ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Имидж деятельность в контексте междисциплинарного
исследования 11
1.2. Характеристика имиджевой деятельности руководителя
хореографического коллектива 18
1.3. Модель формирования компетентности руководителя
хореографического коллектива в имиджевой деятельности 28
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1. Анализ результатов диагностики компетентности руководителя
хореографического коллектива в имиджевой деятельности 40
2.2. Апробация дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива» и оценка его эффективности в аспекте формирования компетентности руководителя
хореографического коллектива в имиджевой деятельности 53
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Имидж деятельность в контексте междисциплинарного
исследования 11
1.2. Характеристика имиджевой деятельности руководителя
хореографического коллектива 18
1.3. Модель формирования компетентности руководителя
хореографического коллектива в имиджевой деятельности 28
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1. Анализ результатов диагностики компетентности руководителя
хореографического коллектива в имиджевой деятельности 40
2.2. Апробация дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива» и оценка его эффективности в аспекте формирования компетентности руководителя
хореографического коллектива в имиджевой деятельности 53
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность исследования. В связи со стремительным развитием экономических и социальных отношений в нашей стране неизбежно меняются и требования к работе руководителей хореографических коллективов. Его деятельность актуализирует профессионализм не только как хореографа, организатора исполнительской деятельности членов коллектива, но и менеджера, творческого деятеля, активно взаимодействующего с общественностью, учитывающего художественные потребности зрителя и владеющего технологиями создания позитивного имиджа коллектива.
Неотъемлемой частью практической деятельности руководителя современного хореографического коллектива становится его имиджевая деятельность, основанная на способности анализировать и развивать преимущества своих творческих составов по сравнению с другими через имидж, влиять на восприятие коллектива общественностью, создавать его благоприятный образ и неповторимый облик.
Яркий имидж отличает ведущие отечественные и зарубежные хореографические коллективы. Так, Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» узнаваем благодаря «плывущему» шагу и оригинальной сценографии; составляющими имиджа Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева являются невероятная виртуозность и актерское мастерство танцоров, «оптимистичность» танцевальных постановок; особый синтез элементов ирландского степ-балета и акробатики под «живое» музыкальное исполнение инструменталистами кельтской и негритянской музыки отличает всемирно известное танцевальное шоу «Riverdance» из Ирландии.
Руководители хореографических коллективов обязаны не только
обладать определенным комплексом умений и знаний, но вести активную работу по созданию позитивного имиджа коллектива, который позволит придать уверенности, индивидуальности и популярности хореографическому коллективу, что является необходимым условием для эффективного функционирования коллектива и его взаимодействия со зрителем.
Компетентность руководителей хореографических коллективов в области имиджевой деятельности является результатом не только практического опыта руководства, но и специальной профессиональной подготовки, направленной на формирование способностей, знаний, умений, компетенций в области имиджевой деятельности.
К сожалению, в образовательном процессе этому аспекту не уделяется должного внимания. Получая профессиональное образование, педагоги- хореографы, руководители хореографических коллективов не осваивают в достаточной степени необходимые для практической имиджевой деятельности знания и навыки, что проявляется в низком уровне сформированности их компетентности в этой области.
Анализ научной разработанности проблемы исследования показал определенное количество фундаментальных работ по проблемам имиджа и технологии его формирования. Это труды, посвященные:
- общим вопросам психологии имиджа (А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова, И.А. Федоров, В.М. Шепель и др.);
- определению психологических аспектов формирования имиджа (П. Берд, Ф. Девис, П.С. Гуревич, Е.И. Манякина, Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, Р.Ф. Ромашкина и др.);
- рассмотрению содержания профессиональных имиджей (Е.В. Егорова, Е.И. Манякина, Г.Г. Почепцов и др.);
- анализу особенностей имиджа творческих, в т.ч. хореографических, коллективов и их руководителей (Е.А. Калинина, И.Ф. Симонова, А.Б. Череднякова и др.).
Несмотря на это, специальных работ, посвященных проблеме формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности, нами не было обнаружено. Это позволило определить проблему исследования: каковы особенности формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности?
