ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ 6
1.1. Государственная состоятельность и ее составляющие - гос.
эффективность и гос. способность 8
1.2. Современные концепции восстановления государства 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ВОССТАНОВЛНИЮ ГОСУАРСТВЕННОСТИ 41
2.1. Практика международных институтов и механизмы восстановления
государственности в Афганистане 54
2.2. Практика международных институтов и механизмы восстановления
государственности в Ираке 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Нормативные правовые акты 70
Книги и периодические издания 72
Источники на электронных носителях 77
Вторая половина XX века положила начало эпохи деколонизации, многочисленные постколониальные страны, получившие свободу и возможность в дальнейшем развиваться самостоятельно стали играть очень важную роль на мировой политической арене в качестве потенциальных сфер экономического влияния. Все большую популярность набирало торжество либеральных ценностей в мире, а так же осознание мировыми державами необходимости развития стран с очень низким уровнем жизни и социального обеспечения.
Окончание холодной войны заставило мир обратить свое внимание на такие проблемы, как проблема экологии, миграция, нарушение прав человека в странах Африки, Латинской Америке, Азии.
Трагическое событие 11 сентября 2001 г. произошедшее на территории Соединенных Штатов Америки показало, что новой угрозой мировой безопасности является международный терроризм, развитие и распространение которого набирало все больший оборот.
Проблематике слабых государств отводилось важное место в политических дискуссиях еще с 1990-х годов, но именно после террористической атаки 11 сентября о слабых, «несостоявшихся» государствах заговорили в контексте источников международного терроризма, так как зачастую они обладают всеми «благоприятными» условиями для появления и развития на территориях этих государств террористических группировок. Плохое социальное обеспечение, низкий уровень медицины и образования, отсутствующая инфраструктура, разрушенная экономика, низкий уровень доверия населения политическим институтам, внутренние конфликты - все это служит причинами возникновения очагов организованной преступности, эпидемии, миграции на территориях слабых стран.
Актуальность исследовательской работы обусловлена тем, что в настоящее время сильное государство - это важное условие соблюдения безопасности как отдельно взятого человека, так и всего мира в целом. Ежегодные отчеты о безопасности прав человека связывают реализацию прав человека и развитие человеческого потенциала напрямую с уровнями эффективности и способности государства. Государство, как главный политический институт, несет ответственность за обеспечение своим гражданам достойной жизни. Однако, как показывает международная практика, не все государства справляются со своими основополагающими функциями.
За последние 20 лет все больше известных политиков, международных деятелей и ученых призывают обратить внимание на проблемы слабых государств. Которые сами не в состоянии обеспечить слаженную работу своих политических институтов и соблюдение основных прав человека на своих территориях. Современные споры сводятся к единому мнению, что решение проблем хрупких государств для сохранения безопасности мирового сообщества - один из наиболее актуальных вопросов политики нашего времени. Однако нет единого консенсуса о характере проблемы и методах ее решения, что существенно замедляет процесс решения.
Объектом исследования является политика - правовая и практическая деятельность международных и региональных институтов.
Предметом исследования является политико-правовые основания, стратегии и институциональные практики в области восстановления государственности.
Целью исследовательской работы является анализ существующих стратегий восстановления государственности и степень их эффективности, а так же определение роли институциональных факторов в современных стратегиях восстановления государственности и практиках их применения.
В соответствии с поставленными целями предусматривается решение ряда научных задач:
- изучить теоретические подходы к проблеме государственной слабости и способности;
-проанализировать нормативно-правовые акты таких международных институтов, как Всемирный Банк и ООН, выявить степень эффективности реализуемых программ;
-выявить сильные и слабые стороны существующих программ по восстановлению государственности в слабых, «несостоявшихся» государствах; -проанализировать эффективность программ по поддержке и увеличению государственной способности, проводимые международными институтами в Афганистане и Ираке;
Теоретико-методологической основой исследования послужили исторический подход и сравнительный анализ.
Научная новизна и практическая значимость работы обусловлена сравнительно небольшим количеством отечественных исследований. Основными учеными, которые занимаются проблематикой данной проблемы, являются - Ч. Тили и его главная работа «Принуждение, капитал и Европейские государства» , а так же Д. Неттл, М. Манн, Р Ротберг, среди отечественных исследователей большой вклад в разработку проблематики внесли - А. Ю. Мельвиль., М.В. Ильин, Мелешкина Е.Ю., которые совместно с М. Г. Миронюк, Ю.А. Полуниным , И.Н. Тимофеевым (при участии Я.И. Ваславского) разработали «Политический атлас современности» - крупнейший опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств».
