Введение
Глава 1. Основные направления исследования гендера и концепта в современной науке
1.1. Теоретические основы гендерологии
1.1.1. Истоки возникновения гендерных исследований
1.1.2. Основные парадигмы гендерных исследований
1.1.3. Языковое конструирование гендера
1.1.4. Фиксация и актуализация гендерных различий в рамках
художественного текста
1.1.5. Содержательные и функциональные особенности гендерных стереотипов
1.2. Научное понятие «концепт». Концептосфера и концептуальная система.
1.2.1. Концепт в теоретическом освещении
1.2.2. О концептосфере, концептуальном пространстве и концептуальной системе
1.2.3. Структура концепта STRENGTH
Выводы по главе 1
Глава 2. Особенности энциклопедического поля в структуре концепта STRENGTH
2.1. Сегмент «Физическая сила»
2.2. Сегмент «Психическая сила»
2.3. Сегмент «Жизненные силы»
2.4. Сегмент «Социальная сила»
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной научной литературы
Список источников фактического материала
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию гендерных особенностей актуализации концепта «strength» в произведениях современной художественной литературы на английском языке.
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений общих гуманитарных исследований является гендерология. Уже с 60х-70х годов XX века изучение гендерных характеристик не просто входят в сферу интересов ученых, оно представляет собой отдельную междисциплинарную область гендерных исследований, занимающуюся проблемами языка и отражения в нем пола как фактора, играющего ключевую роль в формировании особенностей мужского и женского речевого поведения.
В данной работе рассматриваются основные направления развития гендерологии и концептологии. Формирование когнитивного пространства индивида происходит в большой степени благодаря знакомству с родным языком, несущим в себе массу культурных кодов, социальных стереотипов и моделей поведения, основанных на гендерной дифференциации. Важное место в сложившейся в рамках гендерологии гендерной лингвистике как раз и занимает вопрос о принципах анализа «мужских» и «женских» концептов, закрепившихся в лексико-семантической системе языка. Также большое внимание уделяется исследованию способов репрезентации гендерно обусловленных характеристик человека в языке, тексте, дискурсе.
Цель работы заключается в выявлении и последующем анализе языковых механизмов, используемых в современной англоязычной художественной литературе при конструировании гендерных различий.
В связи с этим в работе предполагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить положения современных научных исследований в области когнитивной лингвистики с целью разработки теоретических основ исследования репрезентации концепта STRENGTH в современной англоязычной литературе.
2. Определить особенности структуры концепта STRENGTH.
3. Выявить и систематизировать концептуальные признаки, формирующие концепт STRENGTH.
4. Проследить механизмы актуализации гендерных особенностей актуализации изучаемого концепта.
Актуальность работы обуславливает большой интерес научного сообщества к проблеме гендерного фактора в связи с общей антропоцентрической направленностью современной лингвистической науки. Данная работа выполнена с применением аппарата гендерной лингвистики и теории социального конструктивизма, активно обсуждаемых как отечественными, так и зарубежными учеными ( Е.Гриценко, П.Бергер, С.Фарелл, Д.Лорбер и многие другие ). Проведение анализа с позиции гендерного конструктивизма представляет собой наиболее современное направление гендерной лингвистики.
Новизна исследования заключается в демонстрации возможности актуализации гендерных стереотипов в современном художественном тексте, изначально не посвященном лингвистической проблематике.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате настоящего исследования могут быть использованы в научных и образовательных целях при дальнейшем изучении влияния гендера на когнитивное пространство носителей языка и отражение этого феномена в художественной литературе.
Отбор материала происходил методом сплошной выборки, путем выделения в интересующих нас произведениях современных писателей текстовых фрагментов, характеризующихся наличием фактической актуализации концепта «strength». В качестве иллюстративного материала использовались также контекстуальные примеры из электронного корпуса British National Corpus и его американского аналога - Corpus of Contemporary American English. В сформированную выборку вошли произведения аторов как женского пола, так и мужского, дабы раскрыть общие тенденции в интерпретации и воспроизведении гендерных особенностей речи.
В качестве исследовательских методов анализа были использованы: метод контекстуального анализа, помогающий выделять концептуальные признаки на основе элементов смысла; лексико-семантический метод при изучении языковых аспектов конструирования гендерных различий, а также метод дискурс-анализа.
Теоретической базой послужили работы как отечественных, так и зарубежных лингвистов, социологов, психологов.
Работа состоит из введения, двух глав ( теоретической и исследовательской ), выводов по каждой главе и заключения. Во введении дается представление об актуальности исследования, определяются цели, задачи, формулируется объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения гендерных аспектов интерпретации текста, освещаются современные подходы к вопросам гендера, анализируются основы современного подхода к изучению метафоры.
