кино. URL: http://vertov.ru/news/7/index.html(дата обращения 13.03.2016).
9. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. М., 2004.
10. Журналистика и медиаобразование в XXI веке. Ред. Короченский А.П. Белгород, 2006.
11. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. М., 2004.
12. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л, Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. М., 2005.
13. Малькова Л.Ю. Современность как история. Реализация мифа в документальном кино. М., 2001.
14. Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М., 2009.
15. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
16. Основы творческой деятельности журналиста. Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
17. Познин В.Ф. Основы монтажа изображения. СПб., 2004.
18. Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе. М., 2004.
19. Пронин А.А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010.
20. Ромм М.И. Избранные произведения в 3-х томах. Том 1. Теория. Критика. Публицистика. М., 1980.
21. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. М., 2001.
22. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. М., 2011.
23. Ходасевич В.Ф. «Некрополь. Воспоминания. Литература и власть. Письма Б.А. Садовскому». М., 1996.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Диагноз на миллион. Здоровье для избранных [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mNUGVzCLxZ4(дата обращения 16.04.2016).
2. З д р а в о з ах о р о н е н и е [Электронный ресурс].URL: https://www.youtube.com/watch?v=J-Ho2NTVkLg(дата обращения 17.04.2016).
3. Кровь [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch? v=0GhiUkLQg-g (дата обращения 17.04.2016).
4. Оптическая ось [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=t8HKK5co1TI(дата обращения 16.04.2016).
5. Осторожно, мошенники! Мошенники в белых халатах [Электронный ресурс] . URL: http://dokpro.net/human/health/2054-ostorozhno- moshenniki-moshenniki-v-belyh-halatah.html(дата обращения 16.04.2016).
6. Смерть от простуды [Электронный ресурс] // НТВ. URL: http://www.ntv.ru/peredacha/Smert_ot_prostudy/last24378065/ (дата обращения 15.04.2016).
7. Специальный корреспондент: БЕЗпомощные [Электронный ресурс] // Россия-1 . URL: http://russia.tv/video/show/brand_id/3957/episode_id/657599/video_id/657599/ (дата обращения 15.04.2016).