КИПРСКИЙ ВОПРОС В ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Эволюция кипрской проблемы в международных отношениях.
1.1. Истоки кипрской проблемы 10
1.2. Кипрская проблема после 1974 г. 13
Глава 2. Отношения США с участниками кипрского конфликта
2.1. Ближний Восток и Восточное Средиземноморье во внешней политике США 17
2.2. Американо-турецкие отношения - основные этапы развития
2.3. Американо-греческие отношения - основные этапы развития
Глава 3. США и урегулирование кипрского конфликта
3.1. Участие США в урегулировании во время Холодной войны 31
3.2. Участие США в урегулировании после окончания Холодной войны 37
Заключение 42
Список источников и литературы 44
Глава 1. Эволюция кипрской проблемы в международных отношениях.
1.1. Истоки кипрской проблемы 10
1.2. Кипрская проблема после 1974 г. 13
Глава 2. Отношения США с участниками кипрского конфликта
2.1. Ближний Восток и Восточное Средиземноморье во внешней политике США 17
2.2. Американо-турецкие отношения - основные этапы развития
2.3. Американо-греческие отношения - основные этапы развития
Глава 3. США и урегулирование кипрского конфликта
3.1. Участие США в урегулировании во время Холодной войны 31
3.2. Участие США в урегулировании после окончания Холодной войны 37
Заключение 42
Список источников и литературы 44
После окончания Второй мировой войны перед США, как одной из сверхдержав биполярной мировой системы, возникла задача создания такого блокового механизма, который противостоял бы угрозе распространения коммунизма после завершения раздела сфер влияния в Европе. Соперничество переносится также в другие части мира, ввиду чего немаловажным становится развитие и укрепление союзных отношений с государствами ближневосточного региона. Кроме того, США становятся бесспорным экономическим лидером, в связи с чем одной из стратегических целей обозначается завоевание новых рынков для экспорта капиталов; а также одними из самых крупных импортеров нефти, с чем связано возрастание интереса к региону Ближнего Востока как крупнейшему мировому источнику энергоресурсов. Также, необходимо сказать о том, что регион Ближнего Востока является своеобразной «пороховой бочкой» и насыщен многочисленными реальными и потенциальными конфликтами, как международными, так и внутренними. Например, такие события, как Суэцкий кризис, арабо-израильский конфликт, нефтяное эмбарго стран ОПЕК, война в Персидском заливе и многие другие, серьезно влияли на интересы США на Ближнем Востоке, а также обусловили вовлечение Вашингтона в дела государств региона. В то же время, политика США на Ближнем Востоке в основном вызывает враждебность государств, т.к. несмотря на распространение собственных политических и экономических ценностей и демократии, а также доминирование на мировой арене, тем не менее посредством вмешательства не удалось создать независимые политические институты, зародить гражданское общество и повысить уровень жизни населения в регионе. Более того, необходимо отметить значительный разрыв в экономическом и политическом развитии государств, которым также присуще социально-экономическое расслоение населения, что обуславливает определенные противоречия между ними.
В связи с вышесказанным, регион восточного Средиземноморья обеспечивает США стратегический доступ к Ближнему Востоку, представляющему основную угрозу региональной безопасности. В то же время, нельзя недооценивать значение таких стран, как Греция и Турция, во внешней политике США. Так, согласно основным целям Вашингтона на Ближнем Востоке в условиях Холодной войны, роль данных государств заключалась в сдерживании советской угрозы и недопущении СССР в ближневосточный регион, гарантировании безопасности юго-восточного фланга НАТО, поддержании стабильности на Ближнем Востоке, оказании поддержки Израилю, обеспечении доступа США к углеводородным ресурсам. Как известно, геостратегическое положение Греции и Турции, располагающих стратегическими коммуникациями на границах ближневосточного региона, традиционно являлось выгодным, поэтому американские стратеги стали рассматривать безопасность данных стран в качестве гарантии безопасности всего региона. Кроме того, открывая США дорогу на Ближний Восток и обеспечивая доступ к сырью, Греция и Турция стали не только сателлитами США, но и получили серьезную экономическую и военную помощь, подтверждением чему является «Доктрина Трумэна».
