Введение 3
Глава 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ 6
1.1. О связи языка и мышления 6
1.2. Проблемы и методы психолингвистики 19
1.2.1. Психолингвистика как современное интегральное направление в
лингвистике 19
1.2.2. Психолингвистика в межличностном общении 24
1.3. Интернет-коммуникация 31
Глава 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЗЫВОВ В ИНТЕРНЕТЕ 39
2.1. Психолингвистические особенности коммуникации в интернетпространстве 41
2.2. Психолингвистические особенности «женских» отзывов 42
2.3. Психолингвистические особенности «мужских» отзывов 47
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 53
3.1. Внеклассное мероприятие как компонент учебно-воспитательной работы
в школе 53
3.2. Внеклассное мероприятие по русскому языку 55
Список литературы 62
В последнее время в языкознании все большую популярность приобретают психолингвистические исследования, о чем неоднократно заявляли такие ученые, как Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев, А.А. Залевская, О.А. Нестерова и другие. Однако само становление психолингвистики как науки произошло на основе исследований В. Гумбольдта, Ф. Соссюра, Г.В.Ф. Гегеля и других лингвистов, которые занимались проблемами связи языка и мышления, языка и сознания.
Психолингвистический подход к изучению речи позволил расширить предметную область лингвистических исследований, так как до возникновения этой науки ученые не затрагивали психологический фактор при изучении процессов речевого общения.
Интернет-общение - современный вид речевой коммуникации, который совмещает в себе черты устной и письменной речи, это особый вид коммуникации, быстро развивающийся, динамичный. Он вносит в русский литературный язык новшества, заставляет исследователей изучать современные явления и решать коммуникативные проблемы, возникающие в обществе.
Актуальность нашей выпускной квалификационной работы обусловлена психолингвистическим подходом исследования современной лингвистики, способствующем выявлению ключевых особенностей Интернет-коммуникации, представителей разных гендерных групп.
Объектом нашего исследования выступают Интернет-отзывы.
Предметом является прогностическая функция в Интернет-отзывах.
Цель данной работы - построение обобщенных языковых личностей представителей разных гендерных групп на основе психолингвистического анализа текста.
Для достижения заданной цели особое внимание уделяется решению следующих задач:
- изучить отзывы в Интернете по различным тематикам;
- изучить особенности мужской речи;
- изучить особенности женской речи;
- рассмотреть структуру Интернет-отзывов с точки зрения лексики и синтаксиса;
- выявить сходства и различия «женской» и «мужской» Интернет-коммуникации.
Структура данной работы определяется предметом исследования, логикой изложения материала и соответствует сформулированным целям и задачам.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень научной разработанности, формулируются предмет, цель и задачи исследования.
В первой главе «Психолингвистика как современное направление в науке» освещается теоретическая литература в области психолингвистики и Интернет-коммуникации.
В первом параграфе «О связи языка и мышления» формируются определения понятий «мышление» и «сознание», раскрывается вопрос об их взаимосвязи с языком.
Во втором параграфе «Проблемы и методы психолингвистики» описываются проблемы, исследуемые данной наукой.
В третьем параграфе «Интернет-коммуникация» анализируется новый, актуальный вид общения между современными членами общества.
Во второй главе «Психолингвистические особенности отзывов в Интернете» исследуются психолингвистические особенности Интернет-комментариев на основе собственно лингвистического анализа.
В первом параграфе второй главы «Психолингвистические особенности «женских» отзывов» рассматривается специфика женского Интернет-общения.
Во втором параграфе «Психолингвистические особенности «мужских» отзывов» рассматривается специфика мужской Интернет-коммуникации.
Методическая часть описывает практическое применение полученных сведений на внеклассных мероприятиях по русскому языку. Во второй части главы представлен план-конспект урока и его описание.
В заключении подводятся итоги исследования и намечаются его перспективы.
С точки зрения социо- и культуроречевого аспекта русский язык в Интернете _ это «запечатленная разговорность», другими словами, письменная фиксация устной разговорной речи.
