Введение 3
Глава 1.Теоретические предпосылки анализа миграционных процессов в России.
1.1. Основные характеристики миграционных процессов 6
1.2. Политика Российской Федерации в области миграции 18
Глава 2.Влияние миграции на социальные конфликты.
2.1. Конфликтогенность миграционных процессов 32
2.2. Возможности регулирования миграционных процессов 49
Заключение 61
Список используемой литературы
В последние десятилетия отмечается активизация миграционных потоков. Это, в первую очередь, результат глобализации и связанных с ней процессов: развитие транснациональных корпораций, культурная интеграция, централизация власти. Российская Федерация не является исключением и в полном объеме сталкивается со всеми вытекающими последствиями миграции.
С увеличением роста миграции встал вопрос об ее роли в жизнедеятельности страны. В последнее время она оказывает масштабное влияние на экономику, культуру, социальную жизнь и в глобальном плане на будущее страны. Как любой процесс, миграция сопровождается положительными и отрицательными последствиями. Основные проблемы связаны с конфликтами, безопасностью, взаимоотношением мигрантов и принимающего общества.
В Российской Федерации существует еще одна важная проблема, связанная с миграцией. В результате распада Советского союза появилось большое количество мигрантов в РСФСР, которые до этого были гражданами великой державы. В соответствии с этим, правительство новоиспеченных стран должно было по факту, без теоретических знаний и научных методов, решать эту проблему. Но сложность заключалась в том, что никто не знал, как проводить миграционную политику в такой ситуации, а мировой опыт не имел аналогов управления миграционными процессами в подобных случаях. Таким образом, небольшой опыт в управлении миграцией и незнание теоретических положений в этой области привели ко многим ошибкам и ложным выводам, которых можно было бы избежать, имея теоретические и экспериментальные исследования.
Целью магистерской диссертации является анализ миграционных процессов в России с точки зрения их влияния на социальные конфликты.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описать основные характеристики миграционных процессов;
2. проанализировать политику Российской Федерации в области миграции;
3. ВЫЯВИТЬ конфликтогенность миграционных процессов;
4. определить возможности регулирования миграционных процессов.
Основные подходы к изучению миграции заложены в трудах известных деятелей философии и социологии: К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса и других. Большое внимание в теориях зарубежных ученых уделяется проблемам неравенства, которое характерно для мигрантов. Причем неравенство может проявляться не только в экономическом положении, но и в степени власти, образования, профессионализма.
В отечественной литературе рассматриваются общие теоретические подходы в изучении сущности миграции. Здесь можно назвать С. К. Бондыреву, М. И Переведенцева, Т. Н. Юдину. Отдельно хотелось бы выделить Л. Л. Рыбаковского, который определил трехстадийный подход к изучению миграции.
Исследования школы Т. И. Заславской определили социально-психологические факторы человека, которые лежат в основе миграции.
С развитием миграционных процессов появилось направление миграциология, которое изучает миграцию в комплексном подходе. Крупными специалистами в этой области являются В. Д. Самойлов, В. А. Ионцев.
Большой вклад в изучение конфликтов, связанных с миграционными процессами, внесли А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов.
Необходимо сказать, что огромное количество материалов по теме миграции публикуются в российской и зарубежной печати, а также находятся в широком доступе в сети Интернет.
Рассматривая в целом степень разработанности проблемы миграции, можно сказать, что не существует единого теоретического подхода к изучению миграционных процессов, не смотря на большое количество изданий в этой области. В основном в публикациях отображается реальное положение миграционных потоков, и даются теоретические рекомендации по их регулированию, которые и остаются на стадии книжной разработанности.
Объектом изучения являются миграционные процессы в России, предметом - миграционные процессы как причина возникновения социальных конфликтов в России.
Структура работы включает две главы, четыре параграфа, введение и заключение . В первой главе первого параграфа рассматриваются теоретические характеристики миграции, ее функции и виды. Второй параграф посвящен российской миграционной политике, ее особенностям. В третьей главе в первом параграфе раскрывается конфликтный характер миграционных процессов, анализируется конфликты между мигрантами и принимающим обществом и мигрантами и властью. И, наконец, во втором параграфе второй главы высказываются предположения о том, каким образом можно регулировать миграционные процессы, какую политику следует проводить в этой области и насколько она будет эффективной.
Как показывает проведенное исследование, миграционные процессы в России играют большую роль в жизнедеятельности страны. Основной целью миграции является улучшение качества жизни, повышение экономического уровня, поэтому доминирующим потоком в страну являются трудовые мигранты из стран периферии. Функции миграции направлены на улучшение качества жизни как самих мигрантов, так и принимающих жителей. Основная часть мигрантов в местах вселения обеспечивает себе более высокий уровень жизни, чем в местах исхода.
В связи с большим влиянием миграции на процессы, происходящие в стране, необходимо проводить эффективную государственную миграционную политику, которая будет направлять это влияние в нужное русло.
