ВВЕДЕНИЕ 3
II. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЕГО
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИШЕЛЕМ ФУКО 9
III. «УПРАВЛЕНИЕ ЖИВЫМИ» М. ФУКО: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТА
ИСТОРИИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА 13
IV. ГЕНЕАЛОГИЯ ИСПОВЕДИ 21
4.1. Истинностный режим 22
4.2. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан: крещение как испытание
истиной 28
4.3. Аврелий Августин: открытие индивидуальной истории 33
4.4. Отношение Я - Другой 36
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
VII. Приложение
Человек на протяжении долгого времени вопрошает о себе, как на протяжении истории человечества, так и на протяжении собственной жизни. Кажется, что та трансформация человечества, связанная с поиском смысла жизни, истины о самом человеке, которую К. Ясперс назвал «осевым временем» , тревожит каждого из нас, начиная с ранней юности вплоть до последнего вздоха. Тема познавательной деятельности, того, что так неуклюже в русском языке называют «практиками себя», тема исповеди, как одной из наиболее известных и общепринятых структур субъективации, неизбежно всплывает на поверхность философского и культурного дискурсов. Человек снова и снова обращается к исповеди и уповает на «искупительную роль авторского слова от первого лица».
И теперь, когда религиозный аспект исповедального дискурса отходит на задний план, исповедь, как способ собственной манифестации в христианстве, модифицируется в нечто новое, нами еще не понятое и не осознанное. Ее понимание и восприятие неразрывно связано с нормами, с моральными ценностями в тот или иной период развития человеческого общества, с понятиями добра и зла, содержательное наполнение которых менялось на протяжении времени. В узком смысле слова, исповедь - это «инструмент» авраамических религий (христианства, иудаизма, ислама) признания своих грехов перед Богом, с последующим раскаянием. Но исповедь предстает и в более широком смысле, не только как признание осознаваемых человеком проступков, промахов, жизненных ошибок, но и как мучительный поиск истины о самом себе, акт ее выражения, «говорения правды» о себе. В данной работе нас будет интересовать не столько содержание исповеди, хотя казалось бы, что именно те тайны и грехи, в которых исповедуется человек, являются самыми существенными; но для нас первостепенным будет структура и функции исповеди и покаяния как особых видов практической деятельности, включенной в сеть коммуникативной инфраструктуры и социальных отношений, того, что принято называть «практиками себя».
Актуальность данного исследования имеет множество предпосылок, которые уходят своими корнями в античность, если не еще глубже. Человек постоянно находится в поисках себя и в поисках способов себя найти. Одним из первых философов, обративших свое внимание на человека является Сократа, именно с именем этого мыслителя связывают начало антропологической традиции в философии. Ведь если мы вспомним «Апологию Сократа», то есть возможность в ней увидеть то самое зерно, которое позднее преобразуется в христианскую исповедь. Хотя Р.В. Светлов пишет о том, что не следует воспринимать речи Сократа как исповедь: «Сократ — орудие богов и высшего разума, его едва ли стоит толковать с точки зрения того драматургического поиска себя, через который описывается человек в христианской и постхристианской цивилизации. Образ Сократа — это явление эпического ряда» . В статье «Сократ и исповедь» Р. В. Светлов говорит о том, что Сократу не нужна исповедь, так как мудрец следует тому, о чем ему говорит даймон, ему не за чем оправдываться и не в чем кается.
Не стоит забывать про античную «заботу о себе» , подробно описанную у Мишеля Фуко в одноименном третьем томе «Истории сексуальности», в котором он подробно анализирует античные практики себя. Но сама исповедь входит в жизнь европейского человека вместе с христианством. Она развивается. Если изначально исповедуются публично и только один раз при крещении, то позже исповедь становится тайной. Одним из основных разработчиков учения о тайной исповеди является Фома Аквинский (лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino, 1225 - 1274 гг.). Есть мнение, что тайная исповедь существовала еще в раннем христианстве, но «в ранней церкви существовало публичное покаяние и тайна исповеди утвердилась лишь на IV Латеранском соборе (1215 г.). Фома Аквинский дал обоснование этому принципу и разобрал различные коллизии, возникающие в связи с этим» . Под тайной исповедью подразумевается непубличная исповедь, лишенная общественной демонстрации. Следует различать тайну и таинство, как обряд не всегда сопряженный с тайной. Так крещение является таинством, но не тайной. С переходом к индивидуальной тайной исповеди, начинает формироваться индивид, данный переход «способствовал формированию особой персональной субъективности исповедующегося, предполагавшей углубленность в себя и умение анализировать свои душевные переживания и поступки» .
В современном мире, где потребности индивида, которые прежде удовлетворялись посредством исповеди, теперь реализуются через (другие) практики, связанные с выражением истины о себе - таковы не только традиционные мемуары, автобиографии, но многообразные интервью, брифинги, ток - шоу и тому подобные информационно - зрелищные «мероприятия» - нам необходимо разобраться с тем, что побуждает человека к манифестации себя посредством истины, к самовыражению посредством демонстративного признания в «правде о себе»?
