Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Источники правового регулирования отношений с участием иностранных инвесторов в сфере топливно-энергетического комплекса 5
§ 1.1. Система законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса..5
§ 1.2. Нормативно-правовая основа осуществления иностранной инвестиционной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации 24
Глава II. Особенности осуществления иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ 35
§ 2.1. Понятия «иностранная инвестиция», «иностранная инвестиционная деятельность» и «иностранный инвестор» в национальном законодательстве. .35
§ 2.2 Правовые формы осуществления иностранной инвестиционной
деятельности в ТЭК РФ 50
Заключение 68
Список литературы
Глава 1. Источники правового регулирования отношений с участием иностранных инвесторов в сфере топливно-энергетического комплекса 5
§ 1.1. Система законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса..5
§ 1.2. Нормативно-правовая основа осуществления иностранной инвестиционной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации 24
Глава II. Особенности осуществления иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ 35
§ 2.1. Понятия «иностранная инвестиция», «иностранная инвестиционная деятельность» и «иностранный инвестор» в национальном законодательстве. .35
§ 2.2 Правовые формы осуществления иностранной инвестиционной
деятельности в ТЭК РФ 50
Заключение 68
Список литературы
В течение длительного времени российской истории доступ иностранных инвесторов к отечественной экономике был попросту закрыт. В последние годы существования Советского Союза, когда стал очевиден неминуемый переход от плановой экономики к рыночным механизмам ее функционирования, политика государства была пересмотрена в сторону допуска иностранного инвестора в экономику страны. Это было продиктовано, в первую очередь, необходимостью значительных капиталовложений в различные отрасли экономики. Поскольку внутри самого государства еще не созрели будущие инвесторы, их следовало искать за границей. Но для того, чтобы иностранные инвесторы могли осуществлять свою деятельность на территории государства, требовалась правовая база, способная регулировать иностранную инвестиционную деятельность. Как результат, появились первые нормативно-правовые акты в этой сфере, такие как: Закон РСФСР от 04 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» .
Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации (далее - ТЭК РФ) не стал исключением для привлечения иностранных инвестиций. В 90-е годы XX века широкое распространение получили соглашения о разделе продукции (далее - СРП), несмотря на отсутствие такой формы инвестиционной деятельности в законодательстве на тот момент. Участие в разработке нефтяных и газовых месторождений на основе СРП приняли такие гиганты мирового нефтяного бизнеса как «Exxon Mobil», «Shell», «Total» и другие. В стороне не остался также сектор электроэнергетики и теплоснабжения. После масштабной реформы РАО «ЕЭС России», начавшейся в середине 2000-х годов, сфера электроэнергетики была демонополизирована, и вместе с тем в российскую электроэнергетику пришли крупнейшие мировые энергетические компании, ставшие стратегическими инвесторами. Среди них можно выделить немецкий Е.ОЫ, который приобрел контрольный пакет акций ОАО «ОГК-4», объединяющей в своем составе одни из крупнейший электростанций в России. Итальянский Enel вошел в состав участников ОАО «ОГК-5», финский Fortum установил полный контроль над ОАО «ТГК-10».
В связи со стремительным развитием иностранных инвестиционных отношений в сфере ТЭК, развивалось и их национальное правовое регулирование, которое к настоящему времени достигло значительного конгломерата нормативных актов. Между тем, ввиду не самого длительного времени своего формирования, национальное законодательство в сфере ТЭК и иностранных инвестиций в ТЭК пока лишь складывается в определенную систему. Тем не менее уже сейчас можно говорить о наличии таких отраслей законодательства как энергетическое законодательство и инвестиционное законодательство.
Целями настоящей работы является рассмотрение системы национального правового регулирования в сфере ТЭК РФ, системы национального правого регулирования иностранной инвестиционной деятельности, анализ наиболее проблемных элементов этих систем, как то: отсутствие законодательно закрепленных понятий, активно использующихся в нормативно-правовых актах, а также излишне большое количество актов, которые, возможно, следовало бы унифицировать.
В рамках настоящей работы автор планирует проанализировать доктринальные позиции относительно таких понятий как: «иностранная инвестиция», «иностранная инвестиционная деятельность» и «иностранный инвестор», а также их легальные дефиниции, с целью определения того, насколько имеющиеся легальные дефиниции соответствуют современному уровню развития отношений в сфере ТЭК. Также, планируется рассмотрение присутствующих в законодательстве форм иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ, отдельных ограничительных изъятий в отношении иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ.
Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации (далее - ТЭК РФ) не стал исключением для привлечения иностранных инвестиций. В 90-е годы XX века широкое распространение получили соглашения о разделе продукции (далее - СРП), несмотря на отсутствие такой формы инвестиционной деятельности в законодательстве на тот момент. Участие в разработке нефтяных и газовых месторождений на основе СРП приняли такие гиганты мирового нефтяного бизнеса как «Exxon Mobil», «Shell», «Total» и другие. В стороне не остался также сектор электроэнергетики и теплоснабжения. После масштабной реформы РАО «ЕЭС России», начавшейся в середине 2000-х годов, сфера электроэнергетики была демонополизирована, и вместе с тем в российскую электроэнергетику пришли крупнейшие мировые энергетические компании, ставшие стратегическими инвесторами. Среди них можно выделить немецкий Е.ОЫ, который приобрел контрольный пакет акций ОАО «ОГК-4», объединяющей в своем составе одни из крупнейший электростанций в России. Итальянский Enel вошел в состав участников ОАО «ОГК-5», финский Fortum установил полный контроль над ОАО «ТГК-10».
В связи со стремительным развитием иностранных инвестиционных отношений в сфере ТЭК, развивалось и их национальное правовое регулирование, которое к настоящему времени достигло значительного конгломерата нормативных актов. Между тем, ввиду не самого длительного времени своего формирования, национальное законодательство в сфере ТЭК и иностранных инвестиций в ТЭК пока лишь складывается в определенную систему. Тем не менее уже сейчас можно говорить о наличии таких отраслей законодательства как энергетическое законодательство и инвестиционное законодательство.
Целями настоящей работы является рассмотрение системы национального правового регулирования в сфере ТЭК РФ, системы национального правого регулирования иностранной инвестиционной деятельности, анализ наиболее проблемных элементов этих систем, как то: отсутствие законодательно закрепленных понятий, активно использующихся в нормативно-правовых актах, а также излишне большое количество актов, которые, возможно, следовало бы унифицировать.
В рамках настоящей работы автор планирует проанализировать доктринальные позиции относительно таких понятий как: «иностранная инвестиция», «иностранная инвестиционная деятельность» и «иностранный инвестор», а также их легальные дефиниции, с целью определения того, насколько имеющиеся легальные дефиниции соответствуют современному уровню развития отношений в сфере ТЭК. Также, планируется рассмотрение присутствующих в законодательстве форм иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ, отдельных ограничительных изъятий в отношении иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ.
Исследовав в рамках настоящей работы систему национального законодательства в сфере ТЭК РФ, а также систему инвестиционного законодательства, можно сделать следующие выводы:
1) В отдельных нормативно-правовых актах Российской Федерации используется словосочетание «топливно-энергетический комплекс», однако ни один них не содержит легальной дефиниции ТЭК, что не позволяет определить границы понятия «топливно-энергетический комплекс». Мы присоединяемся к мнению о том, что в правовом значении ТЭК представляет систему общественных отношений между субъектами экономического процесса, возникающих в связи с производством энергии, добычей и транспортировкой (передачей) энергетических ресурсов; функционированием совокупности предприятий и производств, обеспечивающих данные процессы; обеспечением экологической и энергетической безопасности Российской Федерации.
2) Законодательство в сфере ТЭК РФ представляет собой конгломерат нормативно-правовых актов различной юридической силы, зачастую, не скоординированных между собой. Мы поддерживаем позицию некоторых авторов о том, что необходимо принятие комплексного нормативно-правового акта, регулирующего отношения в сфере ТЭК РФ, который содержал бы в себе базовые принципы функционирования российского ТЭК, общие для всех его отраслей. Применительно к теме настоящего исследования предполагается возможным включение в такой нормативный акт положений, регулирующих допуск иностранного инвестора в сферу ТЭК РФ; форм иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ.