Хронологические рамки данной работы обусловлены необходимостью проанализировать проявление и развитие факторов разрушения государственности с момента обретения независимости странами Третьего мира в период процесса деколонизации в 1960 году до настоящего времени. В работе можно выделить внутреннюю периодизацию, имеющую четкие временные рамки: 1960-1980гг., 1990г. - настоящее время. Данные хронологические границы позволяют проводить глубокий анализ причин хрупкости политических институтов «несостоявшихся» государств, а так же международную практику по оказанию помощи в восстановление «государственности» внутри этих стран.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух подглав, заключения и списка использованной литературы.
В данной исследовательской работе было проанализированы международные нормативно - правовые акты, главной целью которых является разработка и реализация концепций и программ по восстановлению государственности в «несостоявшихся» государствах. Рассмотрена акты таких международных организаций, как Организация Объединенных наций, Всемирный Банк. Первая глава посвящена теоретическому изучению причин низкой «государственной эффективности» и «государственной способности»:
1) «несостоявшиеся» государства с неэффективными политическими институтами являются прямыми источниками угрозы международной безопасности;
2) «плохое», «неэффективное» управление в таких государствах приводит к их хрупкости;
3) необходимость поиска новых интегрированных подходов к решению проблем, как причины и следствия государственной хрупкости и низкой государственной способности;
Резюмируя причины государственной хрупкости, можно выявить, что в «несостоявшихся» государствах, в которых частично или полностью отсутствует «государственная состоятельность», характеризуются крайне низкой «государственной эффективностью», крайне неэффективно функционируют политические институты, что приводит к снижению «государственной способности». То есть государство не выполняет своих основных функций - не в состоянии обеспечить безопасность своим гражданам, а так же реализовать свои интересы на мировой политической арене. В данном контексте можно говорить, что на мировом политическом сообществе и международных институтов лежит ответственность по оказанию помощи в восстановлении государственных институтов власти в «несостоявшихся» государствах. Так же были рассмотрены «теория демократического транзита» и «теория неопатримониальных отношений». Теория демократического транзита предлагает «несостоявшимся» государства осуществить перехода из авторитарного политического режима в демократический, что обеспечит и повлечет за собой развитие всех политических и гражданских институтов, а значит повышение уровня «государственной эффективности». Когда будет достигнут определенный уровень развития «государственной эффективности», увеличится и «государственная способность» отстаивать свои интересы в международных отношениях. Другая теория «теория неопатримониальных отношений» скорее служит примером, как не следует реорганизовывать политические институты внутри страны. Получившие свое широкое распространение феномены «вождизма» и «клиентарно - патронажных отношений» негативно влияют на «государственность» в целом. Политические институты атрофированы, всюду царит бюрократия и коррумпированность, плохо развитая экономика и медицина, низкий уровень образования и разрушенная инфраструктура - только малая часть последствия неопатримониальных отношений.
Вторая глава посвящена изучению практического опыта международных организаций, которые оказывают содействие в восстановление государственности в «несостоявшихся» государствах. В ходе работы выявлено, что главный вопрос на повестке дня, который стоит перед мировым сообществом - вопрос выбора правильных механизмов помощи. Как показала практика, присутствие международных организаций, которые хотят содействовать восстановлению государственности в «несостоявшихся» странах, так же порой имеет больше негативных последствий. Оказывающаяся ими донорская помощь в виде капиталовложений расхищается почти всеми представителями власти в «несостоявшихся» государствах, начиная от «политической местной элиты», заканчивая мелкими бюрократами на местах. Страна становится зависимой от финансовой помощи международных институтов, при этом не желает предпринять ряд мер, чтобы разрешить свои проблемы низкой «государственной эффективности» и «государственной способности». Расхищение казны, растрата государственных ресурсов вождем/лидером и его сподвижниками, политическая нестабильность, отсутствующая экономика, низкий уровень образования, медицины, отсутствующая инфраструктура - все это с каждым днем все дальше уводит «несостоявшиеся» государства от возможностей восстановить свою «государственность». С тем ярым чувством, с каким иногда международные организации берутся оказывать помощь «несостоявшимся» государствам, однозначно, благородное предприятие и заслуживает похвалы. Однако сколько ни похвальны изначальная постановка цели и мотивация международных институтов, но не следует все же ожидать быстрого восстановления «несостоявшихся» государств. Международным организациям следует запастись терпением, потому что только упорное содействие изменению ситуации в слабых государствах, а так же активное взаимодействие с местными властями, могут действительно возыметь положительные результаты.