Во второй главе определяются концептуальные признаки рассматриваемого концепта, анализируется специфика актуализации гендерных характеристик на примерах из произведений современной англоязычной литературы.
В ходе проведенного исследования был рассмотрен концепт «STRENGTH» во всех его четырех связанных друг с другом аспектах, а именно : «Физическая сила» <-* «Жизненные силы»<-Л «Психическая сила»«-> «Социальная сила». На материале из современной художественной литературы ( с 1980 года издания ) нами были проанализированы особенности вербализации репрезентации концепта «STRENGTH» и особенности его репрезентациии гендерной детерминированности.
В ходе исследования мы узнали, что в современной литературе феномен силы в целом оценивается носителями английского языка положительно, приобретая негативную оценку в тех случаях, когда она не контролируется интеллектом и морально-этическими нормами, трансформируясь в
насилие.
Исследование силы в аспекте научного познания позволило установить, что данный феномен в различных его ипостасях привлекал внимание психологов, философов, антропологов, социологов. Изучение научных работ соответствующей направленности позволяет констатировать, что в самом общем виде, безотносительно к какой-либо конкретной отрасли знания, силу человека можно дефинировать как способность, благодаря которой объект в состоянии выполнять какие-либо действия (физические, интеллектуальные, волевые, социальные), либо противостоять внешнему воздействию. Этот признак является общим и в семантике всех рассмотренных нами лексических репрезентантов концепта СИЛА, что было зафиксировано в результате дефиниционного анализа языкового материала.
В настоящее время большой интерес научного сообщества к проблеме гендерного фактора связан с общей антропоцентрической направленностью современной лингвистической науки. Исследования в этой области открывают ряд перспектив в сфере преподавания лингвистики, также помогает улучшению понимания представителями нелингвистических лисциплин (например, психологами) процессов конструирования гендерной идентичности и характерными особенностями ее репрезентации в тексте.
1. Ангелова М.М. "Концепт" в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М., 2004. - С. 3-10.
2. Апресян, Ю.Д. Избранные труды. Том 1. Лексическая семантика / Ю.Д. Апресян. - 2-е изд-е, испр. и доп. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 472 с.
3. Воркачев С.Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии // ВЯ. 1997. № 4. С.115-124
4. Воробьева, Наталья. [ Электронный ресурс ] / URL : http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub 5 102[ 21.04.16]
5. Воронина О.А. «Философия пола» М.: Русское слово, 2000. - С. 388¬407
6. Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. М.: Academia, 2002. - С. 8-33.
7. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с
8. Гриценко. Е.С. Язык как средство конструирования гендера: - Тамбов. 2011 - 48с.
9. Гриценко Е.С., Гончаренко Ю,В. Гендер и этичность // Новгород 2004 с. 44-53
10. Елмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике.
Вып.1 / М., 1960.С.131-256
11. Ефремов А.В. [ Электронный ресурс ] / URL : http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-kontsepta-i-kontseptualnoe-prostranstvo[ 16.04.16 ].
12. Жеребкина И. Феминистская литературная критика.// Введение в гендерные исследования. Ч.1, С.-П., 2001,С.555
13.Здравомыслова Е.А. , Темкина А.А. [ Электронный ресурс ] / URL : http://www.nir.ru/sj/sj/34-zdrav.htm[18.03.16]
14. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Изд-во «Питер», 2002. - С. 88-112
15. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык Год выпуска: 1996Издательство: Центр«Петербургское востоковедение»;Количество страниц: 288
16. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языко- вая личность. М., 1987. С. 48-68.
17. Кирилина, А. В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Кирилина. - М.: РОССПЭН, 2004. - 252 с.
18. А.В. Кирилина ГЕНДЕР: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (монография)Москва 1999
19. Кирилина, А. В. Гендерные стереотипы в языке [ Электронный ресурс ] / URLhttp://owl.ru/win/womplus/2003/01 06.htm[ 04.04.16 ]
20. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. Спб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
21. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Монография. Волгоград, 2001.С.40-59
22. Красных, В.В. / Этнопсихология и лингвокультурология, курс лекций - М,Гнозис 2002.
23. Леонтьев А.Н. ОБРАЗ МИРАИ збр. психолог, произведения, М.: Педагогика, 1983, с. 251-261.
24. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв.РАН-СЛЯ 1993г.
С. 3-9
25. Макаров, В. В. Философия и социология пола : монография / В. В. Макаров, И. В. Василен- ко. - Волгоград : Изд-во гос. техн. ун-та, 2002. - 188 с.
