Личностные особенности тревожных подростков
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты тревожности подростков, как объекта исследования в психологии 8
1.1. Феноменология тревожности в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Виды тревожности и взаимосвязь темперамента и тревожности 14
1.3. Личностные особенности тревожности подростков и спортсменов 23
Глава 2. Организация и методы исследования тревожности и личностных особенностей подростков, не посещающие спортивные секции и подростков, посещающие спортивные секции 29
2.1. Организация исследования тревожности и личностных особенностей подростков, не посещающие спортивные секции и подростков, посещающие спортивные секции 29
2.2. Методы исследования тревожности и личностных особенностей подростков, не посещающие спортивные секции и подростков, посещающих спортивные секции 29
Глава 3. Результаты эмпирического исследования личностных
особенностей подростков, посещающих и подростков, не посещающих спортивные секции 35
3.1. Анализ показателей тревожности подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции 35
3.2. Определение групп высоко тревожных подростков 41
3.3 . Анализ взаимосвязи личностной тревожности показателей и агрессивности, экстраверсии и нейротизма у «подростков» и «спортсменов» 42
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 53
Глава 1. Теоретические аспекты тревожности подростков, как объекта исследования в психологии 8
1.1. Феноменология тревожности в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Виды тревожности и взаимосвязь темперамента и тревожности 14
1.3. Личностные особенности тревожности подростков и спортсменов 23
Глава 2. Организация и методы исследования тревожности и личностных особенностей подростков, не посещающие спортивные секции и подростков, посещающие спортивные секции 29
2.1. Организация исследования тревожности и личностных особенностей подростков, не посещающие спортивные секции и подростков, посещающие спортивные секции 29
2.2. Методы исследования тревожности и личностных особенностей подростков, не посещающие спортивные секции и подростков, посещающих спортивные секции 29
Глава 3. Результаты эмпирического исследования личностных
особенностей подростков, посещающих и подростков, не посещающих спортивные секции 35
3.1. Анализ показателей тревожности подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции 35
3.2. Определение групп высоко тревожных подростков 41
3.3 . Анализ взаимосвязи личностной тревожности показателей и агрессивности, экстраверсии и нейротизма у «подростков» и «спортсменов» 42
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 53
Эмоциональные трудности, связанные с нарушениями поведения и затруднениями социальной адаптации, часто проявляются в подростковом возрасте и требует особенной коррекции для этого. Тревожные расстройства являются распространенными среди эмоциональных расстройств подросткового возраста и тревожность сама принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях.
Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, способствует формированию отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения. Поэтому коррекция уровня тревожности относится к числу актуальных задач практической психологии.
В настоящее время проблема тревожности, ее негативного воздействия на развитие, социальную адаптацию, психофизиологическое функционирование личности, недостаточная изученность в современной психологии некоторых аспектов проявления тревожности, определяют актуальность настоящего исследования.
Выпускная квалификационная работа на 76 стр., включая приложений 9, рис.7, библ. 60.
Ключевые слова: подростки, спортсмены, тревожность, агрессивность, враждебность, экстраверсия, нейротизм.
Объект исследования: личностные особенности подростков.
Предмет исследования: личностные особенности тревожных
подростков, посещающих спортивные секции и не посещающих.
Цель исследования: выявить различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающих спортивные секции, это группа «спортсмены» и не посещающих спортивные секции, это группа «подростки» и показать значимые взаимосвязи между исследуемыми показателями.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у высокотревожных «подростков» и «спортсменов» показатели тревожности имеют прямую связь с показателями агрессивности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание понятия «личностная и ситуативная
тревожность».
3. Организовать и провести исследование личностных особенностей подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции.
4. Сравнить показатели ситуативной и личностной тревожности, экстраверсии, нейротизма и агрессивности подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции. Провести корреляционный анализ исследуемых показателей и выявить достоверные взаимосвязи.
5. Выявить подростков с высокой личностной тревожностью.
6. Сравнить показатели личностной тревожности, экстраверсии, нейротизма и агрессивности высоко тревожных подростков посещающих (высоко тревожные подростки) и не посещающих спортивные секции (высоко тревожные спортсмены). Провести корреляционный анализ исследуемых показателей и выявить достоверные взаимосвязи.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Нурминской общей образовательной школы», Балтасинский район, с. Нурма, ул. Казанская, д. 11 и «Балтасинская гимназия», ул. Наримана, д.108.
Результаты исследования:
1. Выявлено содержание понятий личностная и ситуативная тревожность.
2. Выявлены связи между исследуемыми показателями подростков не посещающие спортивные секции «подростки» и подростки посещающие спортивные лекции «спортсмены».
3. Выявлены различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающих спортивные секции «спортсмены» и не посещающие спортивные секции «подростки».
