ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Общая правовая характеристика особо
охраняемых природных территорий 9
§ 1.1. Понятие и классификация особо охраняемых
природных территорий по различным основаниям 9
§ 1.2. Правовые основы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации 17
§ 2.1. Стимулы и ограничения в правовых режимах особо охраняемых природных территориях федерального значения 33
§ 2.2. Стимулы и ограничения в правовых режимах особо
охраняемых природных территориях регионального значения 47
§ 2.3. Стимулы и ограничения в правовых режимах особо охраняемых природных территориях местного значения.. ..54
Глава 3. Правовое обеспечение рационального природопользования в особо охраняемых природных территориях 61
§ 3.1. Правовые пределы осуществления туристической, рекреационной и спортивной деятельности на особо охраняемых природных территориях 61
§ 3.2. Правовые меры снижения негативного воздействия на особо охраняемые природные территории 67
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.. ..76
Глава 1. Общая правовая характеристика особо
охраняемых природных территорий 9
§ 1.1. Понятие и классификация особо охраняемых
природных территорий по различным основаниям 9
§ 1.2. Правовые основы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации 17
§ 2.1. Стимулы и ограничения в правовых режимах особо охраняемых природных территориях федерального значения 33
§ 2.2. Стимулы и ограничения в правовых режимах особо
охраняемых природных территориях регионального значения 47
§ 2.3. Стимулы и ограничения в правовых режимах особо охраняемых природных территориях местного значения.. ..54
Глава 3. Правовое обеспечение рационального природопользования в особо охраняемых природных территориях 61
§ 3.1. Правовые пределы осуществления туристической, рекреационной и спортивной деятельности на особо охраняемых природных территориях 61
§ 3.2. Правовые меры снижения негативного воздействия на особо охраняемые природные территории 67
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.. ..76
Согласно ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под ООПТ понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Сохранение редких и уникальных экологических систем является одним из обязательных условий обеспечения экологической безопасности страны в целом.
ООПТ имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, кроме того способствует поддержанию благоприятного качества окружающей природной среды. Вопросы специфики правового режима ООПТ являются актуальными и требуют комплексного правового исследования в связи с активным развитием на них туристско-рекреационной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории ООПТ.
Предметом исследования являются правовые нормы российского законодательства об ООПТ, гражданского, земельного, лесного, водного законодательства и нормы иной отраслевой принадлежности, связанные с правовым режимом ООПТ, а также судебная практика их применения.
Целью исследования является разработка комплексного представления о правовом режиме ООПТ.
Проблема исследования состоит в сложности выявления оптимального правового регулирования, построенного на балансе между охраной окружающей среды и возможностью хозяйственного использования природных объектов и комплексов ООПТ. Обозначенная проблема конкретизируется в конфликте частных и публичных правовых интересов в заявленной области.
Теоретической основой работы явились научные труды российских ученых, среди которых: Т.В. Архипенко, С.В. Бердинских, Л.В. Брезинской, В.В Вараксина, Т.А. Григорьевой, А.А Гуковой, Е.А. Дмытерко, Г.В Дудко, А.В. Иванова, М.Л. Крейндлина, Н.В. Кузнецовой, Е.В. Луневой, Н.А. Масилевич, Г.Д. Русецкой, Д.Р. Сабировой, М.Е. Стадолина, В.В. Тарасовой, А.В. Швецова, И.А. Яковлевой, Е.В. Ямчук и др.
Нормативную основу составляет Конституция РФ, гражданское, земельное, лесное, водное законодательство, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», федеральные подзаконные нормативные правовые акты, законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере правового режима ООПТ.
Эмпирической основой исследования являются материалы опубликованной и неопубликованной судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов, в том числе Федерального арбитражного суда Поволжского округа, материалы практики арбитражных судов различных регионов РФ.
Задачи исследования:
провести классификацию ООПТ
особенностей законодательства различных уровней;
• проанализировать правовые основы охраны и использования ООПТ;
• предложить стимулы и ограничения в механизме правового регулирования использования природных объектов и комплексов ООПТ;
• определить правовые пределы осуществления туристической, рекреационной и спортивной деятельности на ООПТ;
• сформулировать правовые меры снижения негативного воздействия на ООПТ.
Для решения вышеуказанных задач использованы следующие методы исследования:
Методологическую основу исследования составил диалектический метод, который позволил познавать в неразрывном единстве и в общей связанности сущность правового регулирования отношений по охране и использованию ООПТ.
Правовому изучению также способствует логические приемы в виде анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и обобщения, аналогии и типологии. С их помощью разработано дифференцированное правовое регулирование разновидностей общественных отношений в сфере функционирования ООПТ.
Формально-юридический прием позволил уяснить суть и значимость правовых норм, регламентирующих отношения, возникающих по поводу ООПТ.
