Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ В 7 КЛАССЕ»

Работа №59224

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы154
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
527
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы курса «География материков и океанов» ( VII класс)
1.1. Цели, структура и содержание курса
1.2. Анализ современных программ и учебников по курсу «География материков и океанов»
1.3. Психолого - педагогические особенности обучающихся подростков в VII классе
Глава 2. Формирование компонентов географического образования в курсе «География материков и океанов» в 7 классе
2.1. Формирование знаний и умений
2.2. Использование современных технологий при изучении курса «География
материков и океанов»
2.3. Опытно - экспериментальная работа по формированию знаний и умений
в курсе (VII) класса
Заключение
Литература
Приложение

Актуальность. Развитие педагогической науки предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Данные требования обуславливают потребность существенного увеличения значимости теоретических знаний в содержании и увеличении эффективности учебного процесса, обеспечении школьников способами и приемами самостоятельной работы, формировании умения и потребности самостоятельного добывания знаний, что в свою очередь значимо как для качества обучения, так и для самообразования после получения диплома об окончании среднего общеобразовательного учреждения. На сегодняшний день, объём знаний, который необходим для человека, стремительно увеличивается, в связи с этим, нельзя делать главную ставку на усвоение определенного количества знаний.
Сложившаяся ситуация, выдвигает перед образованием следующую задачу: поиск новых мировоззренческих ориентиров для подростков и устанавливает основную цель образования - сформировать у учащихся отношение к окружающему миру с позиции современной науки, точно установить свою позицию к реальности, осознать значение того что происходит, развить способность независимого мышления. География дает возможность изучить процессы и явления, происходящие в природе, с диалектико - материалистической позиции и освоить знания и умения с творческими навыками и эмоционально - ценностным отношением к деятельности [20,3].
География — это предмет, который обобщает значительное количество компонентов как общественно - научного, так и естественно - научного знания. Благодаря данному предмету реализацию находят следующие сквозные направления современного образования: интеграция, экологизация, гуманизация, экономизация, практическая направленность.
Все выше перечисленные сквозные направления способствуют
развитию культуры подростков. Поэтому содержимое всех разделов географии в школе наполнено экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, благодаря которым ученики понимают связь естественных и общественных дисциплин [27,15]. Человек, интересующийся географией, осознает связь и тесные взаимоотношения между человеком и окружающей его территорией, а именно, ее природной и хозяйственной составляющей.
Раздел географии, посвященный изучению материков и океанов, изучается в 7 классе общеобразовательной школы, и основан на страноведческом принципе, который, в свою очередь, состоит из знаний о территориальном разнообразии природы Земли на различных ее уровнях: глобальном, региональном и локальном, а также знаниях о населении и его хозяйственной деятельности.
Основная цель курса географии материков и океанов заключается в изучении учащимися особенностей природы Земли, знакомстве с различными странами и населяющими их народами, с достижениями цивилизаций в исследовании природы и населения планеты. Перед учителем ставиться задача формирования у учеников минимума базовых знаний и умений страноведческого характера, так как они являются неотъемлемой частью культуры человека. Географические знания и умения, на сегодняшний день, особенно важны, так как многосторонние связи среди мировых государств продолжают расширяться.
Собственно единый анализ особенностей природы и жизнедеятельности народов на всех континентах дает возможность отобразить закономерности, происходящие в географической оболочке, позволяют увидеть целостность в многообразии, особый порядок и взаимосвязь в развитии между локальными, региональными и глобальными процессами и явлениями.
Курс географии материков и океанов так же формирует экологическую культуру у школьников, воспитывает бережное отношение к природе, выявляет и демонстрирует место природы в жизни человека и их взаимосвязь, а кроме того, растущее влияние человека на природу, знакомит с глобальными экологическими проблемами и их проявлениями на каждом континенте. Поэтому можно с уверенностью говорить, что изучение курса географии материков и океанов развивает глобальное мышление и помогает формировать географическую культуру у школьника [42].
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования знаний и умений у школьников в курсе географии материков и океанов в 7 классе, а так же показать возможные пути их формирования на теоретическом и практическом уровнях.
Объектом исследования является учебный процесс.
Предмет исследования - формирование знаний и умений при изучении курса «Географии материков и океанов»
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
- определить цели, содержание и структуру курса;
- изучить психолого - педагогические особенности подростков 7 класса;
- проанализировать программы и учебники по данному курсу;
- изучить процесс формирования знаний и умений в курсе «География материков и океанов» в 7 классе;
- раскрыть сущность и использование современных технологий при изучении курса «География материков и океанов»
- показать на примере уроков географии пути формирования знаний и умений.
Методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение педагогического опыта;
- педагогический эксперимент: наблюдение, беседы, сравнение, тестирование; статистическая обработка полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования учителями географии общеобразовательных школ при изучении курса «География материков и океанов»
Структура работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Работа содержит стр. текста, таблиц 6, диаграмм 3, приложений 11.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире, объём знаний, которые необходимы для человека, стремительно увеличивается, однако, это не говорит о том, что педагог должен исходить из количества знаний. В первую очередь необходимо качество изученного материала, умение его применять на практике. География — это предмет, который объединяет и обобщает общественно - научные, так и естественно - научные знания.
Курс «География материков и океанов» является важной ступенью в познании школьников. Данный курс способствует формированию личностных (готовность к самостоятельному развитию), метапредметных (овладение межпредметными УУД) и предметных (овладение знаниями характерными для конкретной предметной области) результатов обучения с опорой на самостоятельную деятельность учащихся. Метапредметные результаты обучения характеризуются наличием в своем содержании ключевых компетенций школьников (учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социокультурные, природоохранные, здоровьесберегающие, самоорганизационные, ценностно - смысловые) которые являются универсальными для разных видов учебной деятельности. В основе ключевых компетенций лежат интеллектуальные умения. Курс «География материков и океанов» располагает в этом отношении значительным потенциалом: географические знания не являются
единственными составляющими содержания курса, в нем прослеживается взаимосвязь с другими школьными предметами: биология, химия,
математика, история и т.д.; к объектам изучения в курсе 7 класса относят как природные, так и социально-экономические объекты, процессы и явления, что дает возможность создавать и раскрывать различные причинно¬следственные связи; методика географии содержит огромное количество методов и методических приемов формирования знаний и умений учащихся. Применение современных технологий развивающего, личностно¬ориентированного обучения является, несомненно, важным условием улучшения качества образования.
Цель работы заключалась в рассмотрении особенностей формирования знаний и умений у школьников в курсе географии материков и океанов в 7 классе, а так же в отображении возможных путей их формирования на теоретическом и практическом уровнях.
По работе были сформулированы следующие выводы:
1. При формировании знаний и умений, в курсе «География материков и океанов», перед педагогом встает цель - научить учеников думать, заставить их принимать активное участие в образовательном процессе, научить учащихся использовать приобретенные знания в обыденной жизни. Главной целью учителя на сегодняшний день становится - не передача знаний учащимся в готовом виде, а приобщение подростков к регулярной работе - самостоятельному добыванию знаний, развитие у школьников особых практических умений и навыков в процессе изучения школьного курса географии.
2. Внедрение современных педагогических технологий обучения в образовательный процесс обеспечивает всестороннее развитие личности школьника; обеспечивают повышение качества образования, снижение нагрузки учащихся, более эффективное использование учебного времени; раскрывают новые возможности для освоения разных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности.
3. В своей основе курс «География материков и океанов» содержит страноведческий принцип, включающий в себя знания о пространственном разнообразии природы Земли, а также знания о населении и его хозяйственной деятельности. Основной целью курса «Г еография материков и океанов» является изучение учащимися особенностей природы Земли, знакомство с различными странами и населяющими их народами, с достижениями цивилизаций в исследовании природы и населения планеты. Учитель должен сформировать у школьников минимум базовых знаний и умений страноведческого характера.
4. Тенденция перехода на новые государственные стандарты привела к увеличению количества материала, необходимого для самостоятельного усвоения учащимися, в связи с этим возникла необходимость обеспечения процесса обучения учебно-методическими комплексами (УМК). Каждый УМК способствует формированию у школьников установок учиться, развивать познавательные способности, прививать навыки самообразования и саморазвития.
5. Для подростков 13- 14 летнего возраста характерно преобладание логического мышления. Решение интеллектуальных задач подростку дается значительно легче, нежели младшему школьнику, подросток способен строить гипотезы, проверять или опровергать их. Ребенок настойчиво стремится самоутвердиться среди взрослых, найти свое место в социуме, реализоваться и быть значимым в кругу своих сверстников.
6. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы проведенной в двух седьмых классах в 2016 - 2017 учебном году на базе ГБОУ «Болгарская кадетская школа - интернат имени Карпова Павла Алексеевича» показал, что современные технологии обучения положительно влияют на уровень знаний при внедрении их в образовательный процесс: а именно, школьники становятся наиболее активными в учебном процессе, наблюдается прогресс в структуре., мыслительных процессов, знания
обучаемых становятся глубже, школьники интересуются географической дисциплиной.
