Разработка УМК и методических рекомендаций по его использованию по дисциплине «Электромагнитные явления и переходные процессы» для будущих специалистов среднего звена сферы энергетики
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки учебно-методического комплекса
1.1. Понятие термина «Учебно-методический комплекс» 6
1.2. Принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины 9
1.3. Структура учебно-методического комплекса дисциплины 10
1.4. Этапы разработки УМК 11
1.5. Требования к структурным элементам учебно-методического комплекса
дисциплины 13
Глава 2 Синхронные машины: устройство, условия эксплуатации в предельных к переходным и переходных режимах
§ 2.1. Назначение и принцип действия синхронной машины 22
2.2. Устройство синхронной машины 26
2.3. Работа генератора при холостом ходе 29
2.4. Работа генератора под нагрузкой 32
2.5. Внешние и регулировочные характеристики генератора 40
2.6. Параллельная работа синхронного генератора с сетью 44
2.7. Режимы работы синхронного генератора при параллельной работе
с сетью 51
2.8. Понятие о переходных процессах в синхронных машинах 56
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение
С увеличением выработки и использования электрической энергии интенсивно развиваются системы электроснабжения промышленных предприятий, транспорта, сельского хозяйства и т.д., которые являются основными потребителями такого вида энергии. Большое значение имеет повышение надежности и экономичности систем электроснабжения в различных режимах и условиях их эксплуатации, к которым относятся аварийные и послеаварийные режимы, связанные с переходными процессами и существенными изменениями показателей качества электрической энергии у потребителей.
В связи с увеличением мощностей отдельных нагрузок, узловых пунктов нагрузок и систем электроснабжения в мире целом, много внимания уделяется анализу и разработке методов исследования переходных процессов в системах энергоснабжения, направленных на повышение их устойчивости.
Появление нового оборудования в генерации и потреблении электрической энергии, новых методов и средств расчетов, требует своевременных подходёов к процессу изучения их в образовательных учреждениях.
Идея модернизировать обучение в современных условиях при помощи специально подготовленных УМК мотивирована этими и рядом других обстоятельств.
Среди этих мотиваций можно выделить следующие:
1) наличие конкурсной основы среди абитуриентов;
2) в современных обстоятельствах от выпускника необходимо постоянное самосовершенствование. В связи с этим идея непрерывного образования является весьма ценной;
3) развитие новых форм получения образования в условиях информатизации общества протекает вместе с мировой тенденцией, которая состоит в ряде принципиальных изменений при организации учебной деятельности слушателей: сокращение аудиторных часов, нагрузки возрастания долевой части самостоятельной работы студентов;
4) дистанционное образование может являться одним из способов обучения, реализующегося в различных формах (очной, заочной, экстерната, обучения с использованием телекоммуникационных средств компьютерных систем и др.).
В связи с этим выпуск учебных пособий по дисциплинам является очень важной задачей и имеет высокую степень актуальности.
Разработка и использование учебно-методических комплексов в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов (например, позволяет преподавателю заранее предусмотреть учащимся разноплановые задания и упражнения).
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) является частью основной образовательной программы специальности или направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса.
Создание УМК нацелено на выполнение требований Государственно- го образовательного стандарта к подготовке выпускника по специальности и предназначено для:
- организации деятельности студентов по самостоятельному изучению дисциплины;
- оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине;
- планирования и оценки работы кафедр по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса.
Из выше изложенного материала вытекает тема нашей выпускной квалификационной работы: «Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Электромагнитные явления и переходные процессы».
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения качества учебных занятий и отсутствием учебно-методических комплексов по их организации и проведению.
Объектом работы является процесс обучения по дисциплине «Электромагнитные явления и переходные процессы».
Предметом исследования работы является разработка учебно-методического комплекса дисциплины «Электромагнитные явления и переходные процессы».
Целью данной исследовательской работы является разработка УМК по дисциплине «Электромагнитные явления и переходные процессы».
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- собрать и обработать информацию по дисциплине;
- провести анализ учебной литературы;
- разработать изучаемые темы и курс лекций;
- разработать лабораторные работы;
Практическая значимость выпускной квалификационной работы, что:
- Разобраны теоретические аспекты разработки учебно методического комплекса, проанализирован теоретический материал по исследуемому разделу, подготовлена лабораторная работа;
- результаты исследования можно использовать для проведения занятий по дисциплине «Электромагнитные явления и переходные процессы» как при изучении теоретического материала, так и при выполнении лабораторно-практических занятий.
Современный мир - это мир в котором создается и активно эксплуатируется автоматизированные системы обеспечения жизнедеятельности человека, основанные на переработку, в основном электрической энергии. Большое значение, в этих условиях, имеет повышение надежности и экономичности систем электроснабжения в различных режимах и условиях их эксплуатации, к которым относятся аварийные и послеаварийные режимы связанные с переходными процессами и существенными изменениями показателей качества электрической энергии у потребителей.
Появление нового оборудования в генерации и потреблении электрической энергии, новых методов и средств расчетов, требует своевременного изучения их в учебных заведениях будущими специалистами.
Разработка и использование учебно-методических комплексов в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов (например, позволяет преподавателю заранее предусмотреть учащимся разноплановые задания и упражнения).
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) является частью основной образовательной программы специальности или направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса.