Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №58966

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
623
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Социальное сопровождение выпускников интернатных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: понятие и сущность
Нормативно-правовые основания социального сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Диагностика проблем социального сопровождения
выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Муниципальная модель управления социальным
сопровождением выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


Актуальность темы исследования. Вхождение в самостоятельную жизнь выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем – обеспечение жильем или его обустройство, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с социумом – самостоятельное решение которых затруднено, а порой невозможно. Неприспособленность к жизни, неумение справиться с возникающими проблемами самостоятельно и отсутствие поддержки извне порождают социальную дезадаптацию, которая чаще всего выражается в ведении иждивенческого образа жизни, формировании алкогольной или наркотической зависимости, совершении правонарушений, вовлечении в преступную деятельность и пр.
Анализ проблем детей-сирот в период постинтернатной адаптации показывает, что наиболее характерными для них являются затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; самостоятельной организации быта и досуга, неумение рационально вести хозяйство и расходовать средства, трудности в ориентации в системе служб социальной поддержки, правовая некомпетентность. Неустойчивость ценностных ориентаций, слабый внутренний локус контроля часто приводят к девиантному и делинквентному поведению, нарушениям в коммуникативной сфере. Умения, которые приобретаются воспитанниками в детских домах и школах-интернатах, не осознаются ими как жизненно необходимые, поэтому не становятся значимыми. Это приводит к тому, что выпускник часто не имеет проекта самостоятельной жизни, психологически не готов к ней, теряется в незнакомой ситуации и не всегда решает возникшие проблемы адекватными ситуации, законными способами.
В связи с этим социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, представляется одним из наиболее приоритетных направлений деятельности. Разработка новых подходов к организации социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящий момент является актуальной задачей. Этим и определяется необходимость создания муниципальной модели управления социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Степень научной разработанности. Научное осмысление сиротства как социального явления относится к середине XX века. Наиболее распространенными в научных исследованиях являются изучение причин социального сиротства и анализ последствий жизни в условиях закрытых интернатных учреждений. Авторы обращаются к теории Дж. Боулби и сходятся во мнении, что глубинная причина социального сиротства заключается в расстройстве привязанности между родителями и детьми (Л. Галигузова, И. Дубровина, С. Мещерякова, А. Прихожан, Г. Рузская, Н. Толстых).
Общепризнанным теоретиком социализации в современной западной социологии является Т. Парсонс, обобщивший классические положения Э. Дюркгейма, Дж. Мида, З. Фрейда и рассматривающий ее как механизм сохранения социального порядка: индивиды приходят к согласию относительно основных социальных ценностей и норм и соответственно строят свое поведение. Среди отечественных авторов проблемы социализации личности анализируют Ю. Кривов, Е. Поликанова, К. Рубческий, И. Солодникова, С. Спасибенко.
Влияние социальной среды на формирование личности ребенка занимает центральное место в работах Г. Андреевой, С. Беличевой, Ю. Мануйлова, И. Федониной, А. Щербаковой.
Большое количество трудов посвящено вопросам трудного детства (М.А. Алемаксин, А.В. Гаврилин, А.И. Кочетов, И.А. Невский, Л.С. Славина и др.), девиантного поведения (С.А. Беличева, С.А. Завражин, В.А. Попов и др.), особенностям развития детей-сирот (В.С. Мухина, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицына и др.). Особое внимание уделяется различным аспектам социального сиротства в работах Л.В. Байбородова, В.Г. Бочаровой, Н.П. Иванова, Э.Ш. Камалдинова, С.А. Левина, А.М. Нечаева, Е.М. Рыбинского, и др.
Проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раскрываются в работах следующих авторов: социально-трудовая адаптация (Б.А. Куган), подготовка к семейной жизни (И.А. Горчакова), подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизненному и профессиональному самоопределению (Л.С. Кочкина) и др.
Анализу процесса дивергенции социальной среды, сокращающей шансы сироты для эффективной адаптации в обществе, посвящены исследования И. Дементьевой, Т. Сафоновой.
Аргументация в пользу семейных форм устройства сирот, замещающей заботы о детях-сиротах прослеживается в работах А. Довгалевской, Н. Ивановой, О. Неверовой, В. Ослон, Г. Семья.
Бобылева, И. Назарова, Н. Присяжная, Н. Юдицева освещают вопросы социальной адаптации, постинтернатного жизнеустройства выпускников сиротских учреждений, анализируют существующие модели постинтернатной адаптации в рамках Семейных центров, социальных гостиниц, школ-интернатов с постинтернатным блоком.
Аспекты социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в работах следующих авторов: Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.А. Подольская, Л.В. Мардахаев и др.
Однако анализ специальной литературы и публикаций периодической печати в целом дает возможность утверждать, что управленческие аспекты социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до сих пор не являлись предметом специального исследования. Работы перечисленных ученых лишь отчасти затрагивают отдельные ее аспекты.
Объект исследования – социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования – управление социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальном уровне.
Цель исследования – изучить специфику социального сопровождения выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработать муниципальную модель управления социальным сопровождением выпускников.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы социального сопровождения выпускников интернатных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Выявить проблемы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Разработать муниципальную модель управления социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет более успешным, если взаимодействие субъектов сопровождения будет основано на предлагаемой нами муниципальной модели управления социальным сопровождением выпускников.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
• личностно-деятельностный подход к организации социального сопровождения, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.М. Поташник, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков и др.);
• концептуальные идеи средового подхода, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Ю.С. Мануйлов, М.В. Шакурова и др.);
• гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие
понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, И.П. Волков, И.П. Ильин и др.);
• теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.);
• теоретические положения социальной адаптации и исследования
социальной адаптации выпускников детских домов (Э. Дюркгейм, Дж. Мид, З. Фрейд, Л.М. Загребельная, О.Ю. Итальянкина, К.Р. Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко, Л.М. Шипицына и др.).
Методы научного исследования, используемые при написании магистерской диссертации:
• методы общетеоретического исследования: анализ литературы по проблеме исследования, статистических, периодических источников, анализ опыта деятельности интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по социальному сопровождению; обобщение, позволившие осуществить теоретическое обоснование социального сопровождения выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• методы сбора первичного эмпирического материала: анкетирование выпускников ЧУ «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка», экспертный опрос (специалисты ЧУ «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка», МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального района «Прохоровский район), которые позволили выявить проблемы и специфику социального сопровождения выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• методы обработки, интерпретации и анализа результатов эмпирических данных (статистическая обработка данных, полученных в исследовании, осуществлялась в программе SPSS.22.0).
Эмпирическая база исследования включает в себя:
• международные нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации: Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российский Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 7 марта 2018 года), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», а также статистическую и отчетную информацию Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Прохоровский район», ГБУ «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья» и ЧУ «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка»;
• материалы проведенного автором оперативного социологического исследования «Диагностика проблем социального сопровождения выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ходе прохождения научно-исследовательской практики (апрель-май 2018 года) на базе ЧУ «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка». Сбор информации осуществлялся посредством экспертного интервью, в котором принимали участие специалисты ЧУ «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка», МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения администрации Прохоровского района» (n=21); массового опроса (анкетирования) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (n=16).
Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнено понятие «социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разработана муниципальная модель управления социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая поможет усовершенствовать организационно-управленческие механизмы социального сопровождения посредством выработки алгоритма межведомственного взаимодействия.
На защиту выносится следующее положение: социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из важнейших направлений деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения. Условиями, обеспечивающими эффективность реализации муниципальной модели управления социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Прохоровском районе являются: создание Службы сопровождения выпускников, основным видом деятельности которой является управление социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений; обеспечение взаимодействия субъектов различной ведомственной принадлежности необходимой законодательной базой; научно-методическое обоснование комплексной работы; четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы; предоставление органам и учреждениям полномочий и средств в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами; обеспечение управленческих структур и учреждений квалифицированными кадрами; организация единого информационного пространства; создание концепции взаимодействия и др.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы управления социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сформулированные выводы и разработанная муниципальная модель управления социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть внедрена в систему социального сопровождения выпускников.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики на базе ЧУ «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка» (апрель-май 2018 г.).
Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях: VIII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (30 ноября-1 декабря 2016 г.); 12-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения» (9 декабря 2016 г.); IV-международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития» (17-18 февраля 2017 г.); Международной научной конференции «Молодые исследователи – регионам» (Вологда, 18-19 апреля 2017 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего наименований. Содержание диссертационной работы изложено на страницах и включает приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было изучение специфики социального сопровождения выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработать муниципальную модель управления социальным сопровождением выпускников.
Решая первую задачу диссертационного исследования, мы проанализировали подходы различных авторов к раскрытию понятия «социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и выяснили, что единого мнения в научных кругах не сложилось.
Авторы в той или иной степени тяготеют к отождествлению понятий «социальное сопровождение» и «постинтернатное сопровождение», не выделяя в них специфических особенностей, либо склонны использовать понятие «постинтернатное сопровождение».
Тем не менее, анализ научной литературы и нормативных документов различного уровня показал, что постинтернатное сопровождение рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на успешную социальную адаптацию выпускника. Тогда как социальное сопровождение предполагает оказание выпускнику комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально- медицинских, информационных услуг на протяжении определенного периода времени (иногда длительного). Цель социального сопровождения – улучшение жизненной ситуации, минимизация негативных последствий или полное решение проблем пользователя услуг.
Таким образом, понятие «социальное сопровождение» представляется нам несколько шире понятия «постинтернатное сопровождение», и включает оно, помимо деятельности субъектов сопровождения, направленной на поддержку выпускника в процессе его социальной адаптации, различные виды социальной поддержки и помощи в самых разных жизненных затруднениях молодого человека, связанных не только с процессом постинтернатной адаптации.
То есть социальное сопровождение ориентировано на определение индивидуальной нуждаемости в конкретной социальной помощи, оказание различных видов социальных услуг и стимулировании самостоятельности в процессе преодоления трудной жизненной ситуации.
Кроме того, нами проанализированы нормативно-правовые основания социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решая вторую задачу исследования, в ходе анализа результатов диагностики проблем социального сопровождения выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы выявили проблемы социального сопровождения, среди которых наиболее актуальны следующие:
• отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность
по социальному сопровождению выпускников;
• дефицит подготовленных специалистов социального сопровождения выпускников интернатных учреждений;
• отсутствие единого информационного пространства о выпускниках из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Белгородской области;
• отсутствие единой системы социального сопровождения и помощи
выпускникам, так как нет преемственности между учреждениями в оказании помощи при перемещении выпускников по территории области; служб поддержки по месту проживания выпускников; своевременного выявления проблем выпускников и действий по их профилактики.
В ходе решения третьей задачи диссертационного исследования мы разработали муниципальную модель управления социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая включает в себя 4 концептуальных компонента: целевой, организационно-технологический, содержательный и результативный и 2 уровня организации, на каждом из которых преследуются определенные цели.
Первый уровень – Служба сопровождения выпускников, создание которой предполагается на базе Отдела семьи и опеки Управления социальной защиты населения администрации муниципального района
«Прохоровский район». Основным видом деятельности службы является управление социальным сопровождением выпускников интернатных учреждений Прохоровского района. Служба сопровождения выпускников определяет основное содержание сопровождения, организует взаимодействие субъектов сопровождения, подключает к сопровождению выпускника в случае необходимости специалистов социальных служб, органов и учреждений различной ведомственной принадлежности (организует межведомственное взаимодействие), координирует деятельность всех субъектов, участвующих в процессе сопровождения, осуществляет контроль деятельности подведомственных УСЗН учреждений для детей-сирот, находящихся на территории Прохоровского района: ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка», ЧУ «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка» во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Второй уровень модели представлен органами и учреждениями различной ведомственной принадлежности, участвующими в социальном сопровождении выпускников, структурными подразделениями постинтернатного сопровождения ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка», ЧУ «Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка» во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Представленные уровни управления имеют определенную иерархию. В нашей модели при взаимодействии субъектов двух уровней прослеживаются как горизонтальные связи, носящие характер согласования (взаимодействие Службы сопровождения выпускников с органами и учреждениями иной ведомственной принадлежности, на основании договора о сотрудничестве) и вертикальные, основанные на отношениях подчинения (взаимодействие Службы сопровождения выпускников с КЦСОН, интернатными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Кроме того, разделение выпускников на несколько групп по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются, и требуемой им помощи в процессе социального сопровождения, помогает определить уровень, на котором будет осуществляться последующее социальное сопровождение. Мы выделили 3 уровня сопровождения выпускников: кризисный, активный и стабильный. Сопровождение на активном и кризисном уровнях организуется Службой сопровождения выпускников с привлечением соответствующих специалистов социальных служб и субъектов иной ведомственной принадлежности, а сопровождение выпускников, находящихся на стабильном уровне, оказывает служба сопровождения интернатного учреждения в лице куратора.
