Проблема развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия музыки (Теория и технология музыкального образования, Камчатский Государственный Университет)
Введение 3
1 Особенности развития музыкальных способностей старших дошкольников 4
2 Методические основы развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия музыки 8
Заключение 12
Библиографический список 14
Актуальность работы обусловлена тем, что проблема развития музыкальных способностей старших дошкольников является одной из важных, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Научить детей активно и вдумчиво воспринимать музыку с каждым годом становится сложнее, в связи с тем, что поток музыкальной информации практически безграничен, и это обостряет проблему организации целенаправленного восприятия музыки, способствующей развитию музыкальных способностей.
Цель работы: изучить проблему развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия музыки.
Задачи работы:
– проанализировать особенности развития музыкальных способностей старших дошкольников.
– обосновать методические основы развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия музыки.
Теоретико-методологическая основа работы. На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская,
А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман.
Методы работы: теоретический анализ педагогической, методической литературы, синтез, обобщение педагогического опыта.
Структура работы: работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, библиографического списка.
Таким образом, в настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Б.М.Теплов, О.П.Радынова, Н.А. Ветлугина доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Музыкальные способности – это умение эмоционально отзываться на музыку. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Музыкальные способности могут быть развиты на различном репертуаре, но, чтобы сформировать у детей основы музыкальной культуры, необходимо развивать музыкальные способности на классической и народной музыке – музыкальных шедеврах Восприятие музыки является важнейшим видом музыкальной деятельности, которое обеспечивает развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Целенаправленная организация работы, направленной на развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе восприятия музыки и планомерное формирование музыкальной деятельности способствует личностному развитию детей: реализации творческого потенциала; готовности выражать своё отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований.
1. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М.: Мысль, 2013. – 129 с.
2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 2015. – 240 с.
3. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина – М., Просвещение, 2013. – 140 с.
4. Виноградов, Л.Н. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л.Н. Виноградов – СПб.: Речь, Образовательные проекты, ТЦ Сфера, 2016. – 368 с.
5. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. –130 с.
6. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Г. Гогоберидзе. – М.: Академия, 2015. –320 с.
7. Груздова, И.В. Навстречу музыке. Музыкальные игры и занятия для детей / И.В. Груздова. – М. : Феникс, 2015. – 162 с.
8. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. – М.: Владос, 2016. – 304 с.
9. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
10. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2017. – 390 с.
11. Петренко, С.С. Психологические условия построения развивающего музыкального обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук / С.С. Петренко. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 190 с.
12. Римский-Корсаков, Н.А. Избранные статьи / Н.А. Римский-Корсаков. – М., 2016. – 90 с.
13. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. П. Паландишвили. – М.: Академия, 2016. – 233 с.
14. Теплов, Б.М. Основные музыкальные способности / Б.М. Теплов // Музыка в школе. – 2014. – №5. – С. 8-69.
15. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2014. – 315 с.