Миграционные процессы в России как фактор социальных конфликтов
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические предпосылки анализа миграционных процессов в России.
1.1. Основные характеристики миграционных процессов 6
1.2. Политика Российской Федерации в области миграции 18
Глава 2.Влияние миграции на социальные конфликты.
2.1. Конфликтогенность миграционных процессов 32
2.2. Возможности регулирования миграционных процессов 49
Заключение 61
Список используемой литературы
Глава 1.Теоретические предпосылки анализа миграционных процессов в России.
1.1. Основные характеристики миграционных процессов 6
1.2. Политика Российской Федерации в области миграции 18
Глава 2.Влияние миграции на социальные конфликты.
2.1. Конфликтогенность миграционных процессов 32
2.2. Возможности регулирования миграционных процессов 49
Заключение 61
Список используемой литературы
В последние десятилетия отмечается активизация миграционных потоков. Это, в первую очередь, результат глобализации и связанных с ней процессов: развитие транснациональных корпораций, культурная интеграция, централизация власти. Российская Федерация не является исключением и в полном объеме сталкивается со всеми вытекающими последствиями миграции.
С увеличением роста миграции встал вопрос об ее роли в жизнедеятельности страны. В последнее время она оказывает масштабное влияние на экономику, культуру, социальную жизнь и в глобальном плане на будущее страны. Как любой процесс, миграция сопровождается положительными и отрицательными последствиями. Основные проблемы связаны с конфликтами, безопасностью, взаимоотношением мигрантов и принимающего общества.
В Российской Федерации существует еще одна важная проблема, связанная с миграцией. В результате распада Советского союза появилось большое количество мигрантов в РСФСР, которые до этого были гражданами великой державы. В соответствии с этим, правительство новоиспеченных стран должно было по факту, без теоретических знаний и научных методов, решать эту проблему. Но сложность заключалась в том, что никто не знал, как проводить миграционную политику в такой ситуации, а мировой опыт не имел аналогов управления миграционными процессами в подобных случаях. Таким образом, небольшой опыт в управлении миграцией и незнание теоретических положений в этой области привели ко многим ошибкам и ложным выводам, которых можно было бы избежать, имея теоретические и экспериментальные исследования.
Целью магистерской диссертации является анализ миграционных процессов в России с точки зрения их влияния на социальные конфликты.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описать основные характеристики миграционных процессов;
2. проанализировать политику Российской Федерации в области миграции;
3. ВЫЯВИТЬ конфликтогенность миграционных процессов;
4. определить возможности регулирования миграционных процессов.
Основные подходы к изучению миграции заложены в трудах известных деятелей философии и социологии: К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса и других. Большое внимание в теориях зарубежных ученых уделяется проблемам неравенства, которое характерно для мигрантов. Причем неравенство может проявляться не только в экономическом положении, но и в степени власти, образования, профессионализма.
В отечественной литературе рассматриваются общие теоретические подходы в изучении сущности миграции. Здесь можно назвать С. К. Бондыреву, М. И Переведенцева, Т. Н. Юдину. Отдельно хотелось бы выделить Л. Л. Рыбаковского, который определил трехстадийный подход к изучению миграции.
Исследования школы Т. И. Заславской определили социально-психологические факторы человека, которые лежат в основе миграции.
С развитием миграционных процессов появилось направление миграциология, которое изучает миграцию в комплексном подходе. Крупными специалистами в этой области являются В. Д. Самойлов, В. А. Ионцев.
Большой вклад в изучение конфликтов, связанных с миграционными процессами, внесли А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов.
Необходимо сказать, что огромное количество материалов по теме миграции публикуются в российской и зарубежной печати, а также находятся в широком доступе в сети Интернет.
Рассматривая в целом степень разработанности проблемы миграции, можно сказать, что не существует единого теоретического подхода к изучению миграционных процессов, не смотря на большое количество изданий в этой области. В основном в публикациях отображается реальное положение миграционных потоков, и даются теоретические рекомендации по их регулированию, которые и остаются на стадии книжной разработанности.
Объектом изучения являются миграционные процессы в России, предметом - миграционные процессы как причина возникновения социальных конфликтов в России.
