Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №59054

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Имя прилагательное. Общие сведения. Разделение на лексико-грамматические разряды 6
Качественные прилагательные 7
Относительные прилагательные 11
Притяжательные прилагательные 13
Переход прилагательных из разряда в разряд 15
Разночтения в трактовках 21
Глава II. Трактовка лексико-грамматических разрядов в школьной грамматике 25
Глава III. Урок на тему «Переход имен прилагательных из одного разряда в другой» 36
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения

Вопрос о разрядах имен прилагательных имеет трехвековую историю. С XVIII века предпринималось множество попыток классифицировать слова, относящиеся к данной части речи. В «Российской грамматике» 1755 года М.В.Ломоносова, к примеру, мы можем ознакомиться с его размышлениями об активно употребляемых в речи этой эпохи притяжательных прилагательных.
Выделение лексико-грамматических разрядов качественных, относительных и притяжательных прилагательных появляется благодаря
А.А.Шахматову. В его работе прослеживается влияние трудов А.Х.Востокова, но, в отличие от своего предшественника, А.А.Шахматов дает более четкие определения данным разрядам. Именно они и берутся за основу современных определений, именно на его работы, как правило, ссылаются при разделении прилагательных на качественные, относительные и притяжательные.
Однако вопрос о принципах подразделения прилагательных на указанные разряды до сих пор остается неразрешенным. Прослеживается различие в вузовской и школьной классификации. В научных трудах по данному вопросу есть множество разночтений как при описании принципов деления на лексико-грамматические разряды, так и при описании конкретных единиц внутри данных разрядов. Эти разночтения находят отражение и в школьной программе, которая также является неоднородной: авторы и составители школьных учебников по-разному излагают материал, в результате чего у школьников возникают различные пробелы в знаниях и сложности, связанные с темой «разряды прилагательных». Эти факторы определяют актуальность предпринятого исследования.
Объектом исследования дипломной работы являются лексико-грамматические разряды прилагательных.
Предметом исследования являются принципы разделения прилагательных на разряды, переход из одного разряда в другой и изложение этого материала в рамках школьного курса русского языка.
Материалом для исследования послужили учебники трех школьных программ по русскому языку: «Русский язык. 6 класс» М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос и др.; «Русский язык. 6 класс» Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростнецова и др.; «Русский язык. Теория. 5-9 кл.»
B. В.Бабайцевой и «Русский язык. Практика. 6 класс» Г.К.Лидман-Орловой,
C. Н.Пименовой, А.П.Еремеевой и др. Эти три учебно-методических комплекса отвечают государственным образовательным стандартам по русскому языку и являются самыми используемыми в школах.
В настоящее время вопрос, связанный с преподаванием разрядов прилагательных, мало освещен в теоретических исследованиях и практических разработках, что определяет необходимость проведения исследований в данной области.
Целью настоящей дипломной работы является выявление проблем, связанных с преподаванием данной темы в школе, и составление рекомендаций по их преодолению.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- на основании изучения соответствующей научной литературы раскрыть значение понятий качественные, относительные и притяжательные прилагательные;
- изучить явление перехода прилагательных из одного лексико-грамматического разряда в другой;
- изучить разночтения по вопросу о разрядах прилагательных в соответствующих научных работах;
- исследовать и сравнить широко используемые школьные учебно-методические пособия с последующим выявлением различий в подаче материала;
- предложить урок с учетом особенностей рассмотренных школьных учебно-методических комплексов.
В ходе исследования были применены следующие методы исследования: описательный., метод теоретического исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может помочь усовершенствовать процесс преподавания темы «Лексико-грамматические разряды прилагательных» в школе для лучшего ее усвоения учениками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема «Лексико-грамматические разряды прилагательных» является важной в рамках изучения имени прилагательного. Она может быть как введением, так и логической последней ступенью при изучении прилагательных, обобщающей все изученные ранее сведения о данной части речи. Поэтому она и является одной из самых сложных тем в разделе «Имя прилагательное».
В ходе исследования было выявлено, что разделение прилагательных по данным разрядам до сих пор остается спорным вопросом. Многие из точек зрения ученых являются довольно убедительными. Одновременно, несмотря на тщательность изучения и описания данного вопроса, авторы учебников в некоторых моментах противоречат сами себе или акцентируют внимание на определенной стороне вопроса, оставляя без должного внимания остальные или же преуменьшая значение отдельных случаев, противоречащих их теории.
В процессе изучения работ разных авторов, таких как В.В.Виноградов, Н.М.Шанский, Н.С.Валгина, Л.И.Рахманова и другие, нами были исследованы разночтения как в вопросе как самого деления прилагательных на разряды, так и в вопросах значений отдельных разрядов и обозначаемых каждым из них признаков.
Поэтому было важно исследовать и сравнить широко используемые школьные учебно-методические пособия, чтобы выяснить, отразились ли эти разногласия лингвистов в школьном курсе русского языка, и если отразились - то какие разночтения возникли в программе и какие проблемы это может вызвать. Для этого мы рассмотрели три школьные программы по русскому языку: М.М.Разумовской, Т.А.Ладыженской и М.Т.Баранова, а также В.В.Бабайцевой. В ходе исследования выяснилось, что изучаемая тема по-разному преподносится во всех учебниках. Кто-то из авторов подходил к изложению материала о разрядах прилагательных с точки зрения их семантики, как М.М.Разумовская или В.В. Бабайцева, или делали акцент на грамматических показателях разрядов, как Т.А.Ладыженская и М.Т.Баранов. Нашей целью было выяснить, в каком из учебно-методических комплексов данная тема изложена наиболее понятно и доступно, а также выявить преимущества и спорные ситуации в изложении этой темы, которые могут вызвать трудности у учащихся, и найти пути их преодоления.
Безусловно, учебник не играет роль учителя, не является единственным источником знаний, и нехватку информации должен восполнять учитель на уроках русского языка, но, тем не менее, учебник также очень важен на уроках, ведь если ученик не слушал или по каким-то причинам отсутствовал на уроке, то, прочитав тему в учебнике, он должен понять ее, усвоив хотя бы в общих чертах. Именно поэтому так важен выбор учебного комплекса, ведь от его содержания, от того, насколько грамотно, удобно, информативно и понятно он составлен, в не меньшей степени, чем от работы учителя, зависит успешность усвоения знаний учащимися.
Каждая из программ, представленных в учебниках имеет как достоинства, так и недостатки, но в ходе исследования мы пришли к выводу, что при объединении подходов авторов, а именно при акцентировании внимания как на семантике, так и на грамматических показателях разрядов, усвоение темы учениками будет более успешным, так как не оставит пробелов в знании и в алгоритме определения разряда прилагательного.
Таким образом, при написании дипломной работы были достигнуты поставленные в начале исследования задачи. В качестве практической части данной работы был разработан урок на тему «Переход прилагательных из одного разряда в другой», так как эта тема является одновременно самой сложной и в то же время обобщающей сведения о лексико-грамматических разрядах прилагательных. Урок был разработан в рамках учебнометодического комплекса В.В.Бабайцевой. В качестве дополнительного материала была составлена компьютерная презентация в программе PowerPoint и использован раздаточный материал в виде схемы-таблицы для заполнения учащимися. Урок был составлен с использованием всех достоинств и возможностей учебника, а также с учетом и восполнением недостающих для понимания темы моментов.



1) Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. Ч. 1. Фонетика и морфология. - М., 1945.
2) Балалыкина Э.А. Современный русский язык. Морфология. Часть II: Глагол. Служебные части речи. Междометия. Модальные слова. - Казань: Изд-во Казанск.ун-та, 2006. - 180 с.
3) Виноградов В.В.. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
4) Валгина Н.С. Современный русский язык / Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
5) Голанов И.Г. Морфология современного русского языка / И.Г.Голанов. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1965. - 285 с.
6) Грамматика русского языка. Т.1: Фонетика и морфология. - 1960. - 719 с.
7) Грамматика русского языка: [В 2 т. / Ред. кол.: В. В. Виноградов и др].
- М.: Наука, 1960.
8) Грамматика современного русского литературного языка / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука, 1970.
9) Грамматика современного русского литературного языка / Под ред. Н. Ю. Шведова. - Москва: Наука, 1970. - 767 с.
10) Данилова З. П. К вопросу о лексико-грамматических разрядах прилагательных. - В сб. : Вопросы теории и методики изучения русского языка. - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1976. С. 122-129
11) Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учебных завед.: в 2 ч. - ч.2.: Морфология.
12) Синтаксис. // В.В.Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.
- М.: Изд. центр «Academa», 2006. - 704 с.
13) Краткая русская грамматика / Белоусов В. Н., Ковтунова И. И., Кручинина Н. Ю. и др.; Под ред. Шведовой Н. Ю. и Лопатина В.В. - М.: Русск. яз., 1989. - 639 с.
14) Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 - «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1981. - 254 с.
15) Ремчукова Е.Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: Учебное пособие / Е.Н.Ремчукова. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 114 с.
16) Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя: - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
17) Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.
18) Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: УРСС Эдиториал, 2009. — 432 с
19) Русская грамматика: [В 2-х т. / Ред. кол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др.]. - М.: Наука, 1980. - 789 с.
20) Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. М.: Изд-во МГУ, ЧеРо, 1997. - 480 с.
21) Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч.2. Словообразование. Морфология / Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
22) Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин и др.; под ред. П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 2002. - 560 с.
23) Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А.Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская и др.; под ред.
В.А.Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш.шк., 1989. - 800 с.
24) Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. - 2-е изд., испр. и доп./Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 864 с.
25) Современный русский язык: часть 2: словообразование,
морфонология, морфология: учебное пособие для студентов
филологических факультетов университетов / под ред. П. П. Шубы. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 399 с.
26) Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике / М.А.Шелякин. - М.: Рус.яз., 2003. - 344 с.
Учебники для школ:
27) Русский язык.5 кл.:учеб.для общеобразоват.учереждений / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М. : Дрофа, 2013 - 335, [1] с. : ил, 8 л, цв. вкл
28) Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростнецова и др.:науч. Ред. Н.М.Шанский. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 175 с. :ил.
29) Русский язык. Практика. 6 кл.:учебник/Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева и др. ; под ред. Г.К.Лидман-Орловойю- 2е изд., стереотип. -М. : Дрофа, 2014. - 318, [2] с. : ил
30) Русский язык. Теория. 5-9 кл. Углуб. изуч. : учеб. Для общеобразоват. учереждений / В.В.Бабайцева. - М. : Дрофа, 2012. - 415, [1] с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