Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 7
1.1. Понятие коммуникативной компетенции и компетентности в логопедии 7
1.2. Особенности коммуникативной компетенции старших дошкольников с ОНР III уровня 10
Выводы 15
Глава 2. Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции старших дошкольников с ОНР III уровня 17
2.1 Методика проведения исследования 17
2.2 Анализ результатов 25
Выводы 38
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников с ОНР III 39
3.1 Методика проведения формирующего эксперимента 39
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 44
Выводы 51
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения
В последние годы в мире наблюдается увеличение детей с различными нарушениями в развитии. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ ежегодно количество больных детей увеличивается на 4-5 %, наиболее многочисленную группу составляют дети с нарушениями речи, как правило, тяжелыми.
Зачастую тяжелые нарушения речи сопровождаются общим недоразвитием речи, при котором формирование таких компонентов речевой системы как лексика, грамматика, фонетика, связная речь отстает от нормы. В результате этого дети оказываются неспособными вести диалог, рассказывать, описывать, употреблять слова в нужной форме, правильно согласовывать слова в предложении. Все это приводит к недоразвитию коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи, затруднениям в сфере межличностного общения, к низкой успеваемости в школе.
Одним из важнейших элементов коммуникативной компетенции является практическое овладение диалогической и монологической речью.
Развитие связной речи - наиглавнейшая задача всего коррекционно-логопедического обучения в специальном дошкольном образовательном учреждении, в логопедической группе детского сада.
В связи с этим проблема несформированности коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР как и проблема недоразвития связной речи является одной из наиболее актуальных в логопедии в настоящее время.
Недостатки развития диалогической и монологической речи у детей с ОНР рассматривались в работах многих логопедов, психологов, лингвистов, а именно: Ладыженской Т. А. [36], Жуковой Н. С. [28], Алексеевой М. М. и Яшиной Б. И. [2], Глуховым В. П. [11, 12, 13, 14, 15], Воробьевой В. К. [7], Ушаковой О. С. [50, 51], Выготским Л. С. [9, 10], Жинкиным Н. И. [26, 27], Леонтьевым А. А. [38, 39, 40], Шахнаровича А. М. [57] и другими.
Вопросы коммуникативной компетенции были раскрыты в работах Красовской Е. В. и Даниловой А. Н. [34], Гойфман О. Я. [16], Муравьевой О. И. [41], Павловой О. С. [43], Дзюба О. В. [17-23], Черепановой Л. В. [55] и других.
Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л. П. Алексеева [1], И. А. Зимняя [30], М. Э. Жуковская [29], Т. А. Кривченко [35] и др.
Исходя из всего выше сказанного, можно сформулировать цель нашей работы - развитие коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объектом исследования являются дети с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - состояние коммуникативной компетенции у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза: развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи, совершенствование их коммуникативных умений и навыков, успешное обучение в школе - все это возможно только при условии правильно построенного и грамотно организованного коррекционного процесса, направленного на развитие навыков связной речи и коммуникативной компетентности, учитывающего как психологические, так и речевые особенности детей.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) подобрать наглядный и демонстрационный материал для изучения состояния коммуникативной компетенции;
3) экспериментально исследовать особенности коммуникативной компетенции детей с общим недоразвитием речи III уровня и детей старшего дошкольного возраста, не имеющих речевой патологии;
4) провести коррекционную работу по развитию коммуникативной компетенции детей в логопедической группе детского сада;
5) экспериментально оценить уровень развития коммуникативной компетенции детей после проведенной коррекционной работы.
Методологической и теоретической основой нашего исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б.Эльконин, В.С. Мухина), педагогический опыт логопедов-практиков (В. К. Воробьева, Т Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Р.Е. Левина).
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, метод анализа продуктов деятельности детей (речевая продукция), статистические методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь 2015 -январь 2016) - поисково-теоретический. На данном этапе подготавливался демонстрационный материал, изучалась психолого-педагогическая литература, были определены методология и методики исследования, цель, объект, предмет и задачи.
На втором этапе (февраль 2016 - апрель 2010) - экспериментально - коррекционном - проводились экспериментальные исследования детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста с целью выявления состояния их связной речи, обработка полученных результатов; проведение коррекционной работы и контрольного эксперимента.
Третий этап (апрель - май 2016) - заключительно-обобщающий. Этот этап включал в себя обработку и систематизацию материала, оформление выпускной квалификационной работы, подготовку презентации.
