Введение
Глава I. Прямые заимствования идей и взглядов античного периода в работах на общественную и политическую тематики начала эпохи раннего Нового времен и 9
1.1 Макьявелли: тирания во благо республики. 9
1.2 Государственный интерес против Государя: Джованни Ботеро 19
Глава II. Подражание античной традиции в политических трудах Нового времени посредством косвенного заимствования идей 26
2.1 Гвиччардини: история в политике 26
2.2 Гроций: римское наследие как основа международного права 30
Глава III. Непрямое сходство положений, выдвигаемых в работах политических мыслителей Нового времени, со взглядами античного периода 39
3.1 «Смертный бог» Гоббса: Левиафан 39
3.2 Локк и его трактаты о правительстве 46
Заключение
Библиография
В процессе проведения исследований в исторических дисциплинах наиболее распространенным предметом изучения является определенная личность, либо события или процесс, которые подвергаются рассмотрению с различных точек зрения, представляющих интерес для исследователя, как-то: установление достоверности биографических данных или изучения экономических, социальных, политических и иных аспектов.
В представленной магистерской диссертации для анализа были выбраны политико-правовые произведения авторов раннего Нового времени, в которых содержатся отсылки к античному периоду. В отличие от подавляющего большинства исследований работ мыслителей раннего Нового времени, сосредоточенных на изучении непосредственно политического содержания с точки зрения политологии, истории и истории государства и права, нас интересует текст не столько как носитель замысла написавшей его личности, но как объект, представляющий собой множество составляющих, выделение которых и выявление их непосредственной станет фокусом данной работы. В этом преимущественно и заключается научная новизна исследования.
В данной работе мы отдаем предпочтение отсылкам к временам и событиям Древнего Рима, несмотря на то обстоятельство, что под понятием «античность», хотя оно и объемлет весь период истории как Древней Греции, так и Рима, в большинстве своем подразумевают все же историю Древней Греции. Безусловно, для этого имеются предпосылки, так как «греческий» период является более продолжительным за счет тог о, что начался несколькими веками раньше римского и тогда же достиг своего расцвета, а римская культура представляется глубоко вторичной. Естественно, мы не можем этого отрицать, поскольку даже римская религия была построена на прям ом заимствовании греческого пантеона, и более того — на это указывает и стремление римлян указать на причастность своего происхождения от древнегреческих героев Троянской войны. Этого обстоятельства не может изменить даже то, что в дальнейшем в римской истории отношение ко всему греческому зачастую менялось на диаметрально противоположное. На наш взгляд, все эти причины впоследствии привели к тому, что при рассмотрении античного влияния на дальнейшую историю изучению в большинстве своем подвергается греческая философия, формы на родоправления и другие ключевые моменты греческой культуры. Что же касается наследия римского, его, как правило, включают в рамки изучения непосредственно права и истории Древнего Рима, либо ее историографии в последующие исторические периоды, от Средневековья до Новейшего времени.
Следовательно, исследование античного наследия в трудах, отстоящих от античного периода на тысячелетие и более, дает нам возможность с новой точки зрения взглянуть на преемственность идей, а также изучить специфику отношения самих авторов к измышлениям, почерпнутым ими из прошлого.
Источниковой базой работы являются труды Николло Макьявелли, Франческо Гвиччардини, Джованни Ботеро, Гуго Гроция, Томаса Гоббса и Джона Локка. Дополнительно были использованы сочинения историков и литераторов античного периода, к которым обращались указанные авторы. К ним относятся: Гай Светоний Транквилл, Публий Корнелий Тацит, Тит Ливий, Дион Кассий, Полибий, Плутарх, Публий Овидий Назон, Вергилий, Децим Юний Ювенал и Марк Туллий Цицерон. Кроме того, к работе привлекались сведения по истории ранней Римской империи из произведений Марка Веллея Патеркула, Луция Аннея Флора и Вегеция.
