Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №59277

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Психологические особенности развития речи детей дошкольного
возраста 7
1.2 Создание условий в ДОО для развития речи дошкольников 19
1.3 Развитие речи дошкольников в игровой деятельности 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
2.1 Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста 35
2.2 Использование развивающих игр в ДОО для формирования речи
детей дошкольного возраста 42
2.3 Динамика развития речи детей дошкольного возраста в игровой
деятельности 50
2.4 Методические рекомендации по организации игровой деятельности
по развитию речи у детей дошкольного возраста 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 62
Список использованной литературы 67
Приложение


Игра —это один из основных видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — это все и труд, и игра, и серьезная форма воспитания.
Большое значение игре в жизни дошкольника придавал и А С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — эта игра» [3].
В играх детей отражаются впечатления, полученные от окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое, радостное настроение ребенку.
В играх ребенок развивается умственно и физически, сталкивается с миром современной техники, становится целеустремленным, сообразительным, веселым и находчивым. Его рука становится крепче, тело гибче, глаз вернее. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка.
Поэтому педагоги постоянно находят и применяют такие игры, которые помогают развивать у ребят полезные качества. Все игры в совокупности должны обязательно вести к определенным педагогическим целям и достигать их.
Ресурсы детской игры поистине огромны. Помимо развивающей, обучающей и воспитательной функций игра обладает еще диагностическим, коррекционным
потенциалом.
Важное значение имеет игра в развитии связной речи у детей. Как известно, речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция).
Актуальность выбранного направления очевидна. Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею - серьезная наука. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей, соображений, настроений. Чем богаче и правильней речь ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин: психологии, педагогики, медицины.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
Объектом данного исследования является процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования - игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Цель данной работы - рассмотреть игровую деятельность, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования развития связной речи зависит от особенностей организации и проведения целенаправленной систематической методической работы по формированию умений, обеспечивающих смысловую и языковую связность речи. Разработка методики формирования умений, обеспечивающих связность речи, на основе игровой деятельности позволит дошкольникам более осознанно (с учетом речевой ситуации), продуктивно и правильно (согласно законам языка) создавать собственные речевые высказывания.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить сущность понятия «связная речь».
2. Определить особенности развития детей дошкольного возраста
3. Дать оценку игровой деятельности, как средству развития связной речи детей дошкольного возраста.
4. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе игровой деятельности.
5. Предложить методику развития речи дошкольников, обосновав необходимость работы над всеми сторонами речи, а также игры и упражнения, способствующие развитию умений строить разные типы текстов.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психолого
педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение, беседа, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей и педагогов; педагогический эксперимент, комплексный метод диагностики речевого развития.
При работе над дипломным проектом были изучены материалы таких специалистов в своей области как О.В.Акулова, Л.В.Артемова, Н.Н.Васильева, Л.С.Выготский, Т.И.Ерофеева, О.Л.Зверева, Н.В.Новоторцева и других [1-8].
Практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты исследования будут интересны педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям дошкольников.
В данной работе представлены результаты исследований, которые проводились между детьми дошкольного возраста в течении 8 месяцев, с сентября 2016 г. по апрель 2017г.
База исследования: МБДОУ Сабинского муниципального района №4 «Кынгырау»
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.
При выполнение данной дипломной работы все поставленные перед нами задачи были решены и сделаны выводы.
1. Выявили сущность понятия «связная речь». Таким образом, речь - это форма общения людей, опосредствованная языком. Для психологии представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями. Особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.
Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний.
2.Определили особенности развития речи детей дошкольного возраста и пришли к выводу, что для полноценного развития речи детей необходимы определенные условия , которые предусматривает:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;
- изучение состояния устной речи детей;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
3. Дали оценку игровой деятельности, как средству развития связной речи детей дошкольного возраста.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр.
В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е.А.Аркин называл их психическим витамином. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокаясензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Ресурсы детской игры поистине огромны. Помимо развивающей, обучающей и воспитательной функций игра обладает еще «диагностическим, коррекционным потенциалом.
4. Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе игровой деятельности.
Состояние уровня речевого развития у ребенка дошкольного возраста смогли определить посредством диагностического обследования дошкольника. Данная диагностика проводилась в старшей группе дошкольного возраста, а именно где преобладали дети в возрасте от 6-7 лет.
Исследование проводилось в 2016-2017 годах в МБДОУ Сабинском детском садике №4 Сабинского муниципального района РТ. В диагностике участвовало 40 детей.
Исследование состояло из трех этапов. Первый этап (констатирующий) - начальная диагностика. Второй этап - проведение развивающих игр. Третий этап(контрольный) - выявление динамики развития речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В данной части нашей работы мы своей целью ставили - выявить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В экспериментальной части были использованы серии заданий для исследования речи из «Методики развития речи детей дошкольного возраста» пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, авторы Ушакова О. С, Струнина Е. М
После анализа полученных результатов мы выделили три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной речи у этих детей - высокий, средний и ниже среднего.
Проведя исследование, мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.
Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитии детей.
Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.



