Введение 3
Дуэсса как образ католичества в «Королеве фей» Э. Спенсера 12
Цветовой символизм в образах персонажей первой книги «Королевы фей» Э. Спенсера 19
Образ Елизаветы Тюдор и его воплощение в первой книге «Королевы фей» Э. Спенсера 30
Словесные портреты Елизаветы I в творчестве Э. Спенсера в контексте эволюции искусства парадного портрета 39
Элементы рыцарского романа в структуре «Королевы фей» Э. Спенсера. .50
«Древности фейри» в структуре «Королевы фей» Э. Спенсера 53
Заключение 59
Библиография 63
«Королева фей» Эдмунда Спенсера занимает важное место в истории английской литературы и культуры, так или иначе она оказала влияние на творчество поэтов последующих поколений, равно как и на представление об елизаветинской эпохе. Поэма, по замыслу автора, должна была состоять из 12 книг (в будущем планировалось добавить еще 12). В итоге завершено было только шесть книг, фрагменты седьмой впоследствии стали известны как «Песни Изменчивости». Первые три книги были изданы в 1590 г., в 1596 г. увидели свет еще три книги, и, наконец, в издании 1609 г., уже после смерти Спенсера, были собраны все шесть книг и «Песни изменчивости».
Вот уже более чем два столетия «Королева фей» привлекает внимание исследователей. Начало критической традиции было заложено еще в XVIII веке Томасом Уортоном (Warton, 1754) [1] и Джоном Аптоном (Upton, 1758) [2]. Первой формой критического осмысления стали обширные комментарии, которые представляли собой эклектичный набор сведений об исторических аллюзиях и отсылок к средневековым текстам и Библии. В XIX веке все больше внимания начинает уделяться биографии поэта. Многие работы этого периода исследуют также моральную аллегорию, большое внимание уделяется толкованию отдельных эпизодов поэмы. На рубеже XIX и XX веков исследователи вновь обращаются к проблеме источников «Королевы фей», связей поэмы с античной и средневековой литературой. В целом, направления исследований, намеченные в XIX веке, продолжают разрабатываться и в настоящее время. Исследователи все чаще концентрируются на анализе отдельных эпизодов поэмы, мельчайших языковых взаимодействий внутри текста. В работах ученых XX века накоплен достаточный материал для того, чтобы попытаться осмыслить «Королеву фей» как литературное явление в целом, но уже на новом, по сравнению с попытками, предпринимавшимися в XIX веке, методологическом уровне.
На русском языке работ, посвященных Спенсеру и «Королеве фей» в частности, не так много. Одна из глав трехтомной «Истории английской литературы» (1943), написанная А.К. Дживелеговым, посвящена творчеству Спенсера [3]. Очерк творчества поэта за авторством М.А. Нерсесовой содержит «Краткая литературная энциклопедия» (1972), [4], в «Истории всемирной литературы», (1985) Д.М. Урнов касается творчества Спенсера в статье о поэзии XVI века [5]. В 1979 г. Н.М. Пьянова защитила первую диссертацию, посвященную творчеству Э. Спенсера, в которой значительное внимание уделялось «Королеве фей» [6]. На рубеже тысячелетий появились две статьи Л.П. Приваловой [7;8]. В 2001 и 2009 гг. вышли две монографии И.И. Буровой, посвященные малым поэмам Э. Спенсера [9; 10].
Актуальность работы обусловлена исключительной значимостью «Королевы фей» для представления об истории английской литературы эпохи Ренессанса. Малая изученность поэмы в отечественном литературоведении, а также отсутствие осмысления «Королевы фей» как литературного явления на концептуально новом уровне, по сравнению с работами ученых XIX - начала XX вв, обеспечивают научную новизну данного исследования.
В ходе предпринятого нами исследования, основные результаты которого изложены в работах, о которых ниже пойдет речь, ставилась цель прояснить механизм взаимодействия текстовой реальности «Королевы фей» и реальности елизаветинской Англии.
Исходя из цели исследования, были поставлены соответствующие задачи:
- выявить наиболее значимые составляющие идеологического контекста эпохи, которые могли найти отражение в тексте поэмы,
- проанализировать воплощение образа Елизаветы I в тексте «Королевы фей»,
- определить характеристики отрицательных персонажей, их связи с историческим контекстом,
- наметить соотношение между образом Англии и королевства фейри в тексте поэмы.