Практическая значимость исследования: содержащиеся в работе теоретические, практические материалы могут быть использованы педагогами, логопедами, воспитателями логопедических групп в системе специального дошкольного образования при формировании коммуникативной компетенции у детей с общим недоразвитием речи.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью, задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Коммуникативная компетенция представляет собой коммуникативные навыки, которые позволяют ребенку адекватно общаться с другими людьми. Коммуникативные навыки или действия, доведенные до автоматизма, формируются на основе развития и усовершенствования компонентов коммуникативной компетенции, а именно диалогической речи, монологической речи, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Развитие коммуникативной компетенции необходимо начинать в раннем возрасте, особенно у детей, имеющих общее недоразвитие речи, поскольку эти дети, в виду недостаточного развития различных компонентов речевой системы, могут иметь значительные трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
Проведенное исследование показало, что для большинства детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня характерен средний уровень развития диалогической речи. Дети затрудняются дать полные ответы на вопросы, в основном отвечают одним словом, либо словосочетанием. Мало кто из детей отвечает простым предложением. Дети с трудом ориентируются в содержании вопроса, поэтому часто их ответы не соответствуют ситуации.
При изучении монологической речи было выявлено, что для большинства детей характерен недостаточный уровень ее развития. Дети постоянно нуждались в помощи взрослого - дополнительных наводящих вопросах, указании на конкретный предмет, стимулировании, повторе задания или вопроса. Также для этих детей было характерно выделение не главного, а второстепенного в картинках, рассказах, неумение правильно составить фразу, нарушение логической последовательности.
При изучении уровня развития фонематического слуха и восприятия был отмечен низкий уровень у большинства детей. Дети с ОНР III уровня испытывали значительные трудности при выполнении заданий на дифференциацию сходных звуков, путали картинки, неверно повторяли цепочку слогов и определяли слово, что свидетельствовало о недоразвитии данных процессов.
Таким образом, на основе полученных данных можно было судить о недоразвитии коммуникативной компетенции у детей, так как оказались нарушенными и недоразвитыми основное процессы (компоненты), обеспечивающие полноценное общение и адаптацию в социуме.
С этой целью был составлен план коррекционной работы, разработаны 8 конспектов фронтальных занятий и проведена коррекционная работа.
В качестве основы коррекционной работы была взята методика Глухова В. П., направленная на развитие связной речи, дополненная упражнениями на развитие фонематических процессов и диалогической речи.
Результаты контрольного эксперимента продемонстрировали положительные изменения в развитии диалогической и монологической речи, фонематического слуха и восприятия.
Так, на 10 % увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития диалогической речи, на 20% уменьшилось количество детей с низким уровнем.
На 10% увеличился уровень удовлетворительный уровень развития монологической речи.
На 20% повысился средний уровень развития фонематического слуха и восприятия.
Дети чувствовали себя более уверенно, отвечали на вопросы полным предложением, были внимательны к речи педагога, правильно задавали вопросы и строили свои предложения, самостоятельно исправляли допущенные ошибки, строили свой рассказ в логической последовательности согласно плану - схеме, по которой обучались.
Таким образом, контрольное исследование показало, что проведенные коррекционные занятия способствовали развитию диалогической и монологической речи, фонематического слуха и восприятия, что в свою очередь отражается на развитии коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Поэтому проведенную коррекционную работу по развитию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно считать эффективной, цель дипломной работы достигнутой, а задачи выполненными.
1. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе. Начальная школа. 2000, №4.- 35-39с.
4. Белякова Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1991. - С.21-30.
5. Бодалев, А.А. Психология общения / Бодалев, А.А.М.: МОДЭК, 2002. - 319с.
6. Бородич А. М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста./
А. М. Бородич. -М.: Просвещение, 1984. - С.5-10.
7. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - С.112
8. Ворошнина Л. М. Творческое рассказывание./ Л. М. Ворошнина // Дошкольное воспитание. -1982. -№9. С.42-48.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1996.- 115с.
10. Выготсткий Л. С. Детская психология./ Л. С. Выготский / Под ред. Д. Б. Эльконина / Собр. Соч. Т 4. - М.: 1982. - С.49-87.
11. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. Ч. 1./ В. П. Глухов // Дефектология.-1994. - №2. С. 56-73.
12. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. Ч. 2./ В. П. Глухов // Дефектология.-1994. - №4. С. 63-71.
13. Глухов В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием./ В. П. Глухов // Дефектология.-1986. -№6. С.61-67.
14. Глухов В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу./ В. П. Глухов // Дефектология.- 1989. -№1. С.69-76.