Таким образом, современные технологии влияют на многие аспекты процесса обучения: способы получения знаний, взаимоотношения педагогов и учащихся, мотивацию и активизацию учебно-познавательной, поисковой деятельности школьников, результаты, последствия работы учителя и т.п.
Исследуя классификацию современных технологий мы выяснили, что не важно каким методом, способом мы получаем знания и умения, важно, как и с какой целью мы ими руководствуемся.



1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2015. - 256 с.: ил., карт. - (Полярная звезда).
2. Баринова И.И., Дронов В.П. Душина И. В., Савельева Л. Е.Методическое пособие к учебникам географии под редакцией В.П. Дронова 5 - 9 класс - М.: Дрофа, 2013. - 142 с.
3. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечеств, 2012. - 242 с.
4. Бекетова С.И., Власова Е.И. Научн. ред. Гайсин И.Т.Методические рекомендации для прохождения педагогической практики студентов - бакалавров 4 и 5 курсов по географии.-Казань: Казан. Ун-т, 2017. - 46с.
5. Бекетова С.И. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно - географических дисциплин: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Казань, 2008. - 23 с.
6. Беловолова Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе. - М.: Прометей, 2013 - 144 с.
7. Большой психологический словарь. Под ред. Мещрякова Б.Г., Зинченко В.П. - СПб: Прайм - Еврознак - 2003 -672с
8. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. - Москва - Санкт - Петербург - Нижний Новгород - Киев - Харьков - Минск: ПИТЕР, 2004. - 297 с.
9. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М.. Под ред. Н. М.
Борытко. Педагогические технологии: Учебник для студентов
педагогических вузов. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.).
10. ВиневскаяВ. А. Под ред. И.А. Стеценко. Педагогические технологии: вопросы, теории и практики внедрения. Справочник для студентов. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. -253 с.
11. Галай И.П. Методика обучения географии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей и учителей географии. — Мн.: Аверсэв, 2006. — 157 с.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
- 512 с.
13. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. - 5е изд.
- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 280 с (1ч.), 256 с. (2 ч.).
14. ДроновВ.П., СавельеваЛ.Е.. География. Рабочая программа по
географии для 5 - 9 классов. Предметная линия учебников «Сферы». 5¬9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
15. Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин - тов. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 203, [5] с. - (Высшая школа). (ООО «Издательство АСТ»), (ООО «Издательство Астрель»)
16. Кузнецова Т. С. Методические рекомендации «О преподавании школьного курса географии в 2014 - 2015 учебном году». - Санкт - Петербург - 2014 г. - 42 с.
17. Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций - 2-е издание
- М.:Просвещение, 2014. - 175 с.
18. Коринской В.А., Душиной И. В., Щенева В. А. Учебник 7 класса средней школы «География материков и океанов» М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
19. Коринской В.А., Душиной И. В., Щенева В. А. Методическое пособие по географии материков и океанов. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.
20. Коринская В.А. Формирование понятий при изучении курса географии материков; Науч. - исслед. ин - т содержания и методов обучения Акад. Пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1979. - 152 с.
21. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474, [1] с. - (Высшее образование)
22. Мезенева О.В., Уайкина И.Р. Проектирование в процессе обучения (на
примере обучения географии). Методическое пособие для руководителей школ, учителей - предметников и студентов педвузов. - Самара: Изд-во Сам. обл. ин-та повышения квалификации и
переподгот. работников образования - 2001 - 29 с.
23. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
24.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.Ред.Скворцов Л. И.-М.: Мир и образование, 2017 - 1376 с.
25. Петровский А.В. Общая психология: Учеб.для студентов пед. ин-тов 2¬е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
26. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с.
27. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. - 3 - е изд. - М: Просвещение, 2012. — 75 с. — (Стандарты второго поколения).
28. Проблемы методики преподавания географии в условиях перехода на ФГОС ООО: материалы «круглого стола» / сост.: Ганичева С.В.; МО РМ, МРИО. - Саранск, 2013. - 60 с.
29. Психологическая энциклопедия. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
30. Сафина С. С. Учебно-тематическое планирование по географии. 7 класс. Электронный ресурс/ Режим доступа/ http://mognovse.ru/jsh- tematicheskoe-planirovanie-po-geografii-klass-7-uchitele-s.html
31. Светенко Т. В., Калинкина Е.Г., Петренко О.Л. Дебаты: Учебно - методический комплект. - М.: Издательство «Бонфи», 2001. - 296 с.