Политика в области регулирования миграционных процессов в Российской Федерации развивается постепенно и еще не утвердилась окончательно. Это связано с историческими событиями: распад СССР и начавшимися в связи с этим проблемами в области миграции. По факту получалось, что регулирование миграционных процессов складывалось в результате внешней политики, по ходу возникновения чрезвычайных миграционных ситуаций.
Долгое время в стране отсутствовал общий документ, который бы контролировал миграционную политику. В 2003 году была принята попытка создания такого документа - Концепции регулирования миграционных процессов. Однако план документа был рассчитан на два года, и после завершения срока действия не было попыток его продолжения.
Только спустя долгое время была осуществлена вторая попытка создания единого документа, контролирующего миграционные процессы в стране - Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., принятой 13 июня 2012 г. Для создания этого документа была осуществлена большая теоретическая подготовка. В Концепции отражены цели, задачи и направления деятельности политики в области миграции, которая включает в себя три этапа реализации.
Первый этап уже прошел, и прослеживаются как положительные, так и отрицательные результаты. Положительные - ужесточение ряда законов для въезда в страну, и в связи с этим уменьшение количества нарушений, совершенных мигрантами на почве нелегального пребывания в стране. Отрицательные - рост преступлений с участием мигрантов, увеличение нелегальных иммигрантов, различие в качественном составе иммигрантов в Россию по сравнению с уезжающими из страны российскими гражданами. Регулирование таких процессов должно проходить в правовых рамках.
Существенными конфликтами, связанными с миграционными процессами, являются конфликт мигрантов и принимающего общества и конфликт мигрантов и власти.
В каждом конфликте присутствуют его субъективные и объективные причины. В конфликте между мигрантами и принимающим обществом объективными причинами можно назвать конкуренцию и неравенство, но степень конфликтогенности этих факторов будет зависеть от индивидуального восприятия конкретного индивида. Субъективные факторы обуславливаются личностным пониманием происходящих процессов.
Взаимоотношение между властью и мигрантами складывается на основе законодательства. Государство выступает гарантом безопасности для страны и ее жителей, поэтому законы хотя и принимаются объективно, но не всегда в лучшую сторону для приезжих граждан из других государств. Такое положение вещей может обострить отношение власти и мигрантов.
Основными конфликтогенными факторами во взаимоотношении между властью и мигрантами выступают нелегальная миграция и связанные с ней проблемы, преступность среди мигрантов, несовершенство законодательства в области миграционных процессов, СМИ, которые не всегда освещают объективную действительность. Взаимодействие власти и мигрантов складывается на основе российского законодательства, поэтому объективные и справедливые законы в области миграции позволяют сгладить многие острые углы в данном конфликте.
Что касается регулирования миграционных процессов, то оно должно осуществляться на государственном уровне. Так как миграция воздействует на все сферы жизнедеятельности, то и политика миграции должна проводиться на всех уровнях: политическом, социально-экономическом и культурном.
Главным критерием политико-правового регулирования миграционными процессами выступает гражданство. В зависимости от статуса мигранта, государство может контролировать его дальнейшую судьбу. Также, проводя антидискриминационную политику в области миграционных отношений, правительство сможет сгладить многие проблемы, которые могут возникать на почте дискриминации, и, тем самым, осуществлять регулирование миграционного развития в стране.
На социально-экономическом уровне государство может регулировать миграционные процессы с помощью усовершенствования сферы занятости мигрантов, повышения их образования, создания специальных программ для повышения доступности жилья и улучшения здравоохранения.
Государственная политика, проводимая в культурной сфере, также может способствовать развитию миграционных процессов. Поддерживая традиции и культуру мигрантов, правительство таким образом улучшает степень взаимодействия мигрантов и коренного населения, а также развивает политику мультикультуролизма, которая стала неотъемлемой частью современного мира.
1. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации от 1.03.2003 г. №256-р.
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. от 13 июня 2012 г.
3. Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 20.04.2014 г. №74-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 20.04.2014 г. №71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ (ред. от30.12.2015).
Сборники, монографии, учебные пособия, статьи.
1 . Бекяшев Д.К. Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. М.: ООО «Проспект», 2013.
2. Бондырева С.К. Миграция (сущность и явление). Воронеж: Модэк, 2007.
3. Галуза Е.В., Денисова Г.С., Кашуба Ю.А. и др. Миграционные процессы в современной России; Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Терра, 2004.
4. Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хореев Б.С. Миграциология: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1989.
5. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006.
6. Дмитриев А.В., Жуков В.И., Пядухов Г.А. Миграция: конфликт, безопасность, сотрудничество. М.: РГСУ, 2009.
7 . Жихарев С.Г. Современные конфликты и противоречия миграции (российский и мировой опыт) // Человек. Сообщество. Управление. Выпуск №4, 2009.
8. Здравомыслов А.Г Социология конфликта. М.: АО Аспект Пресс, 1994.
9 . Зраева И.М., Прудникова Т.А., Акимова С.А. Правовое регулирование миграционного учета в Российской Федерации. М.: Юнити, 2012.
10. Ионцев В. А. Международная миграция // Миграция населения. Выпуск № 3. М.: Гуманитарий, 2001.