1. Акулова, О. Е. Театрализованные игры / О.Е.Акулова // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.- С.12-15.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников./ М.М. Алексеева,
B. И. Яшина- М.: Академия, 1999. - 159с.
3. Артемова, Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» / Л.В.Артемова. - М: Педагогика, 1991.-134с.
4. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе / Н.П.Аникеева. - М: Просвещение, 1997.
5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова.- М.:
Просвещение, 1991 .-157с.
6. Бахтин, М.М. Воспитание детей в игре / М.М. Бахтин, А.К.Бондаренко,
А. И. Матусик.- М: Просвещение, 1996.-79с.
7. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театральноигровой деятельности/Е.Белоус // Дошкольное воспитание, 2009. - №7. -
C. 66-70.
8. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников /Н.Н.Васильева. - Ярославль, 1996.
9. Венгер, Л. А. Психология / Л.А.Венгер.- М: Эксмо, 1988.
10. Венгер, Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А.Венгер.- М: Просвещение, 1987.
11. Ветчинкина, Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т.Ветчинкина// Учитель. - 2009. - №3. - С.14- 15.
12. Выготский, Л. С Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М: Грамотей, 1991.
13. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С.Выготский // Вопросы психологии, 1966. - № 6. - С. 62 - 76..
14. Гессен, С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию / С.И.Гессен. - М: Школа-Пресс, 1995.- 91с.
15. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф.Сергеева. -М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160с.
16. Двинянинова, Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте / Ю.А.Двинянинова // Воспитатель ДОУ, 2009. - №12. - С.43-47.
17. Логиновой, В.И. Дошкольная педагогика: Учебник / Под ред.
B. И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М., 1991.
18. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация / Т.И.Ерофеева//Воспитание детей в игре.- М., 1994.
19. Запорожец, А. В. Некоторые психологические моменты детской игры /
А.В.Запорожец//Дефектология, 1965.- №10. - С. 72-79.
20. Игры: обучение, тренинг, досуг/ Сборник, - М.: Новая школа, 1994.
21. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка /
О.А.Карабанова. - М: Ладога-100, 1997.
22. Кандибур, Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет / Г.Р.Кандибур.- Днепропетровск, 1997.
23. Касаткина, Е.Н. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е.Н. Касаткина // Дошкольное воспитание, 2009. - №12.- С.23-27.
24. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста /Н.А. Короткова. - М., 2012. - 208с.
25. Кудрявцев, В.Т. Субъект деятельности в онтогенезе / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева //Вопросы психологии. - 2001. - №4. - С. 14-30
26. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры /
А.Н.Леонтьев//Избранные психологические произведения 1том.- М., 1983.-
C. 303-323.
27. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться / Г.Лямина // Дошкольное воспитание, 2006.- №4. - С.105-112.
28. Мухина, В.С. Детская психология / В.С.Мухина. - М.: Апрель-пресс,
1999. - 315с.
29. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры О.И. Нестеренко/ Н.Я.Михайленко.- М.: Мол. гвардия, 1994. - 315 с.
30. Надолинская, Т.В. Игра-драматизация в школе: история и
современность: Монография / Т.В.Надолинская//Высшая и средняя
профессиональная школа в России и за рубежом. 2000. Вып. 1. поз. 9. М.,
2000. - 114 с.
31. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П.Никитин.- М: Просвещение, 1991.
32. Николенко, Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации / Л.А.Николенко. - Псков, 1997.
33. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб.заведений: В 3 кн. - 4-е изд / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2000. - кн.1: Общие основы психологии. - 345с.
34. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб.заведений: В 3 кн. - 4-е изд.- кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2001. - 640с.
35. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. / С.Новоселова.- М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
36. Пичугина, Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке / Е.А.Пичугина// Воспитатель ДОУ, 2008. - №6. - С.52-54.
37. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
38. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П.Подласый. - М.: Владос, 1999. - 576с.
39. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П.И.Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. -М: Молодая гвардия, 1996.
40. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1995.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Л.С.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 433с.
42. Сиденко, А. Игровой подход в обучении / А.Сиденко// Народное образование,2000.- № 8.-С. 134 - 137.
43. Скляренко, Г. Игры-драматизации / Г. Скляренко // Дошкольное воспитание, 1983. - №7.- С.27-31.
44. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников / Е.С.Слепович. - М., 1989.
45. Смирнова, Е.О. Игра в современном дошкольном образовании
/Е.О.Смирнова //Психологическая наука и образование, 2013. -№3
//URL:PsyJoumals.m>files/62459.
46. Силберг, Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) / Д. Силберг// Обруч, 2004. - №4. - С.12-14.
47. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С.Ушаковой. - Самара, 1994. - 10с.
48. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О.Смирнова. - М., 1997. - 215с.
49. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
50. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 1990.
51. Шаталов, В. Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф.Шагалов. - М.: Педагогика, 1989.
52. Ушинский, КД Собрание сочинений: В 8 т. / КДУнинский. -М.: Педагогика, 1990.
53. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 4-7 лет / О.С.Ушакова// Дошкольное воспитание, 1995. - №1. - С.59-66.
54. Швайко, Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред.
В.В.Гербовой. - М.: Просвещение, 1991.
55. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.
56. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.Эльконин. - М.: НПО «Модек», 1995. - 416с.
57. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б.Эльконин// Психологическая наука и образование, 1996. - №3. - С.5-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