Учет, контроль и анализ текущих расчетов с покупателями и заказчиками (по материалам ООО «Итмосфера»)
|
Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты учета, контроля и анализа
расчетов с покупателями и заказчиками 7
1.1. Понятие и экономическая сущность учета расчетов с покупателями и
заказчиками и их основные формы 7
1.2. Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками 15
1.3. Раскрытие информации по учету расчетов с покупателями и
заказчиками 21
2. Оценка организации учета и контроля расчетов с покупателями и
заказчиками ООО «Итмосфера» 39
2.1. Особенности финансово-хозяйственной деятельности ООО
«Итмосфера» 39
2.2. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО
«Итмосфера» 44
2.3. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками ООО «Итмосфера» 52
3. Анализ учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера» 56
3.1. Задачи и предпосылки анализа учета расчетов с покупателями и
заказчиками ООО «Итмосфера» 56
3.2. Автоматизированно-информационное обеспечение анализа учета расчетов
с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера» 59
3.3. Анализ структуры расчетов с покупателями и заказчиками ООО
«Итмосфера» 62
3.4. Оптимизация учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «Итмосфера» 66
Заключение 73
Список использованных источников
1. Теоретические и методологические аспекты учета, контроля и анализа
расчетов с покупателями и заказчиками 7
1.1. Понятие и экономическая сущность учета расчетов с покупателями и
заказчиками и их основные формы 7
1.2. Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками 15
1.3. Раскрытие информации по учету расчетов с покупателями и
заказчиками 21
2. Оценка организации учета и контроля расчетов с покупателями и
заказчиками ООО «Итмосфера» 39
2.1. Особенности финансово-хозяйственной деятельности ООО
«Итмосфера» 39
2.2. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО
«Итмосфера» 44
2.3. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками ООО «Итмосфера» 52
3. Анализ учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера» 56
3.1. Задачи и предпосылки анализа учета расчетов с покупателями и
заказчиками ООО «Итмосфера» 56
3.2. Автоматизированно-информационное обеспечение анализа учета расчетов
с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера» 59
3.3. Анализ структуры расчетов с покупателями и заказчиками ООО
«Итмосфера» 62
3.4. Оптимизация учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «Итмосфера» 66
Заключение 73
Список использованных источников
В современных условиях между организациями широко распространены расчеты с покупателями за реализованные им товары, а также с заказчиками - за оказанные услуги или выполненные работы. Ввиду усилившегося в последнее время мирового кризиса и, соответственно, нестабильной экономической ситуации, риск неоплаты (невостребованной уплаты) со стороны покупателей и заказчиков увеличивается, что приводит к снижению эффективности деятельности организации и возникновению крупных сумм в части задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками.
В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности. Данная ситуация приводит к возникновению такой дебиторской задолженности, как сомнительная. Сомнительная дебиторская задолженность означает появление некоторых проблем управления по расчетам с поставщиками и заказчиками в части финансовой и платежной дисциплины. Возникновение подобной задолженности подразумевает своевременное принятие управленческих решений для минимизации данных задолженностей. А также усиление внутрихозяйственного контроля над сомнительными задолженностями.
В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность отражается согласно срокам ее возникновения и делится на: краткосрочную (срок погашения не более 12 месяцев после отчетной даты) и долгосрочную (платежи по которым ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты). Важно отметить, что вычисление указанного срока осуществляется, начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором данный актив был принят к бухгалтерскому учету.
Совершенствование рыночных отношений увеличивает ответственность организаций в рамках организации и принятия управленческих решений по обеспечению оптимальности расчетов с покупателями и заказчиками. Повышение или понижение дебиторской задолженности влияет на показатели организации в части ее финансового положения. Существенное увеличение дебиторской задолженности над кредиторской, может привести к так называемому техническому банкротству. Данная ситуация возникает ввиду большого отвлечения средств организации из оборота и невозможностью рассчитываться по собственным обязательствам.
Наиболее актуальным сегодня является разработка автоматизированной системы анализа и мониторинга расчетов с покупателями и заказчиками. При этом, важно применять основные методики экономического моделирования для возможности прогнозирования в будущем основных значений дебиторской задолженности. Анализ финансового состояния предприятия, базирующийся на компьютерных технологиях, позволяет в кратчайшие сроки обрабатывать большой объем информации, что существенно может упростить работу бухгалтера организации.