Историография работы достаточно обширна, но следует учесть, что специальные исследования по теме диссертации отсутствуют. В частности, зарубежная историография представлена работами по истории Древнего Рима и его персоналий периода ранней Империи за авторством Джорджа Бейкера, Ричарда Холланда, Александра Кравчука, и культурологическими исследованиями Роберта Хьюза, а также всеобъемлющей «Историей западной философии» Бертрана Рассела, «Проблемами итальянского Возрождения» Эудженио Гарэна, «Историей Англии и английского народа» историка позитивистского направления Джона Грина и «Основами государственного права в Англии» А. Дайси.
Из отечественной историографии советского периода были задействованы работы по древнеримской истории Ильи Шифмана, Роберта Виппера, академика Сергея Ковалева и Николая Машкина. Работы этих авторов описывают как всю историю Рима, так и рассматривают отдельно период принципата и становления империи. К советской историографии относятся исследования Виктора Рутенбурга по истории Италии XVI века и Е. Вейцмана, посвященные изучению социологической основы в трудах Гоббса. Также был использован сборник работ 70-х гг. авторства Леонида Баткина «Итальянское Возрождение. Проблемы и люди», в котором эпоха представлена через персоналии того времени, и «Этика Макиавелли» Марка Юсима, рассматривавшего вопросы противоречия политики и морали в трудах мыслителя.
Из современных исследований к работе были привлечены сборник «Сочинения великих итальянцев», составленный Л. Брагиной и посвященный периоду Чинквеченто. Сборник содержит, помимо произведений Макьявелли и Гвиччардини, сочинения иных итальянских авторов эпохи Возрождения. Также мы обращались к монографии Ю. Ивановой и П. Соколова «Кроме Макиавелли. Проблема метода в исторических науках раннего Нового времени», основная тема которой - становление политической науки раннего Нового времени, и, как следует из названия монографии, изучения метода, используемого каждым из выбранных для анализа деятелей указанного периода. При написании последней, третьей главы данной диссертации были использованы работы Татьяны Лабутиной «Культура и власть в эпоху Просвещения», «Английское Просвещение. Социально-общественная и педагогическая мысль».
Хронологические рамки исследования включают два периода:
1) от V в. до н.э. до III в. н. э. Данные границы обусловлены источниковой базой - самые древние сведения, использованные в работе, относятся к 450-м гг. до н. э. по сведениям Тита Ливия; новейшие, относящиеся к древнеримской истории, заключены в упоминании «солдатских императоров», имеющих отношение к 230-280 гг. н. э.
2) от начала XVI в. до 90-х гг. XVII в. Нижняя граница обоснована датой создания Никколо Макьявелли трактата «Государь» (прибл. 1513 г.), верхняя хронологическая граница обусловлена написанием «Двух трактатов о правлении» Джоном Локком.
Актуальность творческого наследия рассматриваемых политических мыслителей обусловлена, в первую очередь, тем, что сама политика представляет собой непреходящее явление, существование которого является перманентным как в плоскости прошлого, так и будущего.
Объектом исследования является политическая мысль раннего Нового времени.
Предмет исследования - античное наследие в форме идей, общественных институтов, явлений, а также высказываний, заимствованных авторами Нового времени из античной исторической и классической литературы.
Учитывая уровень изученности темы, цель нашей работы состоит в анализе выбранных для исследования произведений Н. Макьявелли, Ф. Гвиччардини, Г. Гроция, Т. Гоббса и Дж. Локка на предмет установления степени влияния античных идей на изложенные в них теории.
Достижение указанной цели осуществляется посредством следующих задач:
- Рассмотреть выбранные произведения на предмет упоминания событий/идей/трудов древнего мира, имевших историческую документацию;
с учетом частоты подобных степень приверженности автора идеям античности;
- Изучить контекст приводимых в тексте отсылок в свете исторически задокументированных событий;
- Интерпретация авторских высказываний, не имеющих документального подтверждения, с использованием сравнительного метода и привлечения источников античного периода.
