МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования потребностей
1.1. Основные подходы к исследованию потребности, как социального
явления 6
1.2. Сущность и содержание образовательных потребностей в
социологическом понимании 12
1.3. Образовательные потребности в обществе потребления 15
Глава II. Эмпирическое социологическое исследование «Факторы формирования образовательной потребности молодежи»
2.1. Структурная модель взаимодействия потребностей и функций образования.
2.2. Программа социологического исследования
2.3. Анализ результатов социологического исследования 29
Заключение 48
Литература 50
Приложение 53
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования потребностей
1.1. Основные подходы к исследованию потребности, как социального
явления 6
1.2. Сущность и содержание образовательных потребностей в
социологическом понимании 12
1.3. Образовательные потребности в обществе потребления 15
Глава II. Эмпирическое социологическое исследование «Факторы формирования образовательной потребности молодежи»
2.1. Структурная модель взаимодействия потребностей и функций образования.
2.2. Программа социологического исследования
2.3. Анализ результатов социологического исследования 29
Заключение 48
Литература 50
Приложение 53
В последние десятилетия количество академических исследований и научных работ, посвященных теме "общества потребления", растет в геометрической прогрессии.
История активного изучения данного вопроса начинается лишь в середине прошлого столетия. Данная тема также все чаще затрагивается в современных произведениях искусства: художественной литературе, кино, живописи, архитектуре и пр. Неудивительно, ведь экспансивное вторжение капиталистического уклада в жизни большинства жителей планеты отразилось на наших мыслях и действиях; изменило и продолжает менять нас на всех уровнях нашего бытия: от культуры до быта. Стоит отметить, что разделения контекста культурного от контекста бытового в рамках социологического анализа недопустимо. Ю.М.Лотман писал в "Беседах о русской культуре": "Быт - это культура в одежде времени".1Культура - есть сквозной психосоциальный феномен, наблюдаемый как в локальном, так и в глобальном рассмотрении жизни земного общества, а образование есть в идеале условный инструмент повышения индивидуального и, как следствие, общественного уровня культурного развития.
Исследованию влияния глобальной экономики и конкурентно-потребительского уклада на жизнь современного земного общества посвящают себя сегодня и художественные авторы-популисты, философы, психологи, социологи, экономисты и даже представители классического естественнонаучного знания.
Высшее образование в общественном сознании исторически занимает центральное место и является ключом к жизненному успеху во всех отношениях: как с точки зрения "общества потребления" (финансовый и статусный фактор), так и с точки зрения классической педагогики (умение мыслить и обучаться); однако за этим обобщенным позитивным образом обнаруживается немало темных пятен и спутанных исторических шлейфов реальности.
Согласно Марксу и Энгельсу "образование - это инструмент идеологического конструирования социально - экономической иерархии в классовых обществах."2В качестве инструмента идеологического конструирования образование начинает формироваться в историческом горизонте общества капиталистического. Именно капиталистические производительные силы и общественные отношения порождают такую форму самосознания общества, как функционально специфицированные образование и воспитание. Функциональная дифференциация образования от религии и философии опосредуется, по Марксу и Энгельсу "дифференциацией и обособлением экономической сферы жизнедеятельности общества".
Критерии экономической мысли, выбирающей материальную выгоду в качестве главного интерпретационного фактора, пронизали нашу жизнь насквозь, и образовательная сфера не может являться исключением. Представление о высшем образовании и критериях его качества претерпевают неминуемые изменения как в сознании абитуриентов, так и в сознании административного и педагогического состава ВУЗов, не говоря уже о сознании широких масс.
М.Вебер не ставил перед собой задачу самостоятельного изучения образования как социологического феномена. Тема образования затрагивается им лишь исключительно в контексте анализа типов господства. Социальные функции образования по М.Веберу, согласно его взглядам, обуславливаются основой социального престижа. Тип господства определяет содержание образования. Социальный престиж, легитимируемый образовательными квалификациями, может быть превращен в экономическое преимущество. Функция образования по Веберу - в обосновании социально-экономической стратификации.
По К.Мангейму образование отражает национальные, институциональные, социальные и философские ценности, являясь средством воздействия на образ мышления и стиль жизни индивида. Изучение образования с необходимостью требует анализа его специфических целей, которые определяются обществом. В качестве примера, Мангейм приводит Германию и Советский Союз, в которых посредством образования формировались идейно-политические цели нации. Образование определяется, как средство социального контроля - один из инструментов формирования определенного типа личности, отвечающего социальным потребностям на данном этапе общественной самоорганизации.
Вместе с искажением роли и понятия образования в умах как образованных, так и необразованных людей планомерно искажается и сам педагогический институт общества, неминуемо попадающий под влияние незримого финансово-прагматического гипнотизера мировой конкуренции. Авторы "новой волны "философской мысли обращают внимание общественности на девальвацию знания в сегодняшнем мире, сопровождающуюся псевдо-технологическим прогрессом и кризисной гиперинфляцией валют.
Степень изученности
В основу работы легли теоретические положения следующих авторов:
• Теории потребностей Маслоу, Мюллера, Альдерфера, Герцберга;
• Социологические концепции Бодрийяра, Маркузе, Иванова, Юнга, Фромма, Шуклиной, Маркса и Энгельса.