Цели и задачи, поставленные в ходе исследования, обусловили принятые нами методологические установки. Можно сказать, что работа велась на стыке таких дисциплин, как литературоведение, история, культурология. В ходе литературоведческого анализа ориентирами служили концепция «пристального чтения» (close reading), выработанная «новой критикой», с той поправкой, что результаты, полученные в ходе такого чтения, уточнялись через обращение к текстам современников. При анализе текста также использовались методы структурного анализа, разрабатываемые в работах Ю.М. Лотмана.
Другим важным методологическим ориентиром в ходе исследования служили труды ученых, работающих в жанре «интеллектуальной истории», истории идей (М. Фуко, С. Гринблатт, Ф.А. Йейтс). Важным было рассматривать поэму в свете не только современных ей событий, но и текстов, которые отражают эти события и идеи. Кроме текстов литературных, в ходе исследования мы обращались к текстам визуальным. При анализе произведений такого рода, опорой служила методология, выработанная такими учеными, как А. Варбург, Э. Панофский, М. Пастуро.
Эпоха Елизаветы сыграла важную роль в процессе формирования национального самосознания. Традиционно историки связывают это с реформацией церкви, которая завершилась в Англии в царствование Елизаветы, активным освоением англичанами американских земель, которое, помимо религиозных разногласий, стало одной из причин противостояния Англии и Испании, закончившегося триумфальной победой англичан над испанской Непобедимой армадой.
Средства, с помощью которых создавалась поэма, до некоторой степени также были обусловлены временем. На фоне подъема национального самосознания и интереса к прошлому страны в елизаветинской Англии наблюдался интерес к античному наследию. Отражение этого можно найти в тексте «Королевы фей», где присутствуют персонажи классической мифологии (Морфей, Эскулап, Эол, сатиры и др.), и, вместе с тем, действие происходит в королевстве фейри, упоминаются такие британские фольклорные реалии, как подмена детей эльфами. Объединение классического наследия и местной (средневековой европейской) традиции происходит и на жанровом уровне: поэма имеет черты, присущие и классическому эпосу, и рыцарскому роману.
Слияние античного и национального объясняется тем, что ориентиром для Э. Спенсера служили поэты античности, Гомер и Вергилий, и он намеревался создать эпическую поэму, подобную «Илиаде» или «Энеиде», но на английской почве. В связи с этим перед Э. Спенсером стояла задача воплотить в событиях и персонажах поэмы события и действующих лиц современной английской истории. Этой цели подчинено использование исторических аллюзий в тексте.
Среди значимых компонентов в образе каждого персонажа «Королевы фей» можно выделить имя и описание внешности. С их помощью поэт выводит образ персонажа на разные смысловые уровни. Причем тот или иной персонаж поэмы часто сначала предстает перед глазами читателей, а потом называется по имени. Это свидетельствует о значимости для Э. Спенсера визуальной составляющей образа. Вместе с тем та или иная визуальная деталь чаще всего имеет символическое значение, и визуальный образ, который создается в сознании читателя, не является конечным звеном, а сам оказывается требующим прочтения знаком. Важным инструментом при этом является цвет, значение которого часто бывает амбивалентным и поддающимся интерпретации лишь исходя из других присущих персонажу характеристик.
В целом можно отметить, что связь персонажа «Королевы фей» с историческим контекстом может устанавливаться несколькими способами: с помощью иконографических черт (как в случае Уны и Елизаветы), с помощью характеристик или наименований, использующихся в современных текстах (как в случае Дуэссы и Марии Стюарт, Глорианы и Елизаветы), а также с помощью роли в событиях и связи с другими персонажами, чья соотнесенность с историческим контекстом является более определенной.
