Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №58685

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы творческих способностей младших школьников
1.1. Сущность и характеристика основных понятий
творческих способностей
1.2. Особенности развития творческих способностей в
младшем школьном возрасте 1
1.3. Теоретический анализ методик и технологий
диагностики творческих способностей 7
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей младших школьников 4
2.1. Организация диагностических процедур выявления
творческих способностей 4
2.2. Анализ опыта работы школьного психолога по развитию
творческих способностей 9
2.3. Методические рекомендации организации работы
школьного психолога по развитию творческих способностей 6
младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ 4


Актуальность темы исследования состоит в том, что на сегодняшний день в эпоху научно-технического прогресса обстоятельства жизни, становясь разнообразнее и сложнее, требуют от индивида не использование шаблонных действий в решении важных задач, а гибкости мышления и нестандартного подхода к устранению проблем разного уровня, активизируя тем самым собственные творческие способности.
Наиболее сензитивен для развития творческих способностей младший школьный возраст, так как школа является одним из основных источников формирования оптимальной среды, способствующей более полному развитию и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Накопленный педагогический и психологический опыт как зарубежных, так и отечественных ученых помогает наиболее полно погрузиться в проблему диагностики развития творческих способностей младших школьников. С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и многие другие ученые в своих исследованиях установили, что младший школьный возраст особенно актуален для формирования творческих способностей, так как происходящие в психике изменения на данном возрастном этапе свидетельствуют о широком диапазоне развития и применения данных способностей.
Экспериментальные психологические исследования Р.М. Грановской, А.А. Леонтьева, Б.Б. Коссова раскрывают вопросы развития творческих способностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности. В данных работах отмечается, что для обеспечения эффективного развития творческих способностей младшим школьникам необходимо освоение доступных видов творческой деятельности.
Объект исследования -процесс организации работы психолога по развитию творческих способностей в условиях школы.
Предмет исследования - формы и методы развития творческих способностей младших школьников в работе психолога.
Исходя из вышеизложенного, была сформулирована цель исследования - изучить специфику организации работы психолога по развитию творческих способностей младших школьников, осуществить экспериментальную работу по изучению опыта работы школьного психолога.
Цель, объект, предмет исследования позволили сформулировать задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность основных понятий творческих способностей.
2. Изучить особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
3. Провести теоретический анализ методик и технологий диагностики творческих способностей.
4. Раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики творческих способностей.
5. Провести диагностическое исследование творческих способностей младших школьников, изучить опыт работы школьного психолога.
6. Сформулировать психолого-педагогические выводы по итогам экспериментального исследования творческих способностей младших школьников.
7. На основе полученных выводов выявить особенности организации работы психолога по развитию творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников будет успешным при соблюдении следующих условий:
- учете возрастных особенностей младших школьников;
- использовании специальной психолого-
педагогической программы по развитию творческих способностей младших школьников;
- привлечении к реализации психолого - педагогической программы младших школьников.
Теоретико- методологическую основы исследования составили:
- Психолого-педагогические труды о развитии личности Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и других.
- Исследования проблемы диагностики развития
творческих способностей младших школьников В.Н. Дружинина, Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса.
- Экспериментальные психологические исследования по развитию творческих способностей Р.М. Грановской, А.А. Леонтьева, Б.Б. Коссова.
- Методики диагностирования творческих способностей младших школьников Е.Е.Туник, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой, Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Г.Дэвиса, Л.Ю. Субботиной.
В данной работе использовались следующие методы исследования:
- Изучение и анализ литературы, статей и документов по теме исследования;
- Наблюдение и тестирование;
- Количественный и качественный анализ полученных
данных;
- Анализ результатов.
Практическая значимость нашего исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества организация работы психологов по вопросам выявления, развития и использования творческих способностей младших школьников становится необходимой, так как происходят изменения, связанные с пониманием данного понятия. Грамотно выстроенная работа с родителями, педагогами и детьми способствует гармоничному развитию личности школьника, обогащая его культурно-духовный уровень, формируя мироощущение.
Указанная выше практическая значимость исследования позволила нам сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Организация работы психолога по развитию творческих способностей младших школьников».
Основными этапами исследования являются:
1 этап - изучение научной литературы по проблеме исследования;
2 этап - организация эмпирической работы по развитию и диагностики творческих способностей младших школьников;
3 этап - анализ результатов проведенного эмпирического исследования.
Экспериментальная работа в рамках нашего исследования проводилась в течение третьей четверти (январь - март 2018 года), базой исследования являлась МБОУ «Гимназия № 36» г. Ростова-на- Дону.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог всей работы, мы приходим к выводу о том, что активизировать и развить потенциальные творческие способности учащихся младшей школы возможно путем работы с их компонентами. Школа сегодня является основным источником формирования благоприятной среды для их раскрытия.
Проанализировав полученную информацию, мы можем выделить обобщенное понятие творческих способностей. Таким образом, творческими можно считать способности, которые присуще человеку, и при использовании которых можно получить нечто качественно новое, ранее не существовавшее.
Также творческие способности младших школьников - важная часть учебного процесса, отражающая совокупность свойств и качеств личности, которые необходимы для успешного осуществления деятельности, носящей творческий характер, поиска новых, оригинальных и нестандартных решений в разных ее видах.
Развитие творческих способностей в целом и их компонентов зависит от окружения младшего школьника, видов общественной деятельности, в которые он включен, его индивидуального развития, а так же связано с такими психическими процессами, как: творческое мышление и воображение, способствующие поиску новых решений.
Следует отметить, что на сегодняшний день велика роль школьного психолога в работе по вопросам гармоничного развития творческой составляющей личности каждого младшего школьника. Организовывая свою работу, связанную с развитием творческих способностей младших школьников, психолог должен провести комплексную диагностику, применяя методы, которые стимулируют творческую активность школьников, проводить консультации для учителей, работающих в начальной школе, и родителей школьников.
Комплексная диагностика позволяет избежать ошибок в утверждении выводов о творческих способностях каждого младшего школьника. Получая качественные, точные результаты, специалист может выбрать правильную стратегию индивидуальной и групповой работы с учащимися.
Консультации учителей связаны с тем, что для полноценного развития творческих способностей у детей, необходимые компоненты должны иметь и взрослые, которые с ними работают.
Взаимодействие с родителями - одна из важнейших составляющих работы школьного психолога, так как без этого диагностика может оказаться неполной, что может сказаться на трудностях развития творческих способностей у младших школьников.
В завершении работы необходимо отметить, что:
- цель нашего исследования, заключающаяся в изучении специфики организации работы психолога по развитию творческих способностей младших школьников и осуществлении экспериментальной работы по изучению опыта работы школьного психолога, достигнута;
- сформулированные в начале исследования задачи выполнены;
- выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась;
- выполнение исследования проходило последовательно, согласно утвержденным этапам.