3) В системе правового регулирования иностранных инвестиций в РФ акцент сделан на более общие законы, которые устанавливают принципы осуществления инвестиционной деятельности нерезидентами РФ, гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Необходимо констатировать, что считающийся базовым для регулирования иностранных инвестиций Федеральный закон «Об иностранных инвестициях», провозглашает лишь предоставление гарантий государством при осуществлении инвестиционной деятельности иностранным инвестором, при этом, не затрагивает вопросов непосредственного регулирования инвестиций (в частности порядка осуществление инвестирования, форм осуществления иностранной инвестиционной деятельности). Тем не менее законодатель предпринимает попытки совершенствования законодательства об иностранных инвестициях. Это проявилось, в частности, в либерализации законодательства, посвященного доступу иностранного инвестора в стратегические отрасли экономики России, к которым можно отнести некоторые подотрасли ТЭК. Однако, имеют место и обратные примеры, в частности, в недавно принятом Федеральном законе «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве субъекта, который может быть частным партнером, указано лишь «российское юридическое лицо».
4) Подход к определению «иностранный инвестор», используемый Федеральным законом «Об иностранных инвестициях», представляется несколько не соответствующим современному уровню развития инвестиционных отношений, поскольку для определения национальности инвестора применяется лишь критерий инкорпорации и «гражданства и место жительства». Это является особенно актуальным для определения национальности инвестора, осуществляющего инвестиционную деятельность в сфере ТЭК. Стратегический характер ТЭК РФ, требующий разумного ограничения иностранной инвестиционной деятельности в этой сфере, обуславливает необходимость применения критерия контроля для цели определения национальности иностранного инвестора в сфере ТЭК РФ. Таким образом, на наш взгляд, возможно сочетание вышеназванных критериев определения национальности иностранного инвестора в законодательстве.
5) Необходимо уточнение отдельных положений Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение», устанавливающего изъятия ограничительного характера в отношении допуска иностранных инвесторов, в том числе, в сферу ТЭК. Уточнение требуют, в частности, признаки «группы лиц», где среди таких признаков необходимо сделать исключения в отношении российских граждан, а также российских юридических лиц неподконтрольных иностранному инвестору, как следствие, являющихся самостоятельными по смыслу закона.
6) Отдельные нормативно-правовые акты, посвященные формам осуществления инвестиционной деятельности в ТЭК РФ оперируют термином «консорциум», который отсутствует в законодательстве РФ. Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях консорциум не используется в традиционном значении, как осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а трактуется широко и предполагает создание новых юридических лиц в рамках сотрудничества между российскими и иностранными компаниями в сфере газо- и нефтеснабжения.
7) Анализ законодательства, посвященного соглашениям о разделе продукции показал отсутствие важнейших положений, необходимых к законодательному закреплению. В частности, Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» не конкретизирует ответственность инвестора за нарушение природоохранного законодательства при разработке и добыче ресурсов, несоблюдение императивных норм, обеспечивающих безопасность РФ. Данные положения должны найти закрепление в законе.
Законодательство, посвященное концессионным соглашениям требует баланса отношений инвестора и государства, при котором публично-властная роль государства будет ограничена предоставлением гарантий для инвестора и объективным контролем за его деятельностью.
1) В отдельных нормативно-правовых актах Российской Федерации используется словосочетание «топливно-энергетический комплекс», однако ни один них не содержит легальной дефиниции ТЭК, что не позволяет определить границы понятия «топливно-энергетический комплекс». Мы присоединяемся к мнению о том, что в правовом значении ТЭК представляет систему общественных отношений между субъектами экономического процесса, возникающих в связи с производством энергии, добычей и транспортировкой (передачей) энергетических ресурсов; функционированием совокупности предприятий и производств, обеспечивающих данные процессы; обеспечением экологической и энергетической безопасности Российской Федерации.
2) Законодательство в сфере ТЭК РФ представляет собой конгломерат нормативно-правовых актов различной юридической силы, зачастую, не скоординированных между собой. Мы поддерживаем позицию некоторых авторов о том, что необходимо принятие комплексного нормативно-правового акта, регулирующего отношения в сфере ТЭК РФ, который содержал бы в себе базовые принципы функционирования российского ТЭК, общие для всех его отраслей. Применительно к теме настоящего исследования предполагается возможным включение в такой нормативный акт положений, регулирующих допуск иностранного инвестора в сферу ТЭК РФ; форм иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ.
