ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ИНТЕРЬЕРЕ 5
1.1. История декоративной живописи и декоративно-прикладного искусства 5
1.2. Декоративная живопись и изделия декоративно-прикладного искусства в
интерьере 12
Выводы по первой главе 15
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ
ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ 17
2.1. Особенности обучения школьников в системе дополнительного образования 17
2.2. Разработка учебных занятий по обучению учащихся художественному
оформлению учебных кабинетов 20
2.3. Художественное оформление учебного кабинета по декоративно-прикладному искусству с использованием элементов хохломской росписи 27
Выводы по второй главе 29
Глава З. ПОЭТАПНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ АУДИТОРИИ ПО ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 31
3.1. Разработка проекта панно с применением элементов хохломской росписи 31
3.2. Технологии и материалы, применяемые в практической работе над проектом 34
3.3. Выполнение проекта в натуре 38
Выводы по третей главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время становится практически невозможным представление интерьера помещения без использования в нем различных видов произведений искусства. В то ж время и роспись декоративного панно составляет неотъемлемую часть внутреннего пространства различного рода помещений. Использование панно сказывается на зрительном восприятии, обогащает внутреннее пространство и позволяет сформировать неповторимый стиль.
Интерьеры, в оформлении которых используются уникальные дизайнерские решения, ценятся все больше, их можно приравнивать к произведениям искусства. Такие решения могут выражаться в оформлении стен, пола, потолков, мебели и многом другом.
Большую роль играет правильно подобранный интерьер помещений, оформление помещения в соответствии с его целевой направленностью. Ведь обстановка играет не только эстетическую роль, но и настраивает присутствующих в конкретном помещении людей на необходимую, соответствующую работу.
В данной работе будет рассматриваться использование декоративной росписи на паннов интерьере учебного класса декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования: разработка методики обучения учащихся дополнительного образования художественному оформлению интерьера учебных кабинетов.
Объект исследования:процесс обучения в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс обучения учащихся дополнительного образования художественному оформлению учебных кабинетов.
В соответствии с целью определены следующие задачиисследования:
- изучить возможности использование произведений декоративной живописи и декоративно-прикладного искусства в интерьере учебных кабинетов;
- разработать учебные занятия по обучению обучающихся художественному оформлению учебных кабинетов
- разработатьдизайн-проект учебного кабинета с использованием элементов хохломской росписи на панно.
Практическая значимость данной работысостоит в том, что полученные в его ходе материалы и данные в этой области могут быть использованы при разработке дизайн-проекта по художественному оформлению учебных кабинетов.
Структура работы представлена введением, тремя главами, выводами по главам, заключением, списком использованных источников, а также приложениями.
Данная работа имела своей цельюразработку методики обучения учащихся дополнительного образования художественному оформлению интерьера учебного кабинета.
Первой задачей стало изучение сущности и содержания понятия «декоративно -прикладное искусство». Изучение литературы позволило нам сделать следующие выводы:
1. Под декоративным искусством принято понимать процесс создания разнообразных предметов быта, основным предназначением которых является удовлетворение морально -эстетических потребностей людей. Эстетические качества, в свое время, обусловлены внешним видом произведений декоративного искусства, то есть материалами, из которых они выполнены и техники, которые были использованы в процессе их изготовления.
2. Декоративные искусства принято разделять на две категории:
- изобразительные виды искусств;
- архитектура и декоративно - прикладное искусство.
3. Следует различать такие разновидности декоративно -прикладного искусства как: декоративная и прикладная. Предметы прикладного искусства являются художественно -выразительными в большей степени за счет эстетического совершенства своей формы, в то время как декоративные произведения позиционируются как орнаментальные, художественные украшения.
Второй задачей былоразработать учебные занятия по обучению обучающихся художественному оформлению учебных кабинетов.
Третья задача состояла вразработке дизайн-проект учебного кабинета с использованием элементов хохломской росписи на панно. Был сделан вывод о том, что существует множество различных техник и вариантов оформления учебных кабинетов. К одному из наиболее распространенных вариантов оформления стен учебных аудиторий можно отнести роспись панно. Использование панно можно отнести к одному из наиболее простых вариантов оформления, но, в то же время к одному из наиболее удачных. Не «загружая» стены учебного пространства, панно придает классу неповторимый стиль и благоприятно повлияет на работу в учебном помещении.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данного исследования решены, а цель - достигнута.