Объект исследования: Образование и потребление как- социальные явления современности.
Предмет исследования: Образовательная потребность в условиях общества потребления.
Цель - выявить факторы и механизмы формирования образовательной потребности в современной молодежной среде.
Задачи:
• проанализировать основные аспекты потребности, как социального явления;
• рассмотреть основные подходы к изучению потребностей;
• рассмотреть проблему влияния общества потребления на мотивационную сферу людей;
• изучить образовательную потребность в контексте современной картины жизнеустройства;.
Изучение факторов, влияющих на построение образа высшего образования в сознании молодых людей, является актуальной и малоизученной на сегодняшний день проблемой, раскрытие которой может в будущем поспособствовать преодолению духовного кризиса XX века в веке XXI.
История активного изучения данного вопроса начинается лишь в середине прошлого столетия. Данная тема также все чаще затрагивается в современных произведениях искусства: художественной литературе, кино, живописи, архитектуре и пр. Неудивительно, ведь экспансивное вторжение капиталистического уклада в жизни большинства жителей планеты отразилось на наших мыслях и действиях; изменило и продолжает менять нас на всех уровнях нашего бытия: от культуры до быта. Стоит отметить, что разделения контекста культурного от контекста бытового в рамках социологического анализа недопустимо. Ю.М.Лотман писал в "Беседах о русской культуре": "Быт - это культура в одежде времени".1Культура - есть сквозной психосоциальный феномен, наблюдаемый как в локальном, так и в глобальном рассмотрении жизни земного общества, а образование есть в идеале условный инструмент повышения индивидуального и, как следствие, общественного уровня культурного развития.
Исследованию влияния глобальной экономики и конкурентно-потребительского уклада на жизнь современного земного общества посвящают себя сегодня и художественные авторы-популисты, философы, психологи, социологи, экономисты и даже представители классического естественнонаучного знания.
Высшее образование в общественном сознании исторически занимает центральное место и является ключом к жизненному успеху во всех отношениях: как с точки зрения "общества потребления" (финансовый и статусный фактор), так и с точки зрения классической педагогики (умение мыслить и обучаться); однако за этим обобщенным позитивным образом обнаруживается немало темных пятен и спутанных исторических шлейфов реальности.
Согласно Марксу и Энгельсу "образование - это инструмент идеологического конструирования социально - экономической иерархии в классовых обществах."2В качестве инструмента идеологического конструирования образование начинает формироваться в историческом горизонте общества капиталистического. Именно капиталистические производительные силы и общественные отношения порождают такую форму самосознания общества, как функционально специфицированные образование и воспитание. Функциональная дифференциация образования от религии и философии опосредуется, по Марксу и Энгельсу "дифференциацией и обособлением экономической сферы жизнедеятельности общества".
Критерии экономической мысли, выбирающей материальную выгоду в качестве главного интерпретационного фактора, пронизали нашу жизнь насквозь, и образовательная сфера не может являться исключением. Представление о высшем образовании и критериях его качества претерпевают неминуемые изменения как в сознании абитуриентов, так и в сознании административного и педагогического состава ВУЗов, не говоря уже о сознании широких масс.
М.Вебер не ставил перед собой задачу самостоятельного изучения образования как социологического феномена. Тема образования затрагивается им лишь исключительно в контексте анализа типов господства. Социальные функции образования по М.Веберу, согласно его взглядам, обуславливаются основой социального престижа. Тип господства определяет содержание образования. Социальный престиж, легитимируемый образовательными квалификациями, может быть превращен в экономическое преимущество. Функция образования по Веберу - в обосновании социально-экономической стратификации.
По К.Мангейму образование отражает национальные, институциональные, социальные и философские ценности, являясь средством воздействия на образ мышления и стиль жизни индивида. Изучение образования с необходимостью требует анализа его специфических целей, которые определяются обществом. В качестве примера, Мангейм приводит Германию и Советский Союз, в которых посредством образования формировались идейно-политические цели нации. Образование определяется, как средство социального контроля - один из инструментов формирования определенного типа личности, отвечающего социальным потребностям на данном этапе общественной самоорганизации.
Вместе с искажением роли и понятия образования в умах как образованных, так и необразованных людей планомерно искажается и сам педагогический институт общества, неминуемо попадающий под влияние незримого финансово-прагматического гипнотизера мировой конкуренции. Авторы "новой волны "философской мысли обращают внимание общественности на девальвацию знания в сегодняшнем мире, сопровождающуюся псевдо-технологическим прогрессом и кризисной гиперинфляцией валют.
Степень изученности
В основу работы легли теоретические положения следующих авторов:
• Теории потребностей Маслоу, Мюллера, Альдерфера, Герцберга;
• Социологические концепции Бодрийяра, Маркузе, Иванова, Юнга, Фромма, Шуклиной, Маркса и Энгельса.
Объект исследования: Образование и потребление как- социальные явления современности.
Предмет исследования: Образовательная потребность в условиях общества потребления.
Цель - выявить факторы и механизмы формирования образовательной потребности в современной молодежной среде.
