ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Особенности развития континентального шельфа российской Арктики 5
1.2. Правовые основы организации деятельности на Арктическом
континентальном шельфе РФ 17
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТАМОЖЕННОГО
ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИИ 25
2.1. Природно-ресурсный элемент таможенного потенциала Арктического
континентального шельфа России 25
2.2. Арктическая транспортная система как элемент таможенного потенциала
континентального шельфа России 36
2.3. Характеристика таможенных органов, функционирующих в Арктической
зоне РФ 46
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО
ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 52
3.1. Проблемы развития таможенного потенциала Арктического шельфа РФ...52
3.2. Основные направления развития таможенного потенциала арктического
континентального шельфа РФ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 88
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Особенности развития континентального шельфа российской Арктики 5
1.2. Правовые основы организации деятельности на Арктическом
континентальном шельфе РФ 17
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТАМОЖЕННОГО
ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИИ 25
2.1. Природно-ресурсный элемент таможенного потенциала Арктического
континентального шельфа России 25
2.2. Арктическая транспортная система как элемент таможенного потенциала
континентального шельфа России 36
2.3. Характеристика таможенных органов, функционирующих в Арктической
зоне РФ 46
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО
ПОТЕНЦИАЛА АРКТИЧЕСКОГО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 52
3.1. Проблемы развития таможенного потенциала Арктического шельфа РФ...52
3.2. Основные направления развития таможенного потенциала арктического
континентального шельфа РФ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 88
Раскрытие таможенного потенциала арктического шельфа России является задачей государственной важности, так как арктическая зона представляет собой колоссальный сырьевой резерв страны и относится к числу немногих регионов мира, где имеются практически нетронутые запасы углеводородного и минерального сырья.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что существует необходимость в разведке новых месторождений углеводородов, так как спрос на них с каждым годом все увеличивается, в то время как запасы разведанных месторождений постепенно истощаются.
Российские арктические регионы приносят стране больше средств, чем арктические регионы других стран вместе взятых. Колоссальные запасы углеводородного сырья и биологических ресурсов предполагают промышленное масштабное освоение арктической зоны. Для улучшения инвестиционного климата в Арктике транспортные и инфраструктурные проблемы выступают на первый план. Коммуникационная насыщенность арктической зоны России очень низка. Наземная транспортная сеть развита слабо, а воздушные и речные перевозки чрезвычайно дороги. В этих условиях для многих арктических районов морская транспортировка является единственным возможным методом перевозки грузов.
Тема, посвященная Арктическому континентальному шельфу, звучит на каждом мероприятии Североатлантического союза, и мотивируется это тем, что скоро Северный морской путь станет абсолютно свободным для мореходства в связи с потеплением климата и таяньем льдов, что повлечет за собой интенсивное развитие таможенного потенциала Арктического континентального шельфа РФ, а именно - увеличение объемов перевалки грузов, добычи углеводородного сырья, развитие транспорта и транспортной инфраструктуры.
Цель - Исследование таможенного потенциала арктического континентального шельфа РФ.
Задачи:
1. Раскрыть особенности развития континентального шельфа российской Арктики;
2. Определить правовые основы организации деятельности на Арктическом континентальном шельфе РФ
3. Рассмотреть природно-ресурсный элемент таможенного потенциала Арктического континентального шельфа России;
4. Выявить специфику Арктической транспортной системы как элемента таможенного потенциала континентального шельфа России;
5. Дать характеристику таможенных органов, функционирующих в Арктической зоне РФ;
6. Выявить проблемы развития таможенного потенциала Арктического шельфа РФ;
7. Обозначить основные направления развития таможенного потенциала арктического континентального шельфа РФ.
Объект - экономический потенциал России.
Предмет - таможенный потенциал арктического континентального шельфа России.
Методами изучения поставленной проблемы являются описание элементов таможенного потенциала арктического континентального шельфа РФ, анализ и синтез показателей деятельности таможенных органов, функционирующих в Арктической зоне РФ.
При написании ВКР были использованы нормативные акты международного и национального права, научные статьи и учебные пособия по теме работы. Кроме того, применялась аналитическая информация официальных сайтов Федеральной таможенной службы, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть».
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что существует необходимость в разведке новых месторождений углеводородов, так как спрос на них с каждым годом все увеличивается, в то время как запасы разведанных месторождений постепенно истощаются.