Связь между историческим лицом и персонажем поэмы не всегда является однозначной. Так, Елизавета связана с двумя персонажами. Глориана - воплощение Елизаветы как идеального правителя, а Уна, олицетворяющая один из аспектов образа Елизаветы, является воплощением Елизаветы как духовного лидера нации. В случае с Дуэссой соотношение обратное. Она связана сразу с двумя историческими лицами - Марией Стюарт и Марией Тюдор. Черты образа Дуэссы свидетельствуют о ее соотнесенности с Марией Стюарт (такой, какой она изображалась протестантами), а место в системе персонажей отсылает к образу Марии Тюдор (связь с Орголио, исторической параллелью которого, возможно, является Филипп II; роль в испытаниях, которым подвергается Рыцарь Красного Креста).
Важной составляющей процесса самоопределения, происходит ли он внутри человеческой личности или целой нации, является конструирование образа «другого». В случае «Королевы фей» этим «другим», становятся католики, католичество в целом — по отношению к протестантской Англии.
Помимо образа «другого», в фокусе исторической аллегории «Королевы фей» находится собственное историческое прошлое Англии. Главной точкой проникновения легендарного исторического прошлого в мир поэмы является фигура легендарного короля Артура. Еще со времен средневековья бытовали легенды о чудесном втором пришествии Артура, который вернет Англию к процветанию. В «Королеве фей» Артур является современником Глорианы (которая является воплощением Елизаветы), он стремится воссоединится с ней. И, если Артур, как явствует из текста, является лишь одним из ряда британских правителей, отнюдь не всегда совершенных, Глориана является венцом истории королевства фейри, не знающей кризисов и плохих властителей.
Фрагменты, включенные в данную работу, намечают направления дальнейшего исследования. Одним из таких направлений является углубление представлений о жанровой природе «Королевы фей», о том, как эта природа определяет взаимодействие истории с художественной тканью поэмы. Другая открывающаяся область исследования — образы Елизаветы в тексте «Королевы фей», их соотношение с тем образом, который создавался самой королевой и его приближенными. И, наконец, затронутый при рассмотрении содержания эльфийской хроники вопрос о соотношении страны фей, какой она представлена в тексте поэмы, и елизаветинской Англии.
1. Алигьери Д. Божественная комедия. - М.: Правда, 1982. - 640 с.
2. Аполлодор. Мифологическая библиотека. - Л.: Наука, 1972. - 215 с.
3. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии.— М.: Мысль, 1989.— 336 с.
4. Аристотель. Об искусстве поэзии. - М.: Худож. лит., 1957. - 182 с.
5. Библия. - М.: Российское библейское общество, 2008. - 866 с.
6. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - М.: Худож. лит., 1979. - 550 с.
7. Ливий Т. История Рима от основания города: В 3 т. - Т. 1. - М.: Наука, 1989. - 579 с.
8. Марло К. Сочинения. - М.: Худож. лит. - 1961. - 662 с.
9. Монмутский Г. История бриттов. Жизнь Мерлина. - М. : Наука, 1984. - 286 с.
10. Мэлори Т. Смерть Артура / Изд. подгот. И. М. Бернштейн и др. - М.; СПб.: Наука, 2005. - 899 с.
11. Новозаветные апокрифы. — СПб.: Амфора, 2001. — 423 с.
12. Овидий. Метаморфозы.- М.: Худож. лит., 1977. - 430 с.
13. Сидни Ф. Астрофил и Стелла; Защита поэзии. - М.: Наука, 1982. - 367 с.
14. Спенсер Э. Королева духов. Из поэмы / Пер. с англ. В. Микушевич // Бронзовый век. - № 23. - 1999. - С. 119-143.
15. Шекспир У. Полное собр. соч.: В 8 т. - М.: Искусство, 1959.
16. Bacon F. The Felicities of Queen Elizabeth // The Works of Frances Bacon: In 3 vols. - Vol. 3. - London: William Pickering, 1825. - P 457-480.
17. Decker T. Old Fortunatus - London: J.M. Dent &Co., 1904. - 142 p.
18. Elizabeth I. Collected works — Chicago: University of Chicago press, 2000. - 446 p.
19. Nichols J. The Progresses and Public Processions of Queen Elizabeth Collected from Original Manuscripts: In 3 vols. - London: Society of Antiquaries, 1823.