Очевидно, что стандартные механизмы восстановления государственных институтов в «несостоявшихся» государствах не работают, что приводит к мысли о необходимости разработке новых моделей. Для достижения положительного результата необходимо тесное сотрудничество между международными институтами и участниками процесса развития. В качестве примеров в исследовательской работе рассмотрены два государства - Афганистан и Ирак.
Анализируя нынешнее положение вещей в Афганистане и Ираке, были сделаны выводы - во-первых, Афганистану, как и Ираку предстоит еще очень большая работа по восстановлению своей государственности и политических институтов. Во-вторых, дабы восстановления было возможным, они должны справиться самой главной угрозой их «государственности», а именно террористическим группировками, которые своими действиями наносят урон государству во всех сферах жизнедеятельности. В-третьих, и один из самых главных пунктов - следует выбрать такой путь реформирования государственного строя, который будет:
1) признаваться населением и международными институтами легитимным;
2) должны считаться с интересами всех власть имущих в стране, в том числе и с оппозиционными силами;
3) для того, что политические институты смогли функционировать эффективно, следует избрать такой путь их формирования, который будет учитывать все положительные моменты западной модели и особенности культурного и исторического развития страны.
«Несостоявшиеся» государства могут сегодня рассчитывать не только на богатый политический опыт своих предшественников и современников, но и на помощь международных организаций, структур локальной и региональной наднациональной интеграции. Развитие многообразных каналов связи и коммуникаций, их сетевой характер способствуют сглаживанию цивилизационных различий между центром и периферией. Сетевые взаимосвязи, пронизывающие разные сферы жизни современных обществ, стимулируют формирование отношений сотрудничества, солидарности, обмена опытом на локальном и муниципальном уровнях. Что позволяет создавать условия, в которых «несостоявшиеся» государства могли бы решать свои внутренние проблемы с минимумом издержек, выбирать и реализовывать оптимальную траекторию цивилизационного развития составляющих их народов.
1. Резолюция ООН от 15 октября 1990 г, [Электронный ресурс] // Сайт Организации экономического сотрудничества и развития. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/300/46/PDF/N9930046.pdf?OpenElement. - (дата обращения 3.04.2016).
2. Резолюция ООН от 19 декабря 2000г. [Электронный ресурс] // Сайт
Организации экономического сотрудничества и развития. - Режим доступа: https://documents- dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/300/46/PDF/N9930046.pdf? OpenElement. -
(дата обращения 3.04.2016).
3. Доклад Организации экономического сотрудничества и развития о принципах успешных международных механизмов вовлеченности в несостоявшихся государствах, 2007. [Электронный ресурс] // Сайт Организации экономического сотрудничества и развития. - Режим доступа: https://www.oecd.org/countries/somalia/48697077.pdf. - (дата обращения 3.04.2016).
4. Доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна на Генеральной Ассамблеи ООН 11 июля 2009 г. A/63/881-S/2009/304. [Электронный ресурс] // Сайт ООН. - Режим доступа: http://daccess(ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/367/72/PDF/N0936772.pdf?OpenElemen. - (дата обращения 5.04.2016).
5. Письмо Генерального секретаря от 5 декабря 2001 года на имя Председателя
Совета Безопасности ООН. S/2001/1154 [Электронный ресурс] // Сайт ООН. - Режим доступа:https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/678/63/PDF/N0167863.pdf?OpenElemen. - (дата обращения 5.04.2016).
6. Резолюция Совета Безопасности ООН о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом от 6 августа 1990 года. RS/661/1990. [Электронный ресурс] // Сайт ООН. - Режим доступа:https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/576/07/IMG/NR057607.pdf?
OpenElement. - (дата обращения 10.04.2016).
