Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития памяти у детей младшего школьного
возраста 8
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«память» 8
1.2. Особенности процесса развития памяти у детей младшего школьного
возраста 17
1.3. Формы и методы развития памяти у младших
школьников 25
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов развития памяти у младших школьников 34
2.1. Исследования уровня памяти у младших школьников 34
2.2. Реализация программы развития памяти у младших школьников 41
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной
работы 45
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
В науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение памяти в процессе обучения остается одной из важнейших проблем психологии. Тем не менее, изучению проблемы развития памяти посвятили свои труды отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.С. Выготский [3], Л.В. Занков [6], А.Н. Леонтьев [11], А.Р. Лурия [12], С.Л. Рубинштейн [21], А.А. Смирнов [23] и многие другие.
Особенности психологического развития младших школьников изучали в своих трудах В.В. Давыдов [4], П.Н. Зинчено акцентировал свое внимание на непроизвольно запоминании [7]. Внеклассная деятельность является фактором формирования гражданственности и патриотизма подростков, данная тема была затронута Н.Ю. Зубенко [8], развитие памяти было изучено З.М. Истоминой [9], А.Л. Лурия дал определение большой памяти [12], в своей книге В. Я. Луадас рассматривал развитие памяти в процессе [14], он же изучал развитие памяти в процессе обучения [15], А.А. Смирновым были рассмотрены особенности различия памяти [22], также проблемы психологии в развитии памяти [23].
Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как- то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить противоречие: между необходимостью
развивать память у детей младшего школьного возраста для обеспечения эффективности процесса обучения, с одной стороны, и недостаточным количеством исследований по изучению развития памяти и педагогических программ, направленных на развитие памяти у детей младшего школьного возраста, с другой стороны.
Выявление противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие памяти у младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса развития памяти у детей младшего школьного возраста будет эффективен, если:
-опираться на сущностные характеристики понятия «память»;
- учитывать возрастные особенности процесса развития памяти у детей младшего школьного возраста;
- раскрыть основные формы и методы развития памяти детей младшего школьного возраста во внеклассной работе;
- разработать и реализовать психолого-педагогическую программу «Завязать на память на узелок » направленную на развитие памяти у младших школьников.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «память».
2. Определить особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить эффективные формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
4.Опытно - экспериментальным путем проверить эффективность разработанной программы, направленной на развитие памяти у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, социальной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
-эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем,
учащимися, тестирование с применением таких диагностических методик, как «Методика заучивания 10 слов А.Р. Лурия», «Методика изучения логической памяти», «Методика изучения зрительной произвольной памяти
Р.С. Немова».
-методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу данного исследования составили:
концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучное понятие «память» Л.С. Выготский [3], Л.В. Занков [6], А.Н. Леонтьев [11], А.Р. Лурия [12], С.Л. Рубинштейн [21], А.А. Смирнов [23] и многие другие.
Опытно-экспериментальной базой составили: младшие школьники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Г имназия
№ 40» города Казани Республики Татарстан. В эксперименте приняли учащиеся вторых классов, в составе 28 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической и социальной литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования, осуществлялся констатирующий этап исследования.
На втором ( опытно - экспериментальном ) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы взаимодействия с детьми младше школьного возраста с целью развития памяти.
На третьем (обобщающем) этапе поводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировалось теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем, выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста, которые нашли отражение в программе «Завязать на память узелок!».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Завязать на память узелок!» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений воспитателями, психологами и социальными педагогами с целью развития памяти у детей младше школьного возраста.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти и проведя экспериментальное исследование, можно говорить о том, что развитие памяти детей младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем.
В связи с этим целью нашего исследования было выявить эффективные формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста. И вслед за целью мы наметили ряд задач.
Далее мы более подробно остановимся на освещении результатов нашего исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «память». Решая эту задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили, что под памятью подразумевается запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.
2. Определяя особенности памяти у детей в младшем школьном возрасте, мы выявили следующие особенности памяти у детей младшего школьного возраста:
- память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания;
- показателем произвольности служат приемы запоминания. Основным приемом является многократное прочитывание всего материала;
- в младшем школьном возрасте учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем.
3. Решая третью задачу, мы проанализировали психологопедагогическую литературу и выявили, что наиболее эффективными методами и формами развития памяти у детей младшего школьного возраста являются игра, упражнение, беседа, классный час и соревнование. Эффективность данных форм и методов была проверена в ходе формирующего эксперимента, где была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Так же эти данные подтверждает проведенная математическая обработка данных. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям памяти.
