Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные особенности тревожных подростков

Работа №59121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
287
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты тревожности подростков, как объекта исследования в психологии 8
1.1. Феноменология тревожности в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Виды тревожности и взаимосвязь темперамента и тревожности 14
1.3. Личностные особенности тревожности подростков и спортсменов 23
Глава 2. Организация и методы исследования тревожности и личностных особенностей подростков, не посещающие спортивные секции и подростков, посещающие спортивные секции 29
2.1. Организация исследования тревожности и личностных особенностей подростков, не посещающие спортивные секции и подростков, посещающие спортивные секции 29
2.2. Методы исследования тревожности и личностных особенностей подростков, не посещающие спортивные секции и подростков, посещающих спортивные секции 29
Глава 3. Результаты эмпирического исследования личностных
особенностей подростков, посещающих и подростков, не посещающих спортивные секции 35
3.1. Анализ показателей тревожности подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции 35
3.2. Определение групп высоко тревожных подростков 41
3.3 . Анализ взаимосвязи личностной тревожности показателей и агрессивности, экстраверсии и нейротизма у «подростков» и «спортсменов» 42
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 53


Эмоциональные трудности, связанные с нарушениями поведения и затруднениями социальной адаптации, часто проявляются в подростковом возрасте и требует особенной коррекции для этого. Тревожные расстройства являются распространенными среди эмоциональных расстройств подросткового возраста и тревожность сама принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях.
Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, способствует формированию отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения. Поэтому коррекция уровня тревожности относится к числу актуальных задач практической психологии.
В настоящее время проблема тревожности, ее негативного воздействия на развитие, социальную адаптацию, психофизиологическое функционирование личности, недостаточная изученность в современной психологии некоторых аспектов проявления тревожности, определяют актуальность настоящего исследования.
Выпускная квалификационная работа на 76 стр., включая приложений 9, рис.7, библ. 60.
Ключевые слова: подростки, спортсмены, тревожность, агрессивность, враждебность, экстраверсия, нейротизм.
Объект исследования: личностные особенности подростков.
Предмет исследования: личностные особенности тревожных
подростков, посещающих спортивные секции и не посещающих.
Цель исследования: выявить различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающих спортивные секции, это группа «спортсмены» и не посещающих спортивные секции, это группа «подростки» и показать значимые взаимосвязи между исследуемыми показателями.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у высокотревожных «подростков» и «спортсменов» показатели тревожности имеют прямую связь с показателями агрессивности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание понятия «личностная и ситуативная
тревожность».
3. Организовать и провести исследование личностных особенностей подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции.
4. Сравнить показатели ситуативной и личностной тревожности, экстраверсии, нейротизма и агрессивности подростков, посещающих и не посещающих спортивные секции. Провести корреляционный анализ исследуемых показателей и выявить достоверные взаимосвязи.
5. Выявить подростков с высокой личностной тревожностью.
6. Сравнить показатели личностной тревожности, экстраверсии, нейротизма и агрессивности высоко тревожных подростков посещающих (высоко тревожные подростки) и не посещающих спортивные секции (высоко тревожные спортсмены). Провести корреляционный анализ исследуемых показателей и выявить достоверные взаимосвязи.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Нурминской общей образовательной школы», Балтасинский район, с. Нурма, ул. Казанская, д. 11 и «Балтасинская гимназия», ул. Наримана, д.108.
Результаты исследования:
1. Выявлено содержание понятий личностная и ситуативная тревожность.
2. Выявлены связи между исследуемыми показателями подростков не посещающие спортивные секции «подростки» и подростки посещающие спортивные лекции «спортсмены».
3. Выявлены различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающих спортивные секции «спортсмены» и не посещающие спортивные секции «подростки».
4. Установлено, что подростки, которые не посещают спортивные секции «подростки» менее тревожны, но их тревожность взаимосвязана с показателями агрессивности и у подростков, которые занимаются в спортивных секциях «спортсмены» выше показатели личностной тревожности, но она не связана с показателями физической или вербальной агрессии.
Выборка: в исследовании приняли участие 60 подростков, учеников 9-х классов. Из них, 30 подростков посещают спортивные секции «спортсмены» и 30 подростков не посещают спортивные секции «подростки».
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
•теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
•эмпирические: тестирование;
•статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
Теоретическое значение выпускной квалификационной работы определяется тем, что результаты и выводы этого исследования о личностных особенностях тревожных подростков посещающих и не посещающих спортивные секции, представляют собой эмпирический материал для теоретических обобщений и дальнейшего , более глубокого изучения закономерностей.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены высокие показатели тревожности подростков 9 классов, посещающих спортивные секции «спортсмены» и не посещающих спортивные секции «подростки». Результаты исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при работе с подростками.
Методики:
1. Опросник тревожности, предложенный Ч. Спилбергером, на русский язык адаптирован Ю. Л. Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
2. Личностный опросник Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI)
3. Опросник Барса-Дарки для диагностики агрессивности враждебности.
Количественная обработка полученных данных проводилась с помощью прикладного пакета Microsoft Excel (расчет средних данных, достоверность отличий с использованием t-критерия Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона).
Область применения: психология личности, возрастная психология.
Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Личностная тревожность, как и любая врожденная индивидуально-типологическая особенность, может выступать в качестве как полезного качества, повышающего адаптивность индивида к условиям окружающей среды, так и вредного, препятствующего нормальной адаптации в социуме.