7. Резолюция Совета Безопасности ООН о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом от 3 апреля 1991 года. RS/687/1991. [Электронный ресурс] // Сайт ООН. - Режим доступа:https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/597/07/IMG/NR059707.pdf?
OpenElement. - (дата обращения 10.04.2016).
8. Доклад Всемирного банка, 1997.[Электронный ресурс] // Сайт Всемирного
Банка. - Режим доступа:
https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/5980. - (дата обращения 20.04.2016).
9. Годовой отчет Всемирного банка, 2996. [Электронный ресурс] // Сайт Всемирного Банка. - Режим доступа: URL http://siteresources.worldbank.org/INTANNREP2K6/Resources/2838485-1158549322105/WBAR06Russian.pdf- (дата обращения 7.04.2016).
10. Доклад Фонда Мира, 2013. [Электронный ресурс] // Сайт Фонда Мира.- Режим доступа: www.ffp.statesindex/org/ranking -2013-sortable. - (дата обращения 13.04.2016).
11. Национальная стратегия безопасности США, 1995. [Электронный ресурс] // СайтGlobal Security organization. - Режим доступа: http://www.globalsecurity.org/military/library/policy/national/nss-9502.pdf. -(дата обращения 13.04.2016).
12. Национальная стратегия безопасности США, 2002. [Электронный ресурс] // Сайт администрации Белого Дома. - Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/nsc/nss/2002/ nss.pdf. - (дата обращения 14.04.2016).
13. Национальная военная стратегия Соединенных Штатов Америки, 2004. [Электронный ресурс] // Сайт комитета штаба по безопасности. - Режим доступа:http://www.jcs.mil/portals/36/documents/publications/2015_national_military_strategy.pdf. - (дата обращения 13.04.2016).
14. PD-ACA-999 [Electronic resource] //USAID Fragile States Strategy, January 2005. -Режим доступа:http://pdf.usaid.gov/pdf docs/pdaca999.pdf. - (дата обращения 14.04.2016).
15. Отчет Международного суда о правовых последствиях для государств, осуществляющие международные, гуманитарные интервенции, 1971. [Электронный ресурс] // Сайт Международного суда. - Режим доступа: http://www.icj-cij.org/docket/?p1=3&p2=4&k=a7&case=53&code=nam&p3=4. - (дата обращения 8.05.2016).
16. Доклад американского стратегического исследовательского центра КЛКОо неуправляемых территориях и причинах риска терроризма, 2007. [Электронный ресурс] // Сайт стратегического центра RAND. - Режим доступа: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monographs/2007/RAND MG561.pdf.
- (дата обращения 8.05.2016).
17. О новой стратегии Евросоюза для Афганистана. Резолюция
Европарламента (22.11.2010 г.). Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. [Электронный ресурс] // сайт Евросоюза. - Режим доступа:
http://fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3943/14449/14472/index.shtm. - (дата обращения 10.04.2016).
Книги и периодические издания
18. Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследования клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияние на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России - 2-е изд.: монография / Московский общественный научный фонд. - №9. - М.: МОНФ, 2000. - 317 с.
19. Ачкасов В. А. Транзитология - научная теория или идеологический конструкт? // Журнал Полис. Политические исследования. - 2015. - № 1. - С. 30 - 37.
20. Баранов Н. А. Трансформации современной демократии: Учебное пособие. СПб.: Балтийский государственный технический университет. - 2006. - 215 с.
21. Бордунов М. В. Международные санкции против Ирака: сущность и результаты / Отв. ред. А. В. Федорченко, А. О. Филоник / Востоковедный сборник, 2002. - №4. - 386 с.
22. Валлерстайн И. После либерализма / Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Кагарлицкого - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.
23. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Избранные произведения / Пер. с нем. Ю. Н. Давыдов — М.: Прогресс, 1990. - С. 643 - 706.
24. Вебер М. Избранное: образ общества. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии; пер. с англ. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
25. Григорьев В. Т. Проблемы политического переустройства послевоенного Ирака / Отв. ред. А. О. Филоник / Институт изучения Израиля и Ближнего Востока 2003. - 129 с.
26. Каринцев О. И. Государственная состоятельность в организационном измерении: к концептуальной модели сравнительного анализа эффективности государств // Журн Политическая наука.- 2011.- № 2. - С. 28 - 60.