Сравнительно-правовой метод в рамках внутригосударственного регулирования применялся для сопоставления правовых средств воздействия на участников отношений по охране и использованию ООПТ федерального, регионального и местного значения.
Метод единства и дифференциации использован для выявления общих и отличительных характеристик правового регулирования отношений ООПТ на федеральном уровне путём сопоставления положений из регионального и местного законодательства.
Положения, выносимые на защиту:
1. В целях обеспечения рационального природопользования и охраны уникальных экологических систем, необходимо соблюдения режима использования ООПТ. К тому же важно правильное определения содержания права собственности на данные территории, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями в соответствии с действующим законодательством.
2. Отсутствие чёткой систематизации нормативных правовых актов относительно ООПТ является тормозящим фактором в развитии данных территории. Коллизии в федеральном законодательстве, противоречия между нормами федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов приводят к разнородной судебной практике и трудностям правоприменения. Необходимо обеспечить правовую системность, что будет способствовать определённости и стабильности в использовании и обороте земельных участков в составе ООПТ.
3. Для достижения баланса частных и публичных интересов необходимо изменить привычные представления о правовом регулировании хозяйственной деятельности в границах ООПТ федерального значения как исключительно ограничивающем. Ведь только комплексное использование правовых стимулов умножит шансы эффективного правового воздействия на сознание и поведение субъектов по осуществлению рекреации в пределах ООПТ федерального значения, на достижение ими социально полезного результата.
Преимущество стимулирующих начал по сравнению с ограничивающими началами в том, что первые, как правило, выступают более побуждающими факторами для задуманного поведения. Безусловно, не правильно будет полностью отрицать правовые ограничения, так как без них невозможна полноценная и законная самостоятельность. В каждом конкретном случае необходимо соблюдать баланс правовых стимулов и правовых ограничений, только при таких обстоятельствах будет обеспечено максимально эффективное правовое регулирование отношений, возникающих по поводу использования природных ресурсов в составе ООПТ федерального значения.
4. Проанализировав положения об ООПТ федерального, регионального, местного значения можно сделать вывод, что перечень ограничений и дозволений на данных территориях различен в зависимости от природных особенностей каждой ООПТ. Наблюдается проблема относительно ООПТ регионального, местного значения, когда виды активности, разрешённые на данных территориях которых, не ясны: они не запрещены, но и не разрешены законодательством, тем самым любые попытки старта предпринимательской деятельности на исследуемых территориях по формальной причине пресекаются из-за отсутствия законных оснований.
Важно обеспечить баланс правовых стимулов и ограничений, способствующий сохранению уникальных ландшафтов на ООПТ и в то же время развитию деятельности субъектов предпринимательской в туристко-рекреационной сфере. Следует определить статус территории и прописать разрешённые виды хозяйственной деятельности для каждой ООПТ в отдельности. К тому же, необходимо должным образом регламентировать правовые пределы осуществления туристической, рекреационной и спортивной деятельности на ООПТ путём установления рекреационных нормативов, что будет способствовать осуществлению рационального природопользования на данных территориях.
ООПТ имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, кроме того способствует поддержанию благоприятного качества окружающей природной среды. Вопросы специфики правового режима ООПТ являются актуальными и требуют комплексного правового исследования в связи с активным развитием на них туристско-рекреационной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории ООПТ.
Предметом исследования являются правовые нормы российского законодательства об ООПТ, гражданского, земельного, лесного, водного законодательства и нормы иной отраслевой принадлежности, связанные с правовым режимом ООПТ, а также судебная практика их применения.
Целью исследования является разработка комплексного представления о правовом режиме ООПТ.
Проблема исследования состоит в сложности выявления оптимального правового регулирования, построенного на балансе между охраной окружающей среды и возможностью хозяйственного использования природных объектов и комплексов ООПТ. Обозначенная проблема конкретизируется в конфликте частных и публичных правовых интересов в заявленной области.
Теоретической основой работы явились научные труды российских ученых, среди которых: Т.В. Архипенко, С.В. Бердинских, Л.В. Брезинской, В.В Вараксина, Т.А. Григорьевой, А.А Гуковой, Е.А. Дмытерко, Г.В Дудко, А.В. Иванова, М.Л. Крейндлина, Н.В. Кузнецовой, Е.В. Луневой, Н.А. Масилевич, Г.Д. Русецкой, Д.Р. Сабировой, М.Е. Стадолина, В.В. Тарасовой, А.В. Швецова, И.А. Яковлевой, Е.В. Ямчук и др.
Нормативную основу составляет Конституция РФ, гражданское, земельное, лесное, водное законодательство, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», федеральные подзаконные нормативные правовые акты, законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере правового режима ООПТ.
Эмпирической основой исследования являются материалы опубликованной и неопубликованной судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов, в том числе Федерального арбитражного суда Поволжского округа, материалы практики арбитражных судов различных регионов РФ.