Методологическую основу работы представляют принципы историзма и объективности, а также комплексный подход, объединяющий аналитический, описательный, историко-сравнительный и историко-генетический методы исследования с использованием компаративистики и источниковедческого и историко-критического анализа.
Структура работы соответствует порядку проведения анализа и ее написания. Диссертация имеет классическую структуру, включающую вводную часть, три главы с двумя подпунктами в каждой, заключение и библиографический список источников и историографии, использованных в процессе создания работы.
В процессе исследования представленной на рассмотрение тематики становится очевидно, как велика разница в объеме фактического материала при переходе от одного раздела к другому. В данном случае причина не в сознательном желании ограничить количество изучаемого материала. При подборе анализируемых работ мы, в первую очередь, руководствовались критерием соответствия их политическому произведению, и под этот критерий у каждого из авторов с учетом всех признаков попадала лишь одна из работ.
И все же, чем тогда объясняется то, что каждая последующая глава обладает все меньшим количеством обращений к античному материалу?
На наш взгляд, это закономерный процесс, имевший место в истории, и нашедший, таким образом, свое отражение в данном конкретном тексте. Мы не утверждаем, что с учетом специфики имеющейся выборки, выводы, сделанные по ней, будут являться допустимыми для всех произведений рассматриваемого периода, но, по крайней мере, нами был предоставлен своеобразный срез, сам по себе представляющий исследовательский интерес. В этом отношении мы действовали скорее в ключе постмодернизма, методы которого нашли свое применение не только в филологических и лингвистических науках, но также широко применяются и в историческом исследовании в последнее время.
Касаясь проделанной работы, мы бы хотели указать на т о, что разница в объеме содержания глав продиктована реалиями рассматриваемых в них периодов. По итогам первой главы, несмотря на изучение в ней трудов лишь двух, как и во всех главах, авторов, несложно отметить, что она по соотношению с наличествующем в ней материалом античного периода составляет большую часть работы, и обоснование этого заключено не только в личностях авторов, но и периоде их жизни, а так же их географическом местоположении. В эпоху Ренессанса, достигшего пика своего развития и столь ярко проявившегося во Флоренции, к обращению взгляда в античное прошлое мыслителей толкали поиски решений насущных проблем ослабленной и раздробленной страны в «славном прошлом» некогда велико й, единой и огромной империи. Причина очевидна: они сами были рождены в Италии, наследнице того всемогущего Рима, и проживали здесь же. Церковь, разумеется, с учетом общественного положения как Макьявелли, так и Гвиччардини, играла в их жизни преимущественное значение, регулируя границы дозволенного, но и она была не в силах противостоять веяниям культурного возрождения, находившего свое отражение во многих сферах жизни. Изучение же истории клерикалами не подвергалось порицанию, поэтому неудивительно, что в период, когда античные образцы являлись практически нормой в сфере искусства, привнося вдобавок в общественное сознание некий пантеистический мистицизм, обращение к ним можно было обнаружить и в произведениях, не связанных с историей.
Вторая глава рассматривает как все тот же итальянский взгляд, так и воззрения представителя Западной Европы. Здесь нужно принять во внимание, что это уже несколько более поздний период по сравнению с тем, что затрагивается в первой главе, а также стоит иметь в виду имевшиеся на тот момент реформ аторские тенденции, набирающие силу при Гвиччардини и уже воплотившиеся в полной мере по исходу самой Реформации при Гроции. Уже в силу одного этого обстоятельства становится ясно, что акценты в умах общества куда больше смещались в сторону измышлений о христианстве и его конфессиональных проблемах, чем воспоминаний о языческом прошлом, поэтому мы наблюдаем, что отсылок становится уже
меньше, но все же их еще достаточно много благодаря пространному трехтомному труду голландского юриста, в котором многое им было почерпнуто именно из древнеримских норм права, а также речей выдающихся политических ораторов. Но тут следует не выпускать из виду и тот факт, что для Гроция фоном написания этой работы служила первая общеевропейская война и Нидерландская революция, что, по сути, и подтолкнуло к созданию «О праве войны и мира» как попытке установить общую законодательную базу для решения военных и религиозных конфликтов.
