ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Анализ состояния проблемы в научной и специальной литературе
1.1. Понятие о координационных способностях 5
1.2. Возрастные психологические и физиологические особенности детей 10 7-8 лет
1.3. Влияние ритмической гимнастики на развитие координационных способностей
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. Обсуждение результатов исследования 36
3.1. Характеристика экспериментальной методики 36
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 39
Выводы 43
Практические рекомендации 44
Список использованной литературы
Актуальность. Координация - это способность осваивать новые движения, т.е. быстро обучаться, а также способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Таким образом, координация - это сложное, комплексное качество.
Установлено, что с 7 до 11-12 лет в развитии координации движений происходят значительные изменения. Подвижность нервно-мышечной системы достигает высокого развития [5]. Дети внимательно отзываются на упражнения, направленные на улучшение мышечного ощущения - отличие амплитуды движений и темпа, ступени напряжения и расслабления, чувства времени и пространства.
Упущенные возможности в развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста, практически очень тяжело, а время от времени и невозможно догнать в более старших классах, следовательно, наименьший школьный возраст является сенситивным для развития координационных способностей.
Проблема развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста нуждается в глубокой теоретической и экспериментальной разработке. Проанализировав данные научной литературы можно сделать вывод, что проблема развития координационных способностей является одной из главных задач физического воспитания детей. Изучив данную проблему, а также то, что двигательная координация являются одним из важных компонентов физической подготовки младших школьников, возникла необходимость более углубленного и подробного изучения данной проблемы.
Проблема заключается в недостаточной разработанности методики развития координационных способностей с использованием средств ритмической гимнастики у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику развития координационных способностей детей 7-8 лет, основанную на использовании средств ритмической гимнастики.
Объект исследования: развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях ритмической гимнастикой.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей младших школьников на занятиях ритмической гимнастикой.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу и документальные материалы по проблеме развития координационных способностей у детей 7-8 лет
2. Разработать методику развития координационных способностей детей 7 - 8 лет, основанную на использовании средств ритмической гимнастики.
3. Выявить влияние разработанной методики на координационные способности детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Методы математической статистики.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что использование кругового метода выполнения упражнений и перемена музыкального темпа на занятиях ритмической гимнастикой повысят уровень развития координационных способностей у детей 7 - 8 лет.
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о влиянии средств ритмической гимнастики на координационные способности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Полученный фактический материал может быть использован учителями физической культуры в своей практической деятельности на уроках физической культуры и на секционных занятиях по ритмической гимнастике.
1. Данная тема широко рассмотрена в научно-методической литературе, в работе показано становление и структура координационных способностей; их развитие, положительное влияние и взаимосвязь ритмической гимнастики и координационных способностей. Взаимосвязь двигательно-координационных качеств проявляется в их влиянии друг на друга при освоении новых двигательных действий. На основе анализа литературных источников установлено, что чем разнообразнее средства, используемые для развития и совершенствования ведущих двигательно-координационных качеств, тем более высокого уровня проявления можно достичь.
2. Разработанная нами методика совершенствования координационных способностей детей 7 - 8 лет основывается на использовании метода круговой тренировки и перемены музыкального темпа на занятиях по ритмической гимнастике.
3. В педагогическом эксперименте доказано положительное влияние разработанной нами методики на совершенствование координационных способностей у детей 7-8 лет, занимающихся ритмической гимнастикой. На заключительном этапе исследования повторное тестирование контрольной и экспериментальной групп показало, что в экспериментальной группе высокий уровень развития координационных способностей у 48,5%, средний уровень развития КС показали 32,3%. Это объясняется тем, что занимающиеся перешли на более высокий уровень развития КС.
В контрольной группе высокий уровень - 12,7%, на этом уровне увеличилось количество занимающихся на 6,1%. Следовательно, можно под-твердить то, что возраст 7- 8 лет достаточно благоприятен для развития КС. Дети в этом возрасте быстро овладевают новыми двигательными действиями даже без специального воздействия на них. Средний уровень выявлен у, 40,4%, низкий уровень развития КС показали 46,9%
1. Акулова А.И. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет: учебное пособие [Текст] / А. И. Акулова. - Москва: Физкультура и Спорт, 2007 - 49 с.
2. Беспутчик В.Г. Психомускульная аэробика [Текст]/ В.Г. Бепутчик //Физическая культура в школе.- 1993.- №7.- С.48-49.
3. Богданов О.А. Ритмическая гимнастика : метод. рекомендации [Текст] / О. А. Богданов, Ю. Б. Кузьмина.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000 - 23 с.
4. Борисова И.Г. Танцуют все [Текст]/ И.Г. Борисова //Физкультура и спорт.- 2003.-№5.-С.24-25.
5. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста [Текст] /Е.Я. Бондаревский// Развитие двигательных качеств школьников. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177.