Российские арктические регионы приносят стране больше средств, чем арктические регионы других стран вместе взятых. Колоссальные запасы углеводородного сырья и биологических ресурсов предполагают промышленное масштабное освоение арктической зоны. Для улучшения инвестиционного климата в Арктике транспортные и инфраструктурные проблемы выступают на первый план. Коммуникационная насыщенность арктической зоны России очень низка. Наземная транспортная сеть развита слабо, а воздушные и речные перевозки чрезвычайно дороги. В этих условиях для многих арктических районов морская транспортировка является единственным возможным методом перевозки грузов.
Тема, посвященная Арктическому континентальному шельфу, звучит на каждом мероприятии Североатлантического союза, и мотивируется это тем, что скоро Северный морской путь станет абсолютно свободным для мореходства в связи с потеплением климата и таяньем льдов, что повлечет за собой интенсивное развитие таможенного потенциала Арктического континентального шельфа РФ, а именно - увеличение объемов перевалки грузов, добычи углеводородного сырья, развитие транспорта и транспортной инфраструктуры.
Цель - Исследование таможенного потенциала арктического континентального шельфа РФ.
Задачи:
1. Раскрыть особенности развития континентального шельфа российской Арктики;
2. Определить правовые основы организации деятельности на Арктическом континентальном шельфе РФ
3. Рассмотреть природно-ресурсный элемент таможенного потенциала Арктического континентального шельфа России;
4. Выявить специфику Арктической транспортной системы как элемента таможенного потенциала континентального шельфа России;
5. Дать характеристику таможенных органов, функционирующих в Арктической зоне РФ;
6. Выявить проблемы развития таможенного потенциала Арктического шельфа РФ;
7. Обозначить основные направления развития таможенного потенциала арктического континентального шельфа РФ.
Объект - экономический потенциал России.
Предмет - таможенный потенциал арктического континентального шельфа России.
Методами изучения поставленной проблемы являются описание элементов таможенного потенциала арктического континентального шельфа РФ, анализ и синтез показателей деятельности таможенных органов, функционирующих в Арктической зоне РФ.
При написании ВКР были использованы нормативные акты международного и национального права, научные статьи и учебные пособия по теме работы. Кроме того, применялась аналитическая информация официальных сайтов Федеральной таможенной службы, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть».
Таможенный потенциал арктического шельфа является неотъемлемой частью экономического потенциала и включает в себя запасы природных ресурсов, развитие транспортных сетей, научно-технический и экспортный потенциал, а так же характеристику таможенных органов, функционирующих в зоне исследуемого региона.
Для начала были раскрыты следующие особенности развития арктического континентального шельфа РФ: экстремальные природно-климатические условия; обеспеченность крупными запасами минерального сырья и полезных ископаемых; недостаточная изученность шельфовой территории; ограниченность транспортной доступности; отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры.
В ходе исследовательской работы были определены правовые основы организации деятельности на Арктическом континентальном шельфе РФ, которые закрепляются следующими нормативными источниками: 1) Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; 2)Федеральный закон N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации.
Далее был подробно рассмотрен природно-ресурсный элемент таможенного потенциала Арктического континентального шельфа России. Выяснилось, что начальные суммарные ресурсы углеводородов континентального шельфа России составляют 100 млрд т у. т. Основные ресурсы углеводородов сосредоточены в недрах Баренцева, Печорского, Карского и Охотского морей. При этом в недрах Баренцева и Карского морей преобладают газ и конденсат, в Печорском море — нефть, Охотское море обладает ресурсами нефти и газа. В настоящее время известно 25 месторождений.
На следующем этапе работы была выявлена специфика Арктической транспортной системы как элемента таможенного потенциала континентального шельфа России. Основой Арктической транспортной системы России является Северный морской путь. Он обеспечивает экономическую интеграцию арктических территорий с освоенными районами России, так и с другими странами мира, открывает возможность доступа к крупнейшим месторождениям углеводородов и водным биоресурсам арктической зоны, другим видам стратегического сырья.
Кроме того, были выделены основные проблемы развития таможенного потенциала Арктического шельфа РФ:
- низкая геологическая изученность шельфа Российской Федерации и связанные с этим высокие риски вложения инвестиций;
- неблагоприятные природно-климатические условия перспективных районов шельфа;
- отсутствие развитой инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки ресурсов недр континентального шельфа;
- отсутствие налоговых стимулов для потенциальных инвесторов в условиях существующего фискального режима;
- отсутствие необходимого оборудования для извлечения минеральных ресурсов;
- недостаточно разработанная нормативная база;
- наличие проблем, связанных с участками недр, расположенных на спорных территориях шельфа.