4. Решая четвертую задачу, мы разработали программу «завязать на память узелок!», направленную на развитие памяти детей младшего школьного возраста. После формирующего этапа, на котором происходила апробации программы, мы выявили следующие изменения в уровнях развития памяти:
На контрольном этапе исследования мы выявили, что в группе исследуемых доминирующим уровнем стал средний уровень развития произвольной вербальной памяти и составил 54% (15 человек). Высокий уровень развития произвольной вербальной памяти повысился с 0% до 18% (изменения на 18%), средний уровень повысился с 50% до 54% (изменения на 4%), низкий уровень соответственно понизился с 50% до 28% (изменения на 22%).
В контрольной группе испытуемых преобладает средний уровень развития логической памяти и составляет 46% (13 человек). Высокий уровень развития логической памяти повысился с 11% до 18% (изменения на 6%), средний уровень повысился с 25% до 46% (изменения на 21%), низкий уровень соответственно понизился с 64% до 36% (изменения на 28%).
На контрольном этапе в группе испытуемых доминирующим стал хороший уровень зрительной произвольной памяти и составил 50% (14 человек). Высокий уровень развития зрительной произвольной памяти повысился с 25% до 43% (изменения на 18%), хороший уровень повысился с 46% до 50% (изменения на 4%), средний уровень повысился с 7% до 22% (изменения на 15%), низкий уровень соответственно понизился с 7% до 0% (изменения на 7%).
Полученные результаты дают нам основания считать, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась. Разработанная программа может использоваться по развитию памяти с младшими школьниками.
1. Аксеев В.Г. Пакет психодиагностических методик. // В.Г. Аксеев. - Иркутск: ИГПИ, 2011. - 134 с.
2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системнодеятельностный подход к изучению познавательных процессов: учебнометодическое пособие. // А.Г. Асмолов. - М.: Наука, 2015. - 253 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1999. - 244 с.
4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / под ред. М.Ю. Забродина. - Воронеж: Институт практической психологии, 1996.- 562 с.
5. Бергсон А. Две памяти. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., Че Ро, 2014. - 255 с.
6. Блонский П.П. Память и мышление. // П.П. Блонский. - М.: Инфра - М, 2015. - 243 с.
7. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008 с.
8. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников / В. В. Давыдов. - М.: Юнити-Дана, 1990.- 160 с.
9. Данилова Е.Е. Развитие памяти // Первое сентября. - 2002. - № 9. - 64 с.
10. Дубровинова И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровниа. - М.: Воронеж, 2000. - 356 с.
11.Зинченко П.Н. Непроизвольное запоминание / П.Н. Зинченко. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 564 с.
12.Зубенко Н.Ю. Внеклассная деятельность как фактор формирования гражданственности и патриотизма подростков // Педагогические науки. -
2010. - №1. - С. 36-38.
13. Истомина 3.М. Развитие памяти: Учеб.-методическое пособие / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 2005. - 119 с.
14. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2006. - 347 с.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М: МГУ, 1981. - 584 с.
16. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М.:МГУ, 1994. - 96 с.
17. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Г. М. Лямина. - М.: Просвещение, 1981. - 250 с.
18. Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1976. - 253 с.
19. Ляудис В. Я. Развитие памяти в процессе обучения: Дис. доктора психол. наук / В.Я. Ляудис. - М., 1978. - 420 с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер,
2010. - 592 с.
21. Немов Р.С. Психология: Кн. I. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: «ВЛАДОС», 2010. - 687 с.
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для выс. пед. учеб. заведений: в 3 книгах. Кн. 2 / Р.С. Немов. - М.: «ВЛАДОС», 2013. - 608 с.
23. Павленко Э.К. Память, логика, внимание / Э.К. Павленко. - М.: Мир,
2011. - 250 с.
24. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учеб.
пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: Российское
педагогическое агентство, 1996. - 270 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009 - 720 с.
26. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А.А. Смирнов. - М.: АПН, 1999. - 221 с.
27. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. - М.: Просвящение, 1966. - 424 с.
28. Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей / А.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1976. - 256 с.
29. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 2001. - 123 с.
30. Столяренко Л.Д.Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2013. - 458 с.
31. Хрестоматия игровых приемов обучения / Иванова К.И. - М.: Флинта, 1999. - 259 с.
32. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2005. - 176 с.
ЗЗ.Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
34. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 1990. - 154 с.
35. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с