15. Глухов В. П. Формирование связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи./ В. П. Глухов // Дефектология.-1990. -№6. С. 63-69.
16. Гойфман, О.Я Речевая коммуникация [Текст] /Гойфман О.Я., Надеина Т.М.. М.: ИНФРА-М, 2001.-272с.
17. Дзюба О.В. Актуальные вопросы развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР // Проблемы педагогического
образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. -Выпуск 33. - М.:МПГУ, 2009. - С. 57-60 - 0,25 п.л.
18. Дзюба О.В. К вопросу о коммуникативной компетентности // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей / Под ред.
В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - Выпуск 31.- М.МПГУ, 2008. - С. 29¬32 - 0,25 п.л.
19. Дзюба О.В. Коммуникативная компетентность дошкольников: теоретический аспект // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - Выпуск 32. - М.:МЛГУ, 2009.-С. 74-77-0,25 п.л.
20. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сб. научн. трудов / Под ред. Е.А. Левановой. - Выпуск 23. - Калининград: Изд-во ЮГУ, 2009. - С. 3540 - 0, 25 п.л.
21. Дзюба О.В. Система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2009. - № 2 -С. 13-18-0,7 пл.
22. Дзюба О.В. Содержательные характеристики коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - Выпуск 31,- М.:МПГУ, 2008. - С. 29-32 - 0,25 п.л.
23. Дзюба О.В.Создание педагогических условий для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - Выпуск 33. - М.:МПГУ, 2009. - С. 80-83 - 0,25 п.л.
24. Доморацкая З. А. Особенности описаний детей 6 лет // Характеристика связной речи детей 6 - 7 лет / Под ред. Т. А. Ладыженской - М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1979. - С. 52-77.
25. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с общим недоразвитием речи / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1981. -
С.11-39.
26. Жинкин Н.И Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. М.: Знание, 1969.- 204с.
27. Жинкин Н.И Речь как проводник информации. М.: Просвещение, 1982.¬198с.
28. Жукова Н. С. Логопедия: преодоление ОНР у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. - С.34-47.
29. Жуковская М. Э. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя; Материалы XVI научно¬методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - с.119
30. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.
31. Кождаспирова Г. И. и Кождаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
32. Козина И. Б. Учите детей говорить: пособие по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / И. Б. Козина, В. М. Ворончихина, С. Ю. Гущина и др. - Й-О: Росток, 2007. - С.3-8.
33. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию./ Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. С.5-11.
34. Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 80-82.
35. Кривченко, Т. А. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя; Материалы XVI научно¬методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - с.52
36. Ладыженская Т.А. Связная речь. - В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980, с.222.
37. Лалаева Р И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. - с. 6
38. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М.: СП,
2003. - С.96-127.
39. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М. Высш. шк. - 2010. - с.253.
40. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд. Просвещение. - М., 1969. - с.135-140
41. Муравьева, О.И. Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии [Текст]: Муравьева, О.М.: из опыта работы// Сибирский психологический журнал. 2011. -№14-15.-С.21-28.
42. Назаренко Е. Б. Коммуникативная компетенция: подходы к классификации, структура // Сборники конференций НИЦ Социосфера, Выпуск № 22, 2013. - с. 81-86.
43. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: Павлова, О.С.//Психолингвистика и современная логопедия. -М., 1997.
44. Путкова Н. М. Проблема овладения инициативными высказываниями детьми старшего дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи./ Н. М. Путкова // Дефектология.-2007. -№5. С.49-56.
45. Путкова Н. М. Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР./ Н. М. Путкова // Логопед.-2005. -№1. С.38.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1989. - Т. 1., Гл. XI.
47. Семенович А. В. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи./ А. В. Семенович, Л. Б. Халилова, Т. Н. Ланина // Дефектология.-
2004. -№5. С.55-60.
48. Соловьева Л. Г. Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности./ Л. Г. Соловьева // Дефектология.- 1996. -№6. С. 67.
49. Ушаков Д. И. Толковый словарь // [Электронный ресурс]. URL: http ://ushakova-slovar.ru
50. Ушакова О. С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - С. 23-31.
51. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. - 256 с.
52. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Ч 1 / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина - М.: Альфа, 1993. - С. 18-20.
53. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Ч 2 / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина - М.: Альфа, 1993. - С. 4-7.
54. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрисс - пресс, 2005. - С. 5-19.
55. Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Изд. Наука. - Новосиб., 2006. - с.50.
56. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
57. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П. Еремеевой. - М.: Просвещение,
1980. - С.16 -18.