Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы исследования по данным научно-методической литературы
1.1. Формирование двигательных способностей у детей 9-10
лет с учетом сенситивных периодов развития
1.2. Развитие физических качеств как основная задача начального этапа подготовки юных спортсменов в игровых видах спорта
1.3. Физические качества и формы их проявления в футболе 12
1.4. Особенности физической подготовки футболистов 9-10 лет
Глава 2. Методы и организация исследования 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики общей
физической подготовки футболистов 9-10 лет
3.1. Характеристика экспериментальной методики 29
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 30
Выводы 38
Практические рекомендации 39
Список использованной литературы 40
Приложения 44
Актуальность. Подготовка юных футболистов - длительный, многогранный процесс, базирующийся на данных научных исследований и опыте специалистов. Разработка актуальных вопросов подготовки юных футболистов тесно связана с исследованиями, выполненными в области детско-юношеского спорта. Основоположниками исследований проблем подготовки юных спортсменов являются В.П.Филин, Ю.Д. Железняк, Люкшинов Н.М. и др.
В основе совершенствования физических качеств лежит замечательная способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей. Самые существенные изменения в развитии двигательных качеств происходят у детей младшего школьного возраста.
Вся работа тренеров, занимающихся с юношами, должна базироваться на знании возрастных особенностей детей и подростков, динамики совершенствования двигательных качеств и функциональных возможностей их организма. Методика подготовки юных футболистов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма. Незнание этих особенностей может привести к низкой эффективности процесса обучения, потере интереса детей к футболу, нанести вред здоровью еще неокрепшего организма.
Начальная подготовка является первым этапом многолетней подготовки, во время которой закладываются основы всей последующей спортивной деятельности футболиста. Таким образом, рассмотрение вопроса общей физической подготовки юных футболистов на этом этапе является актуальной темой. Базовая тренировка должна создавать устойчивый интерес ребенка к игре и игровой деятельности, а так же обеспечивать в первую очередь развитие опорно-двигательного аппарата детей и создавать фундаментальные предпосылки для дальнейшего развития силовых, скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости на последующих этапах. Направленность базовой тренировки преимущественно на повышение общего уровня физического развития наиболее целесообразна, поскольку эти показатели имеют в предпубертатном периоде наибольшие темпы прироста.
Анализ литературы по вопросам общей физической подготовки в футболе и предварительное обследование юных футболистов позволили выявить противоречие между необходимостью направленного развития специальных физических качеств у юных спортсменов в условиях тренировочного процесса и недостаточной разработанностью методик общей физической подготовки футболистов групп начальной подготовки. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в разработке методики общей физической подготовки юных футболистов, основанной на использовании подвижных игр, и предусматривающей направленное развитие специальных физических качеств у юных спортсменов. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель исследования - разработать методику, основанную на использовании подвижных игр в процессе общей физической подготовки юных футболистов.
Объект: Общая физическая подготовка юных футболистов.
Предмет исследования: Методика общей физической подготовки юных футболистов с использованием подвижных игр.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники и документальные материалы по проблеме развития физических качеств у юных футболистов в процессе общей физической подготовки.
2. Разработать методику общей физической подготовки юных футболистов, основанную на использовании подвижных игр.
3. Выявить эффективность использования подвижных игр в процессе общей физической подготовки юных футболистов и определить их влияние на развитие физических качеств в процессе педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации по общей физической подготовке юных футболистов с использованием подвижных игр.
Гипотеза. Предполагалось, что использование специально подобранных подвижных игр, с элементами спортивных игр, в том числе и футбола, в процессе общей физической подготовки положительно отразиться на развитии специальных физических качеств и более значительно позволит улучшить техническую подготовку юных футболистов.
Новизна исследования заключается в определении влияния подвижных игр в процессе общей физической подготовки на развитие специальных физических качеств юных футболистов.
Практическая значимость определяется представленными рекомендациями по развитию специальных физических качеств у юных футболистов в условиях тренировочного процесса.
В результате теоретического исследования и проведения педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что в последнее время не уделяется должного внимания общей физической подготовки юных футболистов.
2. В результате теоретического анализа была разработана методика общей физической подготовки футболистов 9-10 лет, основанная на использовании подвижных игр и предусматривающая направленное развитие специальных физических качеств у юных спортсменов.
3. Выявлена эффективность разработанной методики статистически достоверными изменениями показателей по результатам прыжка в длину, челночного бега 5х6 м, бег 60м, жонглирование мячом, бег 30м с ведением. В контрольной группе достоверного изменения показателей не выявлено.
4. Таким образом, специально подобранные подвижные игры оказали положительное влияние на развитие специальных физических качеств футболистов 9 - 10 лет.
1. Аганянц Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков / Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью [Текст] / Е.К. Аганяц. - Краснодар: КГИФК, 1991. - С.5-16.
2. Аганянц Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей: Учебное пособие [Текст] / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова. - Краснодар: КубГАФК, 1999. — 70с.
3. Аганянц Е.К. Очерки физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, А.Б. Трембач - Краснодар,2001. - 203с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник
для студентов [Текст] / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградова. - М.: Просвещение,1990 - 288с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В.
Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М.
Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367с.
6. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. Учебное пособие для педагогических институтов, 2-е издание. М.: "Высшая школа", 1974. - 308с.
7. Голиков В. Г. Практикум для начинающих тренеров по футболу. [Текст] /В.Г. Голиков - Белгород: крестьянское дело, 2002. - 80 с.
8. Голомазов С. В. Теория и практика футбола. [Текст] /С.В. Голомазов - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 126 с.
9. Динер В.Л. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие для студентов физической культуры [Текст] / В.Л. Динер Краснодар: КубГАФК, 1999 - 239 с.
10. Дьяконов В.В. Использование развития выносливости различных уровней мощности работы и их взаимосвязи у школьников 9-17 лет. / Физическое воспитание студентов педагогических институтов: сб. трудов. Вып.№3. М.: 1977. - с. 72-80..
11. Дьяконов В.В., Травин Ю.Г. Комплексное развитие двигательных качеств у детей 11-12 лет / Физическая культура в школе [Текст] / В.В. Дьяконов, Ю.Г. Травин - 1970. - №9. - с 13.
12.Заваров А.И. Футбол для начинающих [Текст] / А.И. Заваров. - Питер, 2013. - 190 с.
13.Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе [Текст] /А.П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. - №3, 1999. - С. 24-30.
14. Иванов В.В. Методические аспекты оценки и совершенствования подготовленности футболистов. [Текст] / В. В. Иванов, С. Ю. Тюленьков, В. С. Левин. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1998. - 64 с.
15. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. [Текст] / Ю.Ф. Курамшин - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
16. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации. [Текст] / Г.С. Лалаков - Омск: Сиб. гос. акад. физ. культуры, 2000. - 83 с.
17. Люкшинов Н. М. Состояние и тенденции развития современного футбола [Текст] / Н.М. Люкшинов // Футбол. Ежегодник, - М., 2003. - С. 20-24.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учеб. для инст. Физкультуры [Текст] / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 586с.
19. Максименко И. Г. Структура тренировочных нагрузок, физической, технической и игровой подготовленности юных футболистов на этапе специализированной базовой подготовки.: [Текст]/ И.Г. Максименко автореф. дис.канд.пед.наук. - М.: 2001. - 19 с.
20. Малькольм К. 101 упражнение юных футболистов. [Текст] /К.
Малькольм -М.: Издательство Астрель», 2003. - 96 с.
21. Малькольм К. Самый популярный учебник футбола: тренировочные программы и упражнения от ведущих тренеров мира: [перевод с английского] [Текст] / К. Малькольм и Д. Шоулдер - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 124 с.
22. Малофеев Э. Футбол!: Вправо, влево и в ворота [Текст] / Э. Малофеев.
- М.: ОЛМА-Пресс, 2001. - 318 с.
23. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. [Текст] / Г.В. Монаков - М.: Советский спорт, 2005. - 288с.
24. Монаков Г.В. Подготовка футболистов [Текст] / Г. В. Монаков. - Великие Луки: ООО "Великолукская гор. тип.", 2009. - 196 с.
25. Нилин А. Век футбола [Текст] / А. Нилин. - М.: Терра. Спорт и др., 1998. - 222 с.
26. Петько С.Н. Теория и методика обучения футболу : учебное пособие для студентов [Текст] / С. Н. Петько - Воронеж : ВГПУ, 2008. - 188 с.
27. Петухов А. В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов: [Текст] / А.В. Петухов/ автореф. дс...канд. пед. наук. - М., 1990 - 22 с.
28. Полишкис М. С. Футбол [Текст] /М.С. Полишкис, В.А Выжгин - М.: Физкультура, образование и наука, 1999 - 254 с.
29. Сергеев Г.В. Футбол: Учеб.-метод. пособие: (Электив. курс физ. воспитания в вузе) [Текст] / Г.В. Сергеев, М.М. Чубаров; М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. индустр. ун-т. - М. : МГИУ, 2000. - 116 с.
30. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. [Текст] / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 520с.
31. Тюленьков С. Ю. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации (теоретико - методические аспекты). [Текст] / С.Ю. Тюленьков - М., 1998. - 290 с.
32. Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. [Текст] /В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
33. Хрипкова А.Г. Проблема возрастной физиологии / Физическая культура в школе. - 1978, №12. - с. 10-13.
34. Шамардин А.А. Комплексная функциональная подготовка юных футболистов [Текст] / А. А. Шамардин. - Саратов: Науч. кн., 2008. - 239 с.
35. Шамонин А.В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет [Текст] /автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / А.В. Шамонин - Екатеринбург, 2010. - 22 с.