Таким образом, предложенная нами организационно-управленческая модель социального сопровождения выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является эффективным инструментом для решения проблемы управления социальным сопровождением в Прохоровском районе, поскольку:
1) позволяет создать единую систему социального сопровождения выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на муниципальном уровне;
2) обеспечивает эффективное межведомственное взаимодействие субъектов социального сопровождения. Основными путями и средствами оптимизации межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы при решении проблем социального сопровождения выпускников детских домов являются: обеспечение взаимодействия субъектов различной ведомственной принадлежности необходимой законодательной базой; научно-методическое обоснование комплексной работы; четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы; предоставление органам и учреждениям полномочий и средств в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами; обеспечение управленческих структур и учреждений квалифицированными кадрами; организация единого информационного пространства; создание концепции взаимодействия и др.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что все поставленные в диссертационном исследовании задачи были успешно решены.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2014. –39 с.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.: по состоянию на 31 янв. 2016 г.]. / Гарант: информационно-правовой портал. – http://base.garant.ru/12138291/.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 30 дек. 2015 г.]. / Гарант: информационно-правовой портал. – http://base.garant.ru/10105807/.
4. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: [федер. закон: принят Гос. Думой 3 июля 1998 г № 124.: по состоянию на 28 нояб. 2015 г.]. / КонсультантПлюс: информационно-правовой портал. – http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_law_19558/.
5. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: [федер. закон: принят Гос. Думой 2 июля 2013 г. № 185: по состоянию на 14 окт. 2014 г.]. / Гарант: информационно-правовой портал. – http://base.garant.ru/70405818/.
6. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: [федер. закон: принят Гос. Думой от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ: по состоянию на 28 нояб. 2015 г.] / Гарант: информационно-правовой портал. – http://base.garant.ru/10135206/.
7. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»: [указ президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761]. / Гарант: информационно-правовой портал. – http://base.garant.ru/70183566/.
8. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»: [пост.правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481]. / Российская газета. - http://www.rg.ru/2014/05/27/detdom-site-dok.html.
9. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. – М.: Высш. шк., 2001. – 312 с.
10. Адольф, В.А. Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе / В.А. Адольф // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 3-8.
11. Алехина И. В. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе профессионального становления [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 303-305. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4974/ (дата обращения: 18.05.2018)
12. Ананьева, Т.В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков / Т.В. Ананьева // Методист. – 2009. – № 3. – С. 53-55.
13. Арон, И.С. Методологические аспекты психологического исследования проблемы профессионального самоопределения / И.С. Арон // Образование и саморазвитие. –2009. – № 3 (13). – С.170-175.
14. Ашихминина, Т.И. Межведомственное взаимодействие – важнейшие условие эффективной работы центра / Т.И. Ашихминина// Социальная педагогика. – 2010. - № 5.- С. 41-44.
15. Байбородова, Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л.В. Байбородова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 247 с.
16. Барсукова, Н.В. Межведомственное взаимодействие при сопровождении и социальной адаптации выпускников / Н.В. Барсукова// Детский дом. – 2011. - №41/
17. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учeб.пособиe / Н. Ф. Басов. 2-e изд., испр. М., 2005. – 342с.
18. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодeжью: учeб. пособиe/ под рeд. д.п.н. Н.Ф. Басова – 2-e изд. – М. ИТК «Дашков и К», 2009. – 328с.
19. Бвайер, Е.А., Павлов, И.Б. Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома / Е.А. Бвайер, И.Б. Павлов// Социальная педагогика. – 2010. - № 5.- С. 75- 83.
20. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Условия развития региональных систем сопровождения выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей. Методическое пособие / Бобылева И.А., Заводилкина О.В. – М.: ИИДСВ РАО, 2017. – 164 с.
21. Бобылева, И.А. Семейное сопровождение постинтернатной адаптации сирот / И.А. Бобылева // Вестн. психосоц. и коррекционно- реабилитационной работы. – 2007. - № 1. - С. 69-75.
22. Боровина, Л.М. Социальная адаптация выпускников выпускников интернатных учреждений Мурманской области: учеб.-метод. пособие / Л.М. Боровина. – Мурманск, 2007. – 116 с.
23. Буракова, М.Г. Профессиональное самоопределение / М.Г. Буракова // Педагогическая диагностика. – 2009. – № 4. – С. 39-46.
