Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 6
1.1. Понятие и причины профессионального стресса 6
1.2. Социально-психологические факторы, влияющие на развитие
профессионального стресса 11
1.3. Особенности формирования стрессов в чрезвычайных ситуациях 15
1.4. Производственные психические состояния 17
1.5. Понятие качества жизни в психологии. Поведенческие составляющие
качества жизни 20
1.6. Анализ взаимосвязи семейного и профессионального стресса 22
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессионального стресса и особенностей качества жизни работников химической промышленности 24
2.1. Организация и методы исследования профессионального стресса и
качества жизни 24
2.2. Определение уровня стресса у работников химической
промышленности 27
2.3. Изучение индекса жизненного стиля у работников химической
промышленности 31
2.4. Выявление характера и степени взаимосвязи между профессиональным стрессом и качеством жизни у работников химической промышленности 37
Выводы по 2 главе 49
Заключение 52
Литература 57
Приложение 59
Проблема профессионального стресса на современном этапе развития общества является, как никогда актуальна. К данной теме проявляют интерес и посвящают свои исследования многие ученые. Результаты постоянных стрессов связаны с темпом нашей жизни, которые влекут за собой множество проблем, таких как - рост напряженности, злости, агрессии, различные психические расстройства у людей. Стрессы как постоянные спутники, они окружают нас везде, в том числе и на работе.
Анализ научных исследований, посвященных изучению стресса в профессиональной деятельности человека, показывает, что в последние годы данная проблема является наиболее актуальной в мировой психологической науке и практике. Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни [3].
В разное время изучением стрессов занимались Ю.А. Александровский, В. Д. Менделевич, Л. Г. Попова, Н. В. Тарабрина, Л. И. Анцыферова, О. И. Жданов, А. Б. Леонова, А. Н. Татарко, В. А. Абабков и др. Ими были выделено отрицательное влияние стрессов на физиологическую и психическую составляющие жизнедеятельности человека, развитие личностных качеств, успешность профессиональной деятельности.
Внимание к разработке психологической проблематики стресса объясняется ее непосредственной связью с жизненно важными требованиями современной жизни. Трудности в адаптации, неспособность выносить повышенные профессиональные нагрузки, различные формы личностного неблагополучия - вот перечень проблем, которые сегодня справедливо воспринимаются обществом как непосредственная угроза качеству жизни и психическому здоровью человека.
Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [19].
Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» - отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации [19].
Требования, предъявляемые работой, становятся с каждым годом всё больше, конкуренция выше. Это касается всех работников на особо опасных предприятиях, а именно деятельности работников химической промышленности. Каждый день работники химической промышленности сталкиваются с множеством опасных факторов, которые вызывают стрессовые ситуации, но, не смотря на это им необходимо качественно выполнять свою работу, потому как от их действий могут зависеть жизни людей. В данной работе рассматривается проблема исследования особенностей психологического стресса офисных и производственных работников.
Объект исследования: профессиональный стресс и качество жизни офисных и производственных работников.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального стресса и качества жизни офисных и производственных работников.
Цель исследования: изучить проявления профессионального стресса офисных и производственных работников во взаимосвязи с особенностями качества жизни.
Гипотезы исследования:
1) существуют различия в уровне и проявлениях профессионального стресса у офисных и производственных работников химической промышленности;
2) уровень профессионального стресса офисных и производственных работников химической промышленности взаимосвязан с особенностями их качества жизни.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную и иностранную литературу по проблемам профессионального стресса и особенностям качества жизни человека.
2. Определить уровень профессионального стресса офисных и производственных работников химической промышленности.
3. Изучить особенности качества жизни офисных и производственных работников химической промышленности.
4. Выявить характер и степень взаимосвязи уровня профессионального стресса и особенностей качества жизни офисных и производственных работников химической промышленности.
4. Анализ и интерпретация данных.
Методы и методики исследования:
1. «Диагностика состояния стресса» (А.О. Прохоров);
2. «Тест на профессиональный стресс» (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников);
3. «Шкала нервно-психического напряжения» (А.О. Прохоров);
4. «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Х. Келлерман).
5. Методы статистического анализа (t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона).
Выборка исследования: общий объем выборки составил 60 человек, 30 офисных и 30 производственных работников химической промышленности. Средний возраст 30 лет.