20. Shakespeare W. The Complete works. - London: Wordsworth Editions, 1996. - 1263 p.
21. Spenser E. The Faerie Queene. - New York: Appleton and company, 1859. - xii+410 p.
22. Spenser E. The Poetical Works. - New York: T.Y. Crowell, 1884. - 715 p.
23. Sidney Ph. The Defence of Poetry. - Boston: Gin & Co, 1890. - xlvi+143 p.
24. The Loseley Manuscripts: Manuscripts and Other Rare Documents, Illustrative of Some of the More Minute Particulars of English History. - London: J. Murray, 1836. - 506 p.
25. Voragine J., de. The Golden Legend or Lives of the Saints: In 7 vols. - Vol. 3. - London: J.M. Dent, 1900 - 300 p.
II. Научно-критические издания
26. Андреев М.Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. - М.: Наследие; Наука, 1993. - 253 с.
27. Античное наследие в культуре Возрождения / Отв. ред. Л.М. Брагина. - М.: Наука, 1984. - 285 с.
28. Бахтин М. М., Эпос и роман - СПб : Азбука, 2000. - 300 с.
29. Барг М.А. Шекспир и история. - М.: Наука, 1979. - 216 с.
30. Бреева Т. Н. Национальный миф в русской и английской литературе. - Казань : Школа, 2009. - 611 с.
31. Бурова И. И. Дискуссия об английской поэзии и общественной роли поэта в тюдоровской Англии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия
9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2007. - № 4-1. - С. 3-8.
32. Бурова И. И. О живописности стиля поэзии Э. Спенсера // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение.
Журналистика. - 2010. - № 3. - С. 19-24.
33. Бурова И.И. «Малые поэмы» Эдмунда Спенсера. СПб.: СПбГУ, 2001. - 159 с.
34. Бурова И.И. Легенда о Локрине и ее интерпретация в английской литературе Елизаветинского периода // Филология и культура. - 2005 (2). - N 40. - Казань: Изд-во Казанского ун-та. - С. 181-185.
35. Бурова И.И. Никитенко Ю.Н. Портреты Елизаветы I в творчестве
Э. Спенсера // Вестник ЛГУ им. Пушкина. - Вып. 1. - Т.1. - 2015. - С.63-70.
36. Варбург А., Великое переселение образов : исследование по истории и психологии возрождения античности. - СПб : Азбука-классика, 2008. - 381с.
37. Бурова И.И. Экспериментальная поэзия Эдмунда Спенсера. - СПб: Комильфо, 2009. - 336 с.
38. Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. - М.: МГУ, 1993. - 186 с.
39. Гринблатт С. Ренессанс. У истоков современности. - М.: АСТ, 2014. - 383 с.
40. Историческая память в культуре эпохи Возрождения: Сб. ст. - М.: РосПЭН, 2012. - 335 с.
41. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. - Л : Изд-во ЛГУ, 1989. - 199 с.
42. Лотман Ю. М. Избранные статьи : В 3 т. - Таллин : Александра, 1992.
43. Миф в культуре Возрождения / отв. ред. Л.М. Брагина. - М.: Наука, 2003. - 321 с.
44. Панофский Э. Этюды по иконологии : гуманистические темы в искусстве Возрождения. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2009. - 429 с.
45. Попова М. К., Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 2004. - 169 с.
46. Попова М.К. Аллегория в английской литературе средних веков : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.филол.н. - СПб, 1993. - 39 с.
47. Привалова Л. П. Особенности религиозной символики в «Легенде о рыцаре Красного Креста» Э. Спенсера // В1д барокко до постмодершзму. - Дншропетровськ: В1д-во Дншропетр. ун-ту, 2000. - С. 5-8.
48. Привалова Л.П. Иконография принца Артура в поэме Э. Спенсера «Королева фей» (книга 1) // В1д бароко до постмодершзму. - Дншропетровськ: ДДУ, 1999. - С. 10-16.
49. Пьянова Н. М. К вопросу о методе Э. Спенсера в «Королеве фей» // Писатель и время. - Вып. 1. - Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 1975. -
С. 40- 41;
50. Пьянова Н. М. Эдмунд Спенсер в англо-американской критике XX века // Проблемы реализма в зарубежной литературе XIX-XX вв. - Саратов:
Саратовский гос. ун-т, 1975. - С. 104—113
51. Пьянова Н.М. «Королева фей» Э. Спенсера (К вопросу о модели мира в поэме) // Литературоведение и журналистика. - Саратов, 2000. - С. 144-148.