Задачи исследования:
провести классификацию ООПТ
особенностей законодательства различных уровней;
• проанализировать правовые основы охраны и использования ООПТ;
• предложить стимулы и ограничения в механизме правового регулирования использования природных объектов и комплексов ООПТ;
• определить правовые пределы осуществления туристической, рекреационной и спортивной деятельности на ООПТ;
• сформулировать правовые меры снижения негативного воздействия на ООПТ.
Для решения вышеуказанных задач использованы следующие методы исследования:
Методологическую основу исследования составил диалектический метод, который позволил познавать в неразрывном единстве и в общей связанности сущность правового регулирования отношений по охране и использованию ООПТ.
Правовому изучению также способствует логические приемы в виде анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и обобщения, аналогии и типологии. С их помощью разработано дифференцированное правовое регулирование разновидностей общественных отношений в сфере функционирования ООПТ.
Формально-юридический прием позволил уяснить суть и значимость правовых норм, регламентирующих отношения, возникающих по поводу ООПТ.
Сравнительно-правовой метод в рамках внутригосударственного регулирования применялся для сопоставления правовых средств воздействия на участников отношений по охране и использованию ООПТ федерального, регионального и местного значения.
Метод единства и дифференциации использован для выявления общих и отличительных характеристик правового регулирования отношений ООПТ на федеральном уровне путём сопоставления положений из регионального и местного законодательства.
Положения, выносимые на защиту:
1. В целях обеспечения рационального природопользования и охраны уникальных экологических систем, необходимо соблюдения режима использования ООПТ. К тому же важно правильное определения содержания права собственности на данные территории, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями в соответствии с действующим законодательством.
2. Отсутствие чёткой систематизации нормативных правовых актов относительно ООПТ является тормозящим фактором в развитии данных территории. Коллизии в федеральном законодательстве, противоречия между нормами федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов приводят к разнородной судебной практике и трудностям правоприменения. Необходимо обеспечить правовую системность, что будет способствовать определённости и стабильности в использовании и обороте земельных участков в составе ООПТ.
3. Для достижения баланса частных и публичных интересов необходимо изменить привычные представления о правовом регулировании хозяйственной деятельности в границах ООПТ федерального значения как исключительно ограничивающем. Ведь только комплексное использование правовых стимулов умножит шансы эффективного правового воздействия на сознание и поведение субъектов по осуществлению рекреации в пределах ООПТ федерального значения, на достижение ими социально полезного результата.
Преимущество стимулирующих начал по сравнению с ограничивающими началами в том, что первые, как правило, выступают более побуждающими факторами для задуманного поведения. Безусловно, не правильно будет полностью отрицать правовые ограничения, так как без них невозможна полноценная и законная самостоятельность. В каждом конкретном случае необходимо соблюдать баланс правовых стимулов и правовых ограничений, только при таких обстоятельствах будет обеспечено максимально эффективное правовое регулирование отношений, возникающих по поводу использования природных ресурсов в составе ООПТ федерального значения.
4. Проанализировав положения об ООПТ федерального, регионального, местного значения можно сделать вывод, что перечень ограничений и дозволений на данных территориях различен в зависимости от природных особенностей каждой ООПТ. Наблюдается проблема относительно ООПТ регионального, местного значения, когда виды активности, разрешённые на данных территориях которых, не ясны: они не запрещены, но и не разрешены законодательством, тем самым любые попытки старта предпринимательской деятельности на исследуемых территориях по формальной причине пресекаются из-за отсутствия законных оснований.
Важно обеспечить баланс правовых стимулов и ограничений, способствующий сохранению уникальных ландшафтов на ООПТ и в то же время развитию деятельности субъектов предпринимательской в туристко-рекреационной сфере. Следует определить статус территории и прописать разрешённые виды хозяйственной деятельности для каждой ООПТ в отдельности. К тому же, необходимо должным образом регламентировать правовые пределы осуществления туристической, рекреационной и спортивной деятельности на ООПТ путём установления рекреационных нормативов, что будет способствовать осуществлению рационального природопользования на данных территориях.
Проведённый комплексный анализ правового режима ООПТ позволяет сделать следующие выводы:
Выявлены правовые факторы, оказывающие тормозящее воздействие на развитие системы ООПТ. К ним относиться: отсутствие чёткой систематизации нормативных правовых актов, касающихся охраны и использования ООПТ; межотраслевые коллизии в федеральном законодательстве; противоречия между федеральными, региональными и местными нормативными правовыми актами, приводящие к увеличению судебных дел.