Несмотря на имеющиеся проблемы, препятствующие эффективному развитию таможенного потенциала Арктического шельфа РФ, было выявлено, что существует нормативно - правовая база, направленная на их решение. Согласно правовым актам, основными направлениями развития таможенного потенциала континентального арктического шельфа РФ являются: ^Формирование проектов организации комплексного изучения континентального арктического шельфа, подготовка запасов углеводородного сырья к их освоению на основе государственной программы разведки континентального шельфа. 2. Организация комплексных международных научно-исследовательских экспедиций для изучения окружающей среды (ледовой обстановки, уровня загрязнения морских вод, морских экосистем) и влияния на нее наблюдаемых и прогнозируемых климатических изменений. 3. Развитие транспортной инфраструктуры (дальнейшее развитие Северного Морского Пути, строительства газо- и нефтемагистралей). 4. Разработка и реализация системы мер государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне РФ путем их финансирования. 5. Обеспечение взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами. А так же, подготовка материалов по обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ в Арктике. 6. Разработка и внедрение современных транспортных средств и оборудования, адаптированных к использованию в арктических условиях.
Для начала были раскрыты следующие особенности развития арктического континентального шельфа РФ: экстремальные природно-климатические условия; обеспеченность крупными запасами минерального сырья и полезных ископаемых; недостаточная изученность шельфовой территории; ограниченность транспортной доступности; отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры.
В ходе исследовательской работы были определены правовые основы организации деятельности на Арктическом континентальном шельфе РФ, которые закрепляются следующими нормативными источниками: 1) Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; 2)Федеральный закон N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации.
Далее был подробно рассмотрен природно-ресурсный элемент таможенного потенциала Арктического континентального шельфа России. Выяснилось, что начальные суммарные ресурсы углеводородов континентального шельфа России составляют 100 млрд т у. т. Основные ресурсы углеводородов сосредоточены в недрах Баренцева, Печорского, Карского и Охотского морей. При этом в недрах Баренцева и Карского морей преобладают газ и конденсат, в Печорском море — нефть, Охотское море обладает ресурсами нефти и газа. В настоящее время известно 25 месторождений.
На следующем этапе работы была выявлена специфика Арктической транспортной системы как элемента таможенного потенциала континентального шельфа России. Основой Арктической транспортной системы России является Северный морской путь. Он обеспечивает экономическую интеграцию арктических территорий с освоенными районами России, так и с другими странами мира, открывает возможность доступа к крупнейшим месторождениям углеводородов и водным биоресурсам арктической зоны, другим видам стратегического сырья.
Кроме того, были выделены основные проблемы развития таможенного потенциала Арктического шельфа РФ:
- низкая геологическая изученность шельфа Российской Федерации и связанные с этим высокие риски вложения инвестиций;
- неблагоприятные природно-климатические условия перспективных районов шельфа;
- отсутствие развитой инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки ресурсов недр континентального шельфа;
- отсутствие налоговых стимулов для потенциальных инвесторов в условиях существующего фискального режима;
- отсутствие необходимого оборудования для извлечения минеральных ресурсов;
- недостаточно разработанная нормативная база;
- наличие проблем, связанных с участками недр, расположенных на спорных территориях шельфа.
Несмотря на имеющиеся проблемы, препятствующие эффективному развитию таможенного потенциала Арктического шельфа РФ, было выявлено, что существует нормативно - правовая база, направленная на их решение. Согласно правовым актам, основными направлениями развития таможенного потенциала континентального арктического шельфа РФ являются: ^Формирование проектов организации комплексного изучения континентального арктического шельфа, подготовка запасов углеводородного сырья к их освоению на основе государственной программы разведки континентального шельфа. 2. Организация комплексных международных научно-исследовательских экспедиций для изучения окружающей среды (ледовой обстановки, уровня загрязнения морских вод, морских экосистем) и влияния на нее наблюдаемых и прогнозируемых климатических изменений. 3. Развитие транспортной инфраструктуры (дальнейшее развитие Северного Морского Пути, строительства газо- и нефтемагистралей). 4. Разработка и реализация системы мер государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне РФ путем их финансирования. 5. Обеспечение взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами. А так же, подготовка материалов по обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ в Арктике. 6. Разработка и внедрение современных транспортных средств и оборудования, адаптированных к использованию в арктических условиях.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Экологические риски транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путём
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016