26. Маслова В. Лингвокультурология Для студентов высших учебных заведений Москва 2001
27. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./ Р.С. Немов, 5-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2004. - Кн.1. Общие основы психологии. - 687 с.
28. Нерознак В.П. Языковая личность в гендерном измерении М, 1999
С. 70-71
29. Павиленис, Р.И. Проблема смысла [Текст] / Р.И. Павиленис. - М.: Мысль,1983.-286с.
30. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003а. -193 с.
31. Попова, З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во «Истоки», 2007. - 226 с.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 720 с.
33. Слободчиков, В.И. Психология человека (введение в психологию субъективности) [Текст]: уч. пос. для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-пресс, 1995. - 420 с.
34. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.С.40-43
35. Стернин, И.А. Методика исследования структуры концепта [Текст] / И.А. Стернин// Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / под ред. И.А. Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С.58-65.
36. Стернин, И.А. Макроструктура концепта [Текст] / И.А. Стернин // Труды по когнитивной лингвистике. - Кемерово: КемГУ, 2008. - С. 100- 106.
37. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.С.94-97,216-135
38.. Фромм, Эрих. Человек для себя [Текст] / Э. Фромм / пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. - Минск: «Коллегиум», 1992. - 253 с.
39. Хачмафова З.Р. Гендерная стратификация языка женской прозы (на материале русского и немецкого языков) [Текст] / Хачмафова Зайнета Руслановна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена [Текст]. - СПб., 2010. - N 120. - С.186-196.
40. Шейгал, Е. Власть как концепт и категория дискурса [ Электронный
ресурс ] URL :
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/scheig_vlast.php
41. CANDACE WEST and DON H. ZIMMERMAN Doing Gender Gender
& Society 1987 1: 125
42. West, Zimmerman «Doing Gender» [ Электронный ресурс ] / URL : https://campus.fsu.edu/bbcswebdav/institution/academic/social sciences/ sociology/Reading%20Lists/Social%20Psych%20Prelim %20Readings/IV.%20Structures%20and%20Inequalities/1987%20West%20Zimmerman%20-%20Doing%20Gender.pdf[ 20.05.16 ]
43. Farrell, W. The Myth of Male Power [Text] / W. Farrell. - New York. - Berkley Trade, 1993. - 488 p.
44. Jespersen, O. 1922. Language: Its Nature, Development and Origin.
London:Allen & Unwin. 460 р
45. Kovecses, Z. The Conceptual Structure of Happiness [Text] / Z. Kovecses// Studies across Disciplines in the Humanities and Social Sciences. - Helsinki, 2008.-P.28-40.
46. Lakoff, G. Metaphors We Live By [Text] / G. Lakoff, M. Johnson / Chicago: The University of Chicago Press, 1980. - 242 p.
47. Lakoff, R. Language and Women’s Place / R. Lakoff - New York: Harper and Row, 1975. - 83 p.
48. Mellor B. Deficit, Dominance, Difference [ Электронный ресурс ] / URL :http://bcur.org/journals/index.php/Diffusion/article/view/134/115[ 07.03.16 ]
49.O’Barr, Atkins Women’s language or powerless language? - N.Y. Praeger, 1980 - P.93 - 110.
50.. Rubin G. The traffic in women: Notes on the«political economy» of sex // Toward an Antropology of Women. - N. Y., 1975. - PP. 157-210. ((Chapter 1 was originally published in Rayna Reiter, ed., Toward an Anthropology of Women (New York: Monthly View Press, 1975), 157- 210.The version included here is from Karen Hansen and Ilene Philipson, eds.,Women, Class, and the Feminist Imagination (Philadel- phia: Temple,1990), 74-113. ))
51.Spender, D. Man Made language, 2nd edition / London, Pandora, 1980.
52.Stoller, Robert; Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity, Science House, New York City (1968) 383 p.
53. Stryker S., Whittle S., The Transgender Studies Reader, New York: Routledge, 2006, 752p.
54.Sunderland, Jane. [ Электронный ресурс ] / URL :http://npu.edu.ua/le-book/book/djvu/A/iif kgpm 0415311039.pdf[ 18.01.16
55.Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York: Arrow Books,1986.
British National Corpus [Electronic resource] /URL : http://www.natcorp.ox.ac.uk/
Corpus of Contemporary American English [Electronic resource] /URL : http://corpus.byu.edu/coca/
Общая психология [Текст]: словарь / под ред. А.В. Петровского. - М.: Изд- во «ПЕР СЭ», 2005.- 251 с.
AMH - Chimamanda Ngozi Adichie. Americanah. [ Electronic resource] / URL :https://elahwangu.files.wordpress.com/2015/03/america..