Интернет, по нашему мнению, оказывает влияние на общенародный язык, примером чего служат новые слова и выражения, становящиеся общеупотребительными в разговорной речи.
Интернет _ новая сфера коммуникации, которую невозможно отнести либо к устной, либо к письменной форме речи. На основе наших рассуждений, коммуникативная деятельность в Сети занимает некое промежуточное место между письменной и устной речью.
Передача смысла сообщения - единственно важная функция Интернет-коммуникации.
Отзывы - это новый вид общения пользователей Интернете, который помогает определяться людям с приобретением желаемых товаров и услуг.
Как и другие тексты, отзывы - это продукты речемыслительной деятельности, которые помогают выявлять у индивидов определенные нормы поведения и какие-либо качества на основе его биологического пола.
С помощью собственно лингвистического анализа, предложенного
О.А. Нестеровой, нам удалось выявить психолингвистические особенности «женских» и «мужских» отзывов.
Отзывы привлекли наше внимание своим амбивалентным характером: с одной стороны, при чтении отзыва мы видим перед собой монолог субъекта относительно заданного объекта, где часто выражается не только объективная, но и субъективная оценка; с другой стороны, перед нами скрытый полилог, каждый из участников которого стремится поддержать одну из полярных сторон.
Создавая отзыв, женщины руководствуются эмоциями и чувствами, не придают значение логике и фактам, акцентируют внимание на деталях, а не на преимуществах товаров/услуг. Витиеватость - один из главных признаков «женских» Интернет-комментариев. Употребление стилистически сниженной лексики - не типичная черта женщин, так как они проявляют интерес лишь к чему-то эстетическому, не оскорбляют чувства окружающих. Женщины также используют выразительные средства для описания своих впечатлений, эмоции же передаются через обилие восклицательных предложений. Рекомендации и советы - важная составляющая женских отзывов, через которую женщины реализуют свою значимость в обществе.
Мужчины склонны убеждать и доминировать, руководствуясь логикой и излагая конкретные факты с помощью ёмких и точных текстов. Эмоциональная составляющая не играет существенной роли при создании отзывов, однако если впечатления от товара/услуги отрицательные, мужчина не станет подбирать выражения и воспользуется жаргонной лексикой. Инвективы, выражающие недостатки умственного развития, обозначающие отрицательные черты характера и асоциальные модели поведения, инвективные обозначения внешности человека, отклонений в здоровье, инвективы с зоосемантическими номинациями - характерные признаки «мужских» отзывов. Мужчины в своих текстах склонны выражать агрессию и грубость по отношению к другим людям. Они не выражают своих чувств так яро, как женская половина населения, однако одно мужское слово способно передать информацию так точно, как не может ее передать десять женских.
Таким образом, гендерный аспект исследования текстов играет огромную роль в современной науке. На его основе выявляются все новые и новые особенности и специфика женской и мужской коммуникации.
Сложная природа Интернет-отзывов нуждается в дальнейшем исследовании, ровно, как и природа других средств Интернет-коммуникации, так как они вносят в русский литературный язык новшества, требующие объяснений на научном уровне.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер. - 380 с.
2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: системно - деятельностный подход к изучению познавательных процессов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 768 с.
3. Беляева А.В., Самойленко Е.С. Проблема выделения признака в связи с коммуникативными задачами вербализации образа восприятия // Психологические исследования общения. М., 1985. - С. 159-178.
4. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. - Калинин, 1975. - 106 с.
5. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности: динамические временные связи. - М.: МОДЭК, 2001. - 688 с.
6. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления // Мышление: процесс, деятельность, общение. - М., 1982. - С. 5-49.
7. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Изд-во «БГК Им. И.А. Бодуэна Де Куртенэ», 2000. - 310 с.
8. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1970. - 501 с.
9. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.: Либроком, 2014. - 112 с.
10. Гречко В.А. Теория языкознания. - М.: Изд-во «Высшая школа», 2002. - 376 с.
11. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 396 с.
12. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -
405 с.
13. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1140 с.
14. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по филолог. спец. - М: Изд-во Рос. гос. гуман. ун-та, 2000. - 382 с.
15. Красных В.В. К вопросу о психолингвистическом анализе текста / Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: «Филология», 1998. Вып. 3. - 120 с.
16. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. - М.: Corpus, 2017. - 512 с.
17. Кубрякова Е.Д. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука // Вопр. Языкознания, 1994. - №4. - С. 34-47.
18. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1975. - 303 с.
19. Левкина Л.В. Внеклассная работа - средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку и литературе // Наука и образование. - Чебоксары: Изд-во «Новое время», 2015. - С. 175.
20. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся о спец. «Психологии» / Ин-т «Открытое о-во» (Фонд Сороса) в рамках прогр. «Высшее образование». - М.: Смысл, 1999. - 287 с.
21. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / под ред. А.С. Маркосян, Д.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина. - М.: Смысл, 2008. - 271 с.
22. Леонтьев А.Н. Вступительная статья // Валлон А. От действия к мысли. - М.: Изд-во Иностр. лит., 1956. - С. 5-18.
23. Лощилин А.Н. Язык, сознание и мышление // Вестник МГЛУ. - Выпуск 11 (697), 2014. - С. 50-60.
24. Малярчук З.И. О подготовке студентов к внеклассной учебновоспитательной работе в школе // РЯШ. - 1975. - №1. - С. 86.
25. Мандрикова Г.М. Русский язык и интернет / Народное образование.
- М., 6'2013. - С. 275-280.
26. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 584 с.
27. Нестерова О.А. К инструментализации исследования языковой
личности: методика психолингвистического анализа // Вопросы
психолингвистики. - Выпуск 4 (26). - М., 2015. - С. 122-135.
28. Орехов Б.В. Великий, могучий, сетевой. - URL: http://lenta.ru/articles/2013/04/01/virtualrussian/ (дата обращения: 27.04.2017).
29. Павлов В.М. Проблема языка и мышления в трудах Вильгельма Гумбольдта и в неогумбольдтианском языкознании. - В сб.: «Язык и мышление». - М., 1967. - С. 39-47.
30. Памфилов В.З. Взаимоотношения языка и мышления. - М.: Наука, 1971. - 232 с.
31. Потебня А.А. Мысль и язык. - М.: Лабиринт, 2007. - 256 с.
32. Психология массовой коммуникации: учеб. для студентов вузов / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Т. Лаптева. - М.: Гардарики, 2008. - 251 с.
33. Ремарк Э.М. Жизнь взаймы: [роман] / пер. с нем. Л. Черной. - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 254 с.
34. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогич. психология. - М.: ПЕР СЭ: Логос, 2004. - 317 с.
35. Салмина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление / КГУ, Филол. фак.
- Казань: ДАС, 2001. - 168 с.
36. Скворцов Л.Н. Теоретические основы культуры речи. - М.: Наука, 1980. - 352 с.
37. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Редакция Ш. Балли и А. Сеше; Пер. с франц. А. Сухотина. Де Маруо Т. Биографические и критические заметки о Ф. де Соссюре; Примечания / Пер. с франц. С.В. Чистяковой. Под общ. ред. М.Э. Рут. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,
1999. - 432 с.
38. Трач А.С. Особенности использования письменной речи в сети Интернет // Известия ЮФУ. Технические науки. - Таганрог, 2010. - С. 24-39.
39. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Сочинения. -
М.: Мысль, 1994. - 592 с.
40. Ушаков Н.Н. Из истории внеклассной работы по русскому языку // РЯШ. - 1978. - №2. - С. 60.
41. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития: учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 255 с.
42. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: ООО «Издательство АСТ- ЛТД», 1998. - 568 с.
43. Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2010. - 192 с.
44. Шахнарович А.М., Апухтин В.Б. Психолингвистические проблемы предикации и обучение пониманию текстов // Аспекты изучения текста (Сбор. Науч. Трудов). - М., 1981. - С. 114-121.
45. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М.: Наука, 1974. - 428 с.