Структура работы включает две главы, четыре параграфа, введение и заключение . В первой главе первого параграфа рассматриваются теоретические характеристики миграции, ее функции и виды. Второй параграф посвящен российской миграционной политике, ее особенностям. В третьей главе в первом параграфе раскрывается конфликтный характер миграционных процессов, анализируется конфликты между мигрантами и принимающим обществом и мигрантами и властью. И, наконец, во втором параграфе второй главы высказываются предположения о том, каким образом можно регулировать миграционные процессы, какую политику следует проводить в этой области и насколько она будет эффективной.
С увеличением роста миграции встал вопрос об ее роли в жизнедеятельности страны. В последнее время она оказывает масштабное влияние на экономику, культуру, социальную жизнь и в глобальном плане на будущее страны. Как любой процесс, миграция сопровождается положительными и отрицательными последствиями. Основные проблемы связаны с конфликтами, безопасностью, взаимоотношением мигрантов и принимающего общества.
В Российской Федерации существует еще одна важная проблема, связанная с миграцией. В результате распада Советского союза появилось большое количество мигрантов в РСФСР, которые до этого были гражданами великой державы. В соответствии с этим, правительство новоиспеченных стран должно было по факту, без теоретических знаний и научных методов, решать эту проблему. Но сложность заключалась в том, что никто не знал, как проводить миграционную политику в такой ситуации, а мировой опыт не имел аналогов управления миграционными процессами в подобных случаях. Таким образом, небольшой опыт в управлении миграцией и незнание теоретических положений в этой области привели ко многим ошибкам и ложным выводам, которых можно было бы избежать, имея теоретические и экспериментальные исследования.
Целью магистерской диссертации является анализ миграционных процессов в России с точки зрения их влияния на социальные конфликты.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описать основные характеристики миграционных процессов;
2. проанализировать политику Российской Федерации в области миграции;
3. ВЫЯВИТЬ конфликтогенность миграционных процессов;
4. определить возможности регулирования миграционных процессов.
Основные подходы к изучению миграции заложены в трудах известных деятелей философии и социологии: К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса и других. Большое внимание в теориях зарубежных ученых уделяется проблемам неравенства, которое характерно для мигрантов. Причем неравенство может проявляться не только в экономическом положении, но и в степени власти, образования, профессионализма.
В отечественной литературе рассматриваются общие теоретические подходы в изучении сущности миграции. Здесь можно назвать С. К. Бондыреву, М. И Переведенцева, Т. Н. Юдину. Отдельно хотелось бы выделить Л. Л. Рыбаковского, который определил трехстадийный подход к изучению миграции.
Исследования школы Т. И. Заславской определили социально-психологические факторы человека, которые лежат в основе миграции.
С развитием миграционных процессов появилось направление миграциология, которое изучает миграцию в комплексном подходе. Крупными специалистами в этой области являются В. Д. Самойлов, В. А. Ионцев.
Большой вклад в изучение конфликтов, связанных с миграционными процессами, внесли А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов.
Необходимо сказать, что огромное количество материалов по теме миграции публикуются в российской и зарубежной печати, а также находятся в широком доступе в сети Интернет.
Рассматривая в целом степень разработанности проблемы миграции, можно сказать, что не существует единого теоретического подхода к изучению миграционных процессов, не смотря на большое количество изданий в этой области. В основном в публикациях отображается реальное положение миграционных потоков, и даются теоретические рекомендации по их регулированию, которые и остаются на стадии книжной разработанности.
Объектом изучения являются миграционные процессы в России, предметом - миграционные процессы как причина возникновения социальных конфликтов в России.
Структура работы включает две главы, четыре параграфа, введение и заключение . В первой главе первого параграфа рассматриваются теоретические характеристики миграции, ее функции и виды. Второй параграф посвящен российской миграционной политике, ее особенностям. В третьей главе в первом параграфе раскрывается конфликтный характер миграционных процессов, анализируется конфликты между мигрантами и принимающим обществом и мигрантами и властью. И, наконец, во втором параграфе второй главы высказываются предположения о том, каким образом можно регулировать миграционные процессы, какую политику следует проводить в этой области и насколько она будет эффективной.
Как показывает проведенное исследование, миграционные процессы в России играют большую роль в жизнедеятельности страны. Основной целью миграции является улучшение качества жизни, повышение экономического уровня, поэтому доминирующим потоком в страну являются трудовые мигранты из стран периферии. Функции миграции направлены на улучшение качества жизни как самих мигрантов, так и принимающих жителей. Основная часть мигрантов в местах вселения обеспечивает себе более высокий уровень жизни, чем в местах исхода.
