Жанровое разнообразие цикла новелл Б. Стокера "Застигнутые снегом"
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Цикл новелл как жанровая форма 5
1.1. Понятие жанра и классификация видов жанра в литературоведении 5
1.2. Происхождение и развитие жанра новеллы 12
1.3. Значение и развитие новеллы в английской литературе 14
1.4. Понятие цикличности, цикл и признаки новеллы 16
1.5. Основные компоненты и специфика циклов новелл 18
Выводы по Главе I 22
Глава II. Жанровое своеобразие цикла новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом» 23
2.1. Творческий путь Брэма Стокера 23
2.2. Особенности жанра цикла новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом» 26
2.2.1. Жанр научной фантастики в новеллах Б.Стокера 28
2.2.2. Жанр комедии в цикле новелл Б.Стокера «Застигнутые снегом» 36
2.2.3. Жанр детектива в цикле новелл Б.Стокера «Застигнутые снегом» 41
2.2.4. Жанр драмы в цикле новелл «Застигнутые снегом» 44
Выводы по Главе II 47
Заключение 49
Библиографический список
Глава I. Цикл новелл как жанровая форма 5
1.1. Понятие жанра и классификация видов жанра в литературоведении 5
1.2. Происхождение и развитие жанра новеллы 12
1.3. Значение и развитие новеллы в английской литературе 14
1.4. Понятие цикличности, цикл и признаки новеллы 16
1.5. Основные компоненты и специфика циклов новелл 18
Выводы по Главе I 22
Глава II. Жанровое своеобразие цикла новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом» 23
2.1. Творческий путь Брэма Стокера 23
2.2. Особенности жанра цикла новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом» 26
2.2.1. Жанр научной фантастики в новеллах Б.Стокера 28
2.2.2. Жанр комедии в цикле новелл Б.Стокера «Застигнутые снегом» 36
2.2.3. Жанр детектива в цикле новелл Б.Стокера «Застигнутые снегом» 41
2.2.4. Жанр драмы в цикле новелл «Застигнутые снегом» 44
Выводы по Главе II 47
Заключение 49
Библиографический список
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы разнообразия жанров в цикле новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом».
Само становление и существование понятия «жанр» неоднозначно и противоречиво, оно всегда вызывало и вызывает споры в филологических дискуссиях на протяжении всей истории литературы, начиная с античных времен. Однако, несмотря на это, именно жанр смог вместить в себя многообразие характеристик, как эмоциональных, так и функциональных, и стать притягательным объектом исследования.
Наиболее интересным представляется исследование взаимодействия разнообразных жанров, изучение особенностей их переплетения и взаимопроникновения. Исследование цикла новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом» позволяет не только увидеть мастерство автора, но и познать разнообразные стороны жизни и творчества писателя, особенности его работы в театре.
Актуальность выбора темы исследования обусловлена возрастающим интересом к исследованию взаимодействия и эклектики жанров в отдельно взятом художественном произведении. Актуально и обращение к новеллам Б. Стокера, так как ранее они не становились объектом лингвистического исследования с позиций изучения жанрового взаимодействия.
Объектом исследования в нашей работе является малоизвестный, но интересный цикл новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом», состоящий из 15 коротких новелл, объединенных одним названием «Застигнутые снегом. Заметки о театральной вечеринке во время гастролей».
Предметом исследования выступает жанр новеллы, который включает в себя характеристики других жанров литературного творчества.
Цель работы состоит в определении жанровых особенностей цикла новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом».
Определение жанровых особенностей цикла
Основными задачами исследования являются:
1) рассмотреть понятие жанра, новеллы, цикличности и цикла:
2) установить набор признаков, определяющих данные понятия;
3) выделить жанровые признаки новелл, входящих в цикл;
4) проанализировать примеры, иллюстрирующие специфику жанров научной фантастики, комедии, детектива и драмы в цикле новелл Б. Стокера.
