Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты исследования информатизации мировой экономики и национальных хозяйств 7
1.1. Сущность информатизации экономики 7
1.2. Методические подходы к оценке информатизации экономики 21
ГЛАВА 2. Анализ информатизации мировой экономики и экономики России 33
2.1. Характеристика информатизации мировой экономики 33
2.2. Проблемы информатизации экономики России 45
2.3. Сравнительный анализ информатизации экономики России и других
стран 55
ГЛАВА 3. Предложения по решению проблем информатизации экономики России 67
3.1. Перспективы информатизации экономики 67
3.2. Совершенствование информационной инфраструктуры российской
экономики 76
Заключение 79
Библиография 83
Актуальность темы исследования. В настоящее время для целого ряда наиболее развитых стран мира характерен переход к новому типу экономики - информационному. Он обусловлен набирающими в последнее время силу тенденциями повышения роли и значения информации в развитии общества. Информатизация охватывает практически все сферы жизни общества и вызывает в них глубокие качественные изменения. Формируется новая среда и новая инфраструктура общественной жизни. Научно-техническая революция вступает в свою наиболее зрелую стадию развития, начинает развертываться информационно-коммуникационная революция. Все эти процессы характеризуют переход общества в качественно новое состояние, характеризуемое определяющей ролью информации в мировой экономике.
Для России проблема становления информационной экономики особенно актуальна, так как, несмотря на некоторые положительные сдвиги в данной области, наша страна отстает по уровню информатизации от развитых стран, для которых эффективное использование информационных технологий является важным фактором развития.
Несмотря на острый интерес, который проявляют исследователи к информационной экономике, многие проблемы остаются нерешенными. Не сложилась общепризнанная методология оценки информационной экономики, и это затрудняет получение информации о состоянии процессов информатизации в стране. Не определены в должной степени механизмы регулирования информационной экономики и в недостаточной мере
исследовано ее влияние на экономическую систему в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Основой для становления теоретических разработок в данной области являются исследования в теории информации. Здесь можно выделить две основные позиции — количественный подход, где информация рассматривается с точки зрения ее объема. Наиболее существенный вклад здесь внесли такие ученые как Н. Винер, А.Н. Колмогоров, А. Тьюринг, К. Шеннон. С точки же зрения качественного подхода, информация не должна рассматриваться в отрыве от ее содержания. Представителями данного подхода являются A.A. Харкевич, Ю.А. Шрейдер.
Также необходимо отметить, что с позиций экономической теории важным направлением в исследовании информационной экономики является изучение информации как средства снижения неопределенности для экономических субъектов. В данном направлении наиболее существенный вклад внесли Д. Акерлоф, П.Даймонд, Я.Маршак, Д. Стиглиц.
Среди авторов, чьи работы в значительной степени являются основой информационной экономики как отдельной составной части экономической науки, следует в первую очередь назвать Н.М. Абдикеев , Е.Н. Акимова , Э.В. Афанасьев, В.Н. Ярошенко3, С.И. Ашмарина, Д.О. Риман4, Р.С. Гиляревский5, Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов6 и других.
Таким образом, необходимость дальнейшего изучения информационной экономики, ее современные проблемы в мировой экономике и национальных хозяйствах определили актуальность, научную разработанность проблемы, а также цель и задачи.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе проведенного анализа современных проблем и возможностей информатизации мировой экономики, предложить направления совершенствования информационной структуры российской экономики.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Определить сущность информатизации экономики.
2. Проанализировать методические подходы к оценке информатизации экономики.
3. Дать характеристику информатизации мировой экономики.
4. Выявить перспективы информатизации Российской экономики.
5. Провести сравнительный анализ информатизации экономики России и других стран.
6. Выявить перспективы информатизации.
7. Обосновать меры по совершенствованию информационной инфраструктуры российской экономики.
Объект исследования - мировая экономика и национальные хозяйства.
Предмет исследования - проблемы и возможности информатизации мирового хозяйства и российской экономики.
Методология исследования представляет собой описание совокупности использованных в работе методов исследовательской деятельности для разработки предмета исследования, достижения его цели и решения поставленных задач.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Во введении обозначены актуальность и степень разработанности
проблемы, а также цель и задачи исследования. В первой главе изучена сущность информатизации экономики, рассмотрены методические подходы к оценке информатизации экономики. Во второй главе раскрыта характеристика информатизации мировой экономики, выявлены проблемы информатизации экономики России, проведен сравнительный анализ информатизации экономики России с другими странами. В третьей главе выявлены перспективы информатизации, предложены меры по совершенствованию информационной инфраструктуры российской экономики.
В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального, информационного общества. Сущность информационного общества - это расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности. Основа нового общества - информационная экономика - это современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладанием информационных продуктов. Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами информационной экономики. Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах проектов сложных инновационных систем.
Процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:
- быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды своего обитания — техносферы, которая все больше снижает ее надежность и устойчивость;
- истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации;
- возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности — проблемы выживания человечества как биологического вида.
Основной экономической предпосылкой информатизации общества являются процессы демонополизации экономики. Имеется в виду, в первую очередь, естественное сосуществование и развитие в обществе различных форм собственности. Далее, принципиально важно понимать, что демонополизации экономики - это не уничтожение (разрушение) монополий, в недрах которых рождаются практически все наукоемкие технологии. Необходимо дополнение монополий гибкими экономическими структурами (фирмами-посредниками), позволяющими адаптировать их научные разработки к общественным потребностям.
Информатизация фундаментальных разработок в области наукоемких технологий, с одной стороны, и упомянутой посреднической деятельности оперативного бизнеса, с другой стороны, принципиально различна. Если рассматривать пример компьютерного обеспечения, то в первом случае - это суперкомпьютеры, во втором случае - так называемый мобильный компьютинг.
Основными направлениями информатизации экономики являются оценка информационного потенциала; развитие материально-технической и технологической баз информатизации; развитие процессов программирования, создания программных средств, информационной инфраструктуры; подготовка работников к информатизации; интеграция с внешним информационным пространством; нормативно-правовая защита информации и обеспечение информационной безопасности экономической деятельности.
Решение поставленных задач должно быть направлено на организацию единого информационного пространства региона, под которым понимается совокупность: информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях; технологий ведения и использования информационных ресурсов, средств информационного взаимодействия; информационных служб, обеспечивающих информационное взаимодействие функциональных
подразделений и специалистов и удовлетворение их информационных потребностей.
Можно сделать следующие общие выводы относительно развития информатизации в глобальном масштабе. Очевидно, что к странам с высоким информатизации (стадия зрелости) относятся страны Северной и Западной Европы, Северной Америки (США и Канада), отдельные страны АзиатскоТихоокеанского региона (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Гонконг, Сингапур, Республика Корея), а также Израиль. На начальной стадии информатизации находятся наименее развитые страны мира (большинство африканских стран и др.). На стадии роста сейчас большинство стран мира: Россия, страны Восточной Европы, Латинской Америки (лидером здесь является Чили), Азии (например, Китай, Индия) и некоторые африканские страны (например, ЮАР, Египет, Алжир).
Сложная экономическая ситуация в России также повлияет на размер ИКТ-рынка, но в меньшей степени. По информации одной из крупнейших софтверных компаний России («1С»), российские предприятия сокращают даже рублевые ИТ-бюджеты. Руководители других крупнейших ИТ- компаний страны подтверждают эту информацию и ожидают, что по итогам всего года будет наблюдаться сокращение ИТ-рынка как в долларовом, так и в рублевом выражении. Тем не менее компании «1С» удалось увеличить оборот в первые 5 месяцев более чем на 16%. Скорее всего подобный рост при сокращении объема всего ИТ-рынка будет характерен для всего сегмента ПО России.
Для информатизации страны и, как следствие, ее достойного существования в рамках современной системы международных отношений, нами предложены следующие конкретные шаги:
1. Отечественные самостоятельные исследования в области информационных технологий: разработки компьютеров и технологий,
связанных с ними; средств организации локальных сетей; операционных систем, работающих на компьютерах.
2. Развитие коммуникационных (сотовых и Интернет) сетей внутри страны для преодоления цифрового разрыва и изоляции.
3. Создание особых экономических зон в технопарках; увеличение инвестиций в развитие технопарков и строгий контроль над финансовыми потоками.
4. Создание больших вычислительных кластеров для прогнозирования метеоусловий, а также развития чрезвычайных ситуаций.
5. Введение в эксплуатацию для широкого круга пользователей Системы глобального позиционирования (ГЛОНАСС), а также дополнительных возможностей ее использования для специальных служб: скорой помощи, полиции, пожарных, систем коммунального хозяйства.
6. Внедрение единой информационной базы данных населения, которая объединила бы разрозненные бумажные базы, находящиеся в разных государственных учреждениях (ЗАГС, налоговая служба, пенсионный фонд, полиция, военкоматы и т.д.).
7. Введение безбумажного документооборота в органах государственной власти.
1. Atherton P. Handbook for Information Systems and Services. Paris, 2007.
2. Derek H. C. Chen and Carl J. Dahlman. The Knowwledge Economy, the Knowledge Assessment Methodology and World Bank Operations // The World Bank. — Washington DC, 2005.
3. Абдикеев Н.М. Корпоративные информационные системы управления / Н.М. Абдикеев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 463 с.
4. Акимова Е.Н. Информационно-сетевая инфраструктура и ее влияние на экономическое развитие / Е.Н. Акимова // Экономические науки. - 2010. - №
6. - С. 17-20.