27. Подвинцев О. Б. Идея «несостоявшихся государств» в российском постимперском контексте // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук .- Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН, 2007. -№ 7.- С. 204-214.
28. Мачитидзе Г. Г. Внешнее управление процессами государственного строительства и демократизации в Афганистане / Труд и социальные отношения. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2014. - №8. - С. 62-78.
29. Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты / А.Ю. Мельвиль // Политология: Лексикон / под ред. А. И. Соловьева. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - С. 123-134.
30. Мелешкина Е. Ю. Исследование государственной состоятельности: какие уроки мы можем извлечь? // Журнал Политическая наука. - 2011. - № 2. - С. 9 - 27.
31. Минаев М. В. Проблематика «слабых государств» в американской аналитике // Журнал Международные Процессы. - Т 5. - №2(14), 2007. - С. 86 - 94.
32. Салмин А. М. Какую Россию мы строим? - Политика в современной России / под ред. В. Никонова. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2005 - С. 75-100.
33. Мельвиль А. Ю. А., М. В. Ильин, Е.Ю. Мелешкина, М. Г. Миронюк, Ю.А. Полунин, И.Н. Тимофеев (при участии Я.И. Ваславского) Политический атлас современности: опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств, 2007. - М.: МГИМО - Университет. - 272 с.
34. Фисун А.А. Постсоветские неопатримониальные режимы: генезис, особенности, типология // Журнал Отечественные записки. - 2007. - № 39 (6). С. 8 - 28.
35. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - 368 с.
36. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. - М.: Аспект-пресс, 1999. - С. 324-359.
37. Фукуяма, Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке / Пер. с англ. Колесникова О. Э., Кротовская Н. Г., Кулагина - Ярцева В.
C. , Руднева Е. Г., Султанова М. А., Федина Е. Н., Цыркун Н. А. / Отв. ред. Колесникова О. Э. - М: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - С. 220.
38. Andersen L. Fragile States on the International Agenda // Fragile Situations: Background papers / ed. by, Engberg-Pedersen L., Andersen L., Stepputat F., Jung
D. Copenhagen: Danish Institute for International Studies, 2008. - 56 p.
39. Bartolini S. The political mobilization of the European left, 1860-1980: The class cleavage. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2000. - 639 p.
40. Caramani D. The nationalization of politics: The formation of national electorates and party systems in Western Europe. - Cambridge; N.Y.: Cambridge univ. press, 2004. - 347 p.
41. Chandler D. Empire in Denial: The Politics of Statebuilding, London: Pluto Press, 2006. - 221 p.
42. Chesterman S. You, the People: The United Nations, Transitional Administration and State-Building, Oxford: Oxford University Press, 2004. - 24 p.
43. Colomer J.M. Great empires, small nations: The uncertain future of the sovereign state. - L.; N. Y.: Routledge, 2007. - 114 p.
44. Eisenstadt S. N. Patrimonial Systems: Introduction // Reader. New York: Basic Books, Eisenstadt S.N. (ed.). Political Sociology, 1971. - P 138-145.
45. Eisenstadt S. N. Traditional Patrimonialism and Modern Neopatrimonialism. London: Sage, 1973. - 96 p.
46. Easterly W. R. The Elusive Quest for Growth: Economists' Adventures and Misadventures in the Tropics. — Cambridge, MA: MIT Press, 2001. - 360 p.
47. Jackson R.H. Quasi-states: Sovereignty, international relations and the third world. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1990. - 240 p.
48. Hippel K. The Roots of Terrorism: Probing the Myths / Political Quarterly, 2002. - P. 25-39.
49. Howlett M., Rayner J. Globalization and Governance Capacity: Explaning Divergence in National Forest Programs as Instances of “Next-Generation” Regulation in Canada and Europe // Governance. 2006. - Vol. 19. - №2. - P 251¬275.
50. Kurth. J.mIgnoring History: U.S. Democratization In The Muslim World // Orbis, 2005. - Volume 49. - Issue 2. - P. 305-322.
51. Kurth J. Humanitarian intervention after Iraqe: Legal ideals vs. Military Realities // Orbis, 2006. - P 87-101.
52. Lauridsen L.S. The debate on the developmental state // Development theory and the role of the state in third world countries/ J. Martinussen (ed.). - Roskilde: Roskilde univ. center, 1991. - P. 108-133.