В связи с большим влиянием миграции на процессы, происходящие в стране, необходимо проводить эффективную государственную миграционную политику, которая будет направлять это влияние в нужное русло.
Политика в области регулирования миграционных процессов в Российской Федерации развивается постепенно и еще не утвердилась окончательно. Это связано с историческими событиями: распад СССР и начавшимися в связи с этим проблемами в области миграции. По факту получалось, что регулирование миграционных процессов складывалось в результате внешней политики, по ходу возникновения чрезвычайных миграционных ситуаций.
Долгое время в стране отсутствовал общий документ, который бы контролировал миграционную политику. В 2003 году была принята попытка создания такого документа - Концепции регулирования миграционных процессов. Однако план документа был рассчитан на два года, и после завершения срока действия не было попыток его продолжения.
Только спустя долгое время была осуществлена вторая попытка создания единого документа, контролирующего миграционные процессы в стране - Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., принятой 13 июня 2012 г. Для создания этого документа была осуществлена большая теоретическая подготовка. В Концепции отражены цели, задачи и направления деятельности политики в области миграции, которая включает в себя три этапа реализации.
Первый этап уже прошел, и прослеживаются как положительные, так и отрицательные результаты. Положительные - ужесточение ряда законов для въезда в страну, и в связи с этим уменьшение количества нарушений, совершенных мигрантами на почве нелегального пребывания в стране. Отрицательные - рост преступлений с участием мигрантов, увеличение нелегальных иммигрантов, различие в качественном составе иммигрантов в Россию по сравнению с уезжающими из страны российскими гражданами. Регулирование таких процессов должно проходить в правовых рамках.
Существенными конфликтами, связанными с миграционными процессами, являются конфликт мигрантов и принимающего общества и конфликт мигрантов и власти.
В каждом конфликте присутствуют его субъективные и объективные причины. В конфликте между мигрантами и принимающим обществом объективными причинами можно назвать конкуренцию и неравенство, но степень конфликтогенности этих факторов будет зависеть от индивидуального восприятия конкретного индивида. Субъективные факторы обуславливаются личностным пониманием происходящих процессов.
Взаимоотношение между властью и мигрантами складывается на основе законодательства. Государство выступает гарантом безопасности для страны и ее жителей, поэтому законы хотя и принимаются объективно, но не всегда в лучшую сторону для приезжих граждан из других государств. Такое положение вещей может обострить отношение власти и мигрантов.
Основными конфликтогенными факторами во взаимоотношении между властью и мигрантами выступают нелегальная миграция и связанные с ней проблемы, преступность среди мигрантов, несовершенство законодательства в области миграционных процессов, СМИ, которые не всегда освещают объективную действительность. Взаимодействие власти и мигрантов складывается на основе российского законодательства, поэтому объективные и справедливые законы в области миграции позволяют сгладить многие острые углы в данном конфликте.
Что касается регулирования миграционных процессов, то оно должно осуществляться на государственном уровне. Так как миграция воздействует на все сферы жизнедеятельности, то и политика миграции должна проводиться на всех уровнях: политическом, социально-экономическом и культурном.
Главным критерием политико-правового регулирования миграционными процессами выступает гражданство. В зависимости от статуса мигранта, государство может контролировать его дальнейшую судьбу. Также, проводя антидискриминационную политику в области миграционных отношений, правительство сможет сгладить многие проблемы, которые могут возникать на почте дискриминации, и, тем самым, осуществлять регулирование миграционного развития в стране.
На социально-экономическом уровне государство может регулировать миграционные процессы с помощью усовершенствования сферы занятости мигрантов, повышения их образования, создания специальных программ для повышения доступности жилья и улучшения здравоохранения.
Государственная политика, проводимая в культурной сфере, также может способствовать развитию миграционных процессов. Поддерживая традиции и культуру мигрантов, правительство таким образом улучшает степень взаимодействия мигрантов и коренного населения, а также развивает политику мультикультуролизма, которая стала неотъемлемой частью современного мира.
В связи с большим влиянием миграции на процессы, происходящие в стране, необходимо проводить эффективную государственную миграционную политику, которая будет направлять это влияние в нужное русло.
Политика в области регулирования миграционных процессов в Российской Федерации развивается постепенно и еще не утвердилась окончательно. Это связано с историческими событиями: распад СССР и начавшимися в связи с этим проблемами в области миграции. По факту получалось, что регулирование миграционных процессов складывалось в результате внешней политики, по ходу возникновения чрезвычайных миграционных ситуаций.
