Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Введение 3
1. Игровая деятельность. Характеристика игровой деятельности как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте 5
2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 14
3. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ОНР III уровня 21
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 31
В процессе решения игровых задач ребенок развивает свои творческие способности и умения. В отличие от обучения, в процессе игры развитие и становление личности ребенка происходит с опорой на заинтересованность, в то время как в обучении все опирается на исполнительские черты ребенка.
С помощью игры ребенок познает мир и себя. Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), несмотря на понимание педагогами ее важности и приоритета, нуждается в доработке. Часто педагоги ДОУ используют игры только в качестве закрепления обучающего материала. Это не совсем правильно, так как исключает возможность проявить детям в играх самостоятельность, творческую активность. А порой и вовсе, то время, которое должно быть посвящено игровой деятельности детей, используется для подготовки к праздникам, утренникам. Таким образом, происходит недооценка игровой деятельности дошкольников.
Объект исследования – особенности игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования – педагогические условия развития игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы обосновать педагогические условия развития игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить литературные источники по проблеме исследования;
- установить уровень развития игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня;
- подобрать игры, способствующие развитию игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня.
- выявить эффективность проведённой экспериментальной работы.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- реферирование;
- качественный и количественный анализ данных.
Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры дошкольник знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.
Игра является преимущественно частью жизни детей дошкольного возраста. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной (первичной) социализации. Несмотря на то, что она полностью контролируется взрослыми (родителями, воспитателями, учителями), все же дети очень легко воспринимают любые проявления в обществе, обладают легкой обучаемостью, их психика гибкая, а нервная система пластичная. В этом возрасте ребенка очень легко избаловать, или наоборот, так же легко обидеть, взрастить в нем комплексы, которые он пронесет через всю свою жизнь, и которые закрепятся в его психическом состоянии.
У детей с нарушением развития речи игровая деятельность характеризуется однообразностью сюжетов. Включение таких детей в игровую деятельность требует от них больше времени. В зависимости от степени дефекта дошкольников с ОНР используются игры, которые развивают высшие психические функции, а также формируют словообразование и словарный запас.
В процессе игровой деятельности часто дети с общим недоразвитием речи проявляют повышенную возбудимость, агрессивность, обидчивость, реже – вялость, апатию, излишнюю ранимость. В этой связи они нуждаются в коррекционных занятиях, без которых в дальнейшем невозможно будет полноценное обучение в школе.
1. Авдулова, Т. П. Психология игры : современный подход [Текст] / Т. П. Авдулова. – Москва : Академия, 2015. – 402 с.
2. Антонова, Т. В. Игровая деятельность и взаимоотношения дошкольников в игре [Текст] / Т. В. Антонова, О. М. Гостюхина / Под ред. Т. А. Репиной. – Москва : Эксмо, 2012. – 189 с.
3. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 458 с.
4. Выготский, Л. С. Становление игры в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 74-79.
5. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 23-48.
6. Гавриш, С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников [Текст] / С. В. Гавриш // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 51-52
7. Дмитриева, Е. Проблемные дети. Развитие через общение. Практическое пособие [Текст] / Е. Дмитриева. – Москва : Аркти, 2015. – 68 с.
8. Иванова, А. А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр [Текст] / А. А. Иванова // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 74-77.
9. Коваленко, Б. И. Коммуникативная деятельность детей с нарушением речи [Текст] / Б. И. Коваленко // Дефектология. – 2016. – №1. – С. 45-51.
10. Козырева, О. А. Организационно-методические вопросы логопедической работы с детьми, имеющими отклонение в развитии [Текст] / О. А. Козырева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 46-55.
11. Корнева, П. О. Дефектология [Текст] / П. О. Корнеева. – Москва : Инфра-М, 2014. – 522 с.
12. Коробов, Л. Д. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты [Текст] / Л. Д. Коробов. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 380 с.
13. Кудрявцева, Л. А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Кудрявцева. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
14. Кукушкина, Е. Ю. Играем и учимся дружить [Текст] / Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 174 с.
15. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. – Москва : Академия, 2012. – 463 с.
16. Лалаева, Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. Методические рекомендации [Текст] / Р. И. Лалаева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 224 с.
17. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – Москва : Инфра-М, 2015. – 369 с.
18. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – Москва : Издательство: Красанд, 2015. – 321 с.
19. Лиман, Н. А. Межличностное общение в условиях дошкольной организации [Текст] / Н. А. Лиман // Детский сад от А до Я. – 2015. – №5. – С. 47-52.
20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. – Воронеж : Модэк, 2015. – 384 с.
21. Лосева, И. И. Теории и технологии социально-коммуникативного и речевого развития детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. И. Лосева. – Ульяновск : Зебра, 2016. – 258 с.
22. Марьяшина, О. С. Формирование культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности [Текст] / О. С. Марьяшина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.
23. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. 2-е изд., испр. [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. – 96 с.
24. Морозова, Н. Е. Дошкольная педагогика [Текст] / Н. Е. Морозова. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 359 с.
25. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина – Москва : Академия, 2014. – 456 с.
26. Pay, Е. Ф. Логопедия [Текст] / Е. Ф. Рау. – Москва : Инфра-М, 2010. – 463 с.
27. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей с нарушениями речи [Текст] / П. Д. Рогова. – Нижний Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
28. Симакова, Т. А. Учимся, играя: логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2015. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
29. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. – 158 с.
30. Терентьева, Ю. В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с патологиями речи в дошкольном возрасте [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 33-36.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 225 с.
32. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Москва : Академия, 2015. – 285 с.
33. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2011. – 469 с.
34. Яцекова, Г. Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения [Текст] / Г. Л. Яцекова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 423 с.