52. Пьянова Н.М. «Королева фей» Э. Спенсера (К проблеме истоков ренессансного реализма) // Из истории реализма в Англии. - Пермь: Пермский гос. ун-т, 1980 - С. 5-13
53. Пьянова Н.М. Мир поэмы Э. Спенсера «Королева фей» // Известия Саратовского гос. ун-та. Сер.8 Филология и журналистика. Вып. 1. - Т.8. - Саратов, 2008. - С. 68-71
54. Пьянова Н.М. Творчество Эдмунда Спенсера : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук . - Москва, 1979. - 18 с.
55. Фуко М. Слова и вещи. - СПб.: A-cad, 1994. - 404 c.
56. Хабибуллина Л.Ф. Имперский миф в английской литературе эпохи Возрождения // Гуманитарные исследования. - № 1(33). - 2010. - С. 120-124.
57. Халтрин-Халтурина Е. Антология поэтических форм в “Старой Аркадии” Филипа Сидни: под знаком противостояния Аполлона и Купидона // Стих и проза в европейских литературах Средних веков и Возрождения / Отв. ред. Л.В. Евдокимова; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН.- М.: Наука, 2006.- 277 с.
58. Allen M. J. The Harlot and the Mourning Bride // The Practical Vision:Essays in English Literature in Honour of Flora Roy Waterloo - Ontario:Waterloo: Wilfrid Laurer University Press. - P 13-29.
59. Alpers P J. The Poetry of The Faerie Queene. - Princeton: Princeton University Press, 1967. - ix+415 p.
60. Armitage D. Ideological Origins of the British Empire. - New York:
Cambridge University Press, 2000. - xi+257 p.
61. Bain F. “The Binding of the Fairies: Four Spells”.Preternature: Critical and Historical Studies on the Preternatural. - № 1 (2). - Penn State University Press, 2012- P 323-354.
62. Borris K. Allegory and Epic in English Renaissance Literature: Heroic Form in Sidney, Spenser, and Milton. - Cambridge University Press, 2000 - 320 p.
63. Borris K., Donaldson Clark M. Hymnic Epic and The Faerie Queene’s Original Printed Format: Canto-Canticles and Psalmic Arguments // Renaissance Quarterly.
- Vol. 64. - No. 4 (Winter 2011). - P 1148-1193
64. Bowman M. R. «She There as Princess Raine»': Spenser's Figure of Elizabeth // Renaissance Quarterly. - Vol. 43. - No. 3. - [University of Chicago Press, Renaissance Society of America], 1990. - P 509-528.
65. Briggs K. M. The English Fairies // Folklore. - 1957. - Vol. 68. - No. 1. - P. 270-287.
66. Brill L. Other Places, Other Times: The Sites of the Proems to the Faerie Queene // Studies in English Literature, 1500-1900. - 1994. - Vol. 34. - No. 1.- P 1-17.
67. Brody A. The Engish Mummers and Their Plays: Traces of Ancient Mystery. - London: Routledge, 1970 - 202 p.
68. Burkhart R. E. History, the Epic and the Faerie Queene // English studies. - 1975.- No. 46. - P 14-19.
69. Buyssens E. Calvinism in the “Faerie Queene” of Spenser // Revue belge de philologie et d'histoire. - 1926. - T. 5. - P 37-69.
70. Caldwell M. L. Allegory: The Renaissance Mode// English Literary History. - 1977. - Vol. 44. - No. 4 . - P 580-600.
71. Carroll C. The Construction of Gender and the Cultural and Political Other in “The Faerie Queene” 5 and A View of the Present State of Ireland: The Critics, the Context, and the Case of Radigund // Criticism. - Vol. 32 - No. 2. - Wayne State University Press, 1990. - P 163-192.
72. Cavanagh Sh. T. Nightmares of Desire: Evil Women in "The Faerie Queene"// Studies in Philology. - 1994.- Vol. 91. - No. 3, - P 313-338.
73. Chloe W. Abridging The Antiquitee of Faery Lond: new Paths Through Old Matter In the Faerie Queene // Renaissance Quarterly . - Vol. 58. - No. 3. - [University of Chicago Press, Renaissance Society of America], 2005. - P 857¬880.
