Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональной сферы личности дошкольников, включенных в систему общего дошкольного образования в раннем возрасте.
1.1 Проблема формирования эмоциональной сферы личности дошкольника в
психолого-педагогической литературе 10
1.2 Факторы, влияющие на формирование эмоциональной сферы
личности дошкольников 16
1.3 Включение в систему общего дошкольного образования как фактор
формирования личности дошкольников 28
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Организация и методы исследования особенностей эмоциональной сферы личности дошкольников, включенных в систему общего дошкольного образования с 2-х и с 4-х лет
2.1 Организация исследования 35
2.2 Методы и методики исследования 36
2.2.1 Диагностика тревожности старших дошкольников 37
2.2.2 Диагностика уровня сформированности эмоциональной саморегуляции
старших дошкольников 37
Выводы по 2 главе 47
Глава 3. Анализ уровня тревожности и эмоциональной сферы детей, включенных в систему общего дошкольного образования с 2-х и с 4-х лет
3.1 Сравнение уровня тревожности детей, включенных в систему общего
дошкольного образования с 2-х и с 4-х лет 48
3.2 Сравнение уровня эмоциональной сферы детей, включенных в систему
общего дошкольного образования с 2-х и с 4-х лет 50
3.3 Психолого-педагогические рекомендации по гармонизации
эмоциональной сферы детей, включенных в систему общего дошкольного
образования с 2-х и с 4-х лет 61
Выводы по 3 главе 65
Заключение 67
Список литературы 72
Приложение
Актуальность исследования. Происходящие сегодня в системе образования процессы модернизации, сущность которых - включение дошкольного образования в систему общего образования требуют переосмысления, принципиально иного к данному возрастному периоду личностного развития ребенка.
Важно отметить, что в свете ФГОС целью дошкольного образования является развитие основных личностных потенциалов, это: познавательного, эстетического, коммуникативного, физического и нравственного ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет [42].
Однако на характер и содержание дошкольного периода непосредственно влияют вполне определенные этнокультурные и социально-экономические особенности общества, в условиях которых растет и развивается ребенок, и это, в первую очередь, — система общественного воспитания. Детский сад является первым социальным институтом, обучающий детей-дошкольников жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные коммуникативные взаимодействия ребенка с окружающими людьми, здесь он научается общению и взаимодействию, и внутри различных сменяющихся видов деятельности ребенка происходит формирование человеческих способностей, которые сложились уже на протяжении богатой истории человеческой эволюции.
Сегодня современная наука имеет в своем распоряжении многочисленные данные исследований о том, что в детстве для формирования личности и развития способностей, складывающиеся психологические новообразования, имеют непреходящее значение [41].
Дошкольный период, который совпадает с первыми семью годами жизни ребенка - очень важный в плане закладывания основы физического и психического здоровья, интеллектуального, нравственного, эстетического и трудового развития. Дошкольный возраст является самоценным периодом
развития, в котором складывается детская личность; формируется правилосообразное нормативное поведение. Получая от воспитательного микросоциума позитивные образцы поведения, нравственные ценности, преобразуя их через осознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает жизненный опыт, культуру поведения общества [25].
В дошкольный период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности. Происходит активное осваивание ребенком различных видов деятельности. В дошкольном периоде развития формируется самосознание и самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период влияние семейного образования является наиболее важным для развития личности ребенка, влияние в ней существующей системы внутрисемейных, ценностных ориентиров и особенностей детско-родительских отношений.
Поскольку психология дошкольника охватывает многие аспекты его жизни: психическое развитие, эмоциональные особенности личности,
познавательные способности, физическое развитие, взаимоотношения, как с окружающими взрослыми, так и сверстниками, и т. д., то развитие ребенка в дошкольном детстве - залог его успешной социализации и обучения в последующие годы. Дошкольный возраст является предметом многих исследований ученых как наиболее важный, ответственный в жизни человека период, его можно еще назвать - момент рождения личности.
Однако сегодня прослеживается отрицательная тенденция в развитии психического и психосоматического здоровья дошкольников. К сожалению, для «современного ребенка» не редкость: проявление двигательного
беспокойства, ухудшение концентрации внимания, снижение учебной мотивации, развитие разнообразных страхов, нарушение общения с окружающими. Каждый год становится всё больше детей с высокой степенью эмоциональной возбудимости, выраженными проявлениями неконструктивного поведения (признаки тревожности и гипервозбудимости) и, как следствие, трудностями в процессе адаптации к условиям дошкольного
учреждения, в социализации.