Тема исследования: «Формирование компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности».
Объект исследования - профессиональная подготовка руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования - формирование компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности.
Цель исследования - анализ концептуальных и прикладных аспектов проблемы формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности; разработка учебного курса, направленного на формирование данной компетентности в условиях дополнительной профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности будет более эффективным при:
- реализации модели формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности в процессе профессиональной подготовки;
- внедрении в условиях дополнительной профессиональной подготовки дистанционного учебного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива», направленного на формирование компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ имиджа в контексте междисциплинарного исследования;
выявление особенностей имиджевой деятельности руководителя
хореографического коллектива.
2. Рассмотрение компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности и разработка модели ее формирования.
3. Диагностики компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности.
4. Разработка и апробация дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива»; оценка эффективности формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности в процессе его изучения.
Методологическую основу исследования составили: системный и личностно-деятельностный подходы; труды в области имиджеологии (А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.); работы, раскрывающие вопросы организации деятельности хореографического коллектива (А.Б. Череднякова, И.Ф. Симонова, Е.А. Калинина и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных источников, интернет-ресурсов, аудио, видеоматериалов; эмпирические методы исследования: наблюдение, анализ творческой деятельности
хореографических коллективов, анкетирование, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский)
6
федеральный университет». В нем приняли участие 25 руководителей хореографических коллективов Республики Татарстан (г.Казань, с.Пестрецы), 15 студентов - будущих хореографов Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ, обучающихся по направлению бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Хореографическое искусство»), 2 педагога-хореографа танцевальных коллективов Республики Татарстан (г.Казань, с.Пестрецы), выступивших в качестве экспертов.
Этапы исследования:
На первом этапе (2014-2015 гг.) изучалась литература по проблеме компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности; формировались базовые теоретико-методические основы исследования; разрабатывался инструментарий планируемого экспериментального исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) изучались педагогические аспекты формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности; разрабатывалось содержание дистанционного курса и возможности его апробации в рамках формирующего этапа исследования.
На третьем этапе (2016 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, включая разработку и апрбацию разработанного дистанционного курса; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые специальному рассмотрению подверглась компетентность руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности; разработаны модель формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности и содержание
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- проведен анализ имиджа в контексте междисциплинарных исследований;
- раскрыты содержательные основы имиджевой деятельности руководителя хореографического коллектива;
- разработана теоретическая модель формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности;
- разработан диагностический инструментарий для компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности.
Практическая значимость исследования работы состоит в том, что результаты исследования, в том числе дистанционный курс «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива», могут быть использованы в процессе дополнительного профессионального образования хореографов, включаться в программы обучения студентов-менеджеров хореографической сферы в вузах, применяться в практической деятельности руководителей хореографических коллективов.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются методологической базой выполненной работы, опорой на научные подходы, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, научно обоснованным педагогическим экспериментом, количественным и качественным анализом, а также репрезентативностью полученных данных.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли обсуждение на IV Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия», посвященной 55-летию музыкальнопедагогического образования в Казани (Казань, КФУ, 15 октября 2015 г.),
8
Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета 2015-2016 года (Казань, КФУ, 1 апреля 2016 г.); отражены в публикациях: Хамидуллина Л.Р. Имиджевая деятельность как важное направление работы руководителя хореографического коллектива // Электронный научный журнал «Форум молодых ученых». - 2016. - № 4(4). URL: http://forum-nauka.ru; Имиджевая деятельность руководителя
хореографического коллектива: программа курса и методические материалы для слушателей системы дополнительного профессионального образования / Сост. Л.Р. Хамидуллина. - Казань, 2016. - 32 с.
Результаты исследования, раскрывающие содержание имиджевой деятельности руководителя хореографического коллектива, прошли апробацию на базе Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ, балетмейстером которого является автор.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 5 приложений. Список литературы включает 72 источника.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются его цель, объект, предмет, задачи, методы и методология; формулируется гипотеза исследования; раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; обосновываются достоверность результатов исследования, описываются его этапы и апробация.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности» раскрыты ключевые понятия исследования; представлен анализ имиджа и имиджевой деятельности в контексте междисциплинарных исследований; выявлены особенности имиджевой деятельности руководителя хореографического коллектива; представлена модель формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности и описаны ее компоненты.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности» представлен анализ результатов диагностики компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности, приведены содержание и результаты апробации дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива», дана оценка его эффективности в аспекте формирования данной компетентности.