74. Cirlot J. E. C. Dictionary of Symbols. - London: Routledge, 1983. - 507 p.
75. DeNeef A. L.“The Ruins of Time”: Spenser's Apology for Poetry // Studies in Philology. - 1979 (Summer). - Vol. 76. - No. 3. - P 262-271.
76. Doran S. Elizabeth Engendered: Presentation and Practice // The Myth of Elizabeth. - New York: Palgrave Macmillain, 2003. - P 173-199.
77. Doran S. Elizabeth I and Foreign Policy. - Florence: Routledge, 2000. - 96 p.
78. Doran S. Monarchy and Matrimony : The Courtships of Elizabeth I. - London: Routledge, 1995. - 292 p.
79. Dutcher E. O. The Douay Version // The Biblical World. - 1911 (Apr.). - Vol. 37. - No. 4. - P 240-246.
80. Eberly S. Fairies and the Folklore of Disability: Changelings, Hybrids and the Solitary // Folklore. - 1988. - Vol. 99. - No. 1. - P 58-77.
81. Elton G. R. England under the Tudors. - New York: Routledge, 1991. - 522 p.
82. Evans F. B. The Printing of Spenser's Faerie Queene in 1596 // Studies in Bibliography. - 1965. - Vol. 18. - P 49-67.
83. Fleck A. Early Modern Marginalia in Spenser's Faerie Queene at the Folger // Notes and Queries. - 2008(June). - Vol. 55. - No. 2. - P.165-170.
84. Fowler A. Oxford and London Marginalia to the Faerie Queene // Notes and Queries. - 1961(Nov). - Vol. 206. - No. 8. - P 416-19.
85. Freeman R. The Faerie Queene. A Companion for Readers. - Berkeley: University of California Press, 1970. - 350 p.
86. Frye S. Elizabeth I : The Competition for Representation. - Oxford; New York; Toronto: Oxford University Press, 1996. - 228 p.
87. Glasser M. Spenser as Mannerist Poet: The "antique Image" in Book IV of the Faerie Queene // Studies in English Literature, 1500-1900. - Vol. 31. - No. 1. - [Rice University, Johns Hopkins University Press], 1991. - P 25-50.
88. Greenblatt S. Renaissance self-fashioning : From More to Shakespeare. - Chicago ; London : Univ. of Chicago press, 1984. - 321 с.
89. Greene H. E. The Allegory as Employed by Spenser, Bunyan, and Swift // Publications of the Modern Language Association. - 1889. - Vol. 4. - No. 2. - P 145-193.
90. Greenfield A. Perfect Red: Empire, Espionage, and the Quest for the Color of Desire. - New York: HarperCollins Publishers, 2005. - 432 p.
91. Greenlaw E. // Modern Language Notes. - 1920 (Mar.). - Vol. 35. - No. 3. - P 166-168.
92. Gregson L. Narcissus Interrupted: Specularity and the Subject of the Tudor State // Criticism. -Vol. 35. - No. 1. - Wayne State University Press, 1993. - P 1¬40.
93. Guenther G. Spenser's Magic, or Instrumental Aesthetics in the 1590 Faerie Queene // English Literary Renaissance. - 2006 (April). - Vol.36. - No. 2. -
P 194 - 226.
94. Hadfield A. Spenser, Drayton, and the Question of Britain // The Review of English Studies. - Vol. 51. - No. 204. - Oxford University Press, 2000. -
P 582-599.
95. Heffner R. Spenser Allusion in the Sixteenth and Seventeenth Century. - Chapel Hill: University of North Carolina, 1971. - 351 p.
96. Heffner R. Spenser's Allegory in Book I of the “Faerie Queene”// Studies in Philology. - 1930 (Apr.) - Vol. 27. - No. 2. - P 142-161.
97. Heninger S. K. The Orgoglio Episode in The Faerie Queene // English Literary History. - 1959 (Jun.) - Vol. 26. - No. 2. - P 171-187.
98. Herron T. Spenser's Irish Work: Poetry, Plantation and Colonial Reformation. - Aldershot: Ashgate, 2007. - 268 p.
99. Kidd C. British Identities Before Nationalism: Ethnicity & Nationhood in the Atlantic World, 1600 - 1800. - New York: Cambridge University Press, 1999. - viii+310 p.
