Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИОННАЯ И ЦЕННОСТНАЯ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ - СПОРТСМЕНОВ

Работа №58840

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МОТИВАЦИОННОЙ И ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Проблема мотивационной и ценностной сферы в психолого-педагогической литературе 6
1.2 C порт как фактор формирования мотивационной и
ценностной сферы подростков занимающихся спортом 24
Выводы 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ 32
2.1 Цель и организация эмпирического
исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов
исследования 34
Выводы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из самых главных в психологии. Именно поэтому этой проблематике посвящено большое количество исследований как отечественных (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).
Анализ упомянутых выше исследований дает нам возможность утверждать, что в определении сущности и структуры мотивации существует множество точек зрения, и, несмотря на большое количество обращений к данной проблематике, проблема мотивации так и не решена. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Б. Ф. Ломов утверждает, что «...трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач». Объективный анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива. Как бы то ни было, рассмотрение проблемы мотивации требует анализа различных подходов в определении сущности понятий «потребность», «мотив», «мотивация».
Самооценка является важным свойством личности, поскольку играет роль регулятора деятельности, обеспечивая, тем самым, наилучшую ее адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни. В связи с этим большинство авторов, исследующих данный психический феномен, называют его наиболее значимой частью самосознания и «Я-концепции» личности [3,с. 17-19]. Изучены особенности самооценки юных спортсменов, особенности самооценок спортсменов разного пола, специфика самооценки спортсменов в связи с их профессиональной деятельностью, а также взаимосвязь самооценки и некоторых свойств личности спортсменов, специфические особенности самооценок спортсменов, занимающихся различными видами физической культуры и спорта. В связи с тем, что самооценка, как доказали многие авторы имеет огромное значение в жизни человека, а спорт является ее «моделью» (по выражению Н.Б. Стамбуловой), трудно правильно судить о самооценке, не принимая во внимание особенности личностных проявлений, таких, как уровень притязаний, особенности темперамента, мотивы поведения, потребности и многое другое [7,с.51-52]. Так же немаловажную роль играет в спорте и мотивация достижения результата. Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами. Таким образом, выбор темы данной работы обусловлен актуальностью вопроса самооценки и мотивации достижения успеха спортсменов в командных и индивидуальных видах спорта [7, с.75-77].
Цель исследования заключается в изучении мотивационной и ценностной сферы у детей, занимающихся спортом.
Объект исследования: мотивационная и ценностная сферы у детей - спортсменов, занимающиеся командным и индивидуальным видами спорта.
Предмет исследования: самооценка подростков и ее взаимосвязь с мотивацией достижения успеха у детей - спортсменов.
Задачи исследования:
1) Анализ состояния научной разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2) Определение понятия «самооценка» и
«самоотношение».
3) Исследование самооценки и мотивации достижения успеха и боязни неудачи у подростков.
4) Выявление взаимосвязи между самооценкой и мотивацией достижения успеха.
Для решения поставленных задач в ходе исследования применялся комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по исследуемой проблеме, обобщение и интерпретация научных данных, а также опросные и статистические методы.
База исследования: исследование проходило на базе СОШ № 1, 3, 4, 8, 10 г.Елабуга, где было исследовано 50 подростков 11-15 лет, занимающихся спортом.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы тренерами ДЮСШ, преподавателями физической культуры в общеобразовательных учреждениях с целью повышения эффективности спортивной деятельности путем влияния на самооценку и мотивационную сферу спортсменов.
Апробация результатов исследования: выпускная квалификационная работа прошла апробацию на ежегодной научно-практической конференции студентов ЕИ КФУ в апреле 2016 года.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самооценка - это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Личность спортсмена характеризуется активностью, направленностью, развитым самосознанием. Представление о себе, конструируемое им в процессе спортивной деятельности и общения, обеспечивает его личности единство и тождественность, проявляется в самооценке, самоуважении, самоэффективности и способствует достижению высоких спортивных результатов.
С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.Самооценка тесно связана с таким понятием как самоотношение - термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному Я. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д.
Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени. Причины, по которым подросток занимается определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен подросткового возраста становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании
Спортивная деятельность расширяет адаптационные возможности человека. Продуктом и результатом этой деятельности является спортивное достижение. Специфика спортивной деятельности заключается также в её социальном характере. И, наконец, спорт, по мнению многих авторов, — лучшая школа развития не только моторных, но и психических процессов, и разнообразных свойств личности от волевых до эмоциональных. Это справедливо и для такого проявления личности спортсмена, как самооценка и самоотношение.
Нами было проведено эмпирическое исследование, которое направлено на изучение общей самооценки подростков, изучение мотивации успеха и боязни неудач и исследование самоотношения. Изучив самооценку по опроснику Казанцевой Н.Г. было выявлено, что у большинства испытуемых адекватная самооценка. Это говорит о том, что при адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Завышенная самооценка была выявлена в большей степени у теннисистов, это может говорить о том, что на их самооценку влияет вид спорта, которым они занимаются, так как теннис индивидуальный вид спорта, то им свойственно рассчитывать только на себя, на свои собственные силы. Они более уверенны в себе и осознают, что им не на кого положиться, кроме себя. Низкая самооценка наблюдается у футболистов, чем у спортсменов теннисистов. Это может быть обусловлено тем, что футбол - командный вид спорта и тот или иной футболист может рассчитывать на другого члена команды, где - то отдохнуть и не выложиться на все силы, которые у него есть.При изучении мотивации успеха и боязни неудачи у спортсменов узнали, что половине спортсменов свойственна мотивация на успех. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Также полученные нами результаты говорят, что мотивации успеха и боязни неудачи у спортсменов не отличаются друг от друга. Это говорит о том, что мотивация успеха и боязни неудачи не зависит от вида спорта, которым занимается подросток. При исследовании самоотношения спортсменов наиболее высокие баллы наблюдались по шкалам«самоуверенность», «саморуководство», «самопринятие», «отражённое самоотношение», и «самопривязанность». Данные говорят, что самоотношение испытуемых отличается друг от друга по двум шкалам «самоуверенность» и «саморуководство», то есть у спортсменов занимающихся командными и индивидуальными видами спорта самоотношение к себе разное, хотя и разница значительно не большая.
Таким образом, наша гипотеза о том, что самооценка, самоотношение и мотивация достижения успеха и избегания неудач выше у теннисистов, чем у футболистов подтвердилась лишь частично, только лишь в отношении некоторых показателей самоотношения. В ходе работы поставленные цель и задачи были реализованы.