Немаловажное значение для внешней политики США на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье, таким образом, приобретает Кипрский вопрос- конфликт между греческой и турецкой общинами на острове, традиционно угрожавший безопасности в Средиземноморье, и последовавшая за ним оккупация Турцией северной части острова. В 1960 г. Кипр стал независимым государством, которое, в связи с принятой Конституцией, изначально получило шаткую основу ввиду права вмешательства во внутренние дела со стороны стран-гарантов (Греции, Турции и Великобритании) и официального разделения населения острова по этническому признаку на две общины. Кроме того, фактическое разделение острова по этно-территориальному признаку и провозглашение в 1975 г. турецкой общиной собственного государства на острове обусловили непосредственное вовлечение Турции и Греции, что закономерно способствовало резкому ухудшению отношений данных государств. В то же время, противоречия касательно Кипра дестабилизировали юго-восточное направление НАТО, примером чему является выход Греции из военной структуры альянса; и ухудшали отношения непосредственно США с Грецией и Турцией. Также необходимо отметить, что в условиях Холодной войны США проводили политику, направленную на недопущение вмешательства СССР в урегулирование Кипрского вопроса, в связи с чем отмечено значительное количество попыток американских дипломатов создать масштабные планы решения конфликта в рамках НАТО, которые не увенчались успехом. Немаловажен тот факт, что лидер греческой общины на острове, архиепископ Макариос, имевший поддержку СССР, последовательно добивался интернационализации кипрской проблемы, которая так или иначе осуществилась в результате свержения греческой хунтой в 1974 г. Макариоса и создания на острове марионеточного правительства, а также введения на остров вооруженных сил ООН, которые продолжают оставаться на острове в целях
наблюдения за линиями прекращения огня и поддержания буферной зоны. Таким образом, кипрский конфликт, превратился из локального в международный, участниками которого стали многие государства, как лидеры глобальных систем, так и их стратегические союзники. Нельзя не отметить важную роль в этом миротворческом процессе различных международных организаций, в числе ООН, НАТО, ЕС.
Актуальность темы данного исследования обусловлена влиянием Кипрского вопроса на международные отношения на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье и особой ролью этого региона в американской политике.
Целью данного исследования является определение позиции США в отношении Кипрского вопроса.
Цель исследования определяет и поставленные задачи:
- Проследить истоки развития кипрского конфликта.
- Проанализировать политику США на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье.
- Выявить влияние отношений США с Турцией и Грецией на американскую политику в отношении Кипрской проблемы.
- Выявить влияние кипрского конфликта на международные отношения в регионе.
- Проанализировать позицию США по Кипрскому вопросу, выявить их интересы.
- Определить роль США в урегулировании кипрской проблемы.
Объектом настоящего исследования является Кипрский вопрос.
Предмет исследования - политика США в отношении Кипрского вопроса.
Хронологические рамки включают в себя период с 1947 г. (передача Великобританией США двух нот о положении дел в Турции) по 2004 г. («план Аннана», который представляет собой пик международных усилий по урегулированию конфликта, после которого можно отметить спад внимания к данной проблеме).
Методологической основой исследования является анализ как первичных источников и документов, так и тематической литературы, научных статей, которые позволили комплексно рассмотреть политику США в отношении ближневосточного региона, Греции, Турции и Кипрского вопроса. Кроме того, можно сказать об использовании в данном исследовании компаративистского метода, индукции и дедукции на основе обозначенного материала, предоставляющих возможность для концептуального моделирования полученной информации.
Источниковая база исследования
• Особую ценность имеют резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета безопасности ООН, среди которых резолюция №814 (1954), резолюция №186 (1964), резолюция №3212 (1974), резолюция №544 (1983), резолюция №649 (1990) и др.
• Выступления, касающиеся кипрского конфликта, таких представителей ООН, как Гало Пласа, Кофи Аннан, Эспен Барт Эйде .
• Комментарии и письма касательно кипрской проблемы таких президентов США, как Л. Джонсон, Б. Клитон, Дж. Буш-ст. и др.
