Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семья в исламе: социологический анализ на материалах по Санкт-Петербургу

Работа №58929

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Семья и ислам: теоретико-методологические аспекты 6
1.1. Семья: понятийный аппарат и методологические подходы 6
1.2. Ислам как религиозная культура 10
1.3. Географическое и этническое пространство ислама 15
Глава 2. Семья в исламе: традиции и современность
2.1. Особенности мусульманской модели семьи и брака 18
2.2. Модель взаимоотношений родителей и детей в исламе 21
2.3. Особенности мусульманской модели семьи в России
2.4. Проблемы мусульманской семьи в России 35
Глава 3. Социологический анализ семьи в исламе: пилотажное исследование на
примере мусульман Санкт-Петербурга 41
3.1 .Программа исследования Принципиальное планирование
исследования 41
3.2. Основные процедуры анализа данных 44
3.3. Оценка результатов социологического исследования 51
Заключение 58
Список использованных источников 63
Приложения

На современном этапе развития цивилизации остро встал вопрос уважения религиозных культур различных стран. В мире существует несколько видов религиозных культур: православная религиозная культура, ислам как религиозная культура, буддизм, иудаизм и пр.
Значительная часть населения земли исповедает ислам. Многие мусульманские страны и народы России исповедают ислам. Он влияет на все стороны жизни человека, в том числе и на семейные отношения.
Семья в исламе имеет свои специфические черты и особенности, корни которых уходят в далекое прошлое, когда были написаны священные книги и сформированы традиции и обычаи. Одним из центральных вопросов являются семейно - брачные отношения в мусульманстве. Законы шариата имеют значительной влияние в странах Ближнего Востока, Африке, Азии и у некоторых народов России. Следует отметить. В мире насчитывается 58 стран - участниц Организации исламского сотрудничества. В России доля мусульманского населения составляет 15%, что составляет 21,6 млн. человек [10, с.122 ].
Особенностью мусульманской семьи является тот факт, что брачно - семейные отношения подвергаются значительной регламентации.
Поскольку в российских городах живут мусульманские семьи, вклад мусульман в жизнь нашего общества довольно значителен. Кроме того в предпринимательской среде России также присутствуют представители мусульманской диаспоры. Они участвуют как в экономической жизни России, так и в культурной жизни.
Актуальность темы диктуется тем, что в настоящее время необходимо знать особенности мусульманской семьи, чтобы максимально избежать межэтнических конфликтов и националистических выступлений. Следует с уважением относиться к традициям и обычаям различных религиозных культур, в том числе и к исламу.
Кроме того сейчас институт семьи претерпевает значительные изменения. В российском обществе наряду с положительными явлениями, такими как рост рождаемости, происходят и негативные: увеличение разводов, рост неблагополучных семей, рост отказных детей при живых родителях и пр. Встает вопрос. А что же происходит в мусульманских семьях сейчас? Как сказывается цивилизация на взаимоотношения в мусульманской семье?
Все это предопределяет актуальность выбранной темы.
Целью данной дипломной работы является проведение социологического анализа семьи в исламе.
Для достижения данной темы в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать теоретические основы ислама как регулятора семейных
отношений ( ислам как религиозная культура. особенности мусульманской модели семьи и брака, дети в мусульманской семье);
- рассмотреть особенности и проблемы современной мусульманской семьи в России ( положение женщины в семье, проблемы мусульманской семьи в России);
- провести социологическое исследование особенностей мусульманской семьи ( принципиальное планирование исследования, основные процедуры анализа данных, оценка результатов социологического исследования).
Объект исследования: мусульмане, исповедующие ислам.
Предмет исследования: семейные отношения, возникающие в рамках религиозной культуры ислам.
База исследования: мусульмане Санкт-Петербурга
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и синтез проблемы на основе изучения литературы.
2.Эмпирическое исследование: сравнение, аналогия.
3. Социологический метод ( опрос, анкетирование )
3. Статистический анализ. Использование графических методов исследования.
Теоретической и методологической базой исследования послужили структурно-функциональный анализ и гендерный эгалитарный подход.
Информационной основой исследования послужили статистические данные и данные социологических исследований.
Структура работы:
•Введение
•Глава 1. Семья и ислам: теоретико-методологические аспекты
•Глава 2. Семья в исламе: традиции и современность
•Глава 3. Социологический анализ семьи в исламе: пилотажное исследование на
примере мусульман Санкт-Петербурга
•Заключение
•Список использованных источников
•Приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании выполненной работы следует сделать следующие выводы.
В работе исследованы особенности мусульманской модели семьи и брака. Широко представлен понятийный аппарат. Было установлено, что ислам — это монотеистический вид религии, составная часть мировых религий, ее последователями являются мусульмане. В работе обобщены различные подходы понятий брака, семьи, супружества. В состав семьи могут входить не только муж и жена, но и их дети, родственники и просто люди, связанные с другими членами семьи.