11. Кармазин И. Ставрополье превращается в Косово: конфликты русских и мигрантов. // Московский комсомолец. Выпуск № 26210, 2013.
12. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина // Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко. СПб: Изд-во «Лань», 1999.
13. Красинец Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. М.: Наука, 1997.
14. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: концепции и практики. М.: Мысль,
2015.
15. Международная трудовая миграция: политика принимающих стран: Монография / Под общ. ред. И.Ч. Шушкевича. Волгоград: Царицынская полиграфическая компания, 2005.
16. Миграция сельского населения / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Мысль, 1970.
17. Мукомель В.И. Правовые основы и практика регулирования миграции в субъектах Федерации // Миграция. Выпуск №3. М.: Гуманитарий, 2007.
18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп, 2006.
19. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000.
20. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука, 1975.
2 1 . Пешкова В.М., Рыжова С.В. СМИ в культурном взаимодействии // Социология межэтнической толерантности. М.: Изд-во Института социологии РАН , 2003.
22. Прудникова Т.А. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. М.: Юнити, 2011.
23. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М.: ИСПИ РАН, 2003.
2 4 . Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: три стадии миграционного процесса. Очерки теории и методов исследования. М.: Наука, 2001.
25. Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно-правовые подходы. М.: Юнити, 2013.
26. Стребков А.И.Конфликтологические знания в формировании культуры гражданского общества. // Образование и гражданское общество. Серия «Непрерывное гуманитарное образование», Выпуск 1/ Материалы круглого
стола 15 ноября 2002 г. Под ред. Ю.Н. Солонина СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
27. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации / науч. ред. проф. В. И. Дятлова. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2009.
28. Хорев Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения. М.: Мысль, 1978.
29. Цапенко И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран. М.: Academia, 2009.
3 0 . Чуркин М. Г. Проблема формирования миграционной политики в современной России: Дисс. к-та полит наук, - М, 2011.
31. Шкаратан О. И. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: Изд- во дом высшей школы экономики, 2012.
32. Юдина Т.Н. Социология миграции. М.: Академический проспект, 2006.
Интернет источники:
1. Бобылев С. СК: мигранты в Москве ежедневно совершают 25 преступлений // Информационное агентство ИТАР-ТАСС. 18 февраля 2015. Режим доступа:http://tass.ru/obschestvo/1775600.
2. Большинство россиян доверяют основным СМИ, показал опрос // РИА- Новости. 07 мая 2015. Режим доступа:
http://ria.ru/society/20150507/1063058979.html.
3. Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // Социологические исследования. Выпуск №10, 2004. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/16690928.html.
4. Домчева Е., Панина Т. Глава миграционной службы Константин Ромодановский: В Россию могут приехать более 4 миллионов украинцев // Российская газета. Федеральный выпуск №6488. 29 сентября 2014. Режим доступа:http://rg.ru/2014/09/22/migranty-site.html.
5. Ежов С. Званые гости // Новые известия, 27 октября 2015. Режим доступа: http://www.newizv.ru/politics/2015-10-27/229576-zvanye-gosti.html.
6. Зборовский ГЕ.Социальное неравенство и его виды как проблема социологии. // Вопросы социологии и политологии. Выпуск №5, 2013. Режим доступа:http://politsocio.uapa.ru/ru/issue/2013/02/01/.
7. Каждое пятое убийство совершают мигранты // Информационное агентство Интерфакс. М., 22 мая 2013. Режим доступа: http://www.interfax.ru/moscow/3080508.
8. Мамитова Н.В. Миграционная политика Российской Федерации: проблемы теории и практики // NB: Проблемы политики и общества. Выпуск №6, 2013. Режим доступа:http://e-notabene.ru/pr/article_532.html.
9. Мартынюк В. Миграционная волна Россию уже захлестнула // Мультипортал КМ.ру. 16 марта 2016. Режим доступа:http://www.km.ru/v-rossii/2016/03/16/vladimir-putin/773603-migratsionnaya-volna-rossiyu-uzhe-zakhlestnula.
10. Мошкин М., Качаева И. Мечеть под окном. // Московские новости. 01 октября 2012. Режим доступа:http://www.mn.ru/moscow/people/84213.
11. Официальный сайт главного управления по вопросам миграции МВД России. Режим доступа:
http://fms.50.fms.gov.ru/upload/site1/document_file/wxDhb1jM1q.pdf.
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа:http://www.gks.ru/.
13. Романова К. Москва богатеет на мигрантах // Газета.ру, 29 октября 2015. Режим доступа:http://www.gazeta.ru/business/2015/10/29/7852091.shtml.
14. Справочная система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
15. Убившая ребенка няня разгуливала по Москве с его отрезанной головой: // Официальный сайт телеканала НТВ. М., 20 февраля 2016. http://www.ntv.ru/novosti/1609996/.
16. Штукина Е. С 2017 года для мигрантов введут дополнительную госпошлину // Известия. 12 января 2016. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/601376.
17. Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных процессов в России: проблемы и пути их преодоления // Молодой ученый. Выпуск №2, 2012. Режим доступа:http://www.moluch.ru/archive/37/4300/.