24. Бухтояров, С.В. Постинтернатная адаптация выпускников интернатных учреждений – важное направление работы центра социальной помощи семье и детям /С.В. Бухтояров // Работник социал. службы. – 2010. -№ 3. - С. 72-75.
25. Василькова, Ю.В. Работа социального педагога в приютах и интернатных учреждениях / Ю.В. Василькова. – М.: ИЦ «Академия», 2001. – 278 с.
26. Верхотурцев, М.Н. Взаимодействие с социальными партнерами – залог успешного профессионального самоопределения выпускников колледжа / М.Н. Вертохунцев // Методист. – 2012. – № 2. – С. 42-46.
27. Вяткина, Н., Тюкалова Н. Межведомственное взаимодействие в сопровождении детей-сирот / Н. Вяткина, Н. Тюкалова// Социальная педагогика в России. – 2009. - № 5.- С. 63-67.
28. Гордиевская, Е.О. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: метод.материалы для специалистов детских учр-ий для детей-сирот / Е.О. Гордиевская, Е.М. Старобина. – Калининград: РГУ им. И. Канта. – 2009. – 96 с.
29. Горовая, В.И. Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельно жизни / В.И. Горовая // Детский дом.-2009.- №32
30. Григорьeв, С. И. Социальная работа с молодeжью: учeб. пособиe/ С. И. Григорьeв - М.: ИТК «Дашков и К». – 2006. – 204с.
31. Дементьева, И.А. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке /И.А.Дементьева// Социальная педагогика. - 2003. №3. –с.69-72.
32. Дьячкова, Г.В. Информационно-методическая работа как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников
/Г.В. Дьячкова // Социальная педагогика. – 2010. - № 5. - С. 51-56.
33. Зайнышeв, И.Г. Тeхнология социальной работы: учeб.пособиe/ И.Г. Зайнышeв М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
34. Золотарeва, Т. Ф. Практика в систeмe подготовки спeциалистов социальной работы в вузe: Учeб.-мeтод. пособиe. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004. – 128 с.
35. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка / Е.И. Казакова. – СПб.: Речь,1998.
36. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. вузов / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2012. – 248 с.
37. Козлова, Т.З. Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращения, судьбы родителей детей-сирот / под ред. Т.З. Козловой. М.: РОИОР: ИНФРА – М, 2010.
38. Колков, В.В. Системный подход в социальной работе: мeтодологичeский сeминар / В.В. Колков. - М.: Институт социальной работы, 1997. – 254 с.
39. Кондрат, Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / Е. Кондрат // Almamater. – 2011. – №4. – С. 16-19.
40. Криволапова, Н.А. Социально-педагогический подход в профессиональном самоопределении школьников / Н.А. Криволапова // Социальная педагогика в России. – 2010. – № 3. – С. 78-84.
41. Крылова, Т. Социально-педагогическая поддержка постинтернатной адаптации воспитанников детского дома/ Т. Крылова // Беспризорник. – 2010. - № 1. – С. 63-72.
42. Кузнецова, Е.Л. Материалы для разработки программы предпрофильной подготовки «Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения» / Е.Л. Кузнецова // Практика административной работы в школе. – 2013. – № 4. – С. 47-51.
43. Кундозерова, Л.И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот как средства их социальной защиты: дис… д-ра пед. наук: 13.00.01 / Кундозерова Людмила Ивановна. – М., 2012. – 347 с.
44. Курилко, Л.В. Постинтернатный патронат - современная форма социализации выпускников детских домов/ Л.В Курилко // Социальная работа. – 2008. - № 3. – С. 52-57.
45. Лещенко, А. Постинтернатное сопровождение детей-сирот / Л. Лещенко // Беспризорник. – 2011. - № 3. - С. 32-35.
46. Мальцева, А.В. Социально-педагогическое сопровождение детей- сирот в медицинском учреждении / А.В. Мальцева // Социальная педагогика.
– 2009. - № 4.- С. 11-17.
47. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Мардахаев. –М.: ИЦ «Академия», 2002. –368 с.
48. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. –2010. -№ 6. –С. 4-11.
49. Мацурова, Н. Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома «Надежда» / Н. Мацурова // Социальная педагогика в России.
– 2009. – № 2. – С. 43-45.
50. Медведев, Д.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников / Д.С. Медведев // Профильная школа. – 2013. – № 1. – С. 33-38.
51. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности
/ Л.М. Митина. – Воронеж: МОДЭК, 2009. – 400 с.
52. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 200 с.
53. Назарова, И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот / И.Б. Назарова. – М.: МОНФ, 2000. – 150 с.
54. Назарова, И.В. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни / И.В. Назарова // Социс. – 2001. - №4.- с.70-77.
55. Новикова, С. Жизненные ценности и профессиональное самоопределение старшеклассников / С. Новикова // Директор школы. – 2005. – №8. – С. 74-80.
56. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.; ТЦ. Сфера, – 2002. – 480с
57. Овчинников, А. Экономическое образование детей-сирот / А. Овчинников // Народное образование. – 2009. – № 10. – С. 187-192.
58. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ООО «А ТЕМП», 2007. -944 с.
59. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Олифриенко. М: ИЦ «Академия», 2002. – 256 с.
60. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
61. Очирова, А.В. Семейная политика: законодательство и практика / А.В. Очирова // Социальная работа. - 2009.-№ 6. –с.12-17
62. Паневин, А.В. Жилищные проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: пути их решения / А.В. Паневин // Социальная педагогика. – 2010. - № 5.- С. 56-59.
63. Покровская, А.В. Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников / А.В. Покровская // Воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 17-22.
64. Поломорец, Н. Служба сопровождения и школа приемных родителей / Н. Поломорец // Социальная педагогика в России. – 2009. - № 6.- С. 50-53.
65. Полушкина, Н.И. Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения / Н.И. Полушкина // Социал. педагогика. - 2010. - № 5. - С. 38-41.
66. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. – 2009. – №5. – С. 33-37.
67. Постинтернатная адаптация детей-сирот / Под ред. Л.М. Шипицыной, И.Г. Абрамовой. – СПб.: Питер, 2001. – 88 с.
68. Присяжная, Н.В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство / Н.В. Присяжная // СоцИс. – 2007. - № 11. - С. 54-63.
69. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб.пособие для студ. вузов / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников; рец. Е.А. Климов, М.С. Савина. – М.: Академия, 2010. – 495 с.
70. Пустовойт Н. В., Сизанова Т. В. Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия) // Молодой ученый. – 2014. – №13.
71. Путинцева, С.Л. Служба постинтернатного сопровождения: первые результаты работы / С.Л. Путинцева // Социальное обслуживание. – 2011. № 1. - С. 77-92.
72. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб: Мастера психологии, 2000. – 816 с.
73. Ракитина, Н.Н. Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений / Н.Н. Ракитина // Социальная педагогика. – 2010. - № 5. - С. 44-51.
74. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В., Сапожникова, Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, Т.Н. Сапожникова.
– Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – 108 с.
75. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.М. Сафронова. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
76. Селенина Е.В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников / Е.В. Селенина // Детский дом. – 2008. - № 28. – С. 32-40.
77. Слярова, Т.В., Янушкавичева, О.Л. Возрастная педагогика и психология: учеб.пособие / Т.В. Слярова, О.Л. Янушкавичева. - М.: Покров, 2004.- 142 с.
78. Сорвина, А.С. Социальная работа: тeория и практика: учeб. пособиe
/ А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 452 с.
79. Степанов, Н.С. Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома как фактор подготовки к самостоятельной жизни / Н.С. Степанов // Профильная школа. – 2013. – № 2. – С. 18-23.
80. Теория и методика социальной работы: краткий курс / под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, МГСК, 2004. – 214 с.
81. Тибаткина, А. Судьба выпускников школ-интернатов: постинтернатное сопровождение / А. Тибаткина // Социальная педагогика в россии. – 2010. - № 1. - С. 19-27.
82. Тоистева, О. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / О. Тоистева // Социальная педагогика. – 2010. –№1. – С. 50-54.
83. Толстых, Н.Н. Некоторые особенности мотивации и временной перспективы детей-сирот из учреждений / Н.Н. Толстых // Психологическая наука и образование, 2009. – № 3. – С. 33-43.
84. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. –М.: ВЛАДОС, 2012. –432 с.
85. Холостова, E.И. Технология социальной работы: учeб. Пособиe / E.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М., 2001 г. – 365 с.
86. Шовина, Е.Н. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений / Е.Н. Шовина. – Мурманск: Изд-во МГПУ, 2010.
87. Шульга Т. И. Социально-психологические основы постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». Режим доступа: www.evestnik-mgou.ru / E-mail: evest_mgou@mail.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