В заключении обобщены результаты исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы, констатируется достижение цели и поставленных задач.
В приложении представлены диагностический инструментарий, использованный в рамках опытно-экспериментального исследования, и программа разработанного дистанционного курса.
Неотъемлемой частью практической деятельности руководителя современного хореографического коллектива становится его имиджевая деятельность, основанная на способности анализировать и развивать преимущества своих творческих составов по сравнению с другими через имидж, влиять на восприятие коллектива общественностью, создавать его благоприятный образ и неповторимый облик.
Яркий имидж отличает ведущие отечественные и зарубежные хореографические коллективы. Так, Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» узнаваем благодаря «плывущему» шагу и оригинальной сценографии; составляющими имиджа Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева являются невероятная виртуозность и актерское мастерство танцоров, «оптимистичность» танцевальных постановок; особый синтез элементов ирландского степ-балета и акробатики под «живое» музыкальное исполнение инструменталистами кельтской и негритянской музыки отличает всемирно известное танцевальное шоу «Riverdance» из Ирландии.
Руководители хореографических коллективов обязаны не только
обладать определенным комплексом умений и знаний, но вести активную работу по созданию позитивного имиджа коллектива, который позволит придать уверенности, индивидуальности и популярности хореографическому коллективу, что является необходимым условием для эффективного функционирования коллектива и его взаимодействия со зрителем.
Компетентность руководителей хореографических коллективов в области имиджевой деятельности является результатом не только практического опыта руководства, но и специальной профессиональной подготовки, направленной на формирование способностей, знаний, умений, компетенций в области имиджевой деятельности.
К сожалению, в образовательном процессе этому аспекту не уделяется должного внимания. Получая профессиональное образование, педагоги- хореографы, руководители хореографических коллективов не осваивают в достаточной степени необходимые для практической имиджевой деятельности знания и навыки, что проявляется в низком уровне сформированности их компетентности в этой области.
Анализ научной разработанности проблемы исследования показал определенное количество фундаментальных работ по проблемам имиджа и технологии его формирования. Это труды, посвященные:
- общим вопросам психологии имиджа (А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова, И.А. Федоров, В.М. Шепель и др.);
- определению психологических аспектов формирования имиджа (П. Берд, Ф. Девис, П.С. Гуревич, Е.И. Манякина, Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, Р.Ф. Ромашкина и др.);
- рассмотрению содержания профессиональных имиджей (Е.В. Егорова, Е.И. Манякина, Г.Г. Почепцов и др.);
- анализу особенностей имиджа творческих, в т.ч. хореографических, коллективов и их руководителей (Е.А. Калинина, И.Ф. Симонова, А.Б. Череднякова и др.).
Несмотря на это, специальных работ, посвященных проблеме формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности, нами не было обнаружено. Это позволило определить проблему исследования: каковы особенности формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности?
Тема исследования: «Формирование компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности».
Объект исследования - профессиональная подготовка руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования - формирование компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности.
Цель исследования - анализ концептуальных и прикладных аспектов проблемы формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности; разработка учебного курса, направленного на формирование данной компетентности в условиях дополнительной профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности будет более эффективным при:
- реализации модели формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности в процессе профессиональной подготовки;
- внедрении в условиях дополнительной профессиональной подготовки дистанционного учебного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива», направленного на формирование компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ имиджа в контексте междисциплинарного исследования;
выявление особенностей имиджевой деятельности руководителя
хореографического коллектива.
2. Рассмотрение компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности и разработка модели ее формирования.
3. Диагностики компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности.
4. Разработка и апробация дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива»; оценка эффективности формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности в процессе его изучения.