Цель данной выпускной работы является исследование учета, контроля и анализа расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмосфера». Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:
- изучение понятия и экономической сущности учета расчетов с
покупателями и заказчиками, а также их основных форм;
- рассмотрение учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- исследование раскрытия информации по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение учета и порядка расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмосфера»;
- рассмотрение основных аспектов контроля текущих расчетов с
покупателями и заказчиками на примере исследуемого предприятия;
- выявление основных направлений совершенствования расчетов с
покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмсофера»;
- проведение анализа состава и структуры расчетов с покупателями и заказчиками на примере исследуемого предприятия;
- разработка методики оптимизации учета и контроля расчетов с
покупателями и заказчиками на примере исследуемого предприятия.
Объект данной работы - ООО «Итмосфера». Предметом данной работы выступают расчеты с покупателями и заказчиками.
При написании данной работы были использованы стандарты, нормативные и методические материалы, специальная литература, периодические издания, зарубежные исследования, практические материалы деятельности предприятия.
В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности. Данная ситуация приводит к возникновению такой дебиторской задолженности, как сомнительная. Сомнительная дебиторская задолженность означает появление некоторых проблем управления по расчетам с поставщиками и заказчиками в части финансовой и платежной дисциплины. Возникновение подобной задолженности подразумевает своевременное принятие управленческих решений для минимизации данных задолженностей. А также усиление внутрихозяйственного контроля над сомнительными задолженностями.
В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность отражается согласно срокам ее возникновения и делится на: краткосрочную (срок погашения не более 12 месяцев после отчетной даты) и долгосрочную (платежи по которым ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты). Важно отметить, что вычисление указанного срока осуществляется, начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором данный актив был принят к бухгалтерскому учету.
Совершенствование рыночных отношений увеличивает ответственность организаций в рамках организации и принятия управленческих решений по обеспечению оптимальности расчетов с покупателями и заказчиками. Повышение или понижение дебиторской задолженности влияет на показатели организации в части ее финансового положения. Существенное увеличение дебиторской задолженности над кредиторской, может привести к так называемому техническому банкротству. Данная ситуация возникает ввиду большого отвлечения средств организации из оборота и невозможностью рассчитываться по собственным обязательствам.
Наиболее актуальным сегодня является разработка автоматизированной системы анализа и мониторинга расчетов с покупателями и заказчиками. При этом, важно применять основные методики экономического моделирования для возможности прогнозирования в будущем основных значений дебиторской задолженности. Анализ финансового состояния предприятия, базирующийся на компьютерных технологиях, позволяет в кратчайшие сроки обрабатывать большой объем информации, что существенно может упростить работу бухгалтера организации.
Цель данной выпускной работы является исследование учета, контроля и анализа расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмосфера». Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:
- изучение понятия и экономической сущности учета расчетов с
покупателями и заказчиками, а также их основных форм;
- рассмотрение учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- исследование раскрытия информации по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение учета и порядка расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмосфера»;
- рассмотрение основных аспектов контроля текущих расчетов с
покупателями и заказчиками на примере исследуемого предприятия;
- выявление основных направлений совершенствования расчетов с
покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмсофера»;
- проведение анализа состава и структуры расчетов с покупателями и заказчиками на примере исследуемого предприятия;
- разработка методики оптимизации учета и контроля расчетов с
покупателями и заказчиками на примере исследуемого предприятия.
Объект данной работы - ООО «Итмосфера». Предметом данной работы выступают расчеты с покупателями и заказчиками.
При написании данной работы были использованы стандарты, нормативные и методические материалы, специальная литература, периодические издания, зарубежные исследования, практические материалы деятельности предприятия.
В соответствии с задачами, поставленными в начале работы, исследование был начато с рассмотрения вопросов экономического содержания учета, контроля и анализа расчетов с покупателями и заказчиками.
В рамках данного параграфа, осуществлено изучение понятия и основной сути учета расчетов с покупателями и заказчиками. Так, под заказчиками понимаются такие юридические или физические лица, которые, обращаются с собственными заказами к изготовителю или же продавцу товаров, услуг. Под покупателями понимаются юридические и физические лица, которые приобретают тот или иной продукт, товар, материальные ценности (заказать определенного вида услуги).
С точки зрения нормативно-правового законодательства, выделены основные нормативные акты, которые регулируют учет расчетов с покупателями и заказчиками. В рамках рассмотрения основ расчетов с покупателями и заказчиками рассмотрены сущность договора купли продажи и договора поставки.
