Письмо-презентация как разновидность делового письма (структурные и языковые особенности)
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения письма - презентации
1.1. Деловое общение: понятие и основные признаки 5
1.2. Особенности письменной формы делового общения 15
1.3. Деловое письмо в функционально-стилистической системе современного
русского языка 20
1.3.1. Лексические нормы 21
1.3.2. Грамматические нормы 24
1.4. Типология деловых писем 26
1.5. Письмо-презентация как часть системы делового общения: общая
характеристика 28
Выводы 30
Глава II. Лингвистические особенности письма-презентации
2.1. Структурные составляющие письма презентации 31
2.1.1 .Форма письма-презентации 32
2.1.2 Письмо презентации на уровне композиции 35
2.2. Языковые средства воздействия на адресата 39
2.2.1 Лексические особенности 40
2.2.2 Грамматические особенности 43
2.2.2.1 Морфоргические особенности 44
2.3. Стилистические особенности 51
Выводы 56
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
Глава I. Теоретические основы изучения письма - презентации
1.1. Деловое общение: понятие и основные признаки 5
1.2. Особенности письменной формы делового общения 15
1.3. Деловое письмо в функционально-стилистической системе современного
русского языка 20
1.3.1. Лексические нормы 21
1.3.2. Грамматические нормы 24
1.4. Типология деловых писем 26
1.5. Письмо-презентация как часть системы делового общения: общая
характеристика 28
Выводы 30
Глава II. Лингвистические особенности письма-презентации
2.1. Структурные составляющие письма презентации 31
2.1.1 .Форма письма-презентации 32
2.1.2 Письмо презентации на уровне композиции 35
2.2. Языковые средства воздействия на адресата 39
2.2.1 Лексические особенности 40
2.2.2 Грамматические особенности 43
2.2.2.1 Морфоргические особенности 44
2.3. Стилистические особенности 51
Выводы 56
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
Сфера делового общения занимает все более прочные позиции в нашей жизни. Овладение навыками общения в деловой сфере становится объективным требованием времени. Несмотря на то, что в настоящее время опубликовано достаточно большое количество литературы данной направленности (Н.А. Буре, Л.В. Волкова, Е.В. Косарева; П.В. Веселов, А. А. Жданов, М.В. Колтунова, Ф.А. Кузин, Д. Вайссман, Н.Н. Анодина, З.И. Гурьева, Ф.Л. Косицкая и д.р.), многие проблемы в этой области остаются малоизученными и нуждаются в подробном лингвистическом анализе, в конкретных сопоставительных исследованиях, которые могут облегчить изучение делового русского языка в иностранной аудитории.
В нашей работе мы рассматриваем письмо-презентацию и его специфику. Обращение к изучению письма - презентации связано с тем, что в лингвистике до сих пор уделялось недостаточно внимания исследованию данной разновидности делового письма. Выбор темы обусловлен также и тем, что письмо-презентация вызывает определенные трудности в иностранной аудитории. Все вышеперечисленное определяет актуальность работы.
Объектом исследования является письмо - презентация.
Предмет исследования - структурные и языковые особенности письма- презентации.
Целью дипломной работы является выявление и описание языковых и структурных особенностей письма-презентации. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы изучения делового письма;
- отобрать тексты русских деловых писем;
- рассмотреть письмо-презентацию на композиционном уровне;
- описать языковые особенности письма-презентации на лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях.
Гипотеза: письмо-презентация является неотъемлемой частью делового общения, обладающей выраженной спецификой на композиционном уровне и на уровне языкового воплощения.
Основными методами и приёмами исследования являются описательный метод, метод композиционного анализа, приём сплошной выборки материала.
В качестве материала для работы используются письма - презентации различных российских компаний.
Научная новизна работы заключается в предпринятом комплексном исследовании данной разновидности делового письма.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы в разнообразных прикладных целях, как для обучения русскоязычных, так иноязычных студентов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания делового русского языка в иностранной аудитории, а также в спецкурсах по деловому русскому языку. Основные теоретические положения и выводы могут применяться при составлении методических разработок для спецкурсов по русскому языку для делового общения.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы, Приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения письма - презентации. Во второй главе приводится общая характеристика исследуемого материала, определяются и анализируются языковые особенности письма - презентации на лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях. Заключение содержит основные выводы исследования. В Приложении содержатся образцы деловых писем.
В нашей работе мы рассматриваем письмо-презентацию и его специфику. Обращение к изучению письма - презентации связано с тем, что в лингвистике до сих пор уделялось недостаточно внимания исследованию данной разновидности делового письма. Выбор темы обусловлен также и тем, что письмо-презентация вызывает определенные трудности в иностранной аудитории. Все вышеперечисленное определяет актуальность работы.
Объектом исследования является письмо - презентация.
Предмет исследования - структурные и языковые особенности письма- презентации.