Методологическую основу исследования составили: системный и личностно-деятельностный подходы; труды в области имиджеологии (А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.); работы, раскрывающие вопросы организации деятельности хореографического коллектива (А.Б. Череднякова, И.Ф. Симонова, Е.А. Калинина и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы теоретические методы: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных источников, интернет-ресурсов, аудио, видеоматериалов; эмпирические методы исследования: наблюдение, анализ творческой деятельности
хореографических коллективов, анкетирование, тестирование, экспертные оценки, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский)
6
федеральный университет». В нем приняли участие 25 руководителей хореографических коллективов Республики Татарстан (г.Казань, с.Пестрецы), 15 студентов - будущих хореографов Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ, обучающихся по направлению бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Хореографическое искусство»), 2 педагога-хореографа танцевальных коллективов Республики Татарстан (г.Казань, с.Пестрецы), выступивших в качестве экспертов.
Этапы исследования:
На первом этапе (2014-2015 гг.) изучалась литература по проблеме компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности; формировались базовые теоретико-методические основы исследования; разрабатывался инструментарий планируемого экспериментального исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) изучались педагогические аспекты формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности; разрабатывалось содержание дистанционного курса и возможности его апробации в рамках формирующего этапа исследования.
На третьем этапе (2016 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, включая разработку и апрбацию разработанного дистанционного курса; формулировались итоговые положения исследования; оформлялся текст работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые специальному рассмотрению подверглась компетентность руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности; разработаны модель формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности и содержание
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- проведен анализ имиджа в контексте междисциплинарных исследований;
- раскрыты содержательные основы имиджевой деятельности руководителя хореографического коллектива;
- разработана теоретическая модель формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности;
- разработан диагностический инструментарий для компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности.
Практическая значимость исследования работы состоит в том, что результаты исследования, в том числе дистанционный курс «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива», могут быть использованы в процессе дополнительного профессионального образования хореографов, включаться в программы обучения студентов-менеджеров хореографической сферы в вузах, применяться в практической деятельности руководителей хореографических коллективов.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечиваются методологической базой выполненной работы, опорой на научные подходы, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, научно обоснованным педагогическим экспериментом, количественным и качественным анализом, а также репрезентативностью полученных данных.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли обсуждение на IV Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия», посвященной 55-летию музыкальнопедагогического образования в Казани (Казань, КФУ, 15 октября 2015 г.),
8
Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета 2015-2016 года (Казань, КФУ, 1 апреля 2016 г.); отражены в публикациях: Хамидуллина Л.Р. Имиджевая деятельность как важное направление работы руководителя хореографического коллектива // Электронный научный журнал «Форум молодых ученых». - 2016. - № 4(4). URL: http://forum-nauka.ru; Имиджевая деятельность руководителя
хореографического коллектива: программа курса и методические материалы для слушателей системы дополнительного профессионального образования / Сост. Л.Р. Хамидуллина. - Казань, 2016. - 32 с.
Результаты исследования, раскрывающие содержание имиджевой деятельности руководителя хореографического коллектива, прошли апробацию на базе Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ, балетмейстером которого является автор.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 5 приложений. Список литературы включает 72 источника.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются его цель, объект, предмет, задачи, методы и методология; формулируется гипотеза исследования; раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; обосновываются достоверность результатов исследования, описываются его этапы и апробация.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности» раскрыты ключевые понятия исследования; представлен анализ имиджа и имиджевой деятельности в контексте междисциплинарных исследований; выявлены особенности имиджевой деятельности руководителя хореографического коллектива; представлена модель формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности и описаны ее компоненты.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности» представлен анализ результатов диагностики компетентности руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности, приведены содержание и результаты апробации дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива», дана оценка его эффективности в аспекте формирования данной компетентности.
В заключении обобщены результаты исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы, констатируется достижение цели и поставленных задач.
В приложении представлены диагностический инструментарий, использованный в рамках опытно-экспериментального исследования, и программа разработанного дистанционного курса.
Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности позволило прийти к следующим выводам.
Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива - это вид профессиональной управленческой деятельности, направленный на создание и поддержание положительного образа хореографического коллектива в сознании общественности, основанный на способности руководителя анализировать и развивать преимущества творческого коллектива. Она включает поэтапное формирование внешнего и внутреннего имиджа коллектива, управление собственным имиджем руководителя.
Имиджевая деятельность является важной составляющей руководства хореографическим коллективом, значительно повышающей популярность и узнаваемость коллектива, открывающей новые горизонты для его дальнейшего профессионально-творческого развития.
Содержательную основу имиджа хореографического коллектива составляет его индивидуальный исполнительский стиль, который отражается в избранном направлении хореографии, национально-стилевых и жанровых особенностях репертуара, своеобразии исполнительской манеры - характерных только для него лексических «маркерах»-движениях, в композиционных приемах, особенностях костюмов, грима, сценографии, использовании света, музыкального сопровождения и др.
Важную роль в создании позитивного имиджа играет участие коллектива в общественной жизни (выступления на праздниках, участие благотворительных проектах); безупречная репутация артистов и высокие профессиональные достижения (гастроли на крупных площадках, победы на конкурсах).
Существенное значение имеет и работа руководителя хореографического коллектива над собственным имиджем. Определяющими являются его блестящая творческая биография, авторитетность и высокий исполнительский профессионализм как хореографа. Важным являются: создание руководителем положительного имиджа коллектива в СМИ (публикация интервью, тематических статей и т.д.), его активное участие в общественной жизни (участие в мастер-классах, пропаганда хореографического искусства и образования, открытие хореографических студий), внешний вид (одежда, прическа, манера двигаться и говорить), лидерские качества и оптимальный стиль управления.
Компетентность руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности является интегративной характеристикой личности, включающей способности, знания, умения, навыки, и свидетельствующей о готовности решать управленческие задачи по созданию имиджа хореографического коллектива. Модель формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности включает целевой, содержательный, функциональный, организационный и оценочный блоки.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В ней приняли участие 25 руководителей хореографических коллективов Республики Татарстан (г.Казань, с.Пестрецы), 15 студентов - будущих хореографов Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ, обучающихся по направлению бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Хореографическое искусство»), 2 педагога-хореографа танцевальных коллективов Республики Татарстан (г.Казань, с.Пестрецы), выступивших в качестве экспертов.
В качестве методов эмпирического исследования выступили: анкетирование, направленное на оценку сформированности компонентов компетентности руководителей хореографических коллективов в имиджевой деятельности (анкеты были размещены для прохождения респондентами на сайте simpoll.ru); тестирование психологическими диагностиками: «Тест оценки лидерских качеств руководителя», Тест «Оценка имиджа» В.М. Шепеля (тесты были размещены для прохождения респондентами на сайте simpoll.ru); экспертные оценки (анкета для экспертов была размещена для прохождения респондентами на сайте simpoll.ru); педагогический эксперимент по апробации дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива» (курс размещен на сайте eliademy.com).
Результаты констатирующего этапа исследования формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности сделал актуальным проведение педагогического эксперимента в рамках формирующего этапа экспериментальной работы. Его основу составили разработка и апробация дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива».
Формирование компетентности руководителей в области имиджевой деятельности предусматривает освоение в рамках курса системы междисциплинарных знаний по имиджелогии, проектной и коммуникативной культуре, маркетинга и связей с общественностью.
Направленность на формирование компетентностей в области имиджевой деятельности задает новые векторы организации подготовки будущих руководителей хореографических коллективов. Если понимать процесс профессионального становления и развития таких специалистов как обогащение опытом профессии, можно сделать вывод, что компетентный руководитель нацелен на перспективу, стремится к самостоятельному поиску в области имиджевой деятельности.
Сравнительное изучение результатов диагностики компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности на констатирующем и контрольном этапах показало значительное улучшение показателей по всем компонентам готовности после прохождения курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива», что свидетельствовало об эффективности проведенной работы и подтвердило гипотезу исследования.
Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива - это вид профессиональной управленческой деятельности, направленный на создание и поддержание положительного образа хореографического коллектива в сознании общественности, основанный на способности руководителя анализировать и развивать преимущества творческого коллектива. Она включает поэтапное формирование внешнего и внутреннего имиджа коллектива, управление собственным имиджем руководителя.
Имиджевая деятельность является важной составляющей руководства хореографическим коллективом, значительно повышающей популярность и узнаваемость коллектива, открывающей новые горизонты для его дальнейшего профессионально-творческого развития.
Содержательную основу имиджа хореографического коллектива составляет его индивидуальный исполнительский стиль, который отражается в избранном направлении хореографии, национально-стилевых и жанровых особенностях репертуара, своеобразии исполнительской манеры - характерных только для него лексических «маркерах»-движениях, в композиционных приемах, особенностях костюмов, грима, сценографии, использовании света, музыкального сопровождения и др.
Важную роль в создании позитивного имиджа играет участие коллектива в общественной жизни (выступления на праздниках, участие благотворительных проектах); безупречная репутация артистов и высокие профессиональные достижения (гастроли на крупных площадках, победы на конкурсах).
Существенное значение имеет и работа руководителя хореографического коллектива над собственным имиджем. Определяющими являются его блестящая творческая биография, авторитетность и высокий исполнительский профессионализм как хореографа. Важным являются: создание руководителем положительного имиджа коллектива в СМИ (публикация интервью, тематических статей и т.д.), его активное участие в общественной жизни (участие в мастер-классах, пропаганда хореографического искусства и образования, открытие хореографических студий), внешний вид (одежда, прическа, манера двигаться и говорить), лидерские качества и оптимальный стиль управления.
Компетентность руководителя хореографического коллектива в имиджевой деятельности является интегративной характеристикой личности, включающей способности, знания, умения, навыки, и свидетельствующей о готовности решать управленческие задачи по созданию имиджа хореографического коллектива. Модель формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности включает целевой, содержательный, функциональный, организационный и оценочный блоки.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ФГОАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В ней приняли участие 25 руководителей хореографических коллективов Республики Татарстан (г.Казань, с.Пестрецы), 15 студентов - будущих хореографов Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ, обучающихся по направлению бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Хореографическое искусство»), 2 педагога-хореографа танцевальных коллективов Республики Татарстан (г.Казань, с.Пестрецы), выступивших в качестве экспертов.
В качестве методов эмпирического исследования выступили: анкетирование, направленное на оценку сформированности компонентов компетентности руководителей хореографических коллективов в имиджевой деятельности (анкеты были размещены для прохождения респондентами на сайте simpoll.ru); тестирование психологическими диагностиками: «Тест оценки лидерских качеств руководителя», Тест «Оценка имиджа» В.М. Шепеля (тесты были размещены для прохождения респондентами на сайте simpoll.ru); экспертные оценки (анкета для экспертов была размещена для прохождения респондентами на сайте simpoll.ru); педагогический эксперимент по апробации дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива» (курс размещен на сайте eliademy.com).
Результаты констатирующего этапа исследования формирования компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности сделал актуальным проведение педагогического эксперимента в рамках формирующего этапа экспериментальной работы. Его основу составили разработка и апробация дистанционного курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива».
Формирование компетентности руководителей в области имиджевой деятельности предусматривает освоение в рамках курса системы междисциплинарных знаний по имиджелогии, проектной и коммуникативной культуре, маркетинга и связей с общественностью.
Направленность на формирование компетентностей в области имиджевой деятельности задает новые векторы организации подготовки будущих руководителей хореографических коллективов. Если понимать процесс профессионального становления и развития таких специалистов как обогащение опытом профессии, можно сделать вывод, что компетентный руководитель нацелен на перспективу, стремится к самостоятельному поиску в области имиджевой деятельности.
Сравнительное изучение результатов диагностики компетентности руководителя хореографического коллектива в области имиджевой деятельности на констатирующем и контрольном этапах показало значительное улучшение показателей по всем компонентам готовности после прохождения курса «Имиджевая деятельность руководителя хореографического коллектива», что свидетельствовало об эффективности проведенной работы и подтвердило гипотезу исследования.
Подобные работы
- PR-ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ: СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