3) В системе правового регулирования иностранных инвестиций в РФ акцент сделан на более общие законы, которые устанавливают принципы осуществления инвестиционной деятельности нерезидентами РФ, гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Необходимо констатировать, что считающийся базовым для регулирования иностранных инвестиций Федеральный закон «Об иностранных инвестициях», провозглашает лишь предоставление гарантий государством при осуществлении инвестиционной деятельности иностранным инвестором, при этом, не затрагивает вопросов непосредственного регулирования инвестиций (в частности порядка осуществление инвестирования, форм осуществления иностранной инвестиционной деятельности). Тем не менее законодатель предпринимает попытки совершенствования законодательства об иностранных инвестициях. Это проявилось, в частности, в либерализации законодательства, посвященного доступу иностранного инвестора в стратегические отрасли экономики России, к которым можно отнести некоторые подотрасли ТЭК. Однако, имеют место и обратные примеры, в частности, в недавно принятом Федеральном законе «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве субъекта, который может быть частным партнером, указано лишь «российское юридическое лицо».
4) Подход к определению «иностранный инвестор», используемый Федеральным законом «Об иностранных инвестициях», представляется несколько не соответствующим современному уровню развития инвестиционных отношений, поскольку для определения национальности инвестора применяется лишь критерий инкорпорации и «гражданства и место жительства». Это является особенно актуальным для определения национальности инвестора, осуществляющего инвестиционную деятельность в сфере ТЭК. Стратегический характер ТЭК РФ, требующий разумного ограничения иностранной инвестиционной деятельности в этой сфере, обуславливает необходимость применения критерия контроля для цели определения национальности иностранного инвестора в сфере ТЭК РФ. Таким образом, на наш взгляд, возможно сочетание вышеназванных критериев определения национальности иностранного инвестора в законодательстве.
5) Необходимо уточнение отдельных положений Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение», устанавливающего изъятия ограничительного характера в отношении допуска иностранных инвесторов, в том числе, в сферу ТЭК. Уточнение требуют, в частности, признаки «группы лиц», где среди таких признаков необходимо сделать исключения в отношении российских граждан, а также российских юридических лиц неподконтрольных иностранному инвестору, как следствие, являющихся самостоятельными по смыслу закона.
6) Отдельные нормативно-правовые акты, посвященные формам осуществления инвестиционной деятельности в ТЭК РФ оперируют термином «консорциум», который отсутствует в законодательстве РФ. Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях консорциум не используется в традиционном значении, как осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а трактуется широко и предполагает создание новых юридических лиц в рамках сотрудничества между российскими и иностранными компаниями в сфере газо- и нефтеснабжения.
7) Анализ законодательства, посвященного соглашениям о разделе продукции показал отсутствие важнейших положений, необходимых к законодательному закреплению. В частности, Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» не конкретизирует ответственность инвестора за нарушение природоохранного законодательства при разработке и добыче ресурсов, несоблюдение императивных норм, обеспечивающих безопасность РФ. Данные положения должны найти закрепление в законе.
Законодательство, посвященное концессионным соглашениям требует баланса отношений инвестора и государства, при котором публично-властная роль государства будет ограничена предоставлением гарантий для инвестора и объективным контролем за его деятельностью.
Подобные работы
- Особенности правового регулирования иностранной инвестиционной деятельности недропользования в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВУЮ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Энергетический фактор
в российско-германских отношениях в 2000-2016 гг.
Научный руководитель:
к. и. н., доцент Белоглазов Альберт Владиславович
Заведующий кафедрой:
д.ю.н., профессор Летяев Валерий Алексеевич
Казань - 2017
2017 г.
7;
%
О
МЙЬ
||
М
St
Й
Жж ijbi вй|
Oft
> й
г
и
о
ВЦ!
УллтЛлх#**
Л
«I
НМ
йГ
ж
Ж
Йй
'шЯк йй
йи
Ш-
Й|
8«й л
■
III
w
88 в
■
Ml
ШЛ
Ш
Вя и sil
йяВ
Ш
Ши.
gwt
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ЗА СЧЕТ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ (АЛЬТЕРНАТИВНЫХ) ИСТОЧНИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019 - Роль Российской Федерации в обеспечении энергетической
безопасности Европейского Союза
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2018 - Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан (90-е гг. XX в. - начало XXI в.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Субъекты права недропользования на континентальном шельфе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019