Методы исследования, использованные в работе: аналитический метод, метод сравнения, описания, наблюдения, а также метод контекстуального анализа, метод анализа художественного текста, метод стилистического анализа.
Основной теоретической базой работы послужили труды ученых, изучавших проблему цикла новелл (М.Н. Дарвин, В.Е. Хализев, Р.И. Хладовский), понятие жанра в литературоведении (Ю.Н. Тынянов, М.М. Бахтин), работы исследователей литературного наследия Б. Стокера (Э. Миллер, К.А. Сенф), а также литературоведческие словари И.А. Елисеева, А.Н. Николюкина.
В качестве фактического материала исследования послужили тексты новелл Б. Стокера «Snowbound: The Record of a Theatrical Touring Party».
Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания зарубежной литературы, литературоведения, аналитического чтения, а также для написания дальнейших теоретических изысканий (курсовых и дипломных работ).
Структура работы состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка.
Само становление и существование понятия «жанр» неоднозначно и противоречиво, оно всегда вызывало и вызывает споры в филологических дискуссиях на протяжении всей истории литературы, начиная с античных времен. Однако, несмотря на это, именно жанр смог вместить в себя многообразие характеристик, как эмоциональных, так и функциональных, и стать притягательным объектом исследования.
Наиболее интересным представляется исследование взаимодействия разнообразных жанров, изучение особенностей их переплетения и взаимопроникновения. Исследование цикла новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом» позволяет не только увидеть мастерство автора, но и познать разнообразные стороны жизни и творчества писателя, особенности его работы в театре.
Актуальность выбора темы исследования обусловлена возрастающим интересом к исследованию взаимодействия и эклектики жанров в отдельно взятом художественном произведении. Актуально и обращение к новеллам Б. Стокера, так как ранее они не становились объектом лингвистического исследования с позиций изучения жанрового взаимодействия.
Объектом исследования в нашей работе является малоизвестный, но интересный цикл новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом», состоящий из 15 коротких новелл, объединенных одним названием «Застигнутые снегом. Заметки о театральной вечеринке во время гастролей».
Предметом исследования выступает жанр новеллы, который включает в себя характеристики других жанров литературного творчества.
Цель работы состоит в определении жанровых особенностей цикла новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом».
Определение жанровых особенностей цикла
Основными задачами исследования являются:
1) рассмотреть понятие жанра, новеллы, цикличности и цикла:
2) установить набор признаков, определяющих данные понятия;
3) выделить жанровые признаки новелл, входящих в цикл;
4) проанализировать примеры, иллюстрирующие специфику жанров научной фантастики, комедии, детектива и драмы в цикле новелл Б. Стокера.
Методы исследования, использованные в работе: аналитический метод, метод сравнения, описания, наблюдения, а также метод контекстуального анализа, метод анализа художественного текста, метод стилистического анализа.
Основной теоретической базой работы послужили труды ученых, изучавших проблему цикла новелл (М.Н. Дарвин, В.Е. Хализев, Р.И. Хладовский), понятие жанра в литературоведении (Ю.Н. Тынянов, М.М. Бахтин), работы исследователей литературного наследия Б. Стокера (Э. Миллер, К.А. Сенф), а также литературоведческие словари И.А. Елисеева, А.Н. Николюкина.
В качестве фактического материала исследования послужили тексты новелл Б. Стокера «Snowbound: The Record of a Theatrical Touring Party».
Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания зарубежной литературы, литературоведения, аналитического чтения, а также для написания дальнейших теоретических изысканий (курсовых и дипломных работ).
Структура работы состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка.