Увеличивается количество детей, не владеющих способами адекватного выражения эмоций, не способных понимать не только чужие чувства, но и свои. И, как правило, результат - психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. Такие факторы становления современного общества, как дефицит общения со взрослыми внутри семьи, подмена ведущей деятельности дошкольного возраста - игры (в частности ролевой) на время проводимое за телевизором и компьютером (в свою очередь несущие негативный информационный поток), постепенный уход от разноплановых «дворовых» подвижных игр, где дошкольник получал бесценный опыт взаимодействия с окружающими - обстоятельства, в силу, которых эмоциональная сфера современного дошкольника подвержена риску.
До недавнего времени основной акцент образовательной практики, как правило, делался на развитие интеллектуальных и волевых качеств личности детей дошкольного возраста, при этом эмоциональную сферу практически игнорируя. Но, стоит выделить, что не столько в овладении ребенком знаниями есть предназначение дошкольного возраста, а сколько в становлении его базовых личностных качеств, таких как самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, эмоционально- потребностной сферы, а также в системе отношений с другими людьми социально-психологических особенностей. Таким образом, можно отметить противоречие между тенденциями к увеличению количества детей с разноплановыми нарушениями в эмоциональном развитии, и недостаточностью разработанности педагогической практики в данном направлении.
Свое отражение каждое из обозначенных направлений развития нашло в отечественной детской и социальной психологии так выдающихся ученых, как Л. С. Выготский[11], Д. Б. Эльконин[47], А. Н. Леонтьев[19], М. И. Лисина[21], Л. И. Божович[4], А. В. Запорожец[16] и др.
Но, несмотря на то, что многие вопросы психического развития детей дошкольного возраста исследованы разными авторами, проблема особенностей эмоциональной сферы его личности на сегодня является наиболее актуальной. Тема исследования - «Особенности эмоциональной сферы личности детей, включенных в систему общего дошкольного образования с 2-х и с 4-х лет» - довольно обширна, поэтому считаем необходимым остановиться на более узких ее аспектах: изучение
эмоциональной особенности личности дошкольника, т.к. она является одной из основных систем, которая обеспечивает активные формы жизнедеятельности организма ребенка.
Проблема исследования: есть ли особенности в эмоциональной сфере личности детей, включенных в систему общего дошкольного образования с 2-х лет, по сравнению с детьми, включенных в систему общего дошкольного образования с 4-х лет?
В соответствии с этим цель исследования: сравнить проявления тревожности и эмоциональной саморегуляции старших дошкольников, включенных в систему общего дошкольного образования с 2-х лет и с 4-х лет.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности дошкольника.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы личности детей, включенных в систему общего дошкольного образования с 2-х и с 4-х лет.
Г ипотеза исследования.
Предполагается, что включение ребенка в систему общего дошкольного образования с раннего возраста способствует более раннему и адаптивному развитию его эмоциональной сферы, в частности:
- у старших дошкольников, посещающих дошкольные образовательные организации с 4 лет, уровень тревожности выше, чем у детей, включенных в систему дошкольного образования с 2-х лет;
- у дошкольников, включенных в систему дошкольного образования с 4-х лет уровень эмоциональной саморегуляции ниже, чем у детей, включенных в систему дошкольного образования с 2-х лет.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности эмоциональной сферы личности дошкольников, включенных в систему общего дошкольного образования в раннем возрасте.
2. Эмпирически определить уровень тревожности и особенности эмоциональной сферы личности дошкольников, включенных в систему общего дошкольного образования с 2-х и с 4-х лет.
3. Провести сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по изучению уровня тревожности и эмоциональной сферы личности дошкольников, включенных в систему общего дошкольного образования с 2-х и с 4-х лет.
Теоретическим основанием стали текст Федерального государственного образовательного стандарта; основные положения развития личности, раскрытые в трудах Л.И. Божович, В. Н.Мясищева; положения о социокультурной детерминированности развития психических процессов и личности, обусловленности этого развития внутренними противоречиями в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.; теоретико-методологические положения о личности как субъекте деятельности и общения, развития и самопознания Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, B. С. Мухиной, А. В. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др.
База исследования: МБДОУ № 336 г. Казани. Всего в выборке участвовало 20 дошкольников 6 лет, из них 10 детей - включенных в систему общего дошкольного образования с двух лет, 10 детей - включенных в систему общего дошкольного образования с четырех лет.
Методы и методики исследования.
Методы сбора данных: наблюдение и психодиагностика
Диагностические методики:
1) Проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.
2) Уровень сформированности эмоциональной саморегуляции (методика И.Г. Цыганковой).
Математические методы: Частотный анализ. При сравнении
эмпирических данных применялся критерий хи-квадрат Пирсона (непараметрический критерий), поскольку данные были получены преимущественно в номинативных шкалах и размер выборок был небольшой.
Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, что была предпринята попытка систематизировать информацию, раскрывающую особенности эмоциональной сферы личности и условия формирования ее у детей - дошкольников.
Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы педагогами и психологами в работе с детьми в дошкольном образовании, а также для выявления родителями тех характеристик системы представлений у детей о себе, на успешность личностного самоопределения, чья динамика может повлиять.