6. Бочкарев В.Ф. Гимнастика для всех. [Текст] / В.Ф. Бочкарев - Ф.: Кыргызстан, 1989. - 80с.
7. Булкин В.А.. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности. [Текст] /В.А. Булкин, Е.В. Попова, Е.В. Сабурова//Теория и практика физической культуры, - 1997.- №3 - С.44-46.
8. Бурцев В. А. Теоретические и методические основы развития координационных способностей в художественной гимнастике : монография [Текст] / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Г. Л. Драндров . - Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева , 2014 - 257 с.
9. Вохмянина Л.Л. Программа МОРФ для общеобразовательных школ (КРО). [Текст] / Л.Л. Вохмянина - М., 2001.- 327с.
10. Гальпер Р.Г. Образное мышление как фактор формирования двигательной культуры, выразительности, артистизма в технико-эстетических видах спорта.// Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб.науч.тр. [Текст] // Под ред. В.Б.Коренберга/ Московский обл. гос. институт физической культуры. - Малаховка, 1991. - С. 143-150.
11. Добовчук С.В. Ритмическая гимнастика (аэробика). [Текст] / С. В. Добовчук - Москва: МГИУ , 2008 - 78 с.
12. Зыков Б. К. Музыкальные ритмы здоровья [Текст] / Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко, Л. И. Родионова. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1990 - 179,
13. Сосина В. Ю. Ритмическая гимнастика [Текст] / В. Ю. Сосина, Э. М. Фабиан. - Киев: Рад. шк. , 1990 - 254 с.
14. Ефименко Н.И. Театр физического развития и оздоровления детей младшего возраста. [Текст] / Н.И.Ефименко - М., 1999. - 286с.
15. Каджаспиров Ю.Г. Музыка в спортивном зале [Текст] / Ю.Г.Каджаспиров // «Физическая культура в школе». - 1998 - №2 - С. 72-73.
16. Колодницкий Г.А. Ритмические упражнения, хореография и игры. [Текст] / Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов- М.: Дрофа, 2004. - 96с.
17. Кузменко М.В. Образно-игровая ритмическая гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М. В. Кузьменко. - Москва: Кн. и Бизнес, 2007 - 115 с.
18. Курганский А.В. О возникновении координационных ритмичных движений [Текст] /А.В. Курганский// Теория и практика физической культуры, 1996. - №11. - с.44-49.
19. Курысь В.Н. Ритмическая гимнастика в школе [Текст] /В.Н. Курысь, Н.Н. Грудницкая - Ставрополь: СГУ, 1998. - 204с.
20. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика [Текст] / Т.С. Лисицкая - М.: ФиС, 1988. - 154с.
21. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект [Текст] /В.И. Лях//Теория и практика физической культуры.1991. -№3. -С.31 -35.
22. Лях В.И. Координационные способности школьников. [Текст] /В.И. Лях - Мн.: Полымя, 1989. - 159с.
23. Лях В.И. Координационные способности школьников [Текст] /В.И. Лях //Теория и практика физической культуры. - 2000 - №1.- С.24.
24. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей [Текст] / В.И. Лях// Теория и практика физической культуры. - 1991.- №11.- С.17-20.
25. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. [Текст] / Л.Д. Назаренко - М.: Теория и практика физической культуры, 2001.- 332с.
26. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации. [Текст] /Л.Д. Назаренко - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 259с.
27. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. [Текст] / Пуртова Т.В.- М.: Изд-во Владос, 2003. - 256с.
28. Роттерс Т.Т. Танцевальные упражнения в начальных классах [Текст] /Т.Т. Роттерс // Физическая культура в школе. -1988.-№10. - С.32-34.
29. Роттерс Т.Т. Элементы ритмики на уроках в средних классах [Текст] / Т.Т. Роттерс // Физическая культура в школе. -1988.- №2. -С. 27-33.
30. Староста В. Б. Новый способ измерения и оценки двигательной координации [Текст] / В.Б. Староста // Теория и практика физической культуры.- 1998.- №6. - С.8-12.
31. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Под ред. В.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 280с.
32. Трактат о гигиене. [Текст] - Ставрополь: Кн. Изд-во, 1990. - 224с.
33. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей. [Текст] /И.И.Туревский/ автореф. дис...канд. пед. наук. - М.,1980. - С.33.
34. Физиология человека [Текст] / Под ред. Г.И.Косицкого.- 3-е изд. - М.: Медицина, 1985. - 544с.
35. Физическая культура. Общеобразовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы, 1-11 классы [Текст] / Под ред. А.П.Матвеева. - М.: Радио и связь, 1995. - 215с.
36. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- М.: Изд-во Академия, 2000. - 480с.
37. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. [Текст] / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер - М.: Просвещение, 1990. - 320с.
38. Шапошникова В.И. Здоровье и музыка [Текст] / В.И. Шапошников // «Физическая культура в школе».- 1998. - №2. - с. 91-93.