У подростков с высоким уровнем тревожности имеется определенная предрасположенность нервной системы, которая характеризуется подвижностью, слабостью процесса торможения и преобладанием силы процесса возбуждения над силой процесса торможения. Эти характеристики нервной системы влияют на развитие тревожности у подростков через особенности эмоционального реагирования. По результатам было выявлено соответствие высокой тревожности свойству интроверсии и высокому уровню нейротизма. Наличие взаимосвязи между личностными особенностями и тревожностью не подлежит сомнению, однако конкретные проявления данной взаимосвязи в современной психологии изучены не полностью. Различная выраженность тревожности у представителей разных видов спорта выражена по-разному и может быть обусловлена двумя причинами: либо специфика вида спорта такова, что способствует развитию тревожности спортсменов, либо лица, имеющие высокую природную тревожность, выбирают для занятий те виды спорта, в которых можно реализовать свою тревожность.
В результате проведенного исследования все поставленные задачи были решены.
Целью нашего исследования было выявить различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающие спортивные секции, это группа «спортсмены» и не посещающие спортивные секции, это группа «подростки» и показать значимые взаимосвязи между исследуемыми показателями.
Объект исследования выступали личностные особенности подростков.
Предмет исследования стало личностные особенности тревожных подростков, посещающих спортивные секции и не посещающих.
Теоретический анализ трудов по данной теме позволил сформулировать нам гипотезу о том, что между уровнем личностной тревожности подростков, посещающих спортивные секции и их показателями агрессивности существует прямая связь. Чем выше уровень личностной тревожности, тем выше показатели агрессивности.
В результате были получены следующие выводы:
1) Были выявлены различия в показателях личностных свойств тревожных подростков, посещающих спортивные секции и не посещающие спортивные секции.
2) Результаты исследования показывают, подростки, которые не посещают спортивные секции менее тревожны, но их тревожность взаимосвязана с показателями агрессивности.
3) У подростков, которые занимаются в спортивных секциях выше показатели личностной тревожности, но она не связана с показателями физической или вербальной агрессии.
Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - СПб.: ЛитРес, 2009. - 464 с.
2. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, А.А. Петровской, О.В. Соловьевой - 2е - изд. М.: Смысл 1996 - 373 с. [Электронный ресурс]. URL: http://padaread.com (дата обращения: 27.12.2016).
3. Головей Л.А.,. Рыбалко Е. Ф Практикум по возрастной психологии СПб.,2012. [Электронный ресурс]. URL: http://padaread.com (дата обращения: 20.12.2016).
4. Дети с аффективным поведением - М., Просвещение, 1999 - с. 48-55.
5. Детство и общество. - Санкт-Петербург, 1996 -592 с.
6. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 336 с.
7. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1998.
8. Зинченко, В.П. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2010. - 479 с.
9. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 340 с.
10. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в школьном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 2009 - 240 с.
11. Клиническая психология / Под редакцией М. Перре, У. Бау-манна. - СПб.: Питер, 2013. - 985 с.
12. Козлова, Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих
у ребенка в процессе социализации / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей. - Ставрополь, 2007. - с.
16-20. [Электронный ресурс]. URL: http://www.koob.ru/lapp/mem (дата
обращения 10.01.2017).
13. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника- 2000 - №6 - с. 34-41.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 464с.
15. Куликов. Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Л. В.Куликов.- "Питер", 2009.- 464с.
16. Краткий психологический словарь.- М: 1985.
17. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни.- Калуга: Духовное познание, 2004.-224с.
18. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Академия, 2000.-190 с.
19. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. - 2008, № 2. Стр.86-99.
20. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь, 2004.-247 с.
21. Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
22. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 112 с.
23. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики.
24. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М., 1999.
25. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. - М., 2000.
26. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 448с.
27. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал - 1996 - №1 - с.169-174.
28. Практикум по возрастной психологии. / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012.
29. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербанова - М., 1987.
30. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной- М., 2003.
31. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. Дубровиной. 2-е изд. - М.: ТЦ “Сфера”, 1999. - 247-256 с.
32. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. N 2. 2002. С. 11 - 17.
33. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 303 с.
34. Там же. С. 181.
35. Там же. С. 184.
36. Там же. С. 186.
37. Там же. С. 190.
38. Педагогическая психология. Учебное пособие. Под. ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ
Сфера, 2008. - 480с.
39. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной - М., 2003.
40. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Маврентьевой, - М.: Новая школа, 2004 - 144 с.
41. Психология личности / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской — Москва: АСТ, 2009. — 624 с. — (Хрестоматия по психологии).
42. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2001 - 494 с.
43. Психология. Учебник. - М.: “Проспект”, 2000. - 291-294 с.
44. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология -СПб.: Питер Ком., 1999 - 416 с.
45. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. - М.: ИНФРА- М;Новосибирск, 1997 - 320 с.
46. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005.- 460с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.koob.ru/lapp/mem (дата обращения 23.11.2016).
47. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал - 1996 - №1 - с. 25¬30.
48. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин - Минск; Харвест, 1999 - 800 с.
49. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов-на-Дону. Изд-во “Феникс” -2001 - 736 с.
50. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 240 с.
51. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции / З. Фрейд. - М.: АСТ, 2007. - 608 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.koob.ru/lapp/mem (дата обращения 14.12. 2016).
52. Хрестоматия. Дети с нарушением развития. - М., 1995.
53. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В. /. Бурменской - М.: Изд-кая группа “Прогресс”, 1993 - с. 33 - 48.
54. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей // серия Педагогический ф-т - М., 1989.
55. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. М., 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/450731 (дата обращения 19.12.2016)
56. http:ZZtestoteka.narod.ru/lichn/1Z48.html (дата обращения 08.11.2016)
57. http:ZZtestoteka.narod.ru/lichn/1Z37.html (дата обращения 08.11.2016)
58. http:ZZpsychok.net/testyZ369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na- temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya- temperamenta (дата обращения 09.11.2016)
59. wwwZn-stress.ru [электронный ресурс] (дата обращения 23.11.2016)
60. www.syntone.ru [электронный ресурс] (дата обращения 23.11.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