Вопрос о новелле, как об особенном жанре, уходит истоками еще во времена зарождения новеллы, как жанра и является актуальных по сей день. Это объясняется постоянным обновлением знаний и развитием литературоведческого процесса. Интересующие нас вопросы в науке литературоведения были приведены в теоретической части нашей работы. история развития жанра как понятия, а также основные признаки новеллы, которые характеризуют произведения, включающие этот жанр; истоки объединения жанров в цикл; признаки цикличности и так далее. Также были рассмотрены своеобразие жанров и их циклизация.
Для нашей работы были использованы материалы цикла новелл «Застигнутые снегом», написанной Б. Стокером.
Немаловажными здесь являются следующие признаки новеллистического цикла:
а) связанные по смыслу произведения;
б) связность текстов композицией ассоциативных единиц;
в) отражение автора к миру, выявленные через концепцию самих произведений;
г) развитость централизованных мотивов, представленных нам сюжетом;
д) объединение жанра, стилистики, ритма, метафоричности, фразеологичности, интонации и лексики в одну систему цикличности;
е) основные составляющие цикла (Заглавие, предисловие автора, послесловия и так далее).
Также, в своей ВКР мы доказали, что это произведение есть не что иное, как цикл новелл. В подтверждение этому мы можем привести следующие характеристики:
1. Бесфабульность;
2. Сказовый момент;
3. Утвердительная концовка;
4. Многообразие описательных и повествовательных единиц;
5. Объединение новелл в цикл.
Индивидуализируя творчество автора, хотелось бы выделить некоторые особенности жанров, присутствующих в его произведениях, а именно: - комедийные сюжеты в новеллах «The Slim Syrens», «A New Departurein Art», «In Fear of Death», «Work-us»;
- признаки жанра научной фантастики в новеллах Occasion» и «Star trap»;
- детективный род в новелле «Deputy waiter»;
- драматические мотивы в новелле «At last» и многих других.
Общая черта, связывающая новеллы в цикл, это соединение нескольких жанров и присущность им комедийных компонентов жанра. Именно комедия чаще всего используется в сочетании с драмой. Поэтому в нашей работе не говорится о признаках чистоты жанра, а только о его своеобразии.
Многообразие жанров, представленное нам в данном цикле новел, являют собой единое целое и воспринимаются читателю как таковое. Приемы, которые использует Стокер, соединяя некоторые черты, позволяют нам проследить присутствие жанра драмы в одноименном произведении автора.
Признаками того, что данные новеллы являются циклом, также можно назвать следующие факты:
1. Центральным моментом каждой новеллы является рассказчик. Выбранный конферансье участник труппы рассказывает свои историю. Таким образом здесь Стокер не рассказчик, а повествователь, так как он описывает поступки персонажей, определяет обстановку и самих действующих лиц, их поведение, проводит анализ внутреннего состояния, рассказывающего и его душевный склад, определяя тем самым тип героя.
2. Предисловие, которое является некой окантовкой событий, заключается в ситуации рассказываемых событий. Поезд, находящийся в западне из -за сильного снегопада, соответственно не может продолжать движение, и автор описывает данную ситуацию передавая роль рассказчика далее по очереди каждому герою.
3. В данном произведении множество повествований. Они находят свое подтверждение в любой из рассмотренных новелл. Это говорит о том, что в данном случае доминируют динамические мотивы.
4. Совокупность 15 новелл, с различной тематикой и общим названием «Snowbound: The Record of a Theatrical Touring Party».
5. Наличие структурных составляющих цикла - заглавие и предисловие. Заглавие «Snowbound» соединяет все новеллы в единую художественную единицу, не смотря на различные темы и смысла каждой из них.
Новелла приобрела элементы мистики, фантастики и сказки уже в эпоху романтизма. Эту традицию не нарушил и сам Стокер, который неоднократно показал нам свое мастерство и гениальную уникальность работы со смешением жанров на примере цикла новелл «Застигнутые снегом».
Таким образом, мы рассмотрели особенности жанрового разнообразия в цикле новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом».