В работе проведено исследование ислама как религиозной культуры мусульман. Последователи ислама считают, что семейные правила предписаны самим Аллахом как совокупность его обязательных к выполнению норм и предписаний. В работе исследованы вопросы современной мусульманской семьи.
Было выявлено, что численность людей, исповедующих Ислам постоянно растет. В России граждан, исповедующих ислам насчитывается 26 с лишним млн. человек. Однако не все мусульмане соблюдают ислам и законы шариата. Кроме того, современная жизнь внесла свои коррективы в религиозность мусульманской семьи. В работе было установлено, что основными фактами, которые свидетельствуют о трансформации семейных ценностей ислама являются следующие:
- ослабление мусульманской семьи, выражающееся в росте числа разводов, распространении так называемых « гражданских браков» и других видов социального партнерства;
- рост нуклеарных семей. Это означает распад мусульманских семейных кланов, обособление семей друг от друга;
- снижение рождаемости;
- увеличение числа неполных семей;
- распространение случаев сознательного не вступления в брачные отношения и поиск других форм взаимоотношений.
В работе проведено социологическое исследование семьи в исламе на примере мусульман Санкт-Петербурга. Для этого был выбран метод анкетного опроса. В опросе участвовало 80 человек мусульман разного возраста, разного социального статуса. При этом мужчины составили 52%, женщины - 48%. Анкета содержала вопросы, касающиеся семейных ценностей мусульман.
Исходя из проведенного исследования можно заключить, что для мусульман г. Санкт-Петербурга характерны следующие семейные ценности. Они либо совпадают с ценностями ислама, либо приобретают модифицированную форму ислама.
Почти все опрошенные мусульмане имеют детей. Как правило мусульманская семья имеет двух и более детей. Это тоже свидетельствует о поддержании традиций ислама, ибо дети по исламу считаются главной ценностью семьи и родителей.
Опрос показал, что есть отступления от традиций ислама. Некоторые ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о развитии демократических принципов и отступление от семейных ценностей ислама. Это означает, что происходит переход от патриархальной модели семьи ( в которой главой является муж) к эгалитарной, в которой существует равноправие супругов на на принципах партнерства.
Наметились изменения и в планировании семьи. Для ислама характерна нерегулируемая рождаемость. Сейчас, как показало исследование, происходит переход от нерегулируемой рождаемости детей к регулируемой и сознательному родительству и планированию числа детей в семье.
Происходит трансформация взглядов и на воспитание детей в семье. По исламу детей следует наказывать, если они не начинают молиться Аллаху с 7 лет.
Исследование показало, что число мусульман, которые считают, что детям надо помогать и применять мягкие меры воспитания больше, чем мусульман, выступающих за жесткие меры воспитания. Это происходит потому, что долгие годы мусульмане, как и люди других религий, находились под влиянием советского атеизма.
Сохранилась семейная ценность ислама относительно выбора мужа и жены. Больше половины участвующих в проекте видят свою вторую половину такой, какой им ее даст Аллах.
Таким образом социологическое исследование показало, что в основном современные мусульмане Санкт- Петербурга придерживаются семейных ценностей и традиций ислама. Тем не менее глобализация современной жизни внесла свои коррективы. Некоторые заповеди ислама в области семейных отношений понимаются мусульманами по своему и несколько расходятся с их классической трактовкой. Поэтому в настоящее время Духовное правление мусульман проводит работу по восстановлению и сохранности традиций ислама. Доказательством тому является проведение специальных мероприятий и семинаров.



1. Аз-Зухейли В. Мусульманская семья в современном мире / В. Аз- Зухейли. - М.: Аль-Китаб, 2010. - 504 с.
2. Анурин В.Ф. Религия как фактор социальной интеграции / Социс. - 2013. - №1. - С. 135 - 146.
3. Аляутдинов Ш. Перевод смыслов священного Корана / Ш. Аляутдинов.- Спб.: Диля, 2011. - 612.с.
4. Балтанова Г.Р. Руководство молодой мусульманки / Г.Р. Балтанова - М.- СПб.: Диля, 2010. - 172 с.
5. Боголюбский И. Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством. Опыт историко-апологетического исследования. - Самара: Омега, 1885. - 385 с.
6. Букет из сада речений Пророка и его домочадцев / Составитель Амаль Факих Имани. - Исфахан: Из-во Амир- аль - Моминин Али Лайбрери, 2011. - 375 с.
7. Вагабов М.В. Ислам в истории и глобализирующемся мире / М. В. Вагабов, Н. М. Вагабов. - Махачкала : Дагест. кн. издательство, 2009. - 640 с.
8. Вахба аз-Зухейли. Мусульманская семья в современном мире. - М.: Аль Китаб, 2010. - 504 с.
9. Гараджа Е.И. Социология религии / Е.И. Гараджа. - М.: Аспект -пресс, 2010. - 364 с.
10. Галиева Г.И. Конструирование модели мусульманской семьи в современных условиях // Тезисы докладов III Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения: социальные процессы в современной России: традиции и инновации». - М.: КДУ, 2010. - С.122 - 124.