• Исторические документы сборника «Международных отношений США» («Foreign Relations of the United States») касательно американской миссии на Кипре в период администраций Л. Джонсона, Р Никсона, Д. Форда, Д. Картера.
Официальные доклады представителей Государственного Департамента США, в которых дается оценка положения в Ближневосточном регионе. Примером могут служить выступления С. И. Райс, Роузмери Ди Карло.
Литература
• Необходимо отметить научную новизну данного исследования ввиду относительно небольшого количества работ авторов, которые осветили тему американской политики в отношении Кипрской проблемы: К. Артамонова, М. Стеарнс, В. Коуфоудакис.
• Среди авторов, затрагивающих в своих исследованиях тему кипрского конфликта можно выделить следующих ученых: Л.Г. Абрамов, Н.М. Жукова, П.В. Иванов, К.А. Козик, Н.М. Михеева, М.Н. Салвариди, Р. Сафрастян, В. Христофи, Р. Боучер, Ф. Мирбагхери, Н. Услу, П. Тсоундароу, С. Платис, Х. И. Салих, С. Джозеф.
• Помимо Кипрского вопроса большое внимание следует уделить историографии, касающейся американской внешней политики на Ближнем Востоке. Следует сказать, что США, с целью установления своего контроля в регионе Ближнего Востока, проводят различные мероприятия, используя при этом как силовые, так и мирные рычаги воздействия. Многие ученые посвятили свои труды данной теме, но наибольший интерес представляют исследования в данной области таких авторов, как В. И. Бартенев, О. Приходько, В.П. Румянцев, О.Н. Скороходова, Ж.С. Сыздыкова, С.А. Тарбаев, Х.М. Халаф, М. П. Аминех, Г. Балл, Д. Битсиос, С. Бреннер.
• Труды исследователей по проблемам Турции и Греции, а также американо-греческим и американо-турецким отношениям, среди авторов которых можно выделить таких ученых, как: А.А. Абрегова, Д.Ю. Дворниченко, Г. Зиганшина, А.С. Лубоцкая, Н.З. Мосаки, О.Е. Петрунина, И. С. Сочнева, А.С. Шенин, Н.И. Черниченкина, Э. Цыркуль, Д.В. Накисбаев, М.П. Гучанин, В.С. Пивоварова, М. Тайфур, Л.С. Уитнер, Н. Мартин, Й.В. Кофас .
Структура
Во введении обоснована актуальность темы данного исследования, определены объект и предмет, цели и задачи, указаны хронологические рамки, перечислена и проанализирована использованная литература и источники.
В первой главе «Эволюция кипрской проблемы в международных отношениях» проанализированы истоки данной проблемы, а также основные этапы развития Кипрского вопроса.
Во второй главе «Отношения США с участниками кипрского конфликта» проанализированы основные этапы развития внешнеполитической стратегии США по отношению к Ближневосточному региону и Восточному Средиземноморью, а также подробно рассмотрены американо-турецкие, американо-греческие отношения.
В третьей главе «США и урегулирование кипрского конфликта» исследована вовлеченность США в процесс выработки решений касательно кипрской проблемы в рамках НАТО и ООН.
В заключении подведены основные итоги работы и сделаны основные выводы.
Результаты данного исследования апробированы на студенческих научных конференциях: VIII австрийская международная конференция; международный молодежный конкурс научных работ «Молодежь в науке: новые аргументы» (лауреат I степени) и опубликованы в сборниках
В связи с вышесказанным, регион восточного Средиземноморья обеспечивает США стратегический доступ к Ближнему Востоку, представляющему основную угрозу региональной безопасности. В то же время, нельзя недооценивать значение таких стран, как Греция и Турция, во внешней политике США. Так, согласно основным целям Вашингтона на Ближнем Востоке в условиях Холодной войны, роль данных государств заключалась в сдерживании советской угрозы и недопущении СССР в ближневосточный регион, гарантировании безопасности юго-восточного фланга НАТО, поддержании стабильности на Ближнем Востоке, оказании поддержки Израилю, обеспечении доступа США к углеводородным ресурсам. Как известно, геостратегическое положение Греции и Турции, располагающих стратегическими коммуникациями на границах ближневосточного региона, традиционно являлось выгодным, поэтому американские стратеги стали рассматривать безопасность данных стран в качестве гарантии безопасности всего региона. Кроме того, открывая США дорогу на Ближний Восток и обеспечивая доступ к сырью, Греция и Турция стали не только сателлитами США, но и получили серьезную экономическую и военную помощь, подтверждением чему является «Доктрина Трумэна».