Третья глава по фактическому объему относительно количества страниц не проигрывает первой, но именно в ней заметна разница в самом исследуемом материале - несмотря на внушительные объемы произведений Гоббса и Локка, отсылки к античности в них уже не столь очевидны и часты. С одной стороны, это объясняется тем, что авторы — англичане, ведь английская литература любого рода в большинстве своем основывается на английской же истории, в чем можно наглядно убедиться даже по одним лишь представленным работам, несмотря на обилие в них ссылок на события библейских времен, которые, по сути, приводились как аргументы в полемике. С другой стороны, сам период создания этих произведений больше был проникнут новыми философскими и общенаучными идеями, привнесенными Декартом и Беконом, а также Спинозой и Лейбницем, нежели ретроспективностью исторических и политических изысканий, хотя последние в чистом виде имели как раз немалое распространение, но уже по большей части с опорой на современное положение вещей с учетом происходящих событий, связанных с политическими потрясениями в Британии во время двух революций. В этом нами обнаруживается причина столь малого числа обращений к античным авторам и событиям того времени по сравнению с мыслителями из предыдущих глав данной работы.
Таким образом, мы замечаем, как по мере приближения к Новейшему времени упоминаний в видных произведениях политической мысли о римском наследии в долевом соотношении становится все меньше, но это вполне объяснимо достаточно объективными причинами. К счастью, что данная тенденция не сохранилась до наших дней, и уже в XX веке ситуация выправляется за счет многоплановости исторических и политологических исследований, благодаря чему и в повседневной жизни мы сталкиваемся с древнейшими институтами и понятиями античности.
Итак, чем же, по сути, является античное наследие и как объясняется его преемственность по отношению ко времени и сменяющимся в нем эпохам? Для ответа на этот вопрос нам потребуется умозрительно воссоздать сам процесс этой преемственности с самого начала. В первую очередь, Римская империя фактически представляла собой объединение огромных территорий, в числе которых помимо Апеннинского полуострова находились земли Северной Африки, Сирии, Испании, Галлии и части Германии. Сами по себе значительные, они, тем не менее, не охватывали всей ойкумены, особенно с учетом стран Дальнего Востока, не подконтрольных Риму. Но в понимании самих римлян их империя уже являла собой весь мир, поскольку за ее пределами обитали варвары, для которых естественным будет подчиниться римскому завоеванию. Эта идея «всемирной империи», воплощенная также в стоических взглядах о всеобщем братстве, и имевшая место при ранней христианизации Рима, в конечном итоге передалась католической церкви как идея цивилизации, имеющей единое управление. По большому счету, именно церкви принадлежит заслуга сохранения античной культуры от последствий варварских завоеваний, поскольку сохранены в ее памяти были те законы, обычаи и традиции, что использовались самой церковью, и впоследствии были восприняты теми самыми разрушителями, принявшими христианство. По сути, таким образом римская и заключенная в нее греческая культуры были перенесены на территорию континентальной Европы.
Сам факт существования Священной Римской империи, имевший место с 962 по 1806 год, говорит нам об этом. Идея христианского общемирового единства была восстановлена в Средневековье благодаря постулату Отцов церкви о том, что Римская империя будет являться последней - и это обязывало использовать ее как символ единства и всемирности новой империи, ее наследования империи старой и конечности лишь в случае пришествия Врага рода человеческого. На протяжении Средневековья эта идея единства всего человечества и католической церкви владела умами - единый властитель, который правит целым миром в союзе с Церковью. Ближе всех к этому идеалу сумел приблизиться Карл V Габсбург, но и ему не удалось претворить идею в жизнь до конца из-за противоборства с Францией и начавшейся Реформации.