В рамках данного параграфа рассмотрены основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Так, хозяйственные операции данной категории бухгалтерского учета осуществляются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К данному счету Общества, как правило, открывают такие субсчета, как: 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками», на котором отражаются основные операции в валюте РФ с покупателями и заказчиками за продукцию, работы и услуги в разрезе контрагентов и договоров; 62.02 «Расчеты по авансам полученным», на котором отражаются авансы, полученные в валюте Российской Федерации от покупателей и заказчиков за продукцию, работы и услуги, а также товары, приобретенные с целью перепродажи в разрезе контрагентов и договоров.
Рассматривая особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками, счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Счет 62, таким образом, подразделяется на два основных субсчета: 62.01, на котором отражаются основные операции с покупателями и заказчиками и 62.02, на котором содержаться операции, связанные с авансами. В момент совершения отгрузки товара покупателю возникает дебиторская задолженность. Она отражается по цене продажи на счёте «Расчёты с покупателями и заказчиками». Данная цена устанавливается в договоре или используется обычно применяемая в подобных обстоятельствах цена на товар.
Все вышеперечисленные аспекты сформировали теоретическую часть исследования. Далее в практической части исследования были изучены вопросы учета, контроля и анализа расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера».
Организация «Итмосфера» - производственная компания, занимающаяся выпуском: фанеры, мебели, гнутоклееных деталей мебели, строганого и лущеного шпона, услуг по крупносерийному и мелкосерийному производству гнутоклееных мебельных комплектующих из клееного шпона, раскрой фанеры с лучшими мировыми параметрами по допускам по размерам заказчиков.
В процессе исследования учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера» рассматривались основные операции, связанные с учетом данной категории бухгалтерского учета организации. В рамках описания системы учета, нами рассмотрены основные производственные счета, которые используются в организации. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализацию товаров, услуг используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету данного счета на основании первичных документов обществом отражаются суммы, которые поступают от покупателей. По кредиту 62 счета отражаются погашения задолженности покупателя. К данному счету в организации открываются следующие субсчета: 62.01 «Расчеты с
покупателями»; 62.02 «Авансы полученные».
Уделено внимание оценке сомнительной задолженности и выделены основные критерии ее признания. При определении критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной ООО «Итмосфера» ориентируется на нормы гражданского законодательства. Критерии таковы: истечение срока исковой давности; прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения; прекращение обязательства на основании акта государственного органа; ликвидация юридического лица (должника), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
В рамках оценки системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера», сделан основной вывод, что контроль текущих расчетов с покупателями и заказчиками позволяет увеличить оптимальность действующей на предприятии системы внутреннего контроля как в общем смысле, так и в рамках состояния расчетов. Путем организации самой системы внутреннего контроля, Общество получает возможность улучшить оптимизацию собственной деятельности, а также дополнительную информационную базу для принятия своевременных управленческих решений. Все это позволяет минимизировать вероятность принятия неэффективных управленческих решений, а также достичь оптимального уровня риска выявления убытков.
Заключительная часть исследования посвящена рассмотрению подходов к анализу расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмосфера». Проводя анализ состава и структуры расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмосфера», вначале уделено внимание раскрытию общего состава дебиторской задолженности общества. Были определены темпы снижения задолженности и выделены дебиторы, по которым увеличилась задолженность за период 2015 год.
Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности был рассчитан ряд показателей, таких как: оборачиваемость дебиторской задолженности, период погашения задолженности, доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов. По итогам анализа выявлено, что оборачиваемость дебиторской задолженности в целом и задолженности покупателей и заказчиков повысилась к 2015г. Отметим, что чем выше оборачиваемость дебиторской задолженности, тем ниже потребности ООО «Итосфера» в оборотном капитале для расширения объема сбыта.
В рамках качественного анализа дебиторской задолженности общества, рассмотрены основные показатели по договорам ООО «Итмосфера». По результатам качественного анализа дебиторской задолженности видно, что возросло число заключаемых предприятием договоров (на 16%), количество договоров, по которым обязательства выполняются полностью, возросло на 24%. При этом, увеличилось на 17% число договоров, обязательства по которым не выполнены, однако их удельный вес в общей структуре остался неизменным.
По итогам анализа расчетов с покупателями и заказчиками выделены меры по оптимизации задолженности ООО «Итмосфера»: своевременно оформлять расчетные документы; тщательно отслеживать возврат задолженности, использовать судебные процедуры для ее возврата; разработать систему предоставления скидок и использования наценок; предусматривать в договорах с покупателями и заказчиками изменение цен на продукции в зависимости от срока оплаты; ускорить платежи путем совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками; проводить анализ финансового состояния сомнительных в платежном отношении покупателей.