Долгое время в стране отсутствовал общий документ, который бы контролировал миграционную политику. В 2003 году была принята попытка создания такого документа - Концепции регулирования миграционных процессов. Однако план документа был рассчитан на два года, и после завершения срока действия не было попыток его продолжения.
Только спустя долгое время была осуществлена вторая попытка создания единого документа, контролирующего миграционные процессы в стране - Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., принятой 13 июня 2012 г. Для создания этого документа была осуществлена большая теоретическая подготовка. В Концепции отражены цели, задачи и направления деятельности политики в области миграции, которая включает в себя три этапа реализации.
Первый этап уже прошел, и прослеживаются как положительные, так и отрицательные результаты. Положительные - ужесточение ряда законов для въезда в страну, и в связи с этим уменьшение количества нарушений, совершенных мигрантами на почве нелегального пребывания в стране. Отрицательные - рост преступлений с участием мигрантов, увеличение нелегальных иммигрантов, различие в качественном составе иммигрантов в Россию по сравнению с уезжающими из страны российскими гражданами. Регулирование таких процессов должно проходить в правовых рамках.
Существенными конфликтами, связанными с миграционными процессами, являются конфликт мигрантов и принимающего общества и конфликт мигрантов и власти.
В каждом конфликте присутствуют его субъективные и объективные причины. В конфликте между мигрантами и принимающим обществом объективными причинами можно назвать конкуренцию и неравенство, но степень конфликтогенности этих факторов будет зависеть от индивидуального восприятия конкретного индивида. Субъективные факторы обуславливаются личностным пониманием происходящих процессов.
Взаимоотношение между властью и мигрантами складывается на основе законодательства. Государство выступает гарантом безопасности для страны и ее жителей, поэтому законы хотя и принимаются объективно, но не всегда в лучшую сторону для приезжих граждан из других государств. Такое положение вещей может обострить отношение власти и мигрантов.
Основными конфликтогенными факторами во взаимоотношении между властью и мигрантами выступают нелегальная миграция и связанные с ней проблемы, преступность среди мигрантов, несовершенство законодательства в области миграционных процессов, СМИ, которые не всегда освещают объективную действительность. Взаимодействие власти и мигрантов складывается на основе российского законодательства, поэтому объективные и справедливые законы в области миграции позволяют сгладить многие острые углы в данном конфликте.
Что касается регулирования миграционных процессов, то оно должно осуществляться на государственном уровне. Так как миграция воздействует на все сферы жизнедеятельности, то и политика миграции должна проводиться на всех уровнях: политическом, социально-экономическом и культурном.
Главным критерием политико-правового регулирования миграционными процессами выступает гражданство. В зависимости от статуса мигранта, государство может контролировать его дальнейшую судьбу. Также, проводя антидискриминационную политику в области миграционных отношений, правительство сможет сгладить многие проблемы, которые могут возникать на почте дискриминации, и, тем самым, осуществлять регулирование миграционного развития в стране.
На социально-экономическом уровне государство может регулировать миграционные процессы с помощью усовершенствования сферы занятости мигрантов, повышения их образования, создания специальных программ для повышения доступности жилья и улучшения здравоохранения.
Государственная политика, проводимая в культурной сфере, также может способствовать развитию миграционных процессов. Поддерживая традиции и культуру мигрантов, правительство таким образом улучшает степень взаимодействия мигрантов и коренного населения, а также развивает политику мультикультуролизма, которая стала неотъемлемой частью современного мира.
Подобные работы
- Миграционные процессы в России как фактор социальных конфликтов
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Миграционные процессы в приграничных регионах России
(на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Миграционные процессы в современных мегаполисах (на примере Пекина и Москвы)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий по совершенствованию миграционной политики в целях обеспечения экономической безопасности России и оценить их экономическую эффективность
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Миграционные процессы в приграничном агропромышленном регионе России в годы реформ: тенденции, механизмы и проблемы регулирования
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине ХХ века: историко-культурный аспект
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРИГРАНИЧНОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ РОССИИ В ГОДЫ РЕФОРМ: ТЕНДЕНЦИИ, МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ (опыт социологического анализа в Алтайском крае в 1990 - 2002 гг.)
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