Рассмотренные выше положения касаются глобальных геополитических и конфессиональных вопросов, они имели свое место, но в настоящее время от их решения нам досталась лишь история европейских войн и протестантизм в различных его проявлениях, к тому же ни то, ни другое уже не имеют непосредственного отношения к наследию античного периода. Что в таком случае осталось, и какие оно приобрело формы? Священная Римская империя наследовала древнеримской не по содержанию, а по форме, и то лишь условно, особенно с учетом того, что опиралась на период христианизации и разделения империи на две части после смерти Феодосия I, что уже относится к событиям IV в. н. э.. Если же мы обращаемся к вопросу о том, что было сохранено, перенято, или внедрялось в повседневность еще из «старой», ранней империи, или вовсе республиканских времен, то помимо примеров, рассмотренных в данной работе, отражающих скорее обстановку в литературной, нематериальной сфере, необходимо обратиться к ежедневности Нового времени. Мишель Фуко в работе, посвященной истории появления и развития пенитенциарной системы Франции XVIII столетия, отмечал, как благодаря идее дисциплины как подчинения каждого отдельного тела и ее влиянию на военный контингент, в первую очередь, формировалась среда, являвшаяся базисом наполеоновского режима, и что образ, наложенный на нее, был образом именно Римской империи за счет сходности наличествующего и там, и тут дуализма: проведения черты между гражданами и военными - юристами и легионерами. Он касается и конкретных примеров того, в чем была основа подобного преобразования . Корни этого явления уходят в саму организацию бенедиктинских обителей, и затем - иезуитских коллежей, основа которой была заложена еще раньше рассматриваемого Фуко периода. Наличие военной иерархии, терминология, само физическое положение учеников этих заведений в пространстве, которое они обязаны были соблюдать - все было заимствовано из римской армии как наилучшего образца поддержания дисциплины. Разбивка на группы во главе с декурионом, состязательная форма обучения, наличие закрепленного соответственно рангу места за каждым из учащихся - что это, как не римский легион без оружия в миниатюре?
В целом, говоря об эпохе Просвещения, очевидной является уже упомянутая выше двойственность, связанная с образом Рима. Римская республика превозносится как воплощенная свобода, в военном отношении - образец для подражания имевшейся милитаристской дисциплине. Те же воззрения легко было пронаблюдать в самом конце XVIII столетия, когда была начата Великая Французская революция. Понятие гражданства как идеала с юридической точки зрения проходит через этот временной промежуток красной нитью.
На протяжении всей европейской истории мы можем находить подобные примеры преемственности, интегрирования старых порядков в новое время и обстоятельства. Но не всегда даже требуется лишний раз обращаться к ней, чтобы увидеть, насколько глубоко изначально римские понятия и общественные институты укоренены в современной жизни. Термин «республика» и само явление республиканского строя, институт гражданства и понятие «провинция», изучаемое и поныне римское право и «форум», перешедший из чисто физического объекта в событийную плоскость, «пантеон», представляющий ныне сонм любых, не только римских, богов, а также латинский язык, используемый до сих пор в медицине и юриспруденции. Все вышеперечисленное составляет лишь небольшую долю того утилитарного наследства, что было даровано миру самим фактом существования древнеримского государства.
Конечно, Франческо Гвиччардини был прав, отмечая, что глупо постоянно ссылаться на римлян, ведь имеющиеся условия не соответствуют тем, что были во времена событий, которые приводятся в пример, и потому не стоит ожидать, что решив проблему аналогичным методом, можно придти к тому же благополучному результату. И, тем не менее, и он, и другие авторы, чьи произведения были рассмотрены в данной работе, понимали, что обращение к опыту прошлого способно предотвратить совершение многих ошибок в настоящем.
1. Август. Деяния божественного Августа // И.Ш. Шифман. Цезарь Август. Л.: Наука, 1990. 199 с.
2. Аппиан Александрийский. Римские войны. СПб.: Алетейя,
1994. 780 с.
3. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей/ Перевод М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1993. 368 с.