5. Акперов И.Г. Информационные технологии в менеджменте / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: Инфра-М, 2012. - 400 с.
6. Александров Д.В. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы / Д.В. Александров. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 223 с.
7. Аналитика российского рынка IT [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.itbestsellers.ru/companies-analytics/detail.php?ID=32618,
свободный.
8. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии
менеджмента / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 286 с.
9. Афанасьев, Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления / Э.В. Афанасьев, В.Н. Ярошенко. - М.: Экономика, 2012. - 109 с.
10. Ашмарина С.И. Научно-методологические основы использования эффективности информационных ресурсов / С.И. Ашмарина, Т.Н. Гроховицкая. - Самара: СГЭУ, 2005. - 237 с.
11. Ашмарина С.И. Информатизация региона: основы теории и методологии / С.И. Ашмарина, Д.О. Риман. - Самара: СГЭУ, 2005. - 324 с.
12. Баронов В.В. Информационные технологии и управление
предприятием / В.В. Баронов. - М: Компания АйТи, 2013. - 328с.
13. Бессонов В.А. О развитии сектора ИКТ в Российской Федерации / В.А. Бессонов [и др.] // Вопросы статистики. - 2011. - №12. - С.15.
14. Благовещенская М.М. Информационные технологии систем
управления технологическими процессами: Учебник для вузов / М.М. Благовещенская, Л.А. Злобин. - М.: Высшая школа, 2013. - 768с.
15. Гиляревский Р.С. Информационный менеджмент: управление
информацией, знанием, технологией: / Р.С. Гиляревский. - Санкт-Петербург: Профессия, 2010. - 303 с.
16. Головко Б. Информационный менеджмент массовой коммуникации / Б.Головко. - М.: Трикста: Академический проект, 2013. - 204 с.
17. Графф М. Гипермедиа, веб и когнитивные стили / М. Графф // Психология обучения. - 2008. - № 1. - С. 124-126.
18. Гринберг А.С. Информационный менеджмент / А.С. Гринберг, И.А. Король. - М.: Юнити, 2013. - 415 с.
19. Дзюба, С.А. Эффективность системы управления: информационный подход / Дзюба С.А. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 4. - С.
3- 10.
20. Доклад о человеческом развитии. Возвышение Юга: человеческий прогресс в мнообразном мире. — М.: Издательство “Весь мир”, 2013. - 215 с.
21. Дракер П. Посткапиталистическое общество / П. Дракер // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Academia, 2010. - 155
с.
22. Ершова Т.В. Переход России к информационному обществу: вызов времени / Т.В. Ершова, Ю.Е. Хохлов // Интернет и современное общество, 2ая Всероссийская научно-методическая конференция. Санкт-Петербург, 29 ноября - 3 декабря .-1999 г: Тезисы докладов СПб : Изд-во СпбГУ, 2009.
23. Жбанкова Н.В. Природа когнитивных стилей: особенности
организации когнитивных стилей личности / Н.В. Жбанкова. - Красноярск: СибГТУ, 2009. - 171 с.
24. Зеленков Ю. ИТ-стратегия на практике / Ю. Зеленков // Открытые системы. СУБД. - 2010. - № 9. - С. 42-45.
25. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова. - М.: МГУ, 2005. - 346 с.
26. Землянский А.А. Информационные технологии в экономике: Учебник для вузов / А. землянский. - М.: Наука 2011. - 336 с.
27. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении / А.Г. Ивасенко М.: КноРус, 2013. - 160с.
28. Игнатьева А.В. Исследование систем управления / А.В. Игнатьева,
М.М. Максимцов. - М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 167 с.
29. И КТ-компетенции как фактор социально-экономического развития России / Под ред. Ю. Е. Хохлова, С. Б. Шапошника. - М.: Институт развития информационного общества, 2012. - 168 с.
30. Интеллектуальные услуги в информационном обществе : монография / под общ. и науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Г. В. Астратовой и д-ра экон. наук, проф. А. А. Копчёнова. Челябинск, 2009. - 217 с.
31. Исайченко Д. Измерение процессов управления ИТ / Д. Исайченко // Открытые системы. СУБД. - 2011. - № 7. - С. 51-53.
32. Калинина В. В. Развитие инфраструктуры рынка труда в рамках информационного пространства / В.В. Калинина. // Экономика, управление, информатизация регионов России: Всерос. науч. конф. Волгоград, 2007. - С. 15-18.
33. Клещев А.С. Интернет-система управления информацией о преобразованиях программ / А.С. Клещев, М.А. Князева // Информационные технологии. - 2013. - № 1. - С. 42-46.
34. Клюев В.К. Менеджер информационных ресурсов: учебно
методическое пособие / В.К. Клюев. - М.: Литера, 2012. - 315 с.