В данном исследовании была поставлена цель - изучить психологические особенности эмоциональной сферы личности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от включения их с раннего возраста в систему общего дошкольного образования. Согласно гипотезе, у дошкольников, посещающих дошкольные образовательные организации с 4 лет ожидался более высокий уровень тревожности и более низкий уровень эмоциональной саморегуляции, чем у детей, включенных в систему общего дошкольного образования с 2-х лет.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в зарубежной и отечественной науке. Изучены психологические особенности личности и особенности развития в дошкольном возрасте. В данном исследовании рассмотрен возраст - старшего дошкольника 5-6 лет, для которого характерно то, что дети уже могут сознательно контролировать и управлять своим поведением, поскольку нравственные чувства дошкольников данного возрастного периода обладают, в отличие от других мотивов, большей побудительной силой, что способствует перебарывать конкурирующие мотивы во внутренней борьбе, свойственной только ребенку. Начиная с 3-4 лет воспитание и развитие ребенка начинаясь и продолжаясь в семье, одновременно продолжается в ДОО где под руководством воспитателя в группе сверстников возникает новая ситуация развития личности. Переход на этот новый этап развития личности не определяется психологическими законами, которые только обеспечивают его готовность к этому переходу, а определяется внешними социальными факторами.
В научной литературе выделяют три фактора, которые непосредственно влияют на личностное развитие: наследственность, среда и воспитание, которые в свою очередь, могут быть сгруппированы в две большие группы: внешние (социальные) и внутренние (биологические), т.е.
на формирование личности ребенка, помимо заложенных генетически способностей, влияют факторы окружающей среды и целенаправленное педагогическое воздействие. В дошкольном возрасте к факторам воздействия семьи добавляется влияние коммуникации с другими взрослыми людьми, со сверстниками, обращение к доступным СМИ. В детском саду на эмоциональную сферу личности ребенка открывается новый заряд воспитательного воздействия через воспитателей, сверстников, пространственно-развивающую среду, развивающих занятий, новых дел и обязанностей.
Воздействие семейного воспитания в ранние годы сводится в основном к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу дошкольника, а также на внешнее его поведение: подчинение элементарным для ДОО дисциплинарно - гигиеническим правилам, нормам. К описанным в дошкольном возрасте семейным воздействиям добавляются направленные на формирование у ребенка познавательной активности, адекватной
самооценки, настойчивости, стремления к успехам, доброты, эмпатии, общительности, а также нравственности, которая, проявляется, прежде всего, в отношениях к людям: честность порядочность и др. Здесь не только взрослые люди в воспитании ребенка начинают принимать участие, но также и сверстники - через общение и сюжетно-ролевые игры.
Для изучения психологических особенности эмоциональной сферы личности дошкольников, проведено исследование на базе МБОУ №336, где эксперименте приняли участие 20 воспитанников подготовительных групп, 6-7 лет.
В ходе исследования и анализа научно-методических подходов изучения эмоциональной сферы личности позволило определить в рамках данного исследования следующие критерии и показатели эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста:
- частая смена эмоциональных реакций, преобладание неустойчивого настроения;
- неадекватная ситуации форма эмоционального реагирования ребёнка; неадекватная ситуации интенсивность эмоционального реагирования;
- наличие эмоциональных отклонений (повышенная тревожность; наличие страхов, превышающих возрастную норму).
По результатам теста на определение уровня тревожности по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, было обнаружено, что 6 детей, посещающих детский сад с 4 лет, имеют высокий уровень тревожности, средний уровень - у 4 дошкольников, низкий - не выявлен. В группе детей, посещающих детский сад с 2 лет, выявлен высокий уровень тревожности у 4 детей, 4 детей имеют средний уровень и 2 имеют низкий уровень. Уровень тревожности у дошкольников, включенных в систему дошкольного образования с двух лет значимо ниже, чем у детей, включенных с 4-х лет,
Для детей, включенных в систему дошкольного образования с четырех лет в основном, характерно переживание тревожности, вызванной такими стрессовыми ситуациями, как, например, нежелание готовиться ко сну и поэтому процесс укладывания спать вызывает эмоциональную неустойчивость дошкольников; выполнение указов взрослых согласно требованиям также является стрессовым фактором - боязнь не выполнить правильно, тревожность перед неизвестным и др.; проявление агрессии со стороны других детей, и неумение тревожных детей адекватно реагировать на данные проявления дошкольников; боязнь наказание и др. Тревожность носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые. Различия между полученными результатами уровня тревожности дошкольников на этапе опытно-экспериментальной работы достоверны при 5% -ним уровне значимости.