В качестве завершающего этапа анализа расчетов с покупателями и заказчиками построена экономико-математическая модель прогнозирования дебиторской задолженности покупателей и заказчиков ООО «Итмосфера» на 2016 год. За основу были взяты основные данные предприятия за 2011-2015 гг. На базе этих данных нами построен график, отражающий динамику различных категорий затрат, которые при помощи применения мультипликативной модели, учитывающей влияние тренда, сезонной компоненты и ошибки расчета позволяет прогнозировать значение прибыли.
В качестве независимых переменных нами избраны: выручка,
себестоимость, кредиторская задолженность и количество выполненных договоров с покупателями предприятия.
Для выявления тренда потребовалось провести выравнивание исходных уровней ряда, применив метод скользящей средней. Характер расположения точек на поле корреляции свидетельствовал о том, что для прогноза тренда лучше всего воспользоваться линейной зависимостью. С целью определения коэффициентов модели был произведен ряд расчетов, в результате чего получено уравнение регрессии.
Согласно проведенному регрессионному анализу, было получено уравнение, которое позволило спрогнозировать уровень дебиторской задолженности ООО «Итмосфера». Так, уровень дебиторской задолженности покупателей и заказчиков должен увеличиться в прогнозируемом году на 0,9%. Это означает, что ООО «Итмосфера» необходимо уделить внимание контролю дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.
Таким образом, при помощи применения приемов математического аппарата, которые позволяют использовать факторы внутреннего и внешнего характера, позволяют развивать контроль над уровнем дебиторской задолженности для увеличения эффективности управления расчетами с покупателями и заказчиками исследуемого предприятия. Представленная в дипломной работе методика построения прогностической модели достаточно проста, наглядна и результативна. Этому, в частности, способствует наличие в среде MS Excel необходимого для построения экономико-математической модели статистического инструментария.
В рамках данного параграфа, осуществлено изучение понятия и основной сути учета расчетов с покупателями и заказчиками. Так, под заказчиками понимаются такие юридические или физические лица, которые, обращаются с собственными заказами к изготовителю или же продавцу товаров, услуг. Под покупателями понимаются юридические и физические лица, которые приобретают тот или иной продукт, товар, материальные ценности (заказать определенного вида услуги).
С точки зрения нормативно-правового законодательства, выделены основные нормативные акты, которые регулируют учет расчетов с покупателями и заказчиками. В рамках рассмотрения основ расчетов с покупателями и заказчиками рассмотрены сущность договора купли продажи и договора поставки.
В рамках данного параграфа рассмотрены основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Так, хозяйственные операции данной категории бухгалтерского учета осуществляются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К данному счету Общества, как правило, открывают такие субсчета, как: 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками», на котором отражаются основные операции в валюте РФ с покупателями и заказчиками за продукцию, работы и услуги в разрезе контрагентов и договоров; 62.02 «Расчеты по авансам полученным», на котором отражаются авансы, полученные в валюте Российской Федерации от покупателей и заказчиков за продукцию, работы и услуги, а также товары, приобретенные с целью перепродажи в разрезе контрагентов и договоров.
Рассматривая особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками, счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Счет 62, таким образом, подразделяется на два основных субсчета: 62.01, на котором отражаются основные операции с покупателями и заказчиками и 62.02, на котором содержаться операции, связанные с авансами. В момент совершения отгрузки товара покупателю возникает дебиторская задолженность. Она отражается по цене продажи на счёте «Расчёты с покупателями и заказчиками». Данная цена устанавливается в договоре или используется обычно применяемая в подобных обстоятельствах цена на товар.
Все вышеперечисленные аспекты сформировали теоретическую часть исследования. Далее в практической части исследования были изучены вопросы учета, контроля и анализа расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера».
Организация «Итмосфера» - производственная компания, занимающаяся выпуском: фанеры, мебели, гнутоклееных деталей мебели, строганого и лущеного шпона, услуг по крупносерийному и мелкосерийному производству гнутоклееных мебельных комплектующих из клееного шпона, раскрой фанеры с лучшими мировыми параметрами по допускам по размерам заказчиков.
В процессе исследования учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера» рассматривались основные операции, связанные с учетом данной категории бухгалтерского учета организации. В рамках описания системы учета, нами рассмотрены основные производственные счета, которые используются в организации. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализацию товаров, услуг используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету данного счета на основании первичных документов обществом отражаются суммы, которые поступают от покупателей. По кредиту 62 счета отражаются погашения задолженности покупателя. К данному счету в организации открываются следующие субсчета: 62.01 «Расчеты с
покупателями»; 62.02 «Авансы полученные».