32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 254-255 с.
33. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. - М: Народное образование, - 2006 - Т.1 - 816с. Т.2 - 816с.
34. Советский энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. - 4-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989. - 1632 с.
35. Солатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез/ Серия «Высшее образование». - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 384 с.
36. Таможняя Е.А. Практикум по методике преподавания географии. - М.:Экзамен - 2008. - 222 с.
37. Шамова Т.И., Белова С.Н. Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. - М.: Педагогическе общество России, 2007. - 192 с.
38. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
39. Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе. Учебное пособие для студентов вузов / Д.П.Финнаров. - М.: АСТ: Астрель, Хранит, 2007, - 382 с.
40. Хайруллина Н.М., Бекетова С.И. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика обучения и воспитания в области географии»: методические указания. Казань: ГБУ «РЦМКО», 2015. - 64с.
41. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. (Высшее образование) - М.: Юрайт - 2010. - 194 с.
Интернет ресурсы:
1. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //Директор школы. - №4, 2010. -61 - 69 с. Электронный ресурс / Режим доступа/ https://refdb.ru/look/2537114.html
2. Сайт «www.Grandars.ru». Статья «Принципы обучения». Электронный
ресурс / Режим доступа/
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-obucheniya.html
3. Сайт «Объединенная издательская группа Дрофа - Вентана-граф». Электронный ресурс / Режим доступа/ https://drofa- ventana.ru/upload/iblock/c26/c26a0c11e2db4a2649dab0d666e28235.pdf
4. Сайт «5fan.ru». Статья «Педагогические технологии в образовательном
процессе». Электронный ресурс / Режим доступа/
http: //5 fan.ru/wievjob.php?id=7761
5. Сайт «Nsportal.ru». Статья «Современные педагогические технологии». Опубликовано Бычковой Ю.С. Электронный ресурс / Режим доступа/ http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya- tematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii.
6. Сайт «Образовательный портал». Статья «Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе». Опубликовано Бузецкой Т.В.Электронный ресурс / Режим доступа/ http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899- 2014-03-23-16-33-40.html.
7. Сайт «Ozyorsk-shkola.ru». Статья «Современные педагогические технологии».Электронный ресурс / Режим доступа/ http://ozyorsk- shkola.ru/wp-content/uploads/2012/05/Модуьная-технология- обучения^Б
8. Сайт «Orenipk.ru». Статья «Современные технологии обучения: общая
характеристика, особенности реализации». Автор Масловская С.В.Электронный ресурс / Режим доступа/
http: //www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm#2.
9. Сайт «2агд1тпаг1а2.пагой.ги».Электронный ресурс / Режим доступа/https: //zargimnazia2 .narod.ru%2F metrab.files%2Fpedtexnologia. d oc&name=pedtexnologia.doc&lang=ru&c=56b8d60c611d.
10. Сайт «Nsportal.ru». Статья «Дебаты как метод обучения студентов среднего профессионального образования». Опубликовано Шпаневой И.В. Электронный ресурс / Режим доступа/ http://nsportal.ru/npo- spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/06/11/debaty-kak-metod- obucheniya-studentov- srednego.
11. Сайт «CoolRefeгat.com».Статья «Психологические особенности
самооценки в подростковом возрасте». Электронный ресурс / Режим доступа/ http://coolгefeгat.com/Психологические_особенности_самооценки_в_по дростковом_возрасте_часть=2
12. Сайт «УМК "Сферы" - новый стандарт образования».УМК по
Географии.Электронный ресурс / Режим доступа/
http: //spheres.ru/geografy/about/
13. Сайт «Интернет магазин издательства "Русское слово". ЭФУ по географии.Электронный ресурс / Режим доступа/ https://russkoe- slovo.ru/catalog/685/
14. Сайт «Педагогика онлайн». Статья «Современныетехнологии на уроках математики и физики». Автор: Бузецкая Т.В. Электронный ресурс / Режим доступа/ http://aneks.spb.ru/index.php?catid=65&id=1710&Itemid=25&option=com_ content&view=article
15. Сайт «Инфоурок». Статья «Современные педагогические
технологии».Автор:Щеблыкина Г. А. Электронный ресурс / Режим доступа/ https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-
referat-565909.html
16. Сайт «Природа Мира». Статья «Описание и особенности природной зоны тайги». Электронный ресурс / Режим доступа/ https://natworld.info/raznoe-o-prirode/opisanie-i-osobennosti-prirodnoj- zony-tajgi.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