1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников// Начальная школа.2008.
2. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.//Начальная школа.- 2004.
3. Библер В.С. Мышление как творчество.//Введение в логику мысленного диалога.-М.,2009.
4. Большой психологический словарь. //Под ред. Б.Г. Мещеряковой, Я.П. Зинченко. - М.,2010.
5. Введение в психодиагностику.//Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М., 2007.
6. Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.//Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение,2001.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т.//Овладение вниманием. М., 2008.
9. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта.// Психология мышления. / Под ред. А.М.Матюшкина. - М., 2012.
10. Дружинин В. Н. Психология: Учебник для
гуманитарных вузов. - М., 2006.
11. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.
12. Дьяченко О.М., Кириллова А.И.О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 2010.
13. Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.
14. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,2003.
15. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ- 2-еизд.,перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2011.
16. Крутецкий В.Н. Психология.- М.: Просвещение, 2004.
17. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Изд-во «Наука», 2009.
18. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипновой; отв. ред. В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2012.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология // В.С.Мухина. - М.: Академия, 2004.
20. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Владос. 2001г.
21. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001.
22. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.,2006.
23. Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 2007.
24. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика: учеб. пособие.-//Я.А. Пономарёв.-М.: Педагогика, 2005.
25. Психическое развитие младших школьников / Под ред.
В. В. Давыдова. - М., 2012.
26. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 2013.
27. Субботина Л. Ю. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник В. Н. Куров. — Ярославль : Академия развития, 2004.
28. Субботина, Л.Ю. Развитие воображение детей: учеб. пособие.- // Ярославль.: Академия развития, 2003.
29. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - С.-Пб., 2002г.
30. Теплов Б.М. Способности и одарённость//Проблемы индивидуальных различий.-М., 2011г.
31. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 2008.
32. Туник Е.Е. Опростник креативности Джонсона. СПб.: УПМ.2009.
33. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.
34. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 2011.
35. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