Модель экологического образования детей в ДОУ (Теория и методика экологического образования дошкольников, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение 3
1 Модель экологического образования дошкольников в ДОУ 5
1.1 Целевой компонент 5
1.2 Содержательный компонент 6
2 Процессуальный компонент реализации экологического образования в ДОУ 13
2.1 Предметно-развивающая среда 13
2.2 Ресурсное обеспечение модели экологического образования в ДОУ 16
2.3 Кадровые ресурсы 17
3 Технологический компонент реализации модели экологического образования в ДОУ 18
3.1 Методы и формы реализации Модели экологического образования в ДОУ 18
3.2 Ожидаемые результаты 19
Заключение 20
Список использованных источников 21
Проектируемая модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:
- право каждого ребенка на полноценное развитие;
- признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости;
- деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация комплексных и парциальных программ технологий, их адаптация к приоритетам работы ДОУ и его организационных форм.
Цель – разработать модель экологического образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
1. Определить структуру модели экологического образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
2. Разработать содержательный компонент модель экологического образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
3. Спроектировать процессуальный и технологический компоненты модели экологического образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект работы – экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет работы – модель экологического образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Методы: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение, методы проектирования и структурирования.
Модель базируется на научных исследованиях И.А. Королевой, С.Н. Николаевой, Н. Рыжовой и др. Н.Ю. Варламовой, Н. Рыжовой и др. разработаны практические методы, создания эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. О.Л. Зверева, С.Н. Николаева и др. раскрыли понятия «экологическое образование», «эколого-развивающая среда». Т. Зерщикова, Л.Н. Прохорова и др. представили систему работы воспитателя детского сада по экологическому образованию в условиях инновационной деятельности.
База: МБДОУ Шелаболихинский детский сад «Золотая рыбка» (с. Шелаболиха, Алтайский край).
Структура работы: введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом населенном пункте можно найти интересные для наблюдений природные объекты: парк, сквер и др., где дошкольники смогут понаблюдать за деревьями, цветами, насекомыми, птицами и т.д. Экологическое воспитание детей невозможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является не только мощнейшим стимулом для развития познавательных способностей, нравственно-эстетического воспитания, средством снятия эмоционального напряжения, но и укрепления здоровья за счет длительного пребывания на свежем воздухе.
В данной работе была разработана Модель экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Предусматривается реализация Модели экологического образования на базе МБДОУ Шелаболихинский детский сад «Золотая рыбка».
Грамотная организация экологической предметно-развивающей среды в МБДОУ Шелаболихинский детский сад «Золотая рыбка» поможет сформировать у детей познавательное отношение к ней, обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому, обеспечит проявление у каждого ребенка потребности во взаимодействии и интереса, общении с объектами природы. Экологическая предметно-развивающая среда как функциональное и пространственное объединение субъектов образования служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и гармонизации взаимоотношений дошкольников с миром природы связывает воедино все ее сущностные компоненты. Развитие знаний и отношения детей старшего дошкольного возраста к природе и экологической культуры происходит осмысленно, поэтому, прежде всего дошкольникам необходимы знания о природе, взаимосвязях и взаимозависимостях в ней, а также необходимы умения, которые основываются (базируются) на рациональном природоиспользовании и традициях, которые направлены на сбережение природы.
Подводя итог, отметим, что содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающая ребенка, разнообразие приемов в работе воспитателя – продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.
1. Бобылева, Л. Б. Экологическая беседа как форма работы с дошкольниками [Текст] / Л. Б. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С. 38-43.
2. Варламова, Н. Ю. Система экологического воспитания в детском саду [Текст] / Н. Ю. Варламова // Детский сад от А.до Я. – 2015. – № 6. – С. 92-100.
3. Зверева, О. Л. Проблемы работы с дошкольниками и их родителями [Текст] / О. Л. Зверева. – Москва : АСТ, 2014. – 784 с.
4. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №7. – С. 3 – 9.
5. Королева, И. А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе [Текст] / И. А. Королева // Современный детский сад. – 2012. – № 5. – С. 56-62.
6. Николаева, С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 245 с.
7. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб.пособие для студ.пед.вузов / С. Н. Николаева. – Москва : Академия, 2012. – 336 с.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации [Текст] / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – Москва : АРКТИ, 2015. – 236 с.
9. Рыжова, Н. Экологическое образование в детском саду : кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей [Текст] / Н. Рыжова. – Москва : Карапуз, 2015. – 432 с.
10. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 4-е изд., стер. [Текст] / Т. А. Серебрякова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.