100. King A. 'Well Grounded, Finely Framed, and Strongly Trussed up Together' the 'medieval' Structure of "the Faerie Queene". // The Review of English Studies.
- № 52. - Oxford University Press, 2001. - P 22-58.
101. King J. N. Queen Elizabeth I: Representations of the Virgin Queen // Renaissance Quarterly. - 1990 (Spring). - Vol. 43. - No. 1. - P 30-74.
102. Landreth D. At Home with Mammon: Matter, Money, and Memory in Book II of the "Faerie Queene" //English Literary History. - Vol. 73. - No. 1. - Johns Hopkins University Press, 2006. - P 245-274.
103. Lewis C.S. Spenser's Images of Life. - Cambridge: Cambridge University Press, 1967. - 158 p.
104. MacCabe R. A. Spenser's Monstrous Regiment: Elizabethan Ireland and the Poetics of Difference. - Oxford: Oxford University Press, 2002. - xiv+306p.
105. MacColl A. The Meaning of “Britain” in Medieval and Early Modern England // The Journal of British Studies . - Vol. 45 . - Iss. 02 (April). - 2006. - P 248 - 269
106. Majeske A. Equity in Book V of Spenser's the Faerie Queene // Law and Literature . - Vol. 18. - No. 1. - [Taylor & Francis, Ltd., Cardozo School of Law], 2006. - P 69-99.
107. Maley W. Nation, State, and Empire in English Renaissance Literature : Shakespeare to Milton. — Gordonsville: Palgrave Macmillan, 2003. - 204 p.
108. Martyn W. C. A History of English Puritans. - NewYork: American Tract Society, 1868. - 500 p.
109. Marx A.W. Faith in Nation: Exclusionary Origins of Nationalism. - Cary: Oxford University Press, 2005. - xix+252 p.
110. Mazzola E. Apocryphal texts and Epic Amnesia: The Ends of History in "The Faerie Queene". // Soundings: An Interdisciplinary Journal . - Vol. 78. - No.1. - Penn State University Press, 1995. - P 131-142.
111. Mazzola E. Working Postulate and Humanist Promises: Slavery and Mythology in Spenser's "Faerie Queene"// Soundings: An Interdisciplinary Journal. - Vol. 82. - No. 3/4. - Penn State University Press, 1999. - P 465-480.
112. Millican С. B. Spenser's and Drant's Poetic Names for Elizabeth: Tanaquil, Gloria, and Una // Huntington Library Quarterly. - 1939 (Apr.) - Vol. 2. - No. 3. - P 251 - 263.
113. Montrose L. Spenser and the Elizabethan Political Imaginary // English Literary History - Vol. 69. - No.4. - Johns Hopkins University Press, 2002. - P. 907 - 946.
114. Morris T. A. Europe and England in the Sixteenth Century. - London: Routledge, 1998. - 376 p.
115. Neill K. Spenser's Acrasia and Mary Queen of Scots // Publications of the Modern Language Association of America. - 1945 (Sep.) - Vol. 60 - No. 3. - P 682-688.
116. Nelson W. The Poetry of Edmund Spenser. - New York;London: Columbia University Press, 1963. - 350 p.
117. Nohrnberg J. The Analogy of The Faerie Queene. - Princeton: Princeton University Press, 1976. - 870 p.
118. Norris H. Church Vestments: Their Origin & Development. - New York: Courier Dover Publications, 2002. - 190 p.
119. O'Connell M. Mirror and Veil: The Historical Dimension of Spenser's Faerie Queene. - Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1977. - xiii+220 p.
120. Padelford F. M. The Spiritual Allegory of the Faerie Queene, Book One // The Journal of English and Germanic Philology. - 1923 (Jan.). - Vol. 22. - No. 1. -
P 1 - 17.
121. Parker P The Allegory of The Faerie Queene. - Oxford: Clarendon press, 1960. - 326 p.
122. Perrin W. G. British Flags; Their Early History and their Developement at Sea, with an Account of the Origin of the Flag as a National Device. - Cambridge: Cambrigde University Press, 1922. - 208 p.