1. Алексеева, В. В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор / В.В. Алексеева. - М.: Советский художник, 1991. - 240 с.
2. Венгер, Л.А. Мухина В.С. Психология / Л.А.Венгер. - М.:
Просвещение, 1998г. - 142 с.
3. Декоративно - прикладное искусство [Электронный ресурс]. - Режим доступа:-ййрз://ш^1к1реб1а.огд^1к1/Декоративно-прикладное искусство
4. Махлина, С. Т. Повседневность в зеркале жилого дома / С.Т.Махлина.
- СПб.:Алетейя,2012. -256с.
5. Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова.- СПб.: Литера, 2006. - 127 с.
6. Ильина,Т. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. / Т.Ильина. - М.: Высш. шк., 2000. - 407 с.
7. Клиентов, А. Е. Народные промыслы / А.Е. Клиентов, А.М. Саморезов.
— М.: Белый город, 2007. - 48 с.
8. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе / Л.Н. Буйлова, Н.ВКлёнова - М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.
9. Машинистова, Н. В. История становления дополнительного образования детей / Н. В.Машинистова. - материалы II Междунар. науч. Конф. -Пермь: Меркурий, 2012. - С. 38 - 42.
10. Савельева, А. Мировое искусство. Нэцукэси. Мастера нэцкэ / А.Савельева. - СПб: Кристалл, 2006. - 144 с.
11. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений : в 2 т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 304 с.
12. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.С. Хворостов. - М.: Издательство Просвещение, 2003 г. - 176 с.
13. Буровкина, Л. А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования /Л.А. Буровкина. - Воспитание школьников. - 2010. - №4.-С. 36-38.
14. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного
образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://infourok.ru/dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-v-sisteme-dopolnitelnogo- obrazovaniya-1676702. html
15. Горяева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2000. - 175 с.
16. Фадеева А.П. Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации детей и подростков / А.П. Фадеева - Дисс. канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. 246 с.
17. Петренко, Е. М. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через виды декоративно - прикладного искусства/ Е.М.Петренко - Альманах современной науки и образования, 2012. - 105с.
18. Иманмурзаева, А.У. Формирование эстетического отношения
младших школьников, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству/А.У.Иманмурзаева-Педагогика и современность, 2015. -96 с.
19. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч. / Я.А.Коменский - М.: Просвещение, 1955 - 300с.
20. Бирюкова, Н.А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве. Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. /Н.А. Бирюкова -Сборник научных статей, 2000 - 150 с.
21. Митина, Н. Дизайн интерьера / Н.Митина -М.:АльпинаПаблишер, 2013. - 302с.
22. Дизайн и декоративно -прикладное искусство [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/elektivnyy kurs dizayn i dekorativno- prikladnoe iskusstvo-424394.htm
23. Хохломская роспись [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/1182575
24. Гарипова, С.Р. Влияние визуальной среды интерьера на психологические характеристики учащихся / С.Р. Гарипва, М.В.Кириенко- Окружающая среда -2003 - № 4 - С. 54 - 56 с.
25. Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. Учеб.пособие / В.Б. Кошаев - М.:Владос, 2010 - 102с.
26. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. Пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гарда-рики, 2003. - 519 с.
27. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное
пособие / В.Н. Молотова. - М.: Форум, 2010. - 288 с.
28. Материалы Мдф и Дсп [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1-vopros.ru/750-mdf-chto-ehto-takoe.html
29. Декоративно - прикладное искусство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic. nsf/enc pictures/917/Декоративно
30. Клиентов, А. Е. Народные промыслы / А. Е. Клиентов, А. М. Саморезов. - М. : Белый город, 2007. - 48 с.
31. Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись / А.С.Зайцев. М.: Искусство, 1986, - 190 с.
32. Ильина,Т. История искусств. Отечественное искусство. 3 е изд., перераб. и доп. / Т.Ильина. - М.: Высш. шк., 2000. - 407 с.
33. Декоративно - прикладное искусство [Электронный ресурс]. - Режим доступа:—https://ru.wikipedia. огц^кРДекоративно-прикладное искусство