Уделено внимание оценке сомнительной задолженности и выделены основные критерии ее признания. При определении критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной ООО «Итмосфера» ориентируется на нормы гражданского законодательства. Критерии таковы: истечение срока исковой давности; прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения; прекращение обязательства на основании акта государственного органа; ликвидация юридического лица (должника), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
В рамках оценки системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Итмосфера», сделан основной вывод, что контроль текущих расчетов с покупателями и заказчиками позволяет увеличить оптимальность действующей на предприятии системы внутреннего контроля как в общем смысле, так и в рамках состояния расчетов. Путем организации самой системы внутреннего контроля, Общество получает возможность улучшить оптимизацию собственной деятельности, а также дополнительную информационную базу для принятия своевременных управленческих решений. Все это позволяет минимизировать вероятность принятия неэффективных управленческих решений, а также достичь оптимального уровня риска выявления убытков.
Заключительная часть исследования посвящена рассмотрению подходов к анализу расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмосфера». Проводя анализ состава и структуры расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Итмосфера», вначале уделено внимание раскрытию общего состава дебиторской задолженности общества. Были определены темпы снижения задолженности и выделены дебиторы, по которым увеличилась задолженность за период 2015 год.
Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности был рассчитан ряд показателей, таких как: оборачиваемость дебиторской задолженности, период погашения задолженности, доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов. По итогам анализа выявлено, что оборачиваемость дебиторской задолженности в целом и задолженности покупателей и заказчиков повысилась к 2015г. Отметим, что чем выше оборачиваемость дебиторской задолженности, тем ниже потребности ООО «Итосфера» в оборотном капитале для расширения объема сбыта.
В рамках качественного анализа дебиторской задолженности общества, рассмотрены основные показатели по договорам ООО «Итмосфера». По результатам качественного анализа дебиторской задолженности видно, что возросло число заключаемых предприятием договоров (на 16%), количество договоров, по которым обязательства выполняются полностью, возросло на 24%. При этом, увеличилось на 17% число договоров, обязательства по которым не выполнены, однако их удельный вес в общей структуре остался неизменным.
По итогам анализа расчетов с покупателями и заказчиками выделены меры по оптимизации задолженности ООО «Итмосфера»: своевременно оформлять расчетные документы; тщательно отслеживать возврат задолженности, использовать судебные процедуры для ее возврата; разработать систему предоставления скидок и использования наценок; предусматривать в договорах с покупателями и заказчиками изменение цен на продукции в зависимости от срока оплаты; ускорить платежи путем совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками; проводить анализ финансового состояния сомнительных в платежном отношении покупателей.
В качестве завершающего этапа анализа расчетов с покупателями и заказчиками построена экономико-математическая модель прогнозирования дебиторской задолженности покупателей и заказчиков ООО «Итмосфера» на 2016 год. За основу были взяты основные данные предприятия за 2011-2015 гг. На базе этих данных нами построен график, отражающий динамику различных категорий затрат, которые при помощи применения мультипликативной модели, учитывающей влияние тренда, сезонной компоненты и ошибки расчета позволяет прогнозировать значение прибыли.
В качестве независимых переменных нами избраны: выручка,
себестоимость, кредиторская задолженность и количество выполненных договоров с покупателями предприятия.
Для выявления тренда потребовалось провести выравнивание исходных уровней ряда, применив метод скользящей средней. Характер расположения точек на поле корреляции свидетельствовал о том, что для прогноза тренда лучше всего воспользоваться линейной зависимостью. С целью определения коэффициентов модели был произведен ряд расчетов, в результате чего получено уравнение регрессии.
Согласно проведенному регрессионному анализу, было получено уравнение, которое позволило спрогнозировать уровень дебиторской задолженности ООО «Итмосфера». Так, уровень дебиторской задолженности покупателей и заказчиков должен увеличиться в прогнозируемом году на 0,9%. Это означает, что ООО «Итмосфера» необходимо уделить внимание контролю дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.
Таким образом, при помощи применения приемов математического аппарата, которые позволяют использовать факторы внутреннего и внешнего характера, позволяют развивать контроль над уровнем дебиторской задолженности для увеличения эффективности управления расчетами с покупателями и заказчиками исследуемого предприятия. Представленная в дипломной работе методика построения прогностической модели достаточно проста, наглядна и результативна. Этому, в частности, способствует наличие в среде MS Excel необходимого для построения экономико-математической модели статистического инструментария.