4. Установлено, что подростки, которые не посещают спортивные секции «подростки» менее тревожны, но их тревожность взаимосвязана с показателями агрессивности и у подростков, которые занимаются в спортивных секциях «спортсмены» выше показатели личностной тревожности, но она не связана с показателями физической или вербальной агрессии.
Выборка: в исследовании приняли участие 60 подростков, учеников 9-х классов. Из них, 30 подростков посещают спортивные секции «спортсмены» и 30 подростков не посещают спортивные секции «подростки».
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
•теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
•эмпирические: тестирование;
•статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
Теоретическое значение выпускной квалификационной работы определяется тем, что результаты и выводы этого исследования о личностных особенностях тревожных подростков посещающих и не посещающих спортивные секции, представляют собой эмпирический материал для теоретических обобщений и дальнейшего , более глубокого изучения закономерностей.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены высокие показатели тревожности подростков 9 классов, посещающих спортивные секции «спортсмены» и не посещающих спортивные секции «подростки». Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с подростками.
Методики:
1. Опросник тревожности, предложенный Ч. Спилбергером, на русский язык адаптирован Ю. Л. Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
2. Личностный опросник Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI)
3. Опросник Барса-Дарки для диагностики агрессивности враждебности.
Количественная обработка полученных данных проводилась с помощью прикладного пакета Microsoft Excel (расчет средних данных, достоверность отличий с использованием t-критерия Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона).
Область применения: психология личности, возрастная психология.
Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, способствует формированию отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения. Поэтому коррекция уровня тревожности относится к числу актуальных задач практической психологии.
В настоящее время проблема тревожности, ее негативного воздействия на развитие, социальную адаптацию, психофизиологическое функционирование личности, недостаточная изученность в современной психологии некоторых аспектов проявления тревожности, определяют актуальность настоящего исследования.
Выпускная квалификационная работа на 76 стр., включая приложений 9, рис.7, библ. 60.
Ключевые слова: подростки, спортсмены, тревожность, агрессивность, враждебность, экстраверсия, нейротизм.
Объект исследования: личностные особенности подростков.
Предмет исследования: личностные особенности тревожных
подростков, посещающих спортивные секции и не посещающих.
Цель исследования: выявить различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающих спортивные секции, это группа «спортсмены» и не посещающих спортивные секции, это группа «подростки» и показать значимые взаимосвязи между исследуемыми показателями.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у высокотревожных «подростков» и «спортсменов» показатели тревожности имеют прямую связь с показателями агрессивности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание понятия «личностная и ситуативная
тревожность».
3. Организовать и провести исследование личностных особенностей подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции.
4. Сравнить показатели ситуативной и личностной тревожности, экстраверсии, нейротизма и агрессивности подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции. Провести корреляционный анализ исследуемых показателей и выявить достоверные взаимосвязи.
5. Выявить подростков с высокой личностной тревожностью.
6. Сравнить показатели личностной тревожности, экстраверсии, нейротизма и агрессивности высоко тревожных подростков посещающих (высоко тревожные подростки) и не посещающих спортивные секции (высоко тревожные спортсмены). Провести корреляционный анализ исследуемых показателей и выявить достоверные взаимосвязи.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Нурминской общей образовательной школы», Балтасинский район, с. Нурма, ул. Казанская, д. 11 и «Балтасинская гимназия», ул. Наримана, д.108.
Результаты исследования:
1. Выявлено содержание понятий личностная и ситуативная тревожность.
2. Выявлены связи между исследуемыми показателями подростков не посещающие спортивные секции «подростки» и подростки посещающие спортивные лекции «спортсмены».
3. Выявлены различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающих спортивные секции «спортсмены» и не посещающие спортивные секции «подростки».
4. Установлено, что подростки, которые не посещают спортивные секции «подростки» менее тревожны, но их тревожность взаимосвязана с показателями агрессивности и у подростков, которые занимаются в спортивных секциях «спортсмены» выше показатели личностной тревожности, но она не связана с показателями физической или вербальной агрессии.
Выборка: в исследовании приняли участие 60 подростков, учеников 9-х классов. Из них, 30 подростков посещают спортивные секции «спортсмены» и 30 подростков не посещают спортивные секции «подростки».
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
•теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
•эмпирические: тестирование;
•статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
Теоретическое значение выпускной квалификационной работы определяется тем, что результаты и выводы этого исследования о личностных особенностях тревожных подростков посещающих и не посещающих спортивные секции, представляют собой эмпирический материал для теоретических обобщений и дальнейшего , более глубокого изучения закономерностей.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены высокие показатели тревожности подростков 9 классов, посещающих спортивные секции «спортсмены» и не посещающих спортивные секции «подростки». Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с подростками.