Немаловажное значение для внешней политики США на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье, таким образом, приобретает Кипрский вопрос- конфликт между греческой и турецкой общинами на острове, традиционно угрожавший безопасности в Средиземноморье, и последовавшая за ним оккупация Турцией северной части острова. В 1960 г. Кипр стал независимым государством, которое, в связи с принятой Конституцией, изначально получило шаткую основу ввиду права вмешательства во внутренние дела со стороны стран-гарантов (Греции, Турции и Великобритании) и официального разделения населения острова по этническому признаку на две общины. Кроме того, фактическое разделение острова по этно-территориальному признаку и провозглашение в 1975 г. турецкой общиной собственного государства на острове обусловили непосредственное вовлечение Турции и Греции, что закономерно способствовало резкому ухудшению отношений данных государств. В то же время, противоречия касательно Кипра дестабилизировали юго-восточное направление НАТО, примером чему является выход Греции из военной структуры альянса; и ухудшали отношения непосредственно США с Грецией и Турцией. Также необходимо отметить, что в условиях Холодной войны США проводили политику, направленную на недопущение вмешательства СССР в урегулирование Кипрского вопроса, в связи с чем отмечено значительное количество попыток американских дипломатов создать масштабные планы решения конфликта в рамках НАТО, которые не увенчались успехом. Немаловажен тот факт, что лидер греческой общины на острове, архиепископ Макариос, имевший поддержку СССР, последовательно добивался интернационализации кипрской проблемы, которая так или иначе осуществилась в результате свержения греческой хунтой в 1974 г. Макариоса и создания на острове марионеточного правительства, а также введения на остров вооруженных сил ООН, которые продолжают оставаться на острове в целях
наблюдения за линиями прекращения огня и поддержания буферной зоны. Таким образом, кипрский конфликт, превратился из локального в международный, участниками которого стали многие государства, как лидеры глобальных систем, так и их стратегические союзники. Нельзя не отметить важную роль в этом миротворческом процессе различных международных организаций, в числе ООН, НАТО, ЕС.
Актуальность темы данного исследования обусловлена влиянием Кипрского вопроса на международные отношения на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье и особой ролью этого региона в американской политике.
Целью данного исследования является определение позиции США в отношении Кипрского вопроса.
Цель исследования определяет и поставленные задачи:
- Проследить истоки развития кипрского конфликта.
- Проанализировать политику США на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье.
- Выявить влияние отношений США с Турцией и Грецией на американскую политику в отношении Кипрской проблемы.
- Выявить влияние кипрского конфликта на международные отношения в регионе.
- Проанализировать позицию США по Кипрскому вопросу, выявить их интересы.
- Определить роль США в урегулировании кипрской проблемы.
Объектом настоящего исследования является Кипрский вопрос.
Предмет исследования - политика США в отношении Кипрского вопроса.
Хронологические рамки включают в себя период с 1947 г. (передача Великобританией США двух нот о положении дел в Турции) по 2004 г. («план Аннана», который представляет собой пик международных усилий по урегулированию конфликта, после которого можно отметить спад внимания к данной проблеме).
Методологической основой исследования является анализ как первичных источников и документов, так и тематической литературы, научных статей, которые позволили комплексно рассмотреть политику США в отношении ближневосточного региона, Греции, Турции и Кипрского вопроса. Кроме того, можно сказать об использовании в данном исследовании компаративистского метода, индукции и дедукции на основе обозначенного материала, предоставляющих возможность для концептуального моделирования полученной информации.
Источниковая база исследования
• Особую ценность имеют резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета безопасности ООН, среди которых резолюция №814 (1954), резолюция №186 (1964), резолюция №3212 (1974), резолюция №544 (1983), резолюция №649 (1990) и др.