Перспективы исследования видятся как в разработке теории взаимодействия жанров в прозаическом тексте, так и в дальнейшем исследовании творчества Б. Стокера, с целью выявления новых жанровых форм в его оригинальном художественном стиле.
Для нашей работы были использованы материалы цикла новелл «Застигнутые снегом», написанной Б. Стокером.
Немаловажными здесь являются следующие признаки новеллистического цикла:
а) связанные по смыслу произведения;
б) связность текстов композицией ассоциативных единиц;
в) отражение автора к миру, выявленные через концепцию самих произведений;
г) развитость централизованных мотивов, представленных нам сюжетом;
д) объединение жанра, стилистики, ритма, метафоричности, фразеологичности, интонации и лексики в одну систему цикличности;
е) основные составляющие цикла (Заглавие, предисловие автора, послесловия и так далее).
Также, в своей ВКР мы доказали, что это произведение есть не что иное, как цикл новелл. В подтверждение этому мы можем привести следующие характеристики:
1. Бесфабульность;
2. Сказовый момент;
3. Утвердительная концовка;
4. Многообразие описательных и повествовательных единиц;
5. Объединение новелл в цикл.
Индивидуализируя творчество автора, хотелось бы выделить некоторые особенности жанров, присутствующих в его произведениях, а именно: - комедийные сюжеты в новеллах «The Slim Syrens», «A New Departurein Art», «In Fear of Death», «Work-us»;
- признаки жанра научной фантастики в новеллах Occasion» и «Star trap»;
- детективный род в новелле «Deputy waiter»;
- драматические мотивы в новелле «At last» и многих других.
Общая черта, связывающая новеллы в цикл, это соединение нескольких жанров и присущность им комедийных компонентов жанра. Именно комедия чаще всего используется в сочетании с драмой. Поэтому в нашей работе не говорится о признаках чистоты жанра, а только о его своеобразии.
Многообразие жанров, представленное нам в данном цикле новел, являют собой единое целое и воспринимаются читателю как таковое. Приемы, которые использует Стокер, соединяя некоторые черты, позволяют нам проследить присутствие жанра драмы в одноименном произведении автора.
Признаками того, что данные новеллы являются циклом, также можно назвать следующие факты:
1. Центральным моментом каждой новеллы является рассказчик. Выбранный конферансье участник труппы рассказывает свои историю. Таким образом здесь Стокер не рассказчик, а повествователь, так как он описывает поступки персонажей, определяет обстановку и самих действующих лиц, их поведение, проводит анализ внутреннего состояния, рассказывающего и его душевный склад, определяя тем самым тип героя.
2. Предисловие, которое является некой окантовкой событий, заключается в ситуации рассказываемых событий. Поезд, находящийся в западне из -за сильного снегопада, соответственно не может продолжать движение, и автор описывает данную ситуацию передавая роль рассказчика далее по очереди каждому герою.
3. В данном произведении множество повествований. Они находят свое подтверждение в любой из рассмотренных новелл. Это говорит о том, что в данном случае доминируют динамические мотивы.
4. Совокупность 15 новелл, с различной тематикой и общим названием «Snowbound: The Record of a Theatrical Touring Party».
5. Наличие структурных составляющих цикла - заглавие и предисловие. Заглавие «Snowbound» соединяет все новеллы в единую художественную единицу, не смотря на различные темы и смысла каждой из них.
Новелла приобрела элементы мистики, фантастики и сказки уже в эпоху романтизма. Эту традицию не нарушил и сам Стокер, который неоднократно показал нам свое мастерство и гениальную уникальность работы со смешением жанров на примере цикла новелл «Застигнутые снегом».
Таким образом, мы рассмотрели особенности жанрового разнообразия в цикле новелл Б. Стокера «Застигнутые снегом».
Перспективы исследования видятся как в разработке теории взаимодействия жанров в прозаическом тексте, так и в дальнейшем исследовании творчества Б. Стокера, с целью выявления новых жанровых форм в его оригинальном художественном стиле.