AT - McEwan, Ian. Atonement. [ Electronic resource] /
URL :http://www.skitsap.wednet.edu/cms/lib/WA01000495/Cent..
BBT - Jean Allard. Big Bear's treaty: The road to freedom./Inroads # . , Iss. 11; pg. 108, 62 pgs 2002.
COK - Martin, R.R.George. A Clash of Kings. [ Electronic resource] / URL : https://juarezrd.files.wordpress.com/2013/12/book-2-a..
CP - Walker, Alice. The Color Purple. [ Electronic resource] /
URL :https://vk.com/doc4040784 295978829?hash=1ce10c51e00c..
EVD - Zedde, Fiona. Every dark desire / New York : Kensington ; London : Turnaround [distributor],2007.
FC - Palahniuk, Chuck. Fight Club [Electronic resource] /URL:https://vk.com/doc143790965 392508382?hash=672fee48c1..
GM - King, Stephen. Green Mile [Electronic resource] /URL:http://www.readanybook.com/online/565294
HLP - Stockett, Kathryn. The Help [ Electronic resource] /
URL :https://mrmarossi.files.wordpress.com/2014/07/the-hel..
INRY - Tessa Brown / IN REFERENCE TO YOUR RECENT
COMMUNICATIONS# . Harper's Magazine Vol. 310, Iss. 1860; pg. 81, 3 pgs2005 (May)
LB - Sebold, Alice. The Lovely Bones. [ Electronic resource] / URL :http://hrsbstaff.ednet.ns.ca/ engramj a/ENG 11/The love..
LL - Pratchett, Terry - Lords And Ladies. [Electronic resource] /URL:http://audiobook-online.com/wp-content/uploads/2013/0..LRS - . Ahern, Cecilia. Love, Rosie. [Electronic resource] /URL:http://www.kkoworld.com/kitablar/sesilia-ahern-goy-qu..LOF - Dixon, Dianne. The Language of Secrets. [ Text ] / New York : Doubleday,Edition: 1st ed, 2010.
MM - Crocker, Michael W./ Moulsworth's "Memorandum": An Analytical Concordance/ Critical Matrix / 1996 (Jan)
MOTG - Sheldon, Sidney. Master of the Game. [Electronic resource] /URL: http://bookmanzil.blogspot.ru/2014/08/master-of-game-..
MSB - Cartwright, Gary. Main Squeeze Blues./Texas Monthly/# Sep2006, Vol. 34 Issue 9, p156-236, 12p, 2c 2006
NTB - Sparks, Nicolas. Notebook. [Electronic resource] /URL:https://vk.com/doc-55532331 290935055?dl=cf7b6e366a05..OBG - Other Boleyn Girl [Electronic resource]
/URL:ftp://121.17.126.74/data1/ts01/english/novel/batch001/201005112113083 026.pdf
OSS - Pittman, Allison. On Shifting Sand. [Electronic resource] /URL: https:// sites.google.com/site/oginkhv/ On-Shifting-Sand
PBLS - Roberts, Nora. Public Secrets. Bantam Books, New York 1990. PDS - Barbara, Neil. The Possession of Delia Sutherland. [Electronic resource] /URL:http://dev.quabook.com/view?filename=The.Possession.O..
PS - King, Stephen. Pet Semetary. [ Electronic resource] / URL :http://royallib.com/read/King Stephen/Pet Sematary.ht..
SF - See, Lisa. Snow Flower and the Secret Fan. [Electronic resource] /URL: http://wp-blogs .moundsparkacademy.org/dalbo-regional-..
SH - Rennison, Nick, Sherlock Holmes : the unauthorized biography /New York : Grove Pr,2007
STD - Land, Jon. Strong darkness New York, NY : Forge, a Tom Doherty Associates Book,Edition: First edition. 2014.
TOT - Makanin, Vladimir. The Old-Timers. / The Kenyon Review / Summer 2011
TTW - Niffenegger, Audry. Time Traveler’s Wife[Electronic resource] /URL: https://vk.com/doc11226586 313119922?hash=23d6a341cb9..
WSP - Banks, Iain. The Wasp Factory. [Electronic resource] /URL:http://ae- lib.org.ua/texts-c/banks the wasp factory..
WOAP - Debus, Andre. Woman on a Plane. [ Text ] / Ploughshares, # Fall92, Vol. 18 Issue 2/3, p64, 4p 1992.
WWB - Giffin, Emily. Where we belong. [Electronic resource]
/URL:https://www.goodreads.com/reader/19262-where-we-belong
YDWK - Jackson, Lisa. You don’t Want to Know. [Electronic resource] /URL:https://d40d05613948c8d7247d8cceb4a9b26a7ec81720.goog..