Целью дипломной работы является выявление и описание языковых и структурных особенностей письма-презентации. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы изучения делового письма;
- отобрать тексты русских деловых писем;
- рассмотреть письмо-презентацию на композиционном уровне;
- описать языковые особенности письма-презентации на лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях.
Гипотеза: письмо-презентация является неотъемлемой частью делового общения, обладающей выраженной спецификой на композиционном уровне и на уровне языкового воплощения.
Основными методами и приёмами исследования являются описательный метод, метод композиционного анализа, приём сплошной выборки материала.
В качестве материала для работы используются письма - презентации различных российских компаний.
Научная новизна работы заключается в предпринятом комплексном исследовании данной разновидности делового письма.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы в разнообразных прикладных целях, как для обучения русскоязычных, так иноязычных студентов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания делового русского языка в иностранной аудитории, а также в спецкурсах по деловому русскому языку. Основные теоретические положения и выводы могут применяться при составлении методических разработок для спецкурсов по русскому языку для делового общения.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы, Приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения письма - презентации. Во второй главе приводится общая характеристика исследуемого материала, определяются и анализируются языковые особенности письма - презентации на лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях. Заключение содержит основные выводы исследования. В Приложении содержатся образцы деловых писем.
Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей, так как постоянно возникают ситуации, которые связаны с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, заключением различного рода сделок, договоров, оформлением документов.
В последние годы расширяется жанровый диапазон деловой корреспонденции. Наряду с регламентированными письмами все большее место в ней занимают письма, которые требуют от составителя еще большей речевой компетенции.
Необходимо отметить, что цель, поставленная во введении работы, была выполнена. В исследовании были описаны структурные и языковые особенности в письме - презентации.
Письмо - презентация имеет ярко выраженную специфику, так как является прямо или косвенно призывающей к действию жанровой разновидностью делового письма, цель которой не только информирование адресата, но и побуждение его к конкретному действию, чаще всего покупке товара или услуги.
Анализ языковых средств, с точки зрения их воздействия на адресата речи показал, что письмо - презентация обладает широким диапазоном языковых возможностей, среди которых оценочная лексика, насыщенность текста фигурами речи, частым использованием местоимений 2-го лица, динамичность текста за счет широкого использования глаголов и отглагольных форм. Среди стилистических особенностей письма-презентации можно назвать такие фигуры речи, как риторические обращения, восклицания и антитеза.
В связи с вышеизложенным можно сформулировать выводы:
1. Отправитель в письме-презентации должен не только рассказать о деятельности своего предприятия, но и заинтересовать читающего в сотрудничестве с ним.
2. Письма - презентации, как и другие разновидности делового письма, обладают набором обязательных реквизитов, которые оформляются по определенным правилам.
3. Типичный текст письма - презентации состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
4. При составлении письма - презентации адресантом могут быть использованы определенные лексические, грамматические и стилистические средства, которые могут выполнять функцию воздействия на адресата.
Представляется, что данный лингвистический анализ поможет иностранным учащимся разбираться в деловых ситуациях, понимать особенности написания деловых писем, а следовательно, составлять сами деловые письма, в частности, письма-презентации в различных ситуациях делового общения.
В последние годы расширяется жанровый диапазон деловой корреспонденции. Наряду с регламентированными письмами все большее место в ней занимают письма, которые требуют от составителя еще большей речевой компетенции.
Необходимо отметить, что цель, поставленная во введении работы, была выполнена. В исследовании были описаны структурные и языковые особенности в письме - презентации.
Письмо - презентация имеет ярко выраженную специфику, так как является прямо или косвенно призывающей к действию жанровой разновидностью делового письма, цель которой не только информирование адресата, но и побуждение его к конкретному действию, чаще всего покупке товара или услуги.
Анализ языковых средств, с точки зрения их воздействия на адресата речи показал, что письмо - презентация обладает широким диапазоном языковых возможностей, среди которых оценочная лексика, насыщенность текста фигурами речи, частым использованием местоимений 2-го лица, динамичность текста за счет широкого использования глаголов и отглагольных форм. Среди стилистических особенностей письма-презентации можно назвать такие фигуры речи, как риторические обращения, восклицания и антитеза.
В связи с вышеизложенным можно сформулировать выводы:
1. Отправитель в письме-презентации должен не только рассказать о деятельности своего предприятия, но и заинтересовать читающего в сотрудничестве с ним.
2. Письма - презентации, как и другие разновидности делового письма, обладают набором обязательных реквизитов, которые оформляются по определенным правилам.
3. Типичный текст письма - презентации состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
4. При составлении письма - презентации адресантом могут быть использованы определенные лексические, грамматические и стилистические средства, которые могут выполнять функцию воздействия на адресата.
Представляется, что данный лингвистический анализ поможет иностранным учащимся разбираться в деловых ситуациях, понимать особенности написания деловых писем, а следовательно, составлять сами деловые письма, в частности, письма-презентации в различных ситуациях делового общения.