Сравнение уровня саморегуляции у дошкольников, включенных в систему дошкольного образования с двух лет значимо выше, чем у детей, включенных с 4-х лет. Дети группы, имеющие низкий уровень эмоциональной саморегуляции имеют нечеткие, расплывчатые знания и представления об эмоциях, не знают способы эмоциональной саморегуляции, в осмыслении зависимости между эмоциональной саморегуляции и конструктивного взаимодействия возникают затруднения. Наблюдение за взаимодействием «ребенок-ребенок» показало, что дети безразличны к эмоциональному состоянию сверстника, эмпатия не сформирована; из возможных вариантов поведения преобладают конструктивные, однако частично наблюдаются у детей и неконструктивные варианты поведения
Различия между полученными в эксперименте уровнями тревожности и сформированности эмоциональной саморегуляции детей, посещающих ДОО с двух и с четырех лет, являются достоверными, а значит достаточно оснований для того, чтобы предполагать о том, что дошкольное образование способствует формированию эмоциональной саморегуляции дошкольников.
Все это диктует необходимость разработки рекомендаций по гармонизации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. По результатам проведенного диагностического обследования детей была разработана следующая коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). В задачи коррекционно-развивающей программы входит не только коррекция отношений детей в группе, но обучении их приемам контроля над своим эмоциональным состоянием.
В работе с детьми рекомендовано использование следующих приемов: проигрывание ситуаций, фантазирование, обмен ролями, выявление в игре различных ступеней психического развития; проигрывание с последующим анализом запрещенных в группе чувств.
В работе с родителями рекомендовано акцентировать внимание на прояснение эмоционального отношения ребенка к процессу и результату своей деятельности, межличностному эмоциональному отношению и соблюдению последовательности в требованиях и своих эмоциях по отношению к ребенку. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным социальным ситуациям.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Выявлено, что дошкольное образование способствует
формированию уверенности дошкольников за счет непрерывного общения со взрослыми с 2-х лет, регулярной смены окружающей среды, следованию режима ДОО, что благоприятно сказывается на снижении уровня тревожности детей.
2. Выявлено, что дошкольное образование способствует
формированию эмоциональной саморегуляции дошкольников: большинство детей, имеющих непрерывный опыт общения со сверстниками с 2-х лет, имеют более высокий уровень сформированности эмоциональной саморегуляции, по сравнению с детьми, посещающими детский сад с 4-х лет.
3. Для обеспечения эмоционального благополучия каждого дошкольника необходимо создание модели психолого-педагогического сопровождения, которая реализуется через организацию в условиях дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды и повышения психологической компетентности родителей в области эмоционального развития дошкольника.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - М.: ИЦ «Академия», 1997. - 704 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г.Ананьев. Т.1. - М., 1980.
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 159 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008
5. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М., 1972. — 53 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПБ.: Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М.Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
8. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / С.В. Велиева. - СПб.: Речь, 2005.
9. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. - №3.- 2001.- С. 17—26.
10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского. - М., 1979. - 288 с.
11. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268
12. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей / В.В.Давыдов. - Томск: «Пеленг»»,1995. - 144с.
13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ.
ВУЗа / О.Б. Дарвиш. - М.: Изд-во Владос-Пресс. - 2013. - 263 с.
14. Ежкова Н. Образование с позиций возрастных ценностей образования / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4, С.6-9
15. Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников //Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 60 - 66
16. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец; под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - С. 7-32
17. Запорожец А.В., Неверович Я.З. О генезисе функции и структуре эмоциональных процессов ребенка А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - Вопросы психологии - 2009. - № 6. - 59-73с.
18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е.Кравцова. - М., 1993.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. - Т. 2 С. 281-302.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М., 1984. - 340 с.
21. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Изд-во Питер, 2009 - 123с.
22. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А.Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
23. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 582 с.
24. Марцинковкая Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинсковская. - М.: Прогресс. - 1998. - 117 с.
25. Масленникова У.Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.
26. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 432 с
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф.Обухова. - М., 1995. - 360 с.
28. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии, 2006. - № 4. - С. 43-49
29. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов / А.Г.Шмелева. - М.: «Феникс», 1996. - 544 с.
30. Педагогика: Учебное пособие /под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр. и доп.-М.:Юрайт, 2011. - 502 с.
31. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии / А.В.Петровский. - 1987. - N 1.
32. Платонов К. К. Проблемы способностей / К.К.Платонов. - М.; Изд-во «Наука». - 1979. — С. 279.
33. Подласый И. П. Педагогика: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М., 2001. — Кн. 1. - 576 с.
34. Проблема самодостаточности этносов: теоретико
методологические вопросы / Ответственный редактор Р.В. Мурсалимов. - Казань: Изд-во КГУ. - 1998. - С.79.
35. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2003.-№5.- С. 57—67.
36. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М, 2006. -144 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн т.2. - М., 1989. - С. 64-75
38. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. - Изд. 6-е; стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 541