Задачи:
• проанализировать основные аспекты потребности, как социального явления;
• рассмотреть основные подходы к изучению потребностей;
• рассмотреть проблему влияния общества потребления на мотивационную сферу людей;
• изучить образовательную потребность в контексте современной картины жизнеустройства;.
Изучение факторов, влияющих на построение образа высшего образования в сознании молодых людей, является актуальной и малоизученной на сегодняшний день проблемой, раскрытие которой может в будущем поспособствовать преодолению духовного кризиса XX века в веке XXI.
Степень полезности для человека высшего образования, безусловно, определяется не только функциональным качеством образования, как услуги в "обществе потребления", но в первую очередь мотивацией самого человека, его желанием узнавать новое и учиться у других, адекватной самооценкой и личностной гармонией.
Теоретическое фактологическое исследование демонстрирует, насколько сегодняшнее "общество потребления" подавляет естественное стремление молодых людей к непрерывному росту и самореализации; насколько внутренние конфликты и противоречия, связанные с коммуникацией с наиболее близкими людьми (семьей, учителями и друзьями), мешают молодым людям уверенно делать самостоятельный выбор и приводят к закреплению у них алгоритмов конформного поведения.
В рамках данной работы разносторонне теоретически рассмотрены и сопоставлены теории потребностей Маслоу, Адельфера, Мюррея и Герцберга, раскрывающие мотивационную сферу человека в различных аналитических разрезах; также представлены и проанализированы различные определения потребностей; описаны феномены потребительства и общества потребления в концепциях Маркузе, Бодрийяра, Иванова, раскрывающие механизм изменения сознания общества XXI века в историческом, социологическом, философском и психологическом аспектах.
В последней части работы приводятся выводы различных авторов о месте образовательной потребности в современном обществе с привидением взглядов Фромма, Юнга, Дюркгейма, Тарасенко и Шуклиной и описаны прогнозы возможных дальнейших путей развития образовательно-культурной сферы и педагогического института общества с учетом изменения общественного жизнеустройства.
Приводимые данные укладывают теоретический фундамент эмпирического исследования мотивационной сферы абитуриентов, студентов и преподавателей ВУЗов, проводимого автором работы с целью выявления более тонких граней и точных взаимосвязей факторов самосознания студентов и педагогов.
Феномен потребительства, возводящий деньги на вершину пирамиды ценностей современного человека в купе с усилением информационного шума во всех социальных институтах, способствует снижению мотивации молодых людей к осознанной образовательной деятельности, определяемой свободной волей и искренним желанием приобретать знания и навыки, однако феномен этот - есть реалия сегодняшнего мира; и наша задача - адаптировать институты общества под меняющийся мир, сделав модели более гибкими и среду - интерактивной.
Теоретическое фактологическое исследование демонстрирует, насколько сегодняшнее "общество потребления" подавляет естественное стремление молодых людей к непрерывному росту и самореализации; насколько внутренние конфликты и противоречия, связанные с коммуникацией с наиболее близкими людьми (семьей, учителями и друзьями), мешают молодым людям уверенно делать самостоятельный выбор и приводят к закреплению у них алгоритмов конформного поведения.
В рамках данной работы разносторонне теоретически рассмотрены и сопоставлены теории потребностей Маслоу, Адельфера, Мюррея и Герцберга, раскрывающие мотивационную сферу человека в различных аналитических разрезах; также представлены и проанализированы различные определения потребностей; описаны феномены потребительства и общества потребления в концепциях Маркузе, Бодрийяра, Иванова, раскрывающие механизм изменения сознания общества XXI века в историческом, социологическом, философском и психологическом аспектах.
В последней части работы приводятся выводы различных авторов о месте образовательной потребности в современном обществе с привидением взглядов Фромма, Юнга, Дюркгейма, Тарасенко и Шуклиной и описаны прогнозы возможных дальнейших путей развития образовательно-культурной сферы и педагогического института общества с учетом изменения общественного жизнеустройства.
Приводимые данные укладывают теоретический фундамент эмпирического исследования мотивационной сферы абитуриентов, студентов и преподавателей ВУЗов, проводимого автором работы с целью выявления более тонких граней и точных взаимосвязей факторов самосознания студентов и педагогов.
Феномен потребительства, возводящий деньги на вершину пирамиды ценностей современного человека в купе с усилением информационного шума во всех социальных институтах, способствует снижению мотивации молодых людей к осознанной образовательной деятельности, определяемой свободной волей и искренним желанием приобретать знания и навыки, однако феномен этот - есть реалия сегодняшнего мира; и наша задача - адаптировать институты общества под меняющийся мир, сделав модели более гибкими и среду - интерактивной.
Подобные работы
- МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Отношение студенческой молодежи к практикам ответственного потребления одежды: социологический анализ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - Образовательные стратегии молодежи в период постглобализации (на примере г. Мурманска)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Демонстративное потребление российской молодёжи в условиях рыночных отношений
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
(на примере г.Казани)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - Трансформация молодежной массовой культуры в современном обществе
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕДИАКОНТЕНТА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО СПБПУ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - ШОПИНГ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