Выработаны правовые меры по снижению и предотвращению негативного воздействия на ООПТ: минимизация и предотвращение угрозы хозяйственной и иной деятельности на уникальные природные достопримечательности, путём установления нормативов рекреационной нагрузки; нормативное закрепление системы правовых запретов и дозволений по осуществлению рационального природопользования на ООПТ; установление разрешённых видов хозяйственной деятельности для каждой ООПТ; осуществление распоряжение земельными участками в составе ООПТ в соответствии с законом (надлежащим субъектом и др.); разработка перечня природоохранных мероприятий, осуществляемых арендаторами земельных участков в границах биосферного полигона государственного природного заповедника и национального парка.
Целесообразно установить запрет на образование биосферных полигонов из земельных участков, выделенных из состава государственного природного биосферного заповедника. В целях повышения правовых гарантий охраны редких экологических систем предложено закрепить законоположение о том, что территория биосферного полигона может состоять из земельных участков, только вновь присоединённых к территории государственного природного биосферного заповедника.
На данный момент печень мер по снижению негативного воздействия на ООПТ ещё не выработан. Для предотвращения и минимизация негативного воздействия на ООПТ необходимо принятие нормативов рекреационной нагрузки.
Проведённое исследование выявило отсутствие согласованности нормативных правовых актов, касающихся охраны и использования ООПТ в федеральном законодательстве; противоречия между федеральными, региональными и местными нормативными правовыми актами. В виду данных противоречий происходит трудности разрешения дел в судебной практике, касающихся использования ООПТ.
Следует обеспечить оптимальный баланс частных и публичных интересов, так как земельные участки ООПТ находится в публичной собственности для многих участников гражданского оборота (особенно осуществляющих коммерческую деятельность) возникают препятствия в реализации предпринимательской деятельности. Безусловно, необходимо, чтобы субъект, осуществляющий данную деятельность, был заинтересован во внедрении в своей коммерческой деятельности методов рационального природопользования и сохранения естественного биоразнообразия. Для обеспечения стабильности гражданского оборота необходимо правовое регулирование, не допускающее злоупотреблений и препятствующее ущемлению прав участников земельных отношений.
Выявлены правовые факторы, оказывающие тормозящее воздействие на развитие системы ООПТ. К ним относиться: отсутствие чёткой систематизации нормативных правовых актов, касающихся охраны и использования ООПТ; межотраслевые коллизии в федеральном законодательстве; противоречия между федеральными, региональными и местными нормативными правовыми актами, приводящие к увеличению судебных дел.
Выработаны правовые меры по снижению и предотвращению негативного воздействия на ООПТ: минимизация и предотвращение угрозы хозяйственной и иной деятельности на уникальные природные достопримечательности, путём установления нормативов рекреационной нагрузки; нормативное закрепление системы правовых запретов и дозволений по осуществлению рационального природопользования на ООПТ; установление разрешённых видов хозяйственной деятельности для каждой ООПТ; осуществление распоряжение земельными участками в составе ООПТ в соответствии с законом (надлежащим субъектом и др.); разработка перечня природоохранных мероприятий, осуществляемых арендаторами земельных участков в границах биосферного полигона государственного природного заповедника и национального парка.
Целесообразно установить запрет на образование биосферных полигонов из земельных участков, выделенных из состава государственного природного биосферного заповедника. В целях повышения правовых гарантий охраны редких экологических систем предложено закрепить законоположение о том, что территория биосферного полигона может состоять из земельных участков, только вновь присоединённых к территории государственного природного биосферного заповедника.
На данный момент печень мер по снижению негативного воздействия на ООПТ ещё не выработан. Для предотвращения и минимизация негативного воздействия на ООПТ необходимо принятие нормативов рекреационной нагрузки.
Проведённое исследование выявило отсутствие согласованности нормативных правовых актов, касающихся охраны и использования ООПТ в федеральном законодательстве; противоречия между федеральными, региональными и местными нормативными правовыми актами. В виду данных противоречий происходит трудности разрешения дел в судебной практике, касающихся использования ООПТ.
Следует обеспечить оптимальный баланс частных и публичных интересов, так как земельные участки ООПТ находится в публичной собственности для многих участников гражданского оборота (особенно осуществляющих коммерческую деятельность) возникают препятствия в реализации предпринимательской деятельности. Безусловно, необходимо, чтобы субъект, осуществляющий данную деятельность, был заинтересован во внедрении в своей коммерческой деятельности методов рационального природопользования и сохранения естественного биоразнообразия. Для обеспечения стабильности гражданского оборота необходимо правовое регулирование, не допускающее злоупотреблений и препятствующее ущемлению прав участников земельных отношений.
Подобные работы
- ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовой режим особо охраняемых природных территорий
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РАЗЛИЧНЫХ
КАТЕГОРИЙ
Магистерская диссертация, ботаника. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Развитие особо охраняемой природной территории «Столбы» как национального парка
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Особо охраняемые природные территории Восточного Казахстана
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Проектирование особо охраняемых природных территорий (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ ГИС-КАРТЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



