ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения окказионального словообразования 6
1.1. Понятие окказионализм. Потенциальные и окказиональные слова 6
1.3. Окказионализмы как вид словотворчества 19
1.4. Понятие поэтический язык 29
Выводы по I главе 30
Глава II. Способы образования окказионализмов в поэтических текстах современных поэтов 32
2.1. Языковые особенности современных поэтических текстов 32
2.2. Основные тенденции развития современной поэзии 34
2.3. Индивидуальные авторские новообразования современных поэтов 37
2.4. Основные тенденции образования окказионализмов в языке поэзии XX- XXI веков
(сравнение с работой Александровой О.И. ) 49
Выводы по II главе 53
Глава III. Методические рекомендации по изучению окказионального словообразования в школе 55
3.1. Изучение словообразования в школе. Раздел словообразования в школьных программах и
учебниках 55
3.2. Методика изучения окказионального словообразования 72
3.3. Конспект урока русского языка по окказиональному словообразованию 78
3.4. Технологическая карта урока русского языка по окказиональному словообразованию 83
Выводы по III главе 91
Заключение 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На протяжении длительного времени многие ученые выделяют проблему взаимосвязи языка и речи на словообразовательном уровне. Творческое наследие современных поэтов представляет собой неординарное и индивидуальное явление. В их произведениях присутствуют образование новых слов, а именно окказиональных. Для поэтов-современников характерен ярко выраженный индивидуальный стиль, который сформировался еще в начале их творческой и литературной деятельности. Анализируя окказиональное словообразование, мы также рассматриваем и его творческую сторону. Данное словообразование ориентировано не на существующие в языке правила, а на его языковые возможности. Окказионализмы - это доказательства того, на что может быть способен язык при создании новых слов.
Словотворчество можно рассматривать не только как результат авторской деятельности, но и как индивидуально-авторский прием, который используют поэты для создания своих произведений.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости решения задач, связанных с образованием и употреблением окказиональных слов в русском языке, а также с изучением, анализом и выявлением основных тенденций индивидуально-авторского словообразования. Структурно¬семантический и функциональный анализ окказионализмов поэтов дает возможность установить и описать стилистические предпосылки словообразования, характерные для литературы XX -XXI веков.
Объектом нашего исследования стали поэтические произведения поэтов XX-XXI веков, а также функциональные особенности и тенденции образования окказионализмов в языке современной поэзии.
Предметом исследования выступают поэтические окказионализмы и особенности их функционирования в современных текстах.
Цель данного исследования заключается в изучении особенностей окказионального словообразования в современном русском языке, а также в выявлении и описании основных типов окказиональной лексики в языке современной поэзии.
Для реализации данной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1) на основе анализа научной литературы дать характеристику окказионализмам, выявить особенности их функционирования и их классификации;
2) выявить основные способы образования окказиональных слов в современном русском языке;
3) провести анализ способов образования окказиональных слов в творчестве современных поэтов;
4) охарактеризовать функциональные особенности индивидуально - авторских новообразований в текстах стихотворений поэтов;
5) установить специфику окказионального словотворчества современных поэтов.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: метод сплошной выборки, сравнительный анализ, классификация.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка комплексного описания структурно-семантических и функциональных особенностей индивидуально-авторских новообразований в художественных произведениях современных поэтов. Новизна работы обеспечивается также тем, что в научный оборот впервые вводятся тексты поэтов XXI века, до сих пор не становившимися предметом лингвистического анализа.
Материалом для исследования послужили стихотворения поэтов конца XX - начала и середины XXI века. Это творчество таких поэтов как: Клишин О.Н., Макаренков В.В., Меламед И.С., Аргутина И.М., Варламов И.В., Юргенсон Т.В., Полянская Е.В., Михаил Айзенберг, Максим Амелин, Евгений Бунимович, Юрий Визбор, Евгений Евтушенко, Вера Полозкова, Михаил Еремин, Владимир Аристов, Констриктор Борис, Лев Рубинштейн и многие другие. Этих поэтов объединяет общая цель - создать новые слова, для того, чтобы показать свою индивидуальность, образность и выразительность своей речи.