Методики:
1. Опросник тревожности, предложенный Ч. Спилбергером, на русский язык адаптирован Ю. Л. Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
2. Личностный опросник Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI)
3. Опросник Барса-Дарки для диагностики агрессивности враждебности.
Количественная обработка полученных данных проводилась с помощью прикладного пакета Microsoft Excel (расчет средних данных, достоверность отличий с использованием t-критерия Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона).
Область применения: психология личности, возрастная психология.
Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Личностная тревожность, как и любая врожденная индивидуально-типологическая особенность, может выступать в качестве как полезного качества, повышающего адаптивность индивида к условиям окружающей среды, так и вредного, препятствующего нормальной адаптации в социуме.
У подростков с высоким уровнем тревожности имеется определенная предрасположенность нервной системы, которая характеризуется подвижностью, слабостью процесса торможения и преобладанием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения. Эти характеристики нервной системы влияют на развитие тревожности у подростков через особенности эмоционального реагирования. По результатам было выявлено соответствие высокой тревожности свойству интроверсии и высокому уровню нейротизма. Наличие взаимосвязи между личностными особенностями и тревожностью не подлежит сомнению, однако конкретные проявления данной взаимосвязи в современной психологии изучены не полностью. Различная выраженность тревожности у представителей разных видов спорта выражена по-разному и может быть обусловлена двумя причинами: либо специфика вида спорта такова, что способствует развитию тревожности спортсменов, либо лица, имеющие высокую природную тревожность, выбирают для занятий те виды спорта, в которых можно реализовать свою тревожность.
В результате проведенного исследования все поставленные задачи были решены.
Целью нашего исследования было выявить различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающие спортивные секции, это группа «спортсмены» и не посещающие спортивные секции, это группа «подростки» и показать значимые взаимосвязи между исследуемыми показателями.
Объект исследования выступали личностные особенности подростков.
Предмет исследования стало личностные особенности тревожных подростков, посещающих спортивные секции и не посещающих.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам гипотезу о том, что между уровнем личностной тревожности подростков, посещающих спортивные секции и их показателями агрессивности существует прямая связь. Чем выше уровень личностной тревожности, тем выше показатели агрессивности.
В результате были получены следующие выводы:
1) Были выявлены различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающих спортивные секции и не посещающие спортивные секции.
2) Результаты исследования показывают, подростки, которые не посещают спортивные секции менее тревожны, но их тревожность взаимосвязана с показателями агрессивности.
3) У подростков, которые занимаются в спортивных секциях выше показатели личностной тревожности, но она не связана с показателями физической или вербальной агрессии.
Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
У подростков с высоким уровнем тревожности имеется определенная предрасположенность нервной системы, которая характеризуется подвижностью, слабостью процесса торможения и преобладанием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения. Эти характеристики нервной системы влияют на развитие тревожности у подростков через особенности эмоционального реагирования. По результатам было выявлено соответствие высокой тревожности свойству интроверсии и высокому уровню нейротизма. Наличие взаимосвязи между личностными особенностями и тревожностью не подлежит сомнению, однако конкретные проявления данной взаимосвязи в современной психологии изучены не полностью. Различная выраженность тревожности у представителей разных видов спорта выражена по-разному и может быть обусловлена двумя причинами: либо специфика вида спорта такова, что способствует развитию тревожности спортсменов, либо лица, имеющие высокую природную тревожность, выбирают для занятий те виды спорта, в которых можно реализовать свою тревожность.
В результате проведенного исследования все поставленные задачи были решены.
Целью нашего исследования было выявить различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающие спортивные секции, это группа «спортсмены» и не посещающие спортивные секции, это группа «подростки» и показать значимые взаимосвязи между исследуемыми показателями.
Объект исследования выступали личностные особенности подростков.
Предмет исследования стало личностные особенности тревожных подростков, посещающих спортивные секции и не посещающих.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам гипотезу о том, что между уровнем личностной тревожности подростков, посещающих спортивные секции и их показателями агрессивности существует прямая связь. Чем выше уровень личностной тревожности, тем выше показатели агрессивности.
В результате были получены следующие выводы:
1) Были выявлены различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающих спортивные секции и не посещающие спортивные секции.
2) Результаты исследования показывают, подростки, которые не посещают спортивные секции менее тревожны, но их тревожность взаимосвязана с показателями агрессивности.
3) У подростков, которые занимаются в спортивных секциях выше показатели личностной тревожности, но она не связана с показателями физической или вербальной агрессии.
Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УВЛЕЧЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗА ТЕЛА* ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Программа психологической коррекции личностной сферы у трудных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С
КОГНИТИВНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
МЛАДШИХ школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