• Выступления, касающиеся кипрского конфликта, таких представителей ООН, как Гало Пласа, Кофи Аннан, Эспен Барт Эйде .
• Комментарии и письма касательно кипрской проблемы таких президентов США, как Л. Джонсон, Б. Клитон, Дж. Буш-ст. и др.
• Исторические документы сборника «Международных отношений США» («Foreign Relations of the United States») касательно американской миссии на Кипре в период администраций Л. Джонсона, Р Никсона, Д. Форда, Д. Картера.
Официальные доклады представителей Государственного Департамента США, в которых дается оценка положения в Ближневосточном регионе. Примером могут служить выступления С. И. Райс, Роузмери Ди Карло.
Литература
• Необходимо отметить научную новизну данного исследования ввиду относительно небольшого количества работ авторов, которые осветили тему американской политики в отношении Кипрской проблемы: К. Артамонова, М. Стеарнс, В. Коуфоудакис.
• Среди авторов, затрагивающих в своих исследованиях тему кипрского конфликта можно выделить следующих ученых: Л.Г. Абрамов, Н.М. Жукова, П.В. Иванов, К.А. Козик, Н.М. Михеева, М.Н. Салвариди, Р. Сафрастян, В. Христофи, Р. Боучер, Ф. Мирбагхери, Н. Услу, П. Тсоундароу, С. Платис, Х. И. Салих, С. Джозеф.
• Помимо Кипрского вопроса большое внимание следует уделить историографии, касающейся американской внешней политики на Ближнем Востоке. Следует сказать, что США, с целью установления своего контроля в регионе Ближнего Востока, проводят различные мероприятия, используя при этом как силовые, так и мирные рычаги воздействия. Многие ученые посвятили свои труды данной теме, но наибольший интерес представляют исследования в данной области таких авторов, как В. И. Бартенев, О. Приходько, В.П. Румянцев, О.Н. Скороходова, Ж.С. Сыздыкова, С.А. Тарбаев, Х.М. Халаф, М. П. Аминех, Г. Балл, Д. Битсиос, С. Бреннер.
• Труды исследователей по проблемам Турции и Греции, а также американо-греческим и американо-турецким отношениям, среди авторов которых можно выделить таких ученых, как: А.А. Абрегова, Д.Ю. Дворниченко, Г. Зиганшина, А.С. Лубоцкая, Н.З. Мосаки, О.Е. Петрунина, И. С. Сочнева, А.С. Шенин, Н.И. Черниченкина, Э. Цыркуль, Д.В. Накисбаев, М.П. Гучанин, В.С. Пивоварова, М. Тайфур, Л.С. Уитнер, Н. Мартин, Й.В. Кофас .
Структура
Во введении обоснована актуальность темы данного исследования, определены объект и предмет, цели и задачи, указаны хронологические рамки, перечислена и проанализирована использованная литература и источники.
В первой главе «Эволюция кипрской проблемы в международных отношениях» проанализированы истоки данной проблемы, а также основные этапы развития Кипрского вопроса.
Во второй главе «Отношения США с участниками кипрского конфликта» проанализированы основные этапы развития внешнеполитической стратегии США по отношению к Ближневосточному региону и Восточному Средиземноморью, а также подробно рассмотрены американо-турецкие, американо-греческие отношения.
В третьей главе «США и урегулирование кипрского конфликта» исследована вовлеченность США в процесс выработки решений касательно кипрской проблемы в рамках НАТО и ООН.
В заключении подведены основные итоги работы и сделаны основные выводы.