На первый взгляд проблеме исповедального дискурса уделяли внимание не такое большое количество исследователей, кажется, что тема исповедальности не является еще достаточно разработанной в философско- антропологическом аспекте. Этому впечатлению мы обязаны, прежде всего, колоссальному значению, которое в истории европейской философской и культурной традиции имеет «Исповедь» Аврелия Августина, как один из главных и общеизвестных памятников исповедального дискурса; именно Августина Жак Ле Гофф называет самым читаемым автором средневековья, выделяя среди его работ прежде всего «Исповедь». Это создает стойкое впечатление, что у истоков поиска истины о себе находится произведение литературы, с которого как бы и начинается то, что связано с исповедью, процесс самопознания, имеющий одновременно и исповедальный и универсальный характер.
Разумеется, между произведением литературы и повседневной жизнью людей - дистанция огромного размера. Осознать значение этой дистанции, не умаляя значения произведения, в современной философии удалось, прежде всего, благодаря творчеству Мишеля Фуко, эвристическим возможностям используемых им концептов дискурса и практики. Основным источником размышлений в предпринятой работе послужат лекции Мишеля Фуко "Управление живыми", которые он читал в Коллеж де Франс в 1980 году. Вышеуказанные лекции были опубликованы на французском языке совсем недавно, в 2012 году, а английское и немецкое издания вышли еще позднее, на русский лекции еще переведены не были, что позволяет надеется не только на учебно-теоретическое, но и практическое значение предпринятой работы. Кроме лекций «Управление живыми», Мишель Фуко посвятил исповеди главу в своих лекция «Ненормальные», которые он прочел в Коллеж де Франс в 1974-1975 годах. В своей лекции от 19 февраля 1975 года, Фуко размышляет об исповеди и покаянии в свете говорения о себе и сексуальности. Важным текстом для понимания философии Мишеля Фуко и в частности для понимания практик себя, исследованию которых французский мыслитель посвящает большое количество работ, является «переводческое послесловие» А.Г. Погоняйло, написанное к лекциям Фуко «Герменевтика субъекта».
Хорошим примером исследования исповеди в контексте антропологии повседневности могут служить работы Б.В. Маркова, а также материалы конференций центра изучения средневековой культуры, посвященные исследованию истоков формирования самосознания европейского человека.
Если объектом исследования считать рефлексивное обращение человека к поиску истины о себе, признание этой истины перед лицом другого и воздействие этого обращения и признания на адаптацию человека к собственной судьбе, то его предметом - исследование дискурсивных практик формирования и трансформации исповедального дискурса, прежде всего исследования раннего христианства, предпринятые в работах М.Фуко, той совокупности истоков исповедального дискурса, исследование которой, вслед за Мишелем Фуко, можно назвать генеалогией исповеди. Вместе с тем анализ исповедального дискурса позволяет надеяться на достижение цели - изучение влияния исповеди на нормализацию человеческого поведения и психики в целом. Исследование исповедального дискурса, помогает не только приблизиться к пониманию современного индивида, возможно, отыскать ту точку, видение которой позволяет преодолеть тонкие формы отчуждения, характерные для европейского человека и его истории.
Как уже говорилось, для решения задач, поставленных в исследовании, используются методы текстологического и генеалогического анализа. Как известно, генеалогический метод исторического исследования был разработан Фридрихом Ницше. Хотя в работах немецкого философа мы не находим систематического изложение данного метода, но само содержание «Генеалогии морали» позволило Мишелю Фуко использовать генеалогический способ исследования вслед за Ницше: «Исследование «генеалогии морали», предпринятое Ницше, стало образцом для генеалогических исследований Фуко: он стремится показать, что полезность того или иного института ещё ничего не говорит о его возникновении». Генеалогический метод главным образом заключает в себе иной взгляд на историю. Если классическая наука рассматривает историю как последовательность событий, вытекающих одного из другого, как завещал нам Гегель, то Фуко настаивает на необходимости рассматривать такие дискурсивные практики, когда в истории что - то происходит впервые. Не рассматривать то или иное явление вообще, а трактовать его в связи с эффектом власти. В своей вступительной речи в Коллеж де Франс в 1970 году, Фуко говорит о необходимости переписать интеллектуальную историю, в которой, подчас, исторические события связаны со способами их выражения в языке, со способами перевода с одного языка на другой, о чем свидетельствует и пример нашей работы.
Подводя итоги проделанной работе, нельзя признать тему исповедального дискурса закрытой даже в формате исследований, осуществленных мэтрами европейской современной философии, не говоря о данной выпускной квалификационной работе. У нее, скорее, открытый финал.
В начале мы проследили основополагающие понятия и концепты генеалогического подхода к истории, разработанного М. Фуко. У французского философа понимание истории и исторических процессов оказалось связанным с анализом власти в качестве предмета генеалогии. Фуко анализирует дискурсы, как результаты власти вместе с ее материализованными последствиями, важнейшим из которых является истинностный режим.