В результате работы над темой «Взаимосвязь профессионального стресса и качества жизни работников химической промышленности». Мы выдвинули гипотезу о том, что уровень профессионального стресса производственных и офисных работников химической промышленности, зависит от качества условия жизни; в особенностях профессионального стресса и качества жизни у производственных и офисных работников химической промышленности существуют различия.
В нашей дипломной работе мы рассмотрели понятие стресса и его причины, социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса.
Профессиональный стресс - это явление, которое выявляется в психических и соматических реакциях на проявление стрессовых ситуаций, возникающих на производстве и в офисе.
Профессиональный стресс как социально-психологическая проблема рассматривается в психологической науке относительно давно, и привлекает к себе всё больший интерес многих учёных (В.А. Бодров, А.Б. Леонова, Н.И. Наенко, Н.В. Самоукина и другие), что говорит об актуальности нашей темы.
В настоящее время не существует единого определения понятия "профессиональный стресс". Мы, вслед за А.Б. Леоновой, понимаем профессиональный стресс как стресс, который возникает в ответ на трудности и требования со стороны профессии.
Развитие профессионального стресса обусловлено множеством причин, важное место среди которых занимают факторы психологической и социальной природы. Степень выраженности стресса у того или иного работника зависит от эмоционально-личностной сферы, индивидуального опыта и контекста групповых и организационных взаимодействий, в рамках которых осуществляется профессиональная деятельность.
Кроме причин, влияющих на развитие профессионального стресса профессиональной деятельности офисных и производственных работников химической промышленности, были анализированы следующие параметры: уровень условия труда; степень профессиональной ответственности; индивидуальная характеристика. В.А. Бодров на их основании выделил организационные, рабочие и индивидуальные причины профессионального стресса, остальные отечественные специалисты выделили субъективные и объективные факторы.
Западные специалисты, в свою очередь, в области профессионального стресса выявили источники стресса работников управленческого профиля: режим трудовой деятельности; роль работника в организации; взаимоотношения на работе, трудности построения деловой карьеры; факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом.
Следующий термин, который мы рассмотрели в нашей работе, это термин качества жизни.
Качество жизни - это субъективная оценка благополучия, которая формируется на основе жизненного опыта, культурного и интеллектуального уровня и эмоционального развития.
Оно как психологическое явление в первую очередь показывает оценку удовлетворенности и результата жизни человека. Качество жизни включает в себя психологическое составляющее как благополучие, ощущение счастья, удовлетворенность жизнью.
Используя социальный опрос работников офиса и производства, мы выявили взаимосвязь между профессиональным стрессом и качеством жизни, и сделали следующий вывод: психологический фон стрессовых ситуаций, возникающий на рабочем месте у офисных работников выше, чем у рабочих на производстве.
Проанализировав данные, полученные, в ходе проведения диагностики мы выявили взаимосвязь между профессиональным стрессом и качеством жизни, мы определили, что уровень профессионального стресса работников химической промышленности и офисных сотрудников, напрямую зависит от
качества условия жизни, вследствие этого наши первичные предположения полностью подтвердились практическим и теоретическим путём.
Подводя итоги, можно определить, что стресс представляет собой адаптационную реакцию организма на значимый раздражитель и является сложным психофизиологическим процессом, включающим сложные взаимоотношения психического и соматического воздействия.
Высокий уровень стресса становится вредным для организма, способствует развитию психофизиологических расстройств и нервнопсихических заболеваний, может привести к общему истощению организма и, в конечном счете, к смерти.
Для предотвращения медико-социальных последствий эмоционального стресса можно выделить следующие меры:
• усиление фундаментальных исследований механизмов
устойчивости к эмоциональному стрессу, разработка методов объективного контроля и дозирования эмоционального стресса,
• создание сети служб для оказания помощи населению в предупреждении и реабилитации последствий стресса, включающих психотерапию, адекватное питание, физические упражнения, водновоздушные процедуры, прием витаминов, микроэлементов, минеральных веществ, физиотерапевтические процедуры, массаж, музыку, упражнения йоги, медитацию, аутогенную тренировку, прогрессивную мышечную релаксацию.
• разработка специальных, ориентированных на разные
социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса.
• разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях (предоставление рабочим возможности участия в принятии производственных решений, гуманизация сменной и ночной работы).
• технологическая политика, ориентированная на реорганизацию производства, с учетом психологических и физиологических взаимоотношений работающих лиц, устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий.