Методологической базой исследования послужили идеи и концепции, представленные в трудах отечественных лингвистов, которые занимались проблемой окказиональности: Н.В. Бабенко, В.В. Лопатина, Э.И. Ханпиры, А.Г. Лыкова, О.С. Ахмановой, Г.О. Винокура, В.М. Маркова, Г.А. Николаева, Т.М. Николаевой, Э.А. Балалыкиной.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном анализе словотворчества современных поэтов. Результаты исследования дают возможность более полно охарактеризовать стилистические ресурсы русского словообразования.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать в практике школьного преподавания таких дисциплин, как словообразование, стилистика русского языка, культура речи; в разработке факультативных и внеклассных занятий, посвященных окказиональному словообразованию. Данные, представленные в исследовании, могут быть полезны при создании словарей окказионализмов, в том числе и словаря новообразований современных поэтов.
Структура данной дипломной работы строилась, исходя из поставленных целей, предмета и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая часть посвящена изучению теоретических основ и накоплению опыта исследования в области окказионального словообразования. Вторая глава представляет собой результаты практических работ с исследуемым материалом, а также анализ и сопоставление окказиональных моделей образования новых слов у поэтов XX - XXI веков. Третья глава - методические рекомендации и указания к работе с данной темой, а также представлен конспект урока и технологическая карта урока, позволяющие, опираясь на изученный материал, подробно и понятно объяснить основные результаты исследования учащимся. Заключение подводит итог всей проделанной работы, подтверждает выдвинутые гипотезы.
В данном исследовании рассмотрены основные способы образования окказионализмов в современном русском языке. Мы рассмотрели значительное количество стихотворений поэтов XX и XXI веков. Выбранная нами тема является актуальной. Актуальностью нашей темы обусловлениа неизученностью образования окказиональных слов в языке современной поэзии. Большой интерес представляют особенности образования окказионализмов в современном русском языке. Их специфика является важным звеном для понимания основной темы поэтов и интерпретации поэтических произведений в русском языке.
Материалом для исследования послужили стихотворения поэтов конца XX - начало и середина XXI века. Это творчество таких поэтов как: Клишин О.Н., Макаренков В.В., Меламед И.С., Аргутина И.М., Варламов И.В., Юргенсон Т.В., Полянская Е.В., Михаил Айзенберг, Максим Амелин, Евгений Бунимович, Юрий Визбор, Евгений Евтушенко, Вера Полозкова, Михаил Еремин, Владимир Аристов, Констриктор Борис, Лев Рубинштейн и многие другие. Этих поэтов объединяет общая цель - создать новые слова, для того, чтобы показать свою индивидуальность, образность и выразительность своей речи.
Мы пришли к выводу, что окказиональные слова можно считать средствами выразительности, так как они придают произведению эмоциональную окрашенность, с их помощью авторы могут передавать настроение лирического героя, цветопись и звукопись своего произведения.
Окказиональные слова употребляются только в данном контексте, они не входят в язык, так как в своей структуре имеют не характерные для языка способы образования.
В данном исследовании были отмечены основные способы образования окказиональных слов: словообразовательные, фонетические, семантические, графические, синтаксические.
Анализ способов образования окказиональных слов выявило, что наиболее частотными является способ словосложения. Небольшое количество окказионализмов образовано конфиксальным, суффиксальным, постфиксальным способами. Образование новых слов для поэтов не было самой целью. Они сознательно реализуют те особенности, возможности русского языка, которые помогают им наиболее полно и ярко выражать свои мысли.
1. Александрова О.И. Русское поэтическое словотворчество// Традиции и новаторство в поэтическом языке. Научные тр. Куйбышевского пед. ин-та. Куйбышев, 1978. Т.281. С 3-73.
2. Александрова Н. Окказиональные слова как средство экспрессивизации газетного текста. - М. 2001.- 22с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М. 1966. - 607 с.
4. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии.- М. 1957. -294с.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М. 2005. - 576 с.
6. Ахметьева И.А., Шейнкер М.Я. Поэзия второй половины XX века. -М. 2002. -696 с.
7. Бабайцева В.В. Программы для общеобразовательных учреждений. - М. 1996. - 48 с.
8. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте (структурно-семантический анализ). - Кал.1997.- 84 с.
9. Бабенко Н.Г. Язык русской прозы эпохи постмодерна: динамика лингвопоэтической нормы.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук.- Санкт-Петербург. 2008. - 44 с.
10. Балалыкина Э.А., Николаев Г.А. Русское словообразование. - Казань: Каз.унив. 1985. - 182 с.
11. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.» /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова . -М.: Просвещение. 1990. - 368 с.
12. Винокур Г.О. О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов.- М.: Высш. шк., 1991. - 481 с.
13. Вопросы языкознания. 1954 №4
14. Габинская О.А. Типология причин словотворчества.- Воронеж. 1981.¬176с.
15. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М. 1997. - 2с.
16. Дрога М.А. Изучение неологизмов в школе/ Педагогика и психология образования №2.- М. 2004.- С.62-64
17. Караулов Ю.Н. Большой российский энциклопедический словарь русского языка. -М. 1997.- 780 с.
18. Климас И.С. Окказиональное слово в разных языковых стратах. -Курский гос.ун-т. 2012.- 8с.
19. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Е.И. Литневской. - М.: Академический проект. 2006. - 590 с.
20. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. - М. 1973. - 150 с.
21. Лыков А.Г. Современная русская лексикология. Русское окказиональное слово. М. 1976. - 120 с.
22. Мицул Н.Д., Метликина Л.С. Окказиональные слова и их изучение в школе// Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - Т.11. - С.1056¬1060.
23. Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект.
- Ростов-на-Дону. 1986. - 230 с.
24. Николаев Г.А. Лекции по русскому словообразованию.Казань: Казан.гос.ун-т, 2009.- 188 с.
25. Пахомова М.А. Окказиональные слова и словари окказионализмов. - М. - 8 с.
26. Розенталь Д.Е., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.: Просвещение. 1985. - 280с.
27. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - в 3 частях. Часть 2/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 10-е изд., стер.-М.: Мнемозина. 2013.- 167 с.
28. Соколова Л.Л., Яковлева Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. - СПб: Стратегия будущего. 2008. - 180 с.
29. Спиридонов А.В. Функционально-смысловые типы окказиональной лексики в произведениях Василия Аксенова.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Казань. 2014. - 22 с.
30. Тараканова И.В. Окказиональные слова в идиолекте У. Фолкнера как проблема филологической герменевтики. - Хабаровский гос.пед.ун-т. 2003. - 25 с.
31. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.:
«Просвещение». 1980. - 414 с.
32. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М.: Рус.яз., 2-е изд. 1990.
33. Фельдман Н.Н. Окказиональные слова и лексикография// Вопросы языкознания. 1957 №4. С.64-73.
34. Ханпира Э.Н. Окказиональное словообразование В.В. Маяковского (отыменные глаголы и причастия).// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М. 1966. - 16 с.
35. Хомяков В.К. К юбилею Омской писательской организации./
Литературный Омск. -2002.- №1. - С.3-13.
36. Хромова С.А. Индивидуально-авторское словотворчество в его
отношении к языковому образовательному стандарту. - С.2007.
37. Яранцев В. «Синие окна» Олега Клишина./ Складчина: литературный альманах. - Омск. 2008.- №1 (февраль) .- С.117-124.
Сборники стихотворений
1. Вишневский В.П. Акын online. Любимая, я знаю, ты в сети.- М.: АСТ. 2015.- 288 с.
2. Книга, ради которой объединились поэты, объединить которых
невозможно. - М.: РИПОЛ классик, 2010.- 272 с.
2. Лукин Б. Наше время. Антология современной литературы России: поэзия и проза. - М.: Издательство журнала «Юность». 2011. -416 с.
3. Лунина Елена. Чем стоит делиться друг с другом. Сборник стихов.-М.: Издательство «Спорт и Культура -2000». 2016.- 288 с.
4. Откровения. Сборник стихов поэтов-непрофессионалов.- Казань: ЗАО «Новое знание», 2008. - 320 с.
5. GENIUS LOCI. Современная поэзия Москвы и Петербурга. - М.:
Издательство Руслана Элинина, 1999, 192 с.