Результаты данного исследования апробированы на студенческих научных конференциях: VIII австрийская международная конференция; международный молодежный конкурс научных работ «Молодежь в науке: новые аргументы» (лауреат I степени) и опубликованы в сборниках
Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу, что Кипрский вопрос традиционно представлял интерес во внешней политике США. В условиях Холодной войны именно использование острова в военно-стратегических целях США и НАТО являлось главной причиной предоставления независимости Кипру ввиду возросших антиколониальных движений населения острова и террористической группировки ЭОКА, также, как и вовлечение Турции в Лондонско-Цюрихские соглашения 1959 г. отвечало интересам Великобритании и США. Однако дарованная Конституция 1960 г., предусматривающая интересы в первую очередь Запада и не учитывающая реальное соотношение греков и турок на острове, предопределила будущие противоречия между общинами, вылившиеся в последствии в вооруженные столкновения. Кроме того, зафиксированное в Конституции право стран-гарантов действовать индивидуально с целью обеспечения безопасности общин, предопределило возросшие противоречия Греции и Турции, двух союзников НАТО, что закономерно вызывало беспокойство США и НАТО касательно стабильности его юго-восточного направления. Таким образом, заинтересованность США в урегулировании кипрского конфликта обусловлена важностью Средиземноморского региона, который традиционно обеспечивал США стратегический доступ к Ближнему Востоку, в то время как Греция и Турция во время Холодной войны выполняли функции сдерживания коммунистической угрозы и недопущения СССР в ближневосточный регион, в связи с чем можно сделать вывод, что кипрский вопрос был для США преимущественно проблемой отношений между Грецией и Турцией в период сдерживания СССР. Поэтому, для стабилизации юго-восточного направления НАТО США были активно вовлечены в урегулирование кипрского конфликта с середины 1950-х гг. и стремились не допустить интернационализации конфликта, а также вынесение данной проблемы на обсуждение в ООН, поскольку СССР получил бы возможность участвовать в решении вопроса. Как известно, изначально США поддерживали Турцию ввиду приверженности Греции идее «энозиса», т.к. «таксим» способствовал бы обеспечению гарантий США и НАТО на Кипре. Однако в дальнейшем Вашингтоном предлагался практически полноценный план «энозиса», который также был отвернут. Кроме того, необходимо отметить, что до 1970-х гг. США активно вмешивались в отношения между Грецией и Турцией с целью недопущения военных действий между членами НАТО, примером чему может служить личное письмо президента Л. Джонсона Турции с предупреждением о невозможности использования американского вооружения на какие-либо цели, кроме целей НАТО, а также введение эмбарго США против Турции. Однако, принимая во внимание многочисленные неудавшиеся миссии американских дипломатов касательно разрешения Кипрского вопроса, США не предотвратили турецкое вторжение на остров в 1974 г., что было связано с осложнением отношений США и президента Кипра, за которым стояли Греция и СССР. Новый виток эскалации конфликта обусловил невозможность решения данного вопроса в рамках НАТО, поэтому в дальнейшем, зачастую по инициативе США, в рамках ООН проводились многочисленные переговоры между сторонами, которые также были безуспешными в основном по причине невозможности найти компромисс. После завершения Холодной войны Ближний Восток приобрел еще большую значимость ввиду его возросшего кризисного потенциала, в то время как Кипрский вопрос, ослаблявший эффективность обеспечения безопасности юго-восточного крыла НАТО, стал иметь еще более серьезные последствия, чем во время американо-советского противостояния, что обусловило продолжавшиеся попытки США урегулировать непосредственно сам конфликт, как на межобщинном уровне, так и в рамках ООН. Наиболее значительным проектом, представляющим собой консолидацию международных усилий по решению данного конфликта, являлся план Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, нацеленный на объединение острова и формирование двух автономных частей. В то же время, можно отметить, что с провалом данного плана и последовавшим вступлением Кипра в Европейский союз без турецкой части острова острота Кипрского вопроса значительно снизилась и перешла больше в плоскость ООН и ЕС. Однако несмотря на то, что все вышеперечисленные попытки решения проблемы оказались безуспешными, в то время как конфликт принял затяжной характер, можно сказать, что США добились своих основных целей касательно относительной стабилизации отношений между Грецией и Турцией и контроля над базой НАТО на Кипре. Также можно сделать вывод, что американская политика в Кипрском вопросе оказалась эффективной в плане распространения сферы влияния на остров, но при этом провальной в достижении компромиссного разрешения между общинами.
Подобные работы
- Особенности американо-турецких отношений в период президентства Д. Трампа (2017-2021 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - КРИЗИС В РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (2013-2016 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016