• разработка эффективных мер повышения устойчивости к психоэмоциональному стрессу предрасположенных к этому лиц на рабочем месте.
Всё это создаст благоприятную почву для устранения стрессовых факторов и их воздействие на жизнь, и эмоционально-психический фон человека в целом.
Результаты исследования:
1) Обзор литературных источников позволил сделать вывод, что в психологической науке профессиональный стресс рассматривается как социально-психологическая проблема. Развитие профессионального стресса обусловлено множеством причин, важное место среди которых занимают факторы психологической и социальной природы. Степень выраженности стресса у того или иного работника зависит от эмоционально-личностной сферы, индивидуального опыта и контекста групповых и организационных взаимодействий, в рамках которых осуществляется профессиональная деятельность.
2) Выявлены достоверные различия в проявлении нервно-психического напряжения у офисных и производственных работников. Это означает, что для производственных работников достоверно чаще характерно спокойное и уравновешенное состояние, чем для офисных работников. Они ведут себя довольно сдержанно и регулируют свои собственные эмоции в отличие от производственных работников, которые не всегда правильно и адекватно ведут себя в стрессовой ситуации. Несмотря на низкие показатели, офисные работники положительно реагируют на устранение стрессовых ситуаций на рабочем месте, путём регулирования собственных эмоций, приводящих к качеству повышения труда, для производственных работников же
профессиональных стресс не был выявлен.
3) Корреляционный анализ показал, что существуют взаимосвязи между профессиональным стрессом и особенностями качества жизни испытуемых. Эти взаимосвязи свидетельствуют о том, что офисные и производственные работники в стрессовых ситуациях, используют механизмы психологической защиты. Было выявлено, что они направляют свои подавленные эмоции на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, взамен тем, которые вызвали отрицательные эмоции и чувства. Испытуемые обеих групп часто используют компенсацию для исправления или нахождение замены той неудовлетворенности своей деятельности, которую они испытывают. Так же механизмы психологической защиты позволяют как офисным, так и производственным работникам сдерживать чувства неуверенности в себе и страха неудачи.
1. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000.
2. Бурковский Г.В., Левченко Е.В., Беркман А.М. Об исследованиях здоровья и качества жизни Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева.
3. Ганс С. Стресс без дистресса. М., 1991г.
4. Гринберг Джеррольд Управление стрессом 7-е издание. П., 2004.
5. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого - педагогическая диагностика. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010 г.
6. Карвасарский Б. Д. и др. Клиническая психология: Учебник для вузов: - Питер, 2004.
7. Кравцова Н.А. Проблемы здоровья личности в теоретической и прикладной психологии: Материалы Международной науч.-практ. конф. / Под ред. Н. А. Кравцовой. -Владивосток : Мор. гос.ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2011.
8. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учебное пособие для студентов факультета психологии. Куйбышев. Изд-во Куйбышевского фил. Новосибирского гос. пед. ун-та, 2012.
9. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970.
10. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. психология труда и организационная психология. Хрестоматия, Москва. 1995 г.
11. Леонтьев Д.А. Жизнь: опыт междисциплинарного определения // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2009.
12. Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2001.
13. Михайлова Л.А. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие - Спб.: Питер, 2009 г.
14. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. унта, 1976.
15. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения
психологического состояния личности. М.: ПЕР СЭ, 2004.
16. Прохоров А.О. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.
17. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда 5-е
издание. "...Москва Издательский центр «Академия» 2009 г.
18. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и
человеческого достоинства. Издательство: Академия, 2005 г.
19. Прусова Н. В. Боронова Г. Х. «Психология труда: Конспект лекций»: «Эксмо»; Москва; 2008 Н.
20. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.
21. Солдатова С.В. Профилактика и коррекция синдрома
«эмоционального выгорания». Вузовский вестник МГОГИ. Гуманитарные науки. Орехово-Зуево.: МГОГИ, 2010.
22. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.
23. Тухтарова И.В., Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие. - Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003.
24. Шатрова А.О. О материальной составляющей в структуре показателя качества жизни населения.
25. Щербатых Ю.В. психология стресса и методы коррекции СПб.: Питер, 2006.
26. Matich and L. Sims, A Comparison of Social Support Variables Between Women Intend to Breast or Bottle Feed// Sosial Science Medicine 34. 1992. J. S. House, Worc Stress and Social Support, 39. 1981.