53. Linz J., Stepan A. Problems of democratic transition and consolidation. - Baltimore: John Hopkins univ. press, 1996. - 504 p.
54. Mann M. States, war and capitalism: Studies in political sociology. - Oxford: Basil Blackwell, 1988. P 1-19.
55. Nettl J.P The state as a conceptual variable// World politics. - Princeton, 1968. - Vol. 20. - N 4. - P 559-592.
56. Rotberg R. I. When States Fail: Causes and Consequences, Princeton: Princeton University Press, 2003. - 352 p.
57. Roth G. Personal Rulership, Patrimonialism, and Empire Building in the New States // World Politics, 1968. - Vol. 20. - No. 2. - P 194 - 206.
58. Rustow D.A. Transitions to Democracy: Toward a Dynamic model// Comparative politics, 1970. - Vol. 2. - No.3. - P 337 - 363.
59. Schmitter Ph. Democratization and state capacity: Report on X Congreso International del CLAD sobre la Reforma del Estado y de la Administration Publica, 2005. - 20 p.
60. Tilly Ch. Reflection on the history of European state-making // Formation of national states in Western Europe / Ch. Tilly (ed.) - Princeton: Princetonuniv. press, 1975. - P 3-84.
61. Thurer D. The «Failed State» and international law // International Review of the Red Cross, 1999. - P 836.
62. Fritz V. State-building: A comparative study of Ukraine, Lithuania, Belarus, and Russia. - Budapest; N. Y.: Central European univ. press. 2007. - 384 p.
63. Fukuyama. F. State-Building: Governance and World Order in the 21st Century. N.Y., 2004. - P 137.
64. Fukuyama F.Building Democracy After Conflict: ‘Stateness’ First/ Journal of Democracy, 2005. - №16 (1). - P.84-88.
65. Weber M. Economy and Society.An Outline of Interpretive Sociology / Ed. by G. Roth and C. Wittich. Berkeley: University of CaliforniaPress, 1978 - P.236.
66. Schneckener U. Staatszerfall als globale Bedrohung. Fragile Staaten und transnationaler Terrorismus / Internationale Politik, 2003. - S. 11 - 19.
Источники на электронных носителях
67. Сморгунов Л. В. Способности государства и критика концепции электронного правительства. Материалы X Всероссийской объединенной конференции "Интернет и современное общество", 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ims.infosoc.ru/2007/thesis.html. - (дата обращения 14.04.2016).
68. Ильин М.В. Альтернативные формы суверенной государственности.
[Электронный ресурс] Доклад на конференции «Двадцать лет карабахскому движению: реалии и перспективы», 2008. - Режим доступа:
http://www.igpi.ru/bibl/other_articl/1253005141.html. - (дата обращения 7.04.2016).
69. Набиев З.Т., Арунова М.Р. Талибский Афганистан как опорная база международного терроризма. [Электронный ресурс] // Сборник “Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке // Сайт Института Ближнего Востока, 2001. - Режим доступа: http://book.iimes.su/7pM156. - (дата обращения 20.04.2016).
70. Николаев И. Американское вторжение в Ирак и его катастрофические последствия для Ирана. [Электронный ресурс] // Сайт Российского Информационного агентства. - iran.ru, 2014. - Режим доступа: http://www.iran.ru/news/analytics/92978/Amerikanskoe_vtorzhenie_v_Irak_i_ego_ katastroficheskie_posledstviya_dlya_Irana. - (дата обращения 4.03.2016).
71. Andersen L. Fragile States on the International Agenda // Fragile Situations:
Background papers / ed. by, Engberg-Pedersen L., Andersen L., Stepputat F., Jung D, Annual report [Electronic resource] // Сайт DIIS - Danish Institute of international studies, 2008. - Режим доступа:
http://pure.diis.dk/ws/files/61269/R2008_11_Fragile_Situations_Background_paper s.pdf. - (дата обращения 15.04.2016).
72. Ignatieff M. I Am Iraq, [Electronic resource] // New York Times Magazine//UN.
23 March, 2 0 0 3.-Режим доступа:
http://www.nytimes.com/2003/03/23/magazine/the-way-we-live-now-3-23-03-i-am- iraq.html. - (дата обращения 3.03.2016).