4. Гвиччардини Ф. Сочинения / Перевод М.С.Фельдштейна. М.: Academia, 1934. 550 с.
5. Гоббс Т. Левиафан / Пер. с англ. А. Гутерман, С. Автократов, В. Зайцев; вступ. ст. А.Ф. Филиппов. М.: РИПОЛ классик, 2016. 672 с.
6. Гроций Г. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / пер. с лат. А. Л. Саккетти; вступ. ст. С. Б. Крылова, А. А. Желудкова. М.: Ладомир, 1994. 868 с.
7. Децим Юний Ювенал. Сатиры. СПб.: Алетейя, 1994. 220 с.
8. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 137¬405.
9. Луций Анней Флор. Эпитомы Титу Ливию. Книга II / Перевод А.И. Немировского, М.Ф. Дашковой. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 167 с.
10. Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве: Сборник / Н. Макиавелли; пер. с ит. 2-е изд. Минск: Попурри, 2013. 672
с.
11. Марк Веллей Патеркул. Книга II // «Римская история» Веллея Патеркула // А.И. Немировский, М.Ф. Дашкова. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. 211 с.
12. Марк Туллий Цицерон. Диалоги / Пер. с лат. и комментарии В. О. Горенштейна. М.: Ладомир - Наука, 1994. 174 с.
13. Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Пер. с лат. и комментарии В. О. Горенштейна. М.: Наука, 1993. 248 с.
14. Марк Туллий Цицерон. Речи в двух томах. Том II (62¬43 гг. до н. э.). / Пер. В. О. Горенштейна. М.: АН СССР, 1962. 406 с.
15. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т./Плутарх, т. II. M.: АН СССР, 1994. 672 с.
16. Полибий. Всеобщая история. Т. I (кн. I—V) / Пер. с греч. и комментарии Ф. Г. Мищенко. М.: 1890-1899.
17. Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. с лат. С. А. Ошерова под ред. Ф. А. Петровского. М.: Художественная литература, 1979. 550 с.
18. Публий Корнелий Тацит. Анналы / Пер. с лат. А.С. Бобовича. М.: АСТ: Астрель, 2010. 505 с.
19. Публий Корненлий Тацит. История / Пер. с лат. А.С. Бобовича. М.: АСТ: Астрель, 2012. 828 с.
20. Публий Овидий Назон. Метаморфозы. / Пер. с лат. С. В. Шервинского. М.: Художественная литература, 1977. 429 с.
21. Симпосий Sopnouiov [Электронный ресурс]: Вегеций. Краткое изложение военного дела. URL: http://simposium.ru/ru/node/10268(дата обращения: 26.11.2017)
22. Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I / Пер. С. А. Иванова, комментарий Н. Е. Боданской. М.: Наука, 1989. 577 с.
23. Тит Ливий. История Рима от основания города. Том II / Пер. Г. С. Кнабе. М.: Ладомир, 2002. 808 с.
24. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога “Historiae Philippicae” // Вестник древней истории, 1954. № 2. С. 203-252.
25. Dio’s Roman History/ Eng. transl. by Earnest Cary. London; New York, 1914-1927. 453 р.
Историография:
26. Ауджиас К. Секреты Рима / Пер. с итал. Н. Л. Богданова. М.: РИПОЛ классик, 2011. 576 с.
27. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. 448 с.
28. Бейкер Дж. Август. Первый император Рима / Пер. с англ. Н. А. Поздняковой. М.: Центрполиграф, 2010. 285 с.
29. Бейкер Дж. Тиберий, преемник Августа / Пер. с англ. Н. А. Поздняковой. М.: Центрполиграф, 2004. 302 с.
30. Вейцман Е. М. Примечания к сочинению "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" // Гоббс Т. Избранные произведения: в 2¬х т. Т. 2. М.: Мысль, 1964.
31. Виппер Р. Ю. Очерки по истории Римской Империи. Рим и ранее христианство // Виппер Р.Ю. Избр. соч.: В 2 т. Т.2. Ростов н/Дону, 1995. 400 с.
32. Виппер Р. Ю. Римская империя. М.: Эксмо: Алгоритм, 2012. 400 с.
33. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: ПРОГРЕСС, 1986. 417 с.
34. Грин Д. Р. История Англии и английского народа / Пер. с англ. 3-е изд., испр. и доп. М.: Кучково поле, 2017. 888 с.
35. Дайси А.В. Основы государственного права в Англии. Введение в изучение английской конституции / Пер. О. в. Полторацкой под ред. проф. П. Г. Виноградова. М.: Типогр. товарищества И. П. Сытина, 1905 г. 707 с.
36. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. В 4 т. Т. 4. СПб.: Наука, 2001. 368 с.
37. Дианова В. М. Философия истории:
преемственность, параллели, развитие [Электронный ресурс] // Рабочие тетради по компаративистике. / Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб. Web-кафедра философской антропологи, 2003.
C. 55-60. URL:
http://anthropology.ru/ru/text/dianova-vm/filosofiya-istorii-preemstvennost-paralleli-razvitie(дата обращения: 26.11.2017)
38. Зелинский Ф.Ф. Римская Империя. СПБ.: Алетейа, 2000. 486 с.
39. Иванова Ю. В., Соколов П. В. Кроме Макиавелли. Проблема метода в политических науках раннего Нового времени. М.: Квадрига, 2014. 320 с.
40. Китс Дж. История Италии / Пер. с англ. Т.М. Котельниковой. М.: Астрель, 2012. 246 с.
41. Ковалев С. И. История Рима. 2-е изд. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 744 с.
42. Кравчук А. Императоры / пер. с польск. Н. В. Селивановой. М.: Астрель, 2012. 1118 с.
43. Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина: В 2 т./ Т.1. Ростов н/Д., 1997. 572 с.
44. Лабутина Т. Политическая борьба в Англии в период Реставрации Стюартов 1660-1681 гг.. М.: Наука, 1982. 207 с.
45. Лабутина Т. Культура и власть в эпоху Просвещения. М.: Наука, 2005. 458 с.
46. Лабутина Т., Д. В. Ильин. Английское Просвещение. Общественно-политическая и педагогическая мысль. СПб.: Алетейя, 2012. 304 с.
47. Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Пер. с французского А. Поповой. СПб.: Александрия, 2007. 496 с.
48. Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.: Изд-во АН СССР, 1949. 608 с.
49. Моммзен Т. История Рима: В 4 т. / Т. Моммзен. Т.3. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 640 с.
50. Неродо Ж.П. Август / Пер. Е. В. Головиной. М.: Молодая гвардия, 2003. 366 с.
51. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. 538 с.
52.Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Изд. 3-е, исправленное. Т. 1. М.: Остожье, 2000. 528 с.
53. Рассел Б. История западной философии. М.: АСТ, 2016. 1024 с.
54. Рутенбург, В. И. Италия и Европа накануне Нового времени. Л.: Наука, 1974. 323 с.
55. Сочинения великих итальянцев XVI века. Сост., вступ. ст., коммент. Л. М.Брагиной. СПб.: Алетейя, 2002. 375 с.
56. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / Пер. с франц. В. Наумова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 416 с.
57. Холланд Р. Октавиан Август. Крестный отец Европы / Пер. с англ. Е. Корягина. М.: АСТ: Астрель, 2010. 348 с.
58. Хизер П. Падение Римской империи / Пер. с англ. А.В. Короленкова и Е. А. Семеновой. М.: АСТ: Астрель, 2011. 795 с.
59. Хьюз Р. Рим. История города: его культура, облик, люди / Пер. с английского А. Тихоновой под ред. В. Бабицкой. М.: АСТ, 2014. 576 с.
60. Шифман И.Ш. Цезарь Август. Л.: Наука, 1990. 200 с.
61. Юсим М. А. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990. 158 с.