Предметом анализа, скорее обзора стали лекции, прочитанные М. Фуко в Коллеж де Франс в 1980 году под названием «Управление живыми». Их «концептуальная карта» генеалогии истинностного режима и исповедального дискурса позволяет проследить развитие «практик себя» в раннем христианстве и не только. Ведь начинает свои лекции Фуко вообще с Эдипа, и лишь затем переходит к Тертуллиану и «Патырю» Гермы.
Контекстом анализа исповеди предстает не только истина как таковая, а контекст истинностного режима, контекст власти. Фуко ставит вопрос «о цене, которую должен уплатить субъект за то, чтобы сказать правду... какое обратное действие на субъекта оказывает то обстоятельство, что он сказал, мог сказать и сказал, истину о себе самом». Понять как исповедальный дискурс влияет на индивида, как он работает в нормализации его поведения и психики, анализ практик себя помогает нам лучше понять современного человека, его историю. Современный человек, стремясь познать истину о себе, понять процессы, позволяющие изменить самого себя, а, значит, и общество неизбежно сталкивается с вопросом о власти, с формами и способами ее существования, с отношением к ней. И тогда вопрос истины о себе приобретает свою цену. Тогда наиболее важно все, что связано с принятым решением, последствия которого изменить нельзя.
1. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступительная статья А.А. Столярова. — М.: «Ренессанс», СП ИВО — СиД, 1991, С. 488
2. Автоновома Н. С. Введение / Слова и вещи. Археология гуманитарных наук // Санкт-Петербург, 1994, С.7-26
3. Бандуровский К. В. Фома Аквинский о тайне исповеди, Вербум 2016, С. 81-91
4. Дьяков А. В. Открытая философия: Фуко и Ницше// Хора. 2007. № 1-2. С.60-68
5. Зиновьева А. А. Проблема «Другого» в философии М. М. Баххтина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, Выпуск № 1 / 2011, С. 13-22
6. Карсавин Л.П. Святой Августин и наша эпоха // Символ, Париж 1992, С.233-241
7. Литвинский В. М. Исповедь и рефлексия (По мотивам «Исповеди» А.Августина), Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2016. Вып. 1, С.38-44
8. Марков Б. В. Люди и знаки // Санкт-Петербург / Наука, 2011, С.665
9. Марков Б.В. Исповедь и признание // Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. / Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997 г. Отв.ред. М.С. Уваров Санкт-Петербург: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997. C.51.
10. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали Академический проект, 2007, С.357
11. Пастырь Гермы Присцельс // 1997 (текст издания 1862 г. «Памятники древней христианской письменности», т.2.). Вступительная статья и комментарии И. С. Свенцицкой.
12. Погоняйло А. Г. Исповедальные практики: вопрос описания «Вербум», Издательство Псковского государственного университета, Выпуск 18, 2016 г. С. 7-14
13. Погоняйло А. Г. Мишель Фуко. История субъетивности Герменевтика субъекта // Санкт-Петербург, «Наука» 2007 С. 597-662
14. Светлов Р. В. Сократ и исповедь // Вербум 2016, С. 29-33
15. Тертуллиан О покаянии// Библиотека Отцов и Учителей Церкви Западных. Киев: Киевская Духовная Академия, 1915. Том 31
16. Фуко М. Археология знания. Пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга (Серия «Au Pura. Французская коллекция») 2004, С. 412
17. Фуко М. Герменевтика субъекта, Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франсе 1981—1982 учебном году/М. Фуко; Пср.сфр. А. Г. Погоняйло. — СПб.: Наука, 2007.—С. 676
18. Фуко М. Дискурс и истина / Логос 2 ( 6 5 ) 2008, C. 159-262
19. Фуко М. Забота о себе / История сексуальности // Т. 3. — Киев: Дух и Литера, 1998. С.
20. Фуко М.. Ненормальные. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году СПб.: Наука, 2005. — С. 432
21. Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978—1979 уч. году / Пер. с фр. А. В. Дьяков. — СПб.: Наука, 2010. — 448 с.
22. Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970— 1984: В 3 ч.: Ч. 3 / Пер. с фр. Б. М. Скуратова под общ. ред. В. П. Большакова. — М.: Праксис, 2006. — 311 с.
23. Чемодуров К. В. Философская исповедь: от Античности до Возрождения / К. В. Чемодуров // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 1 (41). - стр. 90
24. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Москва 1978 г., С. 422
Литература на немецком языке:
1. Foucault M. Die Regierung der Lebenden, Vorlesungen am College de France 1979-1980. Ubersetzt von Andrea Hemminger, Suhrkamp Verlag, 496 Seiten
2. MeBner R. Feiern der Umkehr und Versohnung, in: Meyer, Hans Bernhard, u.a.(Hg.): Gottesdienst der Kirche. Handbuch der Liturgiewissenschaft, Regensburg: Pustet 1992, 215 Seiten