1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. - М.,2008.- 93-94 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. -40-50 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., МГУ, 2012.- 5860 с.
4. Анисимова О.М. Взаимосвязь адекватности самосознания и эффективности поведения. О.М. Анисимова Ананьевские чтения: тезисы науч.-практ. конф. под ред. А.А. Крылова ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2009.-17-18 с.
5. Архиреева Т.В. Становление самооценки школьной
компетентности у младших школьников. Т.В. Архиреева. Ананьевские чтения: тезисы науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2001. - 210-213с.
6. Баранов Н.А. Психологические аспекты формирования ценностных ориентации у спортсменов. Ананьевские чтения: тезисы науч.- практ. конф., посвящ. 20-летию специализации «Психология спорта» под ред. А.А. Крылова; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2000. - 75-76с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 2006. - 75-77с.
8. Богданова ДЛ. Личностные особенности спортсмена - Ленинград.: [б. и.], 2004.- с.51-52.
9. Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. - М., 2012. 23 с.
10. Ванек М., Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2012.- 123-125 с.
11. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.- 89 с.
12. Волков И.П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. - М.: Советский спорт, 1995. - 142-144 с.
13. Волков О.И. Воздействие систематических занятий спортом на познавательные интересы старших школьников в сфере средств массовой информации.; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2013. - 9,16-19 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М. 1996.-143 с.
15. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Academia, 2000. - 132-135 с.
16. Гуськов С.И. Линец М.М., Платонов В.Н., Юшко Б.Н. Профессиональный спорт. - Киев:Олимпийская литература. 2010г.- 34-37 с.
17. Дашкевич О.В. Психологический анализ предметной неадекватности эмоционального компонента спортивной деятельности. Психология личности и деятельности спортсмена.- М.: Союзспортобеспечение. - 1981. - 40 с.
18. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 2011. - 368 с.
19. Динамика состояния спортсменов в связи с особенностями их личности.под.ред. Л.Д. Гиссена. - М.: Просвещение, 2007. - 58 с.
20. ЕнинВ.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом. Санкт- Петербург, 2006. - 16 с.
21. 3наков В.В. Самопознание субъекта. Психологический журнал. - 2012. - Т.23. - № 1. - С. 31 -41.
22. 3обков В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности. - М., 2014. - 20 с.
23. Иванков Ч. Т. Методические основы теории физической культуры и спорта -Инсан. 2005.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - М. 2014.-75-77 с.
25. Комплексные исследования личности и состояния спортсменов / под.ред. Л.Д. Гиссена. - М.: Просвещение, 2005. - 37 с.
26. Лазарева Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту. - М.: АСТ, 2006
27. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. -ФиС. 2008.- 147 с.
28. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 2014.-58-59 с.
29. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2009.- 67-71 с.
30. Морозов А.С., Фролова М.И. Изучение межличностного восприятия в спортивных командах в связи с некоторыми показателями их эффективности. Вопросы спортивной психогигиены. Вып.5. - М., 2007.-180 с.
31. Настольная книга практического психолога. Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с.
32. Попов А.Л. Психология спорта. - М., 2008.-89-92 с.
33. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента - Советский спорт. 2014.-123 с.
34. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. - М.: ТОО Дар, 2005.43-44 с.
35. Реан А.А. Психология изучения личности. http://psyera.ru/5164/motivaciya-uspeha-i-boyazn-neudachi-oprosnik-reana (дата обращения: 14.11.2013).
36. Реан А.А. Психологическая энциклопедия: Психология
человека от рождения до смерти. - М. Олма-Пресс. 2012.-45-46 с.
37. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 2009.- 55с.
38. Серова Л. К. Психология личности спортсмена. - Советский спорт. 2007.-67-70 с.
39. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 2009.-90-95 с.
40. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. - ФиС. 2005.- 88-89 с.
41. Столяров В.И. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть I. -Издательство «Физическая культура». 2005.57с.
42. Столяров В.И. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть II. - Издательство «Физическая культура». - 2005. 34-41 с.
43. Справочник психолога средней школы
http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00351.htm (дата обращения: 14.11.2013).
44. Таймазов В.А., Голуб Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена. - СПб.: изд-во Олимп. 2004.- 76-77 с.
45. Тарас А.Е. Психология спорта: Хрестоматия. - М. АСТ, 2007.102-103 с.
46. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001.- 90 с.
47. Федотова Е.В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. - М.: СпортАкадемПресс, 2003.- 113- 115 с.
48. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М. 2006.-67 с.
49. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция. - Советский спорт. 2003.- 64-66 с.
50. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. - М.: Советский спорт, 2006.- 30-33 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