123. Rodgers C. Time in the Narrative of The Faerie Queene. - Salzburg: Institut fur Englische Sprache und Literatur; Universitat Salzburg, I973. - xvi + 128 p.
124. Rust J. "image of Idolatryes": Iconotropy and the Theo-political Body in "the Faerie Queene"// Religion & Literature . - Vol. 38. - No.3. - The University of
Notre Dame, 2006. - P 137-55.
125. Sandison H.E. Spenser's “Lost” Works and Their Probable Relation to His Faerie Queene // Publications of the Modern Language Association of America. - 1910. - Vol. 25. - No. 1. - P 134-151.
126. Schimmel A. The Mystery of Numbers - New York: Oxford University Press, 1993. - 314 p.
127. Shaheen N. Biblical References in The Faerie Queene. - Memphis: Memphis State University Press, 1976. - xvii+217 p.
128. Shilling A. D. The Worth of the Imperfect Memory: Allusion and Fictions of Continuity in Petrarch and Spenser. // Modern Language Notes. - Vol. 125. - No. 5. - Johns Hopkins University Press, 2010. - P 1075-1097.
129. Shroeder J. W. Spenser's Erotic Drama: The Orgoglio Episode // English Literary History. - 1962 (Jun.). - Vol. 29. - No. 2. - P 140-159.
130. Smith R. M. Una and Duessa // Publications of the Modern Language Association of America. - 1935(Sep.). - Vol. 50. - No. 3. - P 917-919.
131. Solt L. F. Church and State in Early Modern England, 1509-1640. - Oxford: Oxford University Press, 1990. - xii+272 p.
132. Steadman J. M. Spenser's Icon of the Past: Fiction as History, a Reexamination // Huntington Library Quarterly. - Vol. 55. - No. 4. - University of California Press, 1992. - P 535-558.
133. Steadman J. M. Una and the Clergy: The Ass Symbol in The Faerie Queene // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. - 1958 (Jan.-Jun.) - Vol. 21. - No. 1 - 2 . - P 134-137.
134. Suranyi A. Genius of the English Nation : Travel Writing and National Identity in Early Modern England. - Newark: University of Delaware Press, 2008.
- 242 p.
135. Suttie P Exemplary Behaviour in "the Faerie Queene"// The Journal of English and Germanic Philology. - Vol. 99. - No. 3. - University of Illinois Press,
2000. - P 313-333.
136. Teskey G. Mutability, Genealogy, and the Authority of Forms. // Representations. - No. 41. - University of California Press, 1993. - P 104-122.
137. The Cambridge Companion to Spenser / Ed. A. Hatfield. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 278 p.
138. The Spenser Encyclopedia / Ed. A. C. Hamilton et al. - Toronto; Buffalo: University of Toronto Press; London: Routledge, 1990. - xxii+858 p.
139. Torczon V. Spenser's Orgoglio and Despair // Texas Studies in Literature and Language. - 1961 (Spring). - Vol. 3. - No. 1. - P 123 - 128.
140. Villeponteaux M. Displacing Feminine Authority in the Faerie Queene // Studies in English Literature, 1500-1900 . -Vol. 35. - No.1. - [Rice University, Johns Hopkins University Press], 1995. - P 53-67.
141. Waters D. Errour's Den and Archimago's Hermitage: Symbolic Lust and Symbolic Witchcraft // English Literary History. - 1966. - Vol. 33. - No. 3. - P 279 - 298.
142. Watkins W. B. C. The Plagiarist: Spenser or Marlowe? // English Literary History. - 1944 (Dec.). -Vol. 11. - No. 4 . - P 249 - 265.
143. Way K. Donkeys in the Biblical World : Ceremony and Symbol. - Winona Lake: Eisenbrauns, 2011. - 290 p.
144. Williams K. Spenser's World of Glass: a Reading of The Faerie Queene. - Berkley; Los Angeles: University of California Press, 1966. - xx+242 p.
145. Witchcraft in Early Modern Europe: Studies in Culture and Belief /Ed.
J. Barry, M. Hester, G. Roberts. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 368 p.
146. Yates F.A. Queen Elizabeth as Astraea // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. - 1947. - Vol. 10. - P 27-82.