11. Галиева Г.И. Современная семья в исламе: теоретико-эмпирический анализ // Национальная идентичность России и демографический кризис /Материалы II Всероссийской научной конференции - М.: Научный эксперт, 2008.- С. 639 - 645.
12. Гевондян А.С. Роль ислама в общественно- политической жизни народов Северного Кавказа / А.С. Гевондян, В.И.Чистяков // Развитие социально¬культурной сферы Юга России: материалы региональной научно-практической
конференции молодых ученых, г. Краснодар: ООО «Просвещение-Юг», 2010 - С. 270 - 273.
13. Дудина В.И. Эпистемические матрицы социологического знания / В.И. Дудина. - Спб.: Из-во СПбГУ, 2013. - 222 с.
14. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе (на примере Башкортостана) / Социс. - 2014. - №9. - С. 73 - 76.
15. Касаткина А. П. Некоторые проблемы семьи и брака в системе российского законодательства и мусульманской традиции // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 181-185.
16. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности / Г.М. Керимов. — СПб.: Из-во Диля, 2008. — 512 с.
17. Коран / перевод с арабского М.Н. Османова. - М.: Ладомир, 1996. - 725 с.
18. Кильберг-Шахзадова Н.В. Ценностная парадигма в ис- следовании семьи / Н.В. Кильберг-Шахзадова, Б.Б. Хубиев // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. - Нальчик. - 2012. - № 2. - С. 72- 73.
19. Лимэн О. Введение в классическую исламскую философию. - М.: Наука, 2010. - 274 с.
20. Манукян Ю.К. Государственно-конфессиональные отношения в современной России / Ю. К. Манукян, Р А. Тараско. - Ростов-на-Дону : Из-во СКНЦВШ, 2005. - 246 с.
21. Макарова И.А. Понятие «брак» в контексте научных теорий // Вестник Челябинского государственного университета. Философия, социология - 2014. - № 17.- С. 121- 125.
22. Мусульманка и ее личность в свете Корана и Сунны / пер. Е. Сорокоумова.- М.:. Социология и право. - 2013. - №12. - С.17-25.
23. Массэ А. Ислам. Очерки истории / А. Массэ. - М.: Прогресс, 1986. - 274 с.
24. Островская Е.А. Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий.- СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2005. - 377 с.
25. Прозоров С.М. Ислам как Умма / С.М. Прозоров. - М.: Омега, 2011. - 544 с.
26. Пасандиде С. Ислам в России - реальность и вымысел / Власть. - 2013. - №
11. C. 185 - 187.
27. Порохнюк Е.В. Роль ислама как ведущей ценности внутрисемейных отношений восточной семьи / Экономикаидеологическая система. М.: Наука, 2004. - 482 с.
28. Резван Е.А. Коран и его мир / Е.А. Резван. - СПб.: Питер, 2001. - 473 с.
29. Реалии российского многоженства / http://umma.ru/fetvi/semya/4668-realii- rossij skogo-lmnogozhenstvar
30. Рождественский М.С. Неожиданный шариат / М.С. Рождественский. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 494 с.
31. Родионов М.А. Ислам классический. СПб. : Из-во Питер, 2011. - 383 с.
32. Сагитова Л.В. Традиционное и новое в исламе: кейс Средняя Елюзань / Л.В. Сагитова / / Социс . - 2012. - №2. - С.104 - 114.
33. Силантьев Р.А. Ислам в современной России / Р.А. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2008. - 576 с.
34. Священный Коран/ Маулана Мухаммед Али. - США, 1999. - 685 с.
35. Саидзода М. Наилучшая мораль / М. Саидзюда. - Хучанд, 2012. - 117 с.
36. Сейед Камал Факих Имани. Букет из сада речений Пророка и его домочадцев / http://www.alhassanain.com/russian/book/
37. Туякова Н.Б. Система ценностей в современном исламском обществе / Н.Б. Туякова // Вестник Карагандинского государственного университета. Сер.
«Право». - 2010. - № 2. - С.21 - 27.
38. Ханаху Р.А. Исламская община республики Адыгея. Текущая ситуация и тенденции развития / Р.А. Ханаку, О.М. Цветков/ Социс. - 2014. - №9. - С. 97 - 105.
39. Шишелякина А.Л. Добрачные стратегии татарок в условиях трансформации российского общества // Женщина в Российском обществе, 2012. № 1. С. 17-25.
40. Эпидемия разводов среди мусульман // http: // nikahsunna.com/operator/ polls /239/.
41. Юзмухаметова Л.Ш. Семейные ценности в исламской культуре / Международная научно - практическая конференция.- Казань, 2014. - С.120 - 123.
42. Яхьяев М.Я. Методологические аспекты социологических исследований ислама./М.Я. Яхьяев, Г.Б. Байсаидова / Исламоведение. - 2012. - № 4.- С. 54 - 63.
43. http ://www.imam .ru/hadis/hadits .html
44. www.islamica.ru- сайт центра исламских исследований
45. www.muslimheritage.com- сайт об исламской культуре
46. www/ safmohd.wordpress.com.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