35. Концепция формирования информационного общества в России // Информационное общество. - 2009. - № 3. - С. 35.
36. Косова Л.Н. (кандидат экономических наук). Влияние
информационного обеспечения на качество менеджмента организации / Л.Н. Косова // Научно-техническая информация. - 2011. - № 10. - С. 20-24.
37. Костров А.В. Методы и модели информационного менеджмента / А.В. Костров. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 334 с.
38. Кочетков А.А. Концептуальный анализ эффективности управления / А.
А. Кочетков // Банковские услуги. - 2011. - № 11. - С. 32-37.
39. Кущев М. В. Стратегические направления развития информатизации
хозяйственной системы на примере Волгоградского региона // Экономика, управление, информатизация регионов России: Всерос. науч. конф.
Волгоград, 2007. - С. 15-17.
40. Логинов Е.Л. Новые информационные технологии для контрольной деятельности в сфере государственного и корпоративного управления / Логинов Е.Л. // Информационное общество. - 2011. - № 6. - С. 32-39.
41. Могилевкин И. М. Глобальная инфраструктура: механизм движения в будущее. — М.: Магистр, 2010. - 210 с.
42. Мойнов М. Информационно осигуряване и информационна инфраструктура. - Свищов, 2004. - 89 с.
43. Нагирная А. В. Глобальный процесс информатизации общества: факторы территориальной неравномерности / А. В. Нагирная // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 160.
44. Нагирная А. В. География российского Интернета / А.В. Нагирная. // География в школе. - 2013. — № 6. — С. 27.
45. Нагирная А. В. Тенденции развития глобального процесса информатизации общества / А.В. Нагирная. // Вопросы гуманитарных наук,
2013. — № 4- С. 82.
46. Нейф Н.М. Использование информационных технологий в финансовом менеджменте / Н.М. Нейф, Т.В. Трескова // Экономические науки. - 2010. - №
8. - С. 172-175.
47. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. - 2000. - № 8. - С. 65.
48. Осин А.А. К вопросу об использовании информационных технологий в управлении персоналом / А.А. Осин // Социально-гуманитарные знания. -
2011. - № 5. - С. 121-129.
49. Приоритетные направления реализации стратегий и программ перехода к информационному обществу и формирования экономики знаний. Дискуссия // Информационное общество. - 2002. - вып. 1. - С. 73.
50. Пьявченко А.Н. О качестве предоставления услуг информационных технологий / А.Н. Пьявченко // Методы менеджмента качества. - 2012. - № 2. - С. 42-45.
51. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А.И. Ракитов. // Вопросы философии. - 2014. - №
4. - С. 14-34.
52. Русакова Е. В. Информационный менеджмент промышленных предприятий в системе единства экономики региона: экономическая категория, оценка эффективности, управление динамикой / Е.В. Русакова. - М.: ЛИР ИНВЕСТ, 2014. - С. 138.
53. Саак А.Э. Информационные технологии управления. Учебник для ВУЗов / А.Э. Саак [и др.]. - СПб.: Питер, 2013. - 320с.
54. Скопин И.Н. Основы менеджмента программных проектов: курс лекций / И.Н. Скопин. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2013. - 333 с.
55. Соколова И. В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи: монография / И.В. Соколова. - М.: Изд-во МГУ,
2009. - 212 с.
56. Титаренко Г.А. Информационные технологии управления / Г.А. Титаренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 438 с.
57. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник - М.: ЮНИТИ, 2012. - 399 с.
58. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2009. - 216 с.
59. Уткин В.Б. Информационные системы и технологии в экономике. Учебник. / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. - 355 с.
60. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. Учебное пособие /
В.Б. Уткин, К.В. Балдин. - М.: Академия, 2012.- 288с.
61. Уткин Э.А. Общий и стратегический менеджмент / Э.А. Уткин, Т.В. Бутова. - М.: Экмос, 2012. - 256 с.
62. Хазова С.А. Когнитивный ресурс и совладание с трудностями / С.А. Хазова // Журнал практического психолога. - 2010. - № 2. - С. 75-85.
63. Цветкова В. Информационная инфраструктура для инновационной деятельности / В. Цветкова, Т. Полунина // Информационные ресурсы России. - 2012. - № 3. - С. 8-10.
64. Цыганов В.В. Информационный менеджмент: механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике: словарь-справочник / В.В. Цыганов, С.Н. Бухарин. - М.: Академический Проект, 2012. - 506 с.
65. Шафрин Ю.А. Информационные технологии / Ю.А. Шафрин. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013. - 336 с.
66. Шлепанов И. Оценка эффективности информационной системы / И. Шлепанов // Консультант. - 2012. - № 3. - С. 86-89.
67. Ярных Э.А. Методология статистического исследования информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг: дис. ... д-ра экон.
Наук / Э.А